Тогда, когда Ленин и Каутский
полемизировали по этому вопросу, он еще
только-только появлялся и был почти не актуален.
Конкретно имелось в виду
национально-освободительное движение в Китае,
которое окончательно победило лишь полвека
спустя. Но вместе с тем сильно изменилась и сама
постановка вопроса. Если в конце XIX века
существовали традиционные колонии, мало
изменившиеся с тех пор, когда они появились
впервые, то в период после 2-й Mировой войны
колониальная система совсем рухнула. На мировом
рынке появились новые политически
самостоятельные участники с собственными
национальными интересами и притязаниями, чего
еще не было в XIX веке.
Еще в самом начале перестройки с
легкой ненавязчивой подачи Идеологического
отдела ЦК КПСС, возглавлявшегося тогда
господином Медведевым, стало всеобщим правилом
выносить в скобки специфические интересы
социализма, труда, которые, согласно
основополагающим принципам научного коммунизма,
с наибольшей последовательностью выражает
рабочий класс. С тех пор уже давно стало общим
местом рассматривать пролетариат как социальную
группу, политически вроде бы как вовсе не
существующую, а если и существующую, то как
скорее реакционную, люмпенизировавшуюся и
обуржуазившуюся, обычным образом пребывающую
политически пассивной и просыпающуюся лишь для
того и лишь тогда, чтобы и буржуазия протолкнула
в верховных этажах власти очередные, в конечном
счете антирабочие, законодательные меры,
опираясь на своевременно "организованную
массовую поддержку рабочего класса", когда ей
это необходимо.
Не говоря о
рептильно-верноподданнических (что вполне
естественно и закономерно), все оппозиционные
(хоть этот факт абсолютно противоестественен и
противоречит исторической традиции) публицисты
подмечают одни банальные недостатки
пролетариата. Обнаруживая их,
литераторы-оппозиционеры отказываются
признавать наличие авангардного революционного
потенциала у рабочего класса и растворяют его
целиком в единой массе "обманутого и
ограбленного народа", терпение которого, как
им кажется, должно вот-вот лопнуть, "всеобщее
народное возмущение" должно преобразоваться
во "всенародное восстание" против
прогнившего, не имеющего, как они считают,
поддержки снизу, "диктаторского
оккупационного режима". Оппозиционные
писатели - они же в подавляющем большинстве
случаев сегодня и политические лидеры
сформировавшейся при Горбачеве
антиреставраторской оппозиции - спят и видят
себя в близком будущем въезжающими на белых
конях в московский Кремль во главе победившего
народного ополчения. "Политики" отличаются
друг от друга лишь тем, что одни склонны
претендовать на первенство в подготовке и
руководстве восстанием и в распоряжении плодами
его победы, а другие с большей или меньшей охотой
играют вторую роль. Герои, как им подобает, толпу
вразумляют, а толпа, как ей положено,
безмолвствуя, героям внемлет...
Вышеописанное можно было бы выразить
единственным словом народничество, которое,
будучи буквально переведено на английский язык
(популизм), возвратилось к нам обратно в годы
перестройки, но уже не с первоначальным, а с
буржуазно сфальсифицированным содержанием. Эту
наживку с большим удовольствием жуют
престарелые маразматики, бегающие по митингам с
портретами Сталина в руках, а молодежь, по
юношеской наивности своей и с, увы, заслуженного
пренебрежительно-издевательского подогрева
официозными массмедия, считающая, что сие
омерзительное страшилище, вооруженное парой
цитат, годящихся на все случаи жизни (типа
"Учение Маркса всесильно, потому что оно
верно"), и есть коммунизм, с ужасом
отворачивается от него стремглав. Поэтому
сегодня чрезвычайно актуален ленинский труд, с
исчерпывающей глубиной и полнотой раскрывший
это явление - "Что такое "друзья народа" и
как они воюют против социал-демократов".
В ней Ленин писал о том, что
разногласия между нашими западниками и
славянофилами (и вместе с тем "русская идея")
возникли значительно позже несравнимо более
масштабного, глобального исторического факта и
всего лишь отразили его. Владимир Ильич имел в
виду капитал и противоречия между трудом и
капиталом. Сами по себе эти явления имеют
всеобщую, интернациональную природу, причем их
национальные особенности играют второстепенную
роль.
То есть, для того чтобы объективно
разобраться в политической ситуации конкретной
страны, предварительно необходимо с позиций
исторического материализма рассмотреть
расстановку классовых сил в мировом масштабе. Но
еще ранее придется основательно разобраться в
том, что мы понимаем под историческим
материализмом, поскольку привыкли принимать за
него совсем не то, что представляли классики.
Преподававшийся в каждом вузе курс
истории КПСС тиражировал схему, по которой
основоположником марксизма в России был
Г. В. Плеханов. Это верно. "Одновременно с ним, -
говорилось, однако, в институтских учебниках
далее, - знамя революционного марксизма на Родине
подняли участники нелегальных кружков", в
частности, члены петербургской Партии русских
социал-демократов Д.Благоева. Последние, добавлю
между прочим от себя, читали разве только
нелегально распространявшийся переведенный на
русский чернопередельцами супругами Яковенко
отрывок из первого немецкого издания
"Анти-Дюринга", который наши членкоры и
академики по их лени и невежеству именовали во
всех учебниках "Развитием социализма от
утопии к науке" - т. е., произведением,
переведенным и изданным группой "Освобождение
труда" более чем четырьмя годами позднее.
Кроме того, некоторые революционные студенты
читали, в большинстве не до конца, "Капитал"
в русском переводе, где, например, слово
"пролетарий" регулярно переводилось как
"работник", "коллектив",
"коллективный" - как, соответственно,
"община", "общинный" и т. д. и т. п.
(Плеханов в письме к Энгельсу, написанном в 1895 г.,
остроумно заметил, что в итальянском слово traduttore
одновременно означает переводчик и предатель.
Речь шла там о переводчике "Капитала"
Даниельсоне). Если с таким багажом знаний они
смогли подняться до таких теоретических высот,
что, как говорится в вузовском курсе, помогли в
процессе переписки Плеханову доработать Первую
программу русских социал-демократов, то можно
представить себе, сколь малой, в
действительности, была цена теоретического
открытия, которое первоначально сделал Плеханов,
а впоследствии продолжил развивать Ленин.
Плеханов в самом деле был
основоположником марксизма в России, на что
неоднократно указывал сам Ленин, но первыми
марксистами внутри страны могли стать люди, по
крайней мере сравнимые с ним по интеллекту и
революционному опыту. Такие люди действительно
появились, но не в конце 1883 и не в 1884 г., а примерно
с 1887 г., во многом благодаря влиянию деятельности
группы Плеханова, успевшей сделать за 4 года
очень много. Соответственно, с другой стороны, за
те же самые 4 года произошел значительный, можно
сказать, полный упадок партии "Народная
воля", которая в 1883-1884 гг. еще продолжала
находиться на пике своей активности.
Я углубился в эти, казалось бы,
совершенно не относящиеся к основной теме,
детали для того, чтобы показать, насколько
запутанными оказались в советском
обществоведении элементарнейшие вопросы, с
которых еще только начинается изложение сюжета.
Курсы истории КПСС брумелевским прыжком
перескакивали первые два десятилетия истории
нашей партии, с некоторой остановкой на
ленинской работе "Что такое "друзья
народа" и как они воюют против
социал-демократов" и на эпизоде борьбы с
"экономизмом", а затем более или менее
обстоятельно погружались в проблематику II
съезда РСДРП. Лишь тут впервые заводилась речь о
теоретических расхождениях Ленина и Плеханова -
как будто до
этого момента взгляды обоих мыслителей были
совершенно идентичными. Тем более непонятным
становилось, при дальнейшем изучении предмета, с
какой вообще стати расхождения взялись и почему
в последующем они не сокращались, а наоборот,
увеличивались все больше и больше, становились
все более принципиальными. То ли у Плеханова был
совсем несносный характер, то ли он не мог понять
совершенно очевидных вещей, которые были понятны
несравнимо менее эрудированным и
интеллектуально одаренным соратникам Ленина, то
ли существовала еще какая-нибудь третья
причина...
На подобные вопросы в институтских
учебниках ответа нет. Но в тех же самых учебниках
можно найти упоминание о том, что во время
революции 1905-1907 гг. Ленин тесно сотрудничал с
А. А. Богдановым, заведовавшим в то время
издательской работой партии во всей России,
совместно с ним боролся в том числе и с
плехановским меньшевизмом, а с 1907 г., наоборот,
Ленин заключил теоретический союз с Плехановыым
для борьбы с неожиданно появившейся, в
философских эмпиреях, богдановщиной. Т.е., с 1903 по
1907 г. Плеханов был совсем нехорошим, и Ленин
предпочитал ему Богданова, а с 1907 по 1912 г., когда
повелась борьба с богдановщиной в теории и
практике, - наоборот. Тут уже школяр окончательно
сбивался с толку, и у него пропадала всякая охота
самостоятельно разбираться в том, что фактически
оказывалось описанным не как драма идей, а как
нечистоплотная внутрипартийная склока.
Логика, метод Плеханова, несмотря на
определенные существенные различия, были
несопоставимо ближе методу Ленина, чем логика
Богданова. В отличие от последнего, Ленин
однозначно признавал Плеханова материалистом.
Студент, имевший возможность самостоятельно
изучить "Материализм и эмпириокритицизм",
мог прочесть там небольшую главу, специально
посвященную критике теории иероглифов
Плеханова, в которой указывалось на существенное
отступление основоположника марксизма в России
от материализма. Т.е., все, вроде бы, как говорится,
ничего, в сравнительном порядке, за исключением
единственного вопроса, который совершенно
невозможно было оставить без критики, - в отличие
от философии Богданова, являвшейся, по
представлению Ленина, начиная с исходных
постулатов, целиком идеалистической.
Этим, по существу, полностью
исчерпывались все знания о методологии
ленинизма, об ее отличии, в частности, от
методологии доленинского русского марксизма,
представлявшегося прежде всего Плехановым, а
также о принципиальном отличии обеих этих
философских систем от логики их наиболее
наиболее серьезных оппонентов. Учебники
позволяли узнать о том, что Ленину, Плеханову и их
единомышленникам сначала приходилось сражаться
в философской теории с народниками и с
"легальными марксистами", причем эти бои
были сравнительно легкими, поскольку противники
были явно бесконечно далеки от революционного
марксизма и зачастую не скрывали его
категорического неприятия. Борьба с
богдановщиной, соответственно,
характеризовалась как наиболее существенный и
острый эпизод полемики дооктябрьского
российского революционного марксизма с
ревизионистскими и оппортунистическими
теориями прежних ближайших "временных
попутчиков".
Существеннейшие детали этого сюжета в
учебниках умалчивались или запутывались, но
студент мог более или менее успешно разобраться
в них, обратившись к рекомендованным для
дополнительного изучения первоисточникам. К
таким деталям относился, в том числе, подмеченный
Лениным и Плехановым факт тождественности
исходных постулатов доморощенной богдановщины и
усиленно развивавшегося в то же самое время
западноевропейского ревизионизма. Разоблачая
идеализм Богданова, Плеханов и Ленин не слишком
глубоко вникали в это обстоятельство, считая
достаточным ограничиться самым общим указанием
на него. Оба теоретика, разумеется, в существенно
разной мере, тогда еще осторожничали с критикой
ревизионизма: ведущие его представители (Бернштейн,
Каутский, Либкнехт) несколько ранее были
ближайшими соратниками Маркса и Энгельса и в те
прежние времена считались марксистами; поэтому
разделить ортодоксию от извращения в их
мировоззрении более позднего периода было
сложно, поскольку у них был всегда наготове
сильнейший аргумент, который было почти
невозможно проверить или опровергнуть - ссылка
на авторитет основоположников научного
коммунизма, с которыми они прежде продолжительно
самым непосредственным образом общались. Уже
само по себе изучение их произведений требовало
чрезвычайной осмотрительности, а критика их
взглядов - еще более сугубой осторожности,
поскольку ошибка могла обернуться для критика
принципиальным разрывом с марксизмом.
Если отечественные классики были так
осторожны, то советские историки
марксизма-ленинизма проявляя, по многим
причинам, по сравнению с ними, сдержанность
вдвойне и втройне, дошли до той крайности, что
тема сопоставления взглядов, в частности,
Каутского с мировоззрением Плеханова и Ленина
осталась в нашей литературе систематически не
освещенной. В "коммунистические" времена
создавались в большинстве своем неизданные до
сих пор кандидатские диссертации, поднимавшие
отдельные частные аспекты названной темы, но
исследования, где был бы подведен общий итог и
принципиальные отличия были бы выявлены и четко
изложены в ряде пунктов, сделано не было.
Несколько забегая вперед, отмечу, что, по
существу, аналогичным образом от мировоззрения
Каутского, западноевропейского ревизионизма в
целом, изначально отличались взгляды Маркса и
Энгельса - с самого момента возникновения
научного социализма, когда авторы этой доктрины
противопоставили себя неогегельянству, на
методологической почве которого, в свою очередь,
позднее и произрос западноевропейский
социал-реформизм.
Именно это обстоятельство и послужило
господину Яковлеву отправной точкой для его
массированного "блицкрига" над
"коммунизмом". За исключением группы
преимущественно ленинградских теоретиков,
входящих ныне в поповскую РКРП, никто из
представителей прокоммунистического
сопротивления до сих пор не предпринял
мало-мальски серьезной попытки критиковать
яковлевскую интерпретацию
марксистско-ленинской концепции диалектики
интересов всего человечества и рабочего класса
(по Яковлеву, "общечеловеческих ценностей"), причем
названные философы (в изданном ими
непосредственно перед путчем 1991 г. сборнике
статей "Альтернатива: выбор пути") далее
обличения явной механистичности, метафизичности
яковлевской интерпретации, указав на
используемые в ней словосочетания типа "больше
демократии", "больше социализма" и т.п.,
напоминающие лексику скорее кочегаров,
занимающихся топкой паровозного котла, чем
философов, не пошли. Далее показа этой
механистичности и обозначения ее термином
"субъективизм" идеологи РКРП не двинулись
ни на шаг, поскольку их собственные взгляды в
совершенно аналогичной мере являются
субъективистскими. Даже не пытаясь обратиться
непосредственно к соответствующему ленинскому
тексту и рассмотреть обстоятельства его
создания, они сразу затем, поддавшись общему для
представляемого РКРП течения настроению,
перескочили на не имеющий ничего общего с
научным социализмом тезис Достоевского о
"всемирной отзывчивости русского народа",
которая, по их представлению, в современных
условиях выступает аналогом пролетарского
интернационализма.
Напомню, впервые выражение "новое
политическое мышление" Горбачев употребил
ровно через 10 дней после своего первого саммита с
президентом Рейганом на встрече с участниками
Иссык-Кульского форума 20 октября 1986 г. Цитирую:
"В. И. Ленин в свое время высказал мысль
колоссальной глубины - о приоритетности
интересов общественного развития,
общечеловеческих ценностей над интересами того
или иного класса... И очень хотелось бы, чтобы в
другой части мира тоже тоже поняли и приняли
тезис о приоритете общечеловеческой ценности
мира над всеми другими, к которым привержены те
или иные люди" (М. С. Горбачев, Избранные речи и
статьи, т. 4, М., 1987, с. 164). Характерно, что еще нигде
и никогда подразумеваемое высказывание Ленина
не цитировалось, даже оппонентами Горбачева,
полностью. Я же считаю совершенно необходимым
воспроизвести его полностью. Экс-президент имел
в виду ленинский "Проект программы нашей
партии", писавшийся накануне Первой русской
революции, в результате которой отечественная
буржуазия,
как предполагалось, должна была победить
феодалов, царизм.
В Германии, - писал В. И. Ленин, "и в
России мы видим те же основные процессы
развития капитализма, те же основные задачи
социалистов и рабочего класса, но они ни в каком
случае не должны вести к забвению особенностей
России, которые должны найти полное выражение в
особенностях нашей программы. Забегая вперед,
укажем сейчас же, что эти особенности относятся,
во-1-ых, к нашим политическим задачам и средствам
борьбы; во-2-ых, к борьбе против всех остатков
патриархального, докапиталистического режима и
к вызываемой этой борьбой особой постановке
крестьянского вопроса.
После этой необходимой оговорки
пойдем дальше. За указанием на "рост нищеты"
должна идти характеристика классовой борьбы
пролетариата, - указание цели этой борьбы
(переход в общественную собственность всех
средств производства и замена
капиталистического производства
социалистическим), - указание международного
характера рабочего движения, - указание
политического характера классовой борьбы и ее
ближайшие цели (завоевание политической
свободы). Признание борьбы против самодержавия
за политические свободы - первой политической
задачей рабочей партии особенно необходимо, но
для пояснения этой задачи следует, по нашему
мнению, охарактеризовать классовый характер
современного русского абсолютизма и
необходимость ниспровержения его не только в
интересах рабочего класса, но и в интересах всего
общественного развития. Такое указание
необходимо и в теоретическом отношении, ибо, с
точки зрения основных идей марксизма, интересы
общественного развития выше интересов
пролетариата, - интересы всего рабочего движения
в его целом выше интересов отдельного слоя
рабочих или отдельных моментов движения; - и в
практическом отношении, чтобы охарактеризовать
центральный пункт, к которому должна сводиться и
около которого должна группироваться вся
разнообразная деятельность социал-демократии,
состоящая в пропаганде, агитации и
организации" (ПСС, т. 4, с. 220).
Нельзя не заметить и не понять, что в
данном случае Ленин привел в диалектическом виде
виде цитированную мной выше мысль Каутского о
взаимоотношении (взаимоподчинении) интересов
социального развития (человечества),
пролетариата и отдельных, в т.ч. национальных,
отрядов рабочего класса. А наши теоретические
иванушки-дурачки в коий-то очередной раз
попросту попались на удочку более подкованного в
общественной науке классового врага и тем самым
сделали дальнейший шаг по направлению в стан
отечественных национал-социалистов: ведь тезис о
"всемирной отзывчивости русского народа"
является по своей сути не простым, обязывающим к
одному лишь пролетарскому интернационализму,
комплиментом в адрес всего русского народа,
состоящего ныне, как и во времена Достоевского,
из антагонистически враждебных друг другу общественных
классов, но и, с другой стороны, указанием на
исключительную "богоизбранность" русских,
на их, соответственно, превосходство над другими
народами (а именно эту и никакую иную мысль
стремился выразить писатель). С этой же точки
зрения выходит, что наши, увы, наиболее глубокие и
последовательные на настоящий момент
прокоммунистические критики современного
антикоммунизма, начинавшего в свое время с
ревизионизма, в действительности являются в
конечном счете вовсе не коммунистами, а
национал-социалистами, причем одни из них
настолько политически безграмотны, что этого
искренне не сознают, а другие - наоборот,
великолепно понимают, сознательно сражаются, по
существу, по одну сторону баррикад вместе с
"демократами", стараясь, по мере сил,
скрывать свои истинные убеждения и играют тем
самым самую опасную провокаторскую роль.