ГЛАВА ПЕРВАЯ «НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ». ФОРМИРОВАНИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ, УПАДОК Новейший религиозный идеализм в России конца XIX — начала XX в., вместе с общественной деятельностью его главных представителей, получил в советской и буржуазной историографии несколько определений: «новое религиозное сознание», «богоискательство», «веховство», «духовный ренессанс начала XX века». Исторически первым (до первой русской революции) возникло понятие «новое религиозное сознание», обозначившее лидирующую группу религиозных идеалистов (Мережковский, Бердяев, Розанов, Булгаков и др.). После революции 1905—1907 гг. получило распространение понятие «богоискательство», широко использовавшееся В. И. Лениным, А. М. Горьким и прогрессивной публицистикой для обозначения писаний религиозных философов в России того времени. В годы реакции, после выхода в свет в 1909 г. сборника «Вехи» со статьями богоискателей Бердяева, Булгакова и др., их стали называть веховцами. В. И. Ленин в работе «О «Вехах»» подчеркивал прежде всего реакционность общественно-политического и идейного содержания веховства, явившегося определенным историческим этапом в эволюции «нового религиозного сознания», эволюции, которая привела его представителей к открытому антидемократизму, контрреволюционности и капитулянтству перед монархизмом. В период Великой Октябрьской социалистической революции и вскоре после нее представители последней волны мистицизма в России стали говорить о некоем духовном или религиозном «возрождении» в России начала века. Эту идею подхватила и культивирует до настоящего времени буржуазная антисоветская пропаганда в надежде представить религиозно-философское, контрреволюционное и откровенно упадочническое направление как «ренессанс». В советских историко-философских исследованиях 16 более распространенными являются понятия «богоискательство» и «веховство». В настоящей работе эти определения, как и термин «новое религиозное сознание», рассматриваются в качестве однопорядковых, обозначающих в принципе одно и то же явление — религиозно-идеалистическую философию в России начала века, хотя и на разных этапах ее приблизительно двадцатилетнего существования *. Что касается словосочетания «русский духовный ренессанс начала XX века», то его контрреволюционный и фальсификаторский смысл анализируется нами в специальном параграфе. Для того чтобы лучше понять реальные истоки и мотивы философских построений того или иного богоискателя и всего течения в целом, необходимо предварительно дать этому течению общую классовую характеристику, которая в ходе последующего анализа будет конкретизироваться и подкрепляться фактическими данными. § 1. БОГОИСКАТЕЛЬСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 17 § 2. РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ СОБРАНИЯ КАК ВЫРАЖЕНИЕ МОДЕРНИСТСКИХ ТЕНДЕНЦИИ В ПРАВОСЛАВНОЙ ИДЕОЛОГИИ § 3. ВТОРОЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ БОГОИСКАТЕЛЬСТВА § 4 РЕАКЦИОННАЯ РОЛЬ БОГОИСКАТЕЛЬСТВА В ГОДЫ ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ЕЕ ПОРАЖЕНИЯ § 5. ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX В. ЕГО СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ § 6. ЭСХАТОЛОГИЯ ПРОТИВ РЕВОЛЮЦИИ. РАЗЛОЖЕНИЕ «НОВОГО РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ» |
© (составление) libelli.ru 2003-2020 |