ГЛАВА ПЯТАЯ РАЗРУШЕНИЕ СОЗНАНИЯ КАК «РАЗРУШЕНИЕ» МИРА. Н. БЕРДЯЕВ По мнению буржуазных исследователей, Н. Бердяев был мыслителем, полнее других олицетворившим «духовный ренессанс начала XX века». В эмиграции он стал основным проводником и пропагандистом религиозно-идеалистического наследия России XIX — начала XX в., самым авторитетным «экспертом» по «русской душе» и «русскому коммунизму». Бердяев — один из основоположников экзистенциализма в России. По своим темам и способам их решения он занимает особое место в буржуазной философии XX в. Как писал Рихард Кронер, «Бердяев не является ни философом, ни теологом в традиционном смысле, и, однако, он является тем и другим в том новом смысле, который он сам вносит» (155, V). Но для того чтобы мы могли уяснить подлинный смысл «теофилософии» этого «экзистенциального» мыслителя, необходимо прежде всего рассмотреть этапы становления его мировоззрения. 141 § 2. «ПНЕВМАТОЛОГИЯ» БЕРДЯЕВА: СОЛИПСИСТСКИЙ АВАНТЮРИЗМ § 3. В БОРЬБЕ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ: ИСТОРИОСОФСКИЕ КОНСТРУКЦИИ БЕРДЯЕВА § 4 «РУССКАЯ ИДЕЯ» В АНТИКОММУНИСТИЧЕСКОМ МИФОТВОРЧЕСТВЕ БЕРДЯЕВА |
© (составление) libelli.ru 2003-2020 |