По представлениям Маркса и Энгельса,
грядущая социалистическая революция должна была
быть мировой. Роль ее гегемона отводилась
рабочему классу континентальных промышленно
развитых стран Западной Европы, т.е. в самую
первую очередь Германии и Франции. Пролетариату
Англии при этом отводилось второстепенное
значение, поскольку буржуазии Великобритании к
концу XIX века удалось сильно ослабить его
революционный потенциал посредством подчинения
тред-юнионизму. Вместе с тем основоположники
научного коммунизма считали, что грядущая
мировая революция должна была начаться со
всенародного антиправительственного восстания,
буржуазной революции, в России, которая
(последняя) играла тогда весьма существенную
роль в мировой политике - как мировой жандарм.
Представляя будущую мировую революцию
таким образом, Маркс и Энгельс не ставили при
этом вообще задачи создания партии
революционных социал-демократов в России. В том
плане, в каком им виделась ближайшая
революционная перспектива, такая задача могла
ставиться и выполняться факультативно. Другими
словами, ее постановка и выполнение сами по себе
отнюдь не противоречили основополагающим
принципам марксизма, но скорее вытекали из него
как естественные логические следствия. Для этого
требовались только наличие в стране некоторого
количества пролетариата и достижение его
передовым слоем достаточно высокого уровня
сознательности.
Плеханов перешел от народничества к
марксизму в момент, когда эти условия появились в
минимально достаточном виде. Ленин активно
вступил в движение, можно сказать, в момент
начала массового рабочего движения в России,
когда условия, о которых идет речь, успели
увеличиться до уровня полной достаточности. А
вместе с тем изменилась и постановка вопроса о
грядущей мировой революции научным коммунизмом,
которая у Маркса, Энгельса и Плеханова совпадала.
Если в доленинском научном коммунизме
пролетариату России и его партии, которая в
близком будущем могла быть создана, отводилась
факультативная роль, то в ленинском научном
коммунизме рабочий класс нашей страны и его
партия начали приобретать все более
существенное значение, отодвигая вместе с тем на
второстепенные роли пролетариат и партии
Германии и Франции, которым в марксовом научном
коммунизме отводилось фактически монопольное
место.
Рассматривая ленинский научный
коммунизм в таком плане, мы можем легко выделить
сразу два основных периода его развития. В первые
20 лет своего существования (1894-1914 гг.) ленинизм не
выходил за пределы вышеописанного представления
доленинского научного коммунизма о грядущей
мировой революции.
В 1915 г. был сделан вывод о возможности победы
социалистической революции первоначально в
одной стране, находящейся в сплошном
капиталистическом окружении, в частности, в
России. Предполагалось, что период период
пребывания в сплошном капиталистическом
окружении будет недолгим - до нескольких лет.
Однако практика в дальнейшем показала
ошибочность представления о длительности этого
срока. Соответственно этому правомерно
заключить, что первый период второго этапа
развития ленинизма продолжался с 1915 по 1919 г.
Затем Ленин был вынужден
констатировать, что периоду пребывания в
сплошном капиталистическом окружении суждено
длиться несколько десятилетий вплоть до
окончания представлявшейся неизбежной в будущем
новой мировой войны, побочным продуктом которой
должен был явиться каскад социалистических
революций в промышленно развитых странах. Так
оно и произошло затем в действительности, и
соответственно тому мы имеем право датировать
второй период второго этапа развития ленинизма
1920 - вторая половина 1940-х гг.
А в плане разведения понятий марксова
и ленинского научного коммунизма правомерным
будет противопоставлять первый второму в их
наиболее развитых формах, а именно сравнивать
марксизм с ленинизмом заключительного, второго
периода второго этапа его развития.
Здесь мы должны в самую первую очередь
обратить внимание на то принципиальнейшее
различие, что доленинскому научному коммунизму
задачи совершающейся социалистической
революции виделись в некоей исторической
перспективе, а ленинизм занимался уже их
практическим разрешением. В таком
общетеоретическом плане оба учения
представляются тождественными. Различия
выступают только уже при более детальном,
конкретном рассмотрении.
Доплехановский научный коммунизм
совсем не включал в себя категории российского
рабочего класса. В ленинизме ей придавалось
первостепенное значение и она помещалась в один
ряд с категориями пролетариата всех остальных
промышленно развитых стран. Вместе с тем
приобретал ключевую роль вопрос о той конкретной
роли, которую русский пролетариат должен был
играть в этом ряду. Он поднимался и
рассматривался также и в непротиворечившем
марксову плехановском научном коммунизме. По
Плеханову, историческим призванием российского
рабочего класса было участие в буржуазной
революции в стране. С точки зрения мировой
революции, как последняя представлялась
основоположникам, этого было уже, во всяком
случае, по самой минимальной мере, достаточно.
При несколько ином стечении
исторических обстоятельств буржуазная
революция в России, как это представлялось
Марксу и Энгельсу, могла произойти еще и при их
жизни, т.е. в последнем двадцатилетии XIX в. И
внутри страны эта революция могла заполучить не
марксистское, а буржуазное теоретическое
обоснование. Другими словами, объективно перед
Плехановым в момент, когда он выступил
родоначальником русского марксизма, стояла не
глобальная мировоззренческая, а частная,
конкретная революционная задача приложить
применительно к России самую общую схему
марксизма в целях переориентации и подготовки
революционеров страны на совершение не
социалистической (как представлялось
народникам), а буржуазно-демократической
революции. Причем, в начале 1880-х гг., когда это
происходило, было еще совершенно неясно, как
скоро произойдет буржуазная революция, будет ли
она единовременной или ее придется совершать в
несколько этапов и в чем будет заключаться
содержание каждого из них. По самому условию
задачи на описанном уровне абстракции эта схема
объективно изначально не могла вполне
согласовываться с марксизмом основоположников.
Постольку мировоззрение Плеханова, порвавшего с
народничеством, с самого начала отнюдь не могло и
не должно было быть до конца последовательно
марксистским. В тот момент для него было
совершенно достаточным совпадать с марксизмом
по форме в существеннейших моментах. Другими
словами, в тот момент мировоззрение Плеханова
могло
быть скорее в действительности
объективистским - воспроизводящим в точности ту
же самую форму, но имеющим в корне отличное
содержание, но это давало уже, тем не менее,
достаточное основание для того, чтобы признавать
его на тот момент, период адекватным учению
Маркса и Энгельса.
Суть в том, что до выступления
Плеханова в качестве русского неофита марксизма
передовая отечественная общественная мысль была
в состоянии предъявить только одну альтернативу.
Первой составляющей выбора было революционное
народничество, а другой - позитивистский
катедер-социализм, который положительно
принимал все учение Маркса за исключением его
смыслообразующей революционной части. Поэтому
потенциально движение передовой общественной
мыли России того времени к марксизму было
возможным с одного из этих двух основных
направлений.
В переводе на
тот язык, на котором я представлял рассматриваемый сюжет выше, перейти к
марксизму тогда в России можно было от объективного идеализма Гегеля или от
метафизического материализма Фейербаха. Маркс двигался к открытию собственного
учения от Гегеля, творчески усваивая критику последнего Фейербахом. Русские
народники уже пришли от
Фейербаха, достойнейшим аналогом которого у нас
в стране выступил Чернышевский, к народничеству,
т. е., прошли вперед, но совершенно не в ту сторону,
в которую им следовало двигаться. И чтобы попасть
на правильный путь, им следовало затем еще раз
отступить назад к Гегеля, чтобы затем еще раз
заново, по-творчески, переосмыслить Фейербаха и
Чернышевского. Такую именно сложную траекторию
развития и поимело мировоззрение Плеханова в
канун его перехода к марксизму.
А в то же самое время в стране имелись
представители интеллигенции, непринимавшие
народнических взглядов с позиций
катедер-социализма, переводившие, подобно
супругам Яковенко, произведения Маркса и
Энгельса на русский язык. В отечественной
историографии их окрестили ранними марксистами,
хотя в действительности они марксистами не были
ни в коей мере. К таким именно "марксистам" и
относились участники группы Благоева,
мировоззрение которых оставалось в целом
революционно-народническим.
Что же касается Плеханова, то в тот
момент на фоне всех остальных передовых
мыслителей он воспринял марксизм настолько
адекватно, насколько это позволяла и требовала
существовавшая в стране историческая
обстановка, и постольку ему принадлежит
историческая заслуга родоначинания
отечественной революционной социал-демократии,
выдвижения перед ней правильных задач - создания
марксистских кружков, а затем на их базе - партии,
подготовки к зревшей в России
буржуазно-демократической революции.
Но к тому времени, когда буржуазная
революция в России практически действительно
созрела, самоограничение революционных
социал-демократов плехановской постановкой
задачи стало неверным. Если в те времена, когда
еще были живы Маркс и Энгельс, молодая российская
буржуазия была достаточно сильна для того, чтобы
иметь шансы победоносно возглавить
демократическую революцию, но притом слишком
неразвита и
слаба для того, чтобы унаследовать от царизма
роль мирового жандарма, то с начала XX века в этом
отношении ситуация полярно переменилась.
Прогресс развития капитализма,
социал-демократического и массового рабочего
движения в России, совершившийся до начала ХХ
века, сделал возможной и единственно правильной
постановку задачи гегемонии рабочего класса в
грядущей буржуазной революции. Эта постановка
задачи и стала первым исторически обусловленным
качественным отличием ленинизма от доленинского
научного коммунизма. В ленинизме российский
пролетариат, можно сказать, отсутствовавший как
историческая реальность в марксизме, вступил в
общий ряд национальных отрядов мирового
рабочего класса и начал играть в нем
полноправную роль.
Поскольку категория русского
пролетариата отсутствовала в первоначальном
марксизме, постольку последний и не рассматривал
его национальных особенностей. А между тем этот
вопрос был исключительно важным. Можно даже
сказать, что исторический водораздел между
доленинским марксизмом и ленинизмом проходит с
момента его выдвижения, а именно, с момента
возникновения РСДРП(б).
Исходя из основополагающих принципов
марксизма и ленинизма, рабочий класс России был
развит значительно менее пролетариата передовых
западноевропейских стран и потому исторически
объективно он не мог играть роли, отводившейся
последнему. Его предназначением было победить в
первой в истории социалистической революции в
отдельно взятой стране и выстоять, удержать свою
власть до победы мировой революции, фактически
происшедшей в исходе Второй мировой войны. Затем
он должен был передать инициативу в дальнейшем
продвижении вперед революционного процесса
пролетариату более развитых капиталистических
стран, где, как предполагалось, победят
социалистические революции.
Ленин, далее, считал более вероятным
для будущего случай, в котором не удастся
выполнить такую задачу успешно с первой попытки
и построенный социализм (точнее, его элементы)
усилиями рабочих нескольких стран придется
неоднократно перестраивать заново, начиная с его
фундамента. Именно в такую полосу исторического
развития человечество вступило впервые на
рубеже 1980-х - 1990-х гг.
Отсюда понятно, что, по представлениям
Ленина, диктатура пролетариата в СССР
первоначально исторически закономерно должна
была реализоваться в форме только
первоначального, казарменного коммунизма. В этом
Владимир Ильич отдавал себе полный отчет, и это
его нисколько не смущало (см. его статью "По
поводу записок Суханова"). С позиции автора
"Экономическо-философских рукописей 1844 г."
такой подход не был "марксистским", но в 1844 г.
Маркс в конечном счете на позициях научного
коммунизма сам не стоял. Марксизм, как известно,
начинается с призыва "Пролетарии всех стран,
соединяйтесь!", впервые прозвучавшего в самом
конце "Коммунистического манифеста" в 1848 г. Качественное
отличие во взглядах Маркса 1844 и 1848 г. выявилось в
том, что в те годы в его мировоззрении появилась
центральная, несущая на себе все остальные, менее
значительные элементы, категория - диктатуры
пролетариата как переходного периода между
классово-антагонистической и коммунистической
формациями. Полностью избежать период грубого
коммунизма в эпоху диктатуры пролетариата было
практически невозможно, но реально было свести
продолжительность и неизбежные издержки этого
периода к минимуму. Кроме того, имелась
потенциальная возможность значительно менее
драматичного, по сравнению с тем, что мы
переживаем сейчас, перехода от казарменного
коммунизма на более высокую качественную
ступень строительства социализма в мире.
Таким образом, в своей сущности
марксизм Плеханова того периода, когда он
совпадал с научным коммунизмом, ничем не
отличался от самого себя более позднего периода.
Только применительно к изменившейся
исторической реальности (когда в стране возникло
и развилось массовое рабочее движение) он оказался
устаревшим, анахроничным. Однако, неправомерными
претендуя на ортодоксальность, марксизм
Плеханова обернулся в оппортунизм.