Слепцов, В.А. Трудное время Повесть I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV VIII - С этим гуманством, ей-богу, обовшивеешь совсем, - кричал утром Иван Степаныч, швыряя что-то и бегая в конторе из угла в угол. - Гуманничают, гуманничают, точно у них в самом деле тысяча душ; а тут вот человек без рубашки сидит. - Вы что там ворчите? – спросил его через перегородку Рязанов. Он пил чай у себя в комнате. - Да помилуйте, это просто беда. Прачка белья не стирает, - нечего надеть. Вот извольте, - говорил Иван Степаныч, входя к Рязанову. – Мое почтение! Вот не угодно ли полюбоваться, другую неделю ношу рубашку. На что это похоже? Ну, добро бы зимой, а то ведь, посудите сами, лето: тоже ведь живой человек, - потеешь. Черт их возьми, - говорил он, бегая по комнате. - Прачка! А? Сволочь! Вы видали ее? - Нет, не видал. - Вы поглядите! Из Москвы привезли. Так вот мразь самая несчастная, а тоже поди... Небось тоже ведь думает о себе: я женским трудом занимаюсь. А? Кальцоны мои стирает, а сама думает... А? Женским трудом... Хх? Рязанов улыбнулся. - Не хотите ли чаю? – спросил он. - Я не пью. Мне вредно. Вон еще школу заводить... Ах, ты! Наведут сюда... Вшей-то что будет! А? Нет, теперь все еще ничего, а поглядели бы вы прежде, как только женился, - вот гуманничали-то! По три дня без обеда сидели от этого от гуманства. Людишки эти до такой степени испьянствовались... Нагнется вот эдак сапоги взять, да тут же и... И сблюет. Вонь по всему дому. Господи! Всякий день драки. Это у вас какая книжка? Занимательная? - Послушайте, - не отвечая, сказал ему Рязанов, - Вы зачем собаку бьете? - Как зачем? Нельзя. Я ей говорю: Танкред, сотé 1, а она не слушается, сотé, расподлая твоя душа! - она сейчас хвост поджала, марш под анбар. Вот ведь подлая какая. Как же ее не бить? - Нет, вы не бейте! Нынче новая мода пошла, - собак не бить. - Да это вы про собачье гуманство-то. Знаю. Это все пустяки. Ежели ее не бить, так она, дьявол, и поноски подавать не будет. - Будет. - Да это вы, должно быть, аглицкого видели, понтера. Они, черти, так уж и родятся с поноской; хвост у него сейчас вот! Природная стойка. Мать сосет, а сам стойку делает. - Какая природная! Дворняжка простая, - знаете, бывают лохматые такие. - Ну? - Сам видел. - Ей-богу? - Ей-богу. - И подает? - И пляшет, и поноску подает, и умирает. Что угодно. - И умирает? Ах, пес ее возьми! Это занимательно. Как же так это, - расскажите! - Самая простая штука: есть не дают; а до тех пор не дают, пока не сделает. Проморят ее голодом, потом возьмут вот так палку, а здесь кусочек положат, - сотé! Вот она глядит, глядит... Делать нечего, перепрыгнет; а тут ей и дадут кусочек. И таким манером до трех раз, - потом уж и без кусочка будет прыгать. - Н-да. Вот что, - обдумывая, говорил Иван Степаныч, - А это в самом деле, должно быть, правда. - Истинная правда. Рязанов, напившись чаю, пошел в дом; он застал Марью Николавну в кабинете за работою: она сидела на полу, вся в пыли, обложенная книгами. Он остановился в дверях и спросил: - Александра Васильича нет? - Он сейчас придет, - весело ответила она. - Здравствуйте! Она протянула было ему руку, но вдруг спохватилась. - Ах, нет; не могу вам дать руки, - смеясь, говорила она, - видите, какая чистенькая! - Ну, все равно, - сказал Рязанов и сел на диван. Марья Николавна перебирала разложенные на полу книги, торопливо перелистывала их и некоторые откладывала в сторону. В комнате было жарко, мухи лезли ей в лицо, в рот; она наскоро отмахивалась от них, ни на минуту, впрочем, не переставая разбирать книги. Пришел повар за сахаром, - она не глядя отдала ему ключи и опять с тем же напряженным вниманием принялась за работу. Рязанов поднял с полу первую попавшуюся книгу и развернул: это была книжка «Библиотеки для чтения» 45 года 2; он ее положил и взял другую: «Отечественные записки» 52-го 3. Пересмотрев еще десяток, он успокоился; взял лежавшую на столе газету и стал читать. - Вы читали эти книги? - спросила его Марья Николавна. - Читал. А что-с? - Я прежде тоже их читала, а теперь вот начала было искать, да все как-то не могу добиться настоящего толку. - Какого же вам толку? - Мне, видите ли, хотелось прочесть как можно больше о народном образовании. - А! Вам на что же? - Да чтобы учить. - Да! Это школу-то? Ну, так вы напрасно только руки марали: здесь этого вы не найдете. - Нет, я уж нашла несколько статей и отобрала. Вот видите? Рязанов взял поданные ему книжки журналов, конца пятидесятых годов. - Что ж вы тут нашли, журнальные статьи-то? Марья Николавна стояла перед ним и ждала чего-то. - Журнальные статьи нашли, - повторил Рязанов. - Ну, да, статьи о народном образовании. Вот одна, - раз; вот другая, - Видите? Вот эта тоже о народных школах. Да тут их много; а как же вы говорите, что нет? - Я вовсе не о том говорю. Разумеется, есть тут всякие статьи: и о народном образовании должны быть; да только написано-то в них совсем не то, что вам нужно. Марья Николавна, держа книги в руках, в недоумении смотрела на Рязанова. - Послушайте, я не понимаю, что вы сказали. Как, вы говорите, не то написано? - Не то-с, - ответил Рязанов. - Вы ведь небось по заглавиям ищете? - Разумеется, по заглавиям. А то как же еще? - Ну, никогда ничего и не найдете. Мало ли я какое заглавие придумаю. Это ничего не значит. - Как ничего не значит? - Понимаете, это все равно вот, что вывески такие бывают, вот написано: «Русская правда» или «Белый лебедь», - ну, вы и пойдете белого лебедя искать? А там кабак. Для того чтобы читать эти книжки и понимать, нужен большой навык, - вставая, продолжал Рязанов. - На свежую голову, ежели взять ее в руки, так и в самом деле белые лебеди представятся: и школы, и суды, и конституции, и проституции, и Великая х[артия] в[ольностей] 4, и черт знает что... А как приглядишься к этому делу, - ну, и видишь, что все это... Продажа на вынос. Рязанов хотел уйти. - Нет, постойте, - говорила Марья Николавна, загораживая ему дорогу. - Вы мне скажите прежде, что же тут о школах-то написано? Рязанов сел опять на диван. - Какие там школы? Тут дело идет о предмете более близком. Школа! Это опечатка. Везде, где написано «школа», следует читать шкура. Вон там один пишет: трудно, говорит, очень нам обезопасить наши школы; он хотел сказать: наши шкуры, а другой говорит: хорошо бы, говорит, выделать их на манер заграничных, чтобы они не портились от разных влияний. Видите? А третий говорит: ладаном, говорит, почаще окуривать, ладаном. На себе, говорит, испытал - первое средство. Это все о шкурах. Ну, а публика, разумеется, так как она очень умна, то этого не понимает и думает, что в самом деле разговор идет о легчайшем способе обучения грамоте. Конечно, ей следует внушать, чтобы понимала. Марья Николавна, закусив губы и сдвинув брови, стояла у стола напротив Рязанова и невольно следила глазами за движением его рук: он медленно, но крепко свертывал в трубку какую-то книжку. - Как же это так, - спросила она, - ведь это значит - все неправда? Лицо ее вдруг вспыхнуло. - Что неправда? - Да вообще все, что печатается? Рязанов улыбнулся. - Что же вы улыбаетесь? Вы скажите, неправда это все? Я уж буду знать по крайней мере. - Нет, оно, пожалуй, кое-что и правда, да только... - Что только? - Только надо уметь читать. - А зачем же так пишут, что нужно еще голову ломать? - Да что ж делать? - привыкли. - И вы так же пишете? - И я так же пишу. Какой же бы я был писатель, если бы я так и валял все, что в голову придет. Этак всякий лавочник сумеет написать. Свет-то, видите ли, так уж устроен, - говорил Рязанов, вырезывая из бумаги какие-то городочки, - что когда у человека болит живот, то обыкновенно об этом умалчивают: не принято. По-видимому, что ж тут такого? Самое естественное дело, однако не принято говорить о страдании брюшных органов, и кончено. Светские обычаи требуют, чтобы больной в этом случае не объявлял о своем недуге публично. Голова болит - можно сказать, и нога болит, можно сказать, даже бок болит - хоть в присутствии высоких особ можно сказать; а живот болит - нельзя: сейчас выведут. Вот подите же! И ничего не сделаешь: светские обычаи требуют от вас, чтобы в то время, когда у вас болит живот, чтобы Вы беспечно предавались разным забавам и говорили комплименты; а не можете, ну, сидите дома и скажите, что у вас нервная атака. - Как это нелепо! - Вы полагаете? Нет-с, позвольте! Светские обычаи вовсе не так бессмысленны, как вам кажется. Они основаны на глубоком изучении натуры человеческой; а натура эта такова, что ежели позволить человеку говорить о боли в животе, тогда только и разговору будет, что об одних кишках. Что же тут хорошего, согласитесь сами! А, главное, этим дело ограничиться не может; сейчас пойдут рассуждения, - как, отчего, почему болит? Что ты делал, да что ты ел? Не объелся ли? Не надорвался ли с натуги? А что ты такое поднимал? Да кто тебя заставлял? Почему ты не позвал другого и не велел ему поднять? - И рад бы велеть, да не слушается. - Почему не слушается? - Денег нет. - Отчего у тебя денег нет? - Беден. – По какому случаю беден? Почему же вот он не беден? Да тут в такую трущобу заберешься, что и не вылезешь. Марья Николавна задумалась и, как стояла у стола, так и осталась неподвижною, с книгами в руках. Наконец она вздохнула, положила книги на стол и сказала как будто про себя: - Почему я никогда прежде об этом не думала? - и потом прибавила: - послушайте, однако это ужасно гадко - эти приличия. - Чем же гадко? Цель их стоит в том, чтобы устранить всякие неприятные, докучные разговоры и сделать жизнь нашу легким и веселым препровождением времени. - Да я этого вовсе не желаю, - запальчиво сказала Марья Николавна. - А! Ну, это другое дело. Так уж вы так и объявите, что я, мол, этого не желаю. Марья Николавна наморщила брови. - Вы, кажется, смеетесь надо мной? - А зачем же вы вздор говорите? - Я не буду вздор говорить. - Тогда и я не буду смеяться. Она улыбнулась и начала перелистывать лежавшие на столе «Отечественные записки». - Скажите, пожалуйста, - заговорила она, положив руку на книгу, - что же вы-то здесь видите? - В этих книжках-то? – спросил Рязанов и, подумав, отвечал: - Вижу я битву на Куликовом поле, слышу стук мечей, конское ржание и стоны умирающих. «Инде татаре теснят россиян, инде россиянин теснит татари на...» а еще больше того вижу подвигов гражданской глупости, свойственной мирным россиянам. - И после этого вы сами можете писать? - А почему ж мне не писать? - После того, что вы говорите? - После этого-то и можно; а если бы ничего этого не было, тогда и писать было бы незачем. Она молча постояла еще не сколько минут, потом вдруг весело сказала, показывая на груды валявшихся на полу книг: - Ну, так давайте же убитых-то подбирать! - Это можно. И они оба принялись укладывать книги в шкаф. В это время вошел Щетинин. - Что это вы тут делаете? - Тризну справляем, - ответил Рязанов, нагибаясь над книгами. - Вот что! А я вот с живыми-то никак не справлюсь, - говорил он, отпирая письменный стол. - С живыми труднее, - заметил Рязанов. - Просто беда. Отпросились в город на ярмарку, да вот другой день не являются. Одного милого человека приказчик послал за покупками... Тоже и приказчик хорош! Знает, что пьющий человек, нет, дал ему денег, а он вот сейчас только вернулся, пьяный-распьяный; ну и, разумеется, ни денег, ни покупок. Черт его знает, где он там шлялся. Поди вон добейся от него: он лыка не вяжет. Что это за гадость, - говорил Щетинин, роясь в столе. - Ну, как же теперь быть? - спросил Рязанов. - Да! Как быть? Нет, скажи-ка ты теперь, как быть! Ты вот все говоришь... - Что я говорю? - Да вот... Что там взыскивать не нужно, то да сё. - То да сё, положим, это я мог сказать; а когда же я тебе говорил, что взыскивать не нужно? - Ну, да, разумеется, - неохотно ответил Щетинин. - Когда же это было? - Да что тут - когда? Вообще... - Нет, послушай, скажи, пожалуйста, зачем ты вообще делаешь на меня ложные показания? Ведь тут, брат, свидетели есть: Марья Николавна налицо. - Вот еще нашел свидетеля, - полушутя ответил Щетинин. Марья Николавна, в это время уставлявшая книги, вдруг оглянулась, опустила руку, пристально посмотрела на мужа; но, ничего не сказав, опять принялась за книги. Щетинин не заметил этого движения, он повернулся на стуле лицом к Рязанову и продолжал: - Нет, вот скажи-ка в самом деле, что тут делать, как поступить? - Это с милым человеком-то? - Да, с милым человеком. Вот ему доверили деньги, а он их пропил. - Да ведь я тебе, кажется, говорил уж один раз? - Ты говорил, там, к становому... Это что! - Как, это что? Стало быть, ты находишь законное возмездие неудовлетворительным? - Нахожу. - Ну, так сам выдумай какое-нибудь. Что же ты меня-то спрашиваешь? - Я хочу знать твое мнение. - Оно тебе ни на что не нужно. Дело идет о том, как отомстить человеку за личную обиду, так зачем же тут еще посторонние советы? Ведь ты ему доверял, он твоего доверия не оправдал, ты обижен, а не я. Я к нему ничего не чувствую. Хоть бы он тебя самого, со всей твоей усадьбою, со всеми угодьями и с пустошами пропил, - мне какое дело? - Ты представь себя на моем месте! - Да я и представлять не хочу. На что это нужно? Я никогда в таком положении не буду, а если бы и могло это случиться, так почем я знаю, как бы я тогда поступил. Я, может быть, этого милого человека на кол бы посадил, а может ограничился бы тем, что вышиб бы ему только два зуба, а может быть еще сто рублей награждения дал бы ему за это. - Нет, это все не то. Ты представь себе, что с тобой теперь вот, в настоящую минуту, как поступили. - Я не понимаю, зачем тебе понадобились эти представления - они ровно ничего не объяснят. Ну, представь ты себе, что тебя в настоящую минуту кто-нибудь медом вымазал! Что бы ты сделал? Представь, что тебя колесом переехали! Представляй, сколько хочешь, что же из этого выйдет?.. - Я одного только понять не могу... - не слушая, говорил между тем Щетинин, ни к кому не обращаясь. - Чего ты не можешь понять? - спросил Рязанов. - Не понимаю, почему не сказать прямо. Если бы он мне сказал: я еду на ярмарку, я хочу пьянствовать. Я бы ему, не говоря ни слова, целковый в руки, - ступай, батюшка! Ну, что ж, праздник, понятное дело, человек работал целый год, трудился, - почему ж ему не выпить, не повеселиться на ярмарке? Разве это преступление? Об одном прошу только - скажи прямо! Нет, обманом, видишь ли, лучше. «Помилуйте, я, гворит, теперь закаялся, капли в рот не беру». Согласись, что это подло! - Что подло, закаиваться? - Нет, обманывать. - Соглашаюсь, что вообще, в принципе, обманывать подло. - Ну, вот. Я только об этом и говорю. Скажи прямо!.. - Да. Я вот буду к тебе в карты смотреть, - это ничего; а ты ко мне не смотри, - это подло. А то я, пожалуй, и смотреть не буду: скажи прямо, какие у тебя карты! Это прелестно. - Совсем не то. Играть, так, по-моему, играть на чести. - Я не знаю, зачем ты тут такие слова употребляешь. На чести! Враг всегда поступает подло; и чем подлее, тем больше ему чести. - Ну, нет, брат. Я не желаю придерживаться таких правил. - А с твоими правилами главнокомандующим сделать бы тебя. Интересно! Отдал бы ты, например, по армии приказ: ночью напасть на неприятельский лагерь; но ведь это подло? На спящих нападать! Стало быть, нужно послать адъютанта сказать: эй, вы, берегитесь! Сегодня ночью мы намереваемся вас всех передушить; так вы смотри те же, не зевайте! Щетинин не отвечал. - Или ты, может быть, желаешь уподобиться Аристиду 5 и побеждать врагов великодушием? Так это ты можешь. - Что ж такое? Ну, желаю. - Да. Оно, конечно, с одной стороны и возвышенно, об этом что говорить, - да только в хозяйском-то деле, я полагаю, небезубыточно. - Это мое дело. - Разумеется. Побеждай их своими боками, сколько угодно! Никто тебе не мешает. Ну, а вот рассчитывать на великодушие противника, - это уж, брат, по-моему, штука рискованная. - Ни на кого и ни на что я не рассчитываю, кроме одного себя, - с недовольным видом сказал Щетинин и опять принялся рыться в бумагах. - Так о чем же ты толкуешь? - Ни о чем не толкую, - ответил он резко, но через несколько минут одумался, запер стол, потянулся и, зевая, сказал: - Так, стало быть, по-твоему, это война, что у меня Федька Скворцов три целковых пропил? - Война. - И что крюковские мужики лес у меня воруют - это тоже война? - Война. - Хм! Хороша война, нечего сказать! - Партизанская, брат, партизанская. Больше всё наскоком действуют, врассыпную, кто во что горазд: тут и Федька Скворцов, тут и баба Василиса кочергой воюет, и крюковские мужики... - Это всё партизаны? - Партизаны. - И по-твоему выходит так, что везде, где только есть мошенники, там и война? Так, что ли? - Не совсем так. - Как же? - А вот как: везде, где есть сильный и слабый, богатый и бедный, хозяин и работник – там и война; а какая она - правильная или неправильная, это уж не наше дело разбирать. Щетинин опять замолчал. - Это, брат, Иван Степаныч даже знает, - продолжал Рязанов, - Он мне на днях еще говорил: «Какая, говорит, штука! Я в «Московских ведомостях» вычитал, на всем свете война. Вот, говорит, Персия, уж на что, кажется, пошлое государство, а даже и там, говорит, бабы взбунтовались» 6. Щетинин нехотя улыбнулся и, подумав, сказал: - Это значит, по-твоему, что хорошей прислуги незачем и желать. Так, что ли? - Отчего же? Желать никому не запрещается. Можешь желать все, что тебе угодно. - Но ты находишь, что это желание безрассудно. - Нет. Я нахожу только, что оно немножко оригинально. Это все равно, если бы я пожелал, например, чтобы у тебя вдруг вскочил хороший волдырь на лице или чтобы ты схватил хорошую горячку. Согласись, что ведь это было бы очень оригинальное желание? Не правда ли? Рязанов поднимал с полу книги и подавал их Марье Николавне. Щетинин сидел задом к письменному столу, откинувшись на кресле и заложив руки под затылок; на лице его бродила какая-то неловкая, напряженная улыбка; он молча долго водил глазами по комнате, как бы соображая что-то, наконец кашлянул и заговорил, расставляя слова. - Вот ты там все толкуешь – то не так, другое не так... - Да, - нагнувшись над книгою, сказал Рязанов. - А между тем вот уж скоро месяц, как ты приехал; было ли так хоть один раз, чтобы ты мне подал дельный, практический совет, сказал ли ты мне хоть что-нибудь такое, из чего бы я мог извлечь прямую, действительную пользу? А? Вспомни-ка! Рязанов поднял кипу книг и, держа ее в руках, отвечал: - Да. Если ты меня приглашал сюда затем, чтобы советоваться со мною о своем хозяйстве, так я тебя поздравляю. Сказав это, он передал Марье Николавне последние лежавшие на полу книги и вытер себе платком руки. - Ну, разумеется, не за этим, - быстро заговорил Щетинин, - это ты очень хорошо знаешь сам. Нет, я думал, что вообще твои мнения имеют больше... практического основания. - И ошибся. Это жаль! - Нет, совсем не то. Я давно знаю, что мы с тобой в некоторых вещах не сходимся; но именно на эту разность-то в наших взглядах я и рассчитывал. Я думал, что, высказывая свои убеждения, ты мне уяснишь мои собственные. - Мм... - промычал Рязанов. - Да, - торопливо перебил его Щетинин. - Давно известна пословица, что du choque des opinions jaillit la vérité 7. - Как ты сказал? - Я говорю: du choque des opinions jaillit la vérité. - Это не то, что plenus venter non studet libenter 8? - Нет, не то. - Не то! Ну, так что же дальше-то? - Да нет, видишь ли, - не слушая, продолжал Щетинин, - это ведь само собой как-то делается. Я говорю, ты мне возражаешь: таким образом борются два мнения. Согласись, что только тогда и выходит какой-нибудь толк, когда борются два противоположные начала: свет и тьма, добро и зло, плюс и минус... - Дает минус, брат, минус. - Да! Ну черт с ним! Впрочем, все равно; дело не в сравнении. - Конечно. Хорошие практики всегда бывают плохие теоретики. Марья Николавна улыбнулась и села. - Да. Так вот я и говорю, - несколько недовольным тоном продолжал Щетинин, - Нужно только, чтобы спорящие взаимно уважали мнения друг друга. - Это зачем же? - Как зачем? Если мы не будем уважать мнений один другого, что же это будет? - Спор будет. - Нет, уж это, по-моему, драка. - И по-моему тоже. - Стало быть, в этой словесной драке кто кого побьет, тот и прав? - Тот и прав. Разумеется. Других споров и не бывает. - Нет, брат; я таких споров не одобряю. - Ты, стало быть, такие любишь, чтобы оба были правы? - Нет. По-моему, если спорить, так спорить так, чтобы не оскорблять противника. - Правило похвальное. Это что говорить. Только я все-таки не понимаю, к чему ты вел всю эту канитель. - А я хочу сказать, что вообще я замечаю в последнее время какое-то ожесточение во всех, решительно во всех. - А прежде не замечал? Так это значит, что ты не только во мне, но и вообще разочаровался в людях. Так? - Да нет; видишь ли, человек я мирный, я люблю людей, и не могу я, ну, просто не могу смотреть на них как на врагов, против которых надо ежеминутно принимать предосторожности, ежеминутно ждать подкопов... Не могу я этого. Ну, что ты хочешь, вот - не могу, да и все. Говоря это, Щетинин ни на кого не глядел и перочинным ножом скоблил письменный стол. - Да; вот, говорят, во дни Соломона 9, - сказал Рязанов, - жить было хорошо: всякий сидел под кущей своей и под виноградом своим, а царь Соломон сидел на престоле и судил всех сам. Ни споров, ни драк в то время не было. - А по правде тебе сказать, ей-богу лучше было, чем теперь, - заметил Щетинин. - Кто же виноват, любезный друг, что ты с такими мирными наклонностями и принужден жить в такое военное время? Как же быть теперь? Уж я, право, и не знаю. - Я, брат, знаю, как мне быть, - вставая, сказал Щетинин. - Ну, а знаешь, так, стало быть, и разговаривать не о чем, - тоже вставая, сказал Рязанов и ушел. Щетинин постоял у окна, посвистал, потом спрятал руки в карманы и, поглядывая себе на ноги, медленно пошел к двери. - Послушай, - заговорила Марья Николавна. - Что тебе? Щетинин, не оборачиваясь, остановился в дверях. - По-каковски это он тебе сказал тогда? - По-латыни. - Что же это значит? - Так, вздор. Щетинин сделал шаг вперед. - Нет, не вздор, - вслед ему сказала она. Щетинин остановился было на одно мгновение, но в ту же минуту поправился и ровным шагом вышел из комнаты. |
© (составление) libelli.ru 2003-2020 |