§ 2. «ПНЕВМАТОЛОГИЯ» БЕРДЯЕВА: СОЛИПСИСТСКИЙ АВАНТЮРИЗМ Переходя к непосредственному рассмотрению экзистенциальной философии Бердяева, нужно сделать одно предварительное замечание. В этой главе не ставится задача всестороннего рассмотрения его доктрины. Попытка решить такую задачу была предпринята нами в работе «Критика экзистенциализма Бердяева». Здесь же главным является критический анализ общей психологической и социальной направленности бердяевского философствования, а также методологии, способов доказательств и убеждений, используемых «философом свободы». В своих многочисленных книгах и статьях Бердяев выдвигал невероятное множество различных идей, проектов, лозунгов и предписаний. Если абстрагироваться от их конкретного содержания, то общим останется стремле- 153 ние мистифицировать и таким образом... изменить мир, «деобъективировать» объективную реальность, добиться того, чтобы мир преобразился, став таким, каким хотело его видеть религиозно-мистическое сознание Бердяева. Основным инструментом, орудием и одновременно целью, чаемым состоянием преображенного мира является, по Бердяеву, «дух», или — в более специфическом и конкретном смысле — «свобода». Дух и свобода в философствовании Бердяева должны были выступать не как идеи, а как некие мистические реальности, поэтому и философия должна стать, по Бердяеву, жизненной, творческой и преобразующей силой, или, говоря его словами, должна стать «экзистенциальной». «Бердяев, — отмечает в этой связи американский исследователь А. Цамбассис, — отличает свой экзистенциализм от экзистенциализма Сартра, Хайдеггера и Ясперса; истинными экзистенциалистами он считает Августина, Паскаля, Киркегора и Ницше... Сартр и Хайдеггер не должны рассматриваться как экзистенциалисты, так как они пытаются истолковать существующее, тогда как философия сама является существующим» (160, 335). Настойчивое стремление Бердяева к некой целостности философии и философствующего приводит к замене жизни философствованием. Эмоционально-интеллектуальное познание отождествляется с подлинным существованием, жизнью. Но философия и философствование, как таковые, всегда остаются в сфере духа и духовной деятельности и суть эмоционально-мыслительные акты человека. Когда же они объявляются самой реальностью или «существованием», то фальсификация объективного мира и человеческого бытия неизбежна. В этом случае происходит подмена материального идеальным, объекта мышления и чувства — состоянием сознания и эмоцией. Мир сводится к переживанию, размышлению и фантазированию по поводу его — ситуация, в которую всегда попадает идеалист, когда он пытается свой идеализм сделать практической, жизненной установкой. Философский максимализм приводит Бердяева к крайним формам субъективного идеализма, ибо философ превращается из созерцателя, истолкователя и исследователя в пророка и «творца» мира, становясь тем самым «духом» и «свободой». В этом смысле Бердяев, подобно Гегелю и младогегельянцам, «исходит из догмы абсолютной правомочности «духа»» (1, 2, 91), 154 Огромное значение при такой позиции приобретает вопрос о методах, путях и средствах «освобождения» от объективной реальности и достижения реальности духовной. Однако для Бердяева проблемы метода не могут быть особым предметом анализа. Дух экзистенциальной философии запрещает всякий «методологизм» и «гносеологизм» как паразитарные образования, приводящие человека к потере подлинного бытия (духа). Но поскольку всякая экзистенциальная философия, в том числе и бердяевская, вынуждена обращаться к людям, она не может избежать вопроса о методах и путях приобщения других к «тайнам» своей доктрины. Правда, место методологии у Бердяева изменяется в общем контексте его учения. Ее форма перестает быть логической, дискурсивной и рациональной, она сливается с «переживаниями», иррационализируется и морализируется, проявляясь то как призыв, то как предписание, то как мольба и заклинание, а порой просто как отчаяние и жалоба читателю на невозможность передачи другому истинности первичного переживания. Новой территорией методологии и гносеологии оказывается... экзистенциалистская онтология. Они либо механически вплетены в учение о бытии (духе), либо представляются как способы существования самой личности, экзистенции, как ее самосвидетельства, но не как акты познающего разума. Даже в том случае, когда Бердяев делает утверждения гносеологического типа, он стремится представить их не как результат эпистемологического интереса, имеющего собственную ценность, а как побочный продукт переживания «жизни», экзистирования. Вот почему, анализируя методологию Бердяева, невозможно опираться на какую-либо специальную его работу об этом (таковых нет) или на особо вычлененную и систематически изложенную им самим проблему метода. Ее необходимо реконструировать из массы высказываний по всевозможным философским проблемам. Центральные положения философии Бердяева связаны у него с тремя отмеченными выше компонентами: духом (свободой), экзистированием и личностью. Причем именно синтез первых двух в третьей и определяет то, кем (экзистирующей духовно свободной личностью), чем (духом и свободой личности) и как (через экзистирование духовно свободной личности) разрушается и заново творится мир: «В каждое мгновение нужно кончать ста- 155 рый мир, начинать новый мир. В этом дыхание Духа» (23, 219). Философский путь Бердяева можно представить как все более целеустремленную и беспощадную борьбу с «данным», с объективной реальностью, с миром. Вступив на стезю идеализма и «не возлюбив мира и того, что в мире», он с его волюнтаризмом и анархизмом уже фатально был обречен на движение к самым крайним формам субъективного идеализма. Бердяев оказался жертвой идеалистического и негативистского понимания переходности исторической эпохи, переходности, темпы которой (от самодержавия к капитализму и империализму, а от них — к коммунизму) лавинообразно нарастали и которая в условиях современности приняла форму перехода от капитализма к коммунизму во всемирно-историческом масштабе. «Происходит страшное ускорение времени, быстрота, за которой человек не может угнаться» — так реагировал Бердяев на изменение духа времени (25, 42). Призыв к борьбе против истории, природы, объективной реальности казался наиболее «простым» и радикальным решением. «Динамическая», эмоциональная, проповеднически-исповедальная форма обоснования и выражения в экзистенциализме Бердяева такой борьбы явилась альтернативой реальному динамизму эпохи. И если объявлялась борьба с объективной реальностью, то это означало по крайней мере ее признание. Бердяев хотел бороться не с понятием, идеей материи, как это раньше делал Дж. Беркли, а против самой объективной реальности. «Свобода» и «дух» — основные категории философии позднего Бердяева, которые проникают у него все сферы реальности: космическую (природу), социальную, этическую, религиозно-мистическую. На них без труда можно указать через описание «подлинного» или «испорченного» состояния этих сфер, но определить их, как таковые, довольно нелегко. «О духе нельзя выработать понятия Но можно уловить признаки духа, — замечает Бердяев. — Можно сказать, что такими признаками духа являются свобода, смысл, творческая активность, целостность, любовь, ценность, обращение к высшему божественному миру и единение с ним» (21, 32). Определение духа дается Бердяевым в ходе выяснения его отношения к природе, т. е. в аспекте основного вопроса философии. С присущей 156 ему экстравагантностью Бердяев заявляет: «Объективной реальности не существует, это лишь иллюзия сознания, существует лишь объективация реальности, порожден-ная известной направленностью духа... Первожизнь есть творческий акт, свобода; носительницей первожизни является личность, субъект, дух, а не «природа», не объект» (24, 311—312). Не подлежит никакому сомнению, что такая позиция, принимающая за первичное дух, является идеалистической. Сложнее обстоит дело с выяснением вопроса о типе этого идеализма. Бердяевскую философию можно отнести к особой разновидности субъективного идеализма. Чтобы убедиться в этом, нужно подробнее рассмотреть некоторые детали бердяевской «пневматологии». Как было отмечено выше, Бердяев не отрицает существования объективного мира, как такового, но считает его неподлинным. Он убежден, что против него можно и должно бороться, можно и должно разрушить его, исходя из «духа», «свободы». «Мы, — подчеркивал Бердяев отличие своей позиции от берклианской, — совсем не стоим перед дилеммой или признать подлинной реальностью объект, входящий в субъект познания, или совсем отрицать реальность, разлагая ее целиком в ощущения и понятия, созидаемые субъектом. Самый субъект есть бытие, если уж употреблять это слово, и единственное подлинное бытие есть бытие субъектов» (21, 13). Очевидно, объект не рассматривается Бердяевым как комплекс ощущений (Мах) или как отчужденная идея (Гегель), тем не менее объективная реальность оказывается у него каким-то образом зависимой от бытия субъекта, вернее духа» субъекта (почему Бердяев и замечает мимоходом: «если уж употреблять это слово», так как понятие «бытие» неприемлемо для него из-за неистребимой его натуралистичности). Природа, объекты не несут в себе «первожизни», ибо, по Бердяеву, «люди живут в объективированном мире совершенно так же, как будто бы он Выл наиреальнейшим миром. Но это мир знаков и символов...» (там же, 60). Бердяев утверждает, что носителем подлинной первожизни является личность, которая объявляется духом и свободой. Это положение остается у него неизменным, несмотря на то что личность в силу «закона поляризации человеческого существования» может стать рабски зависимой от природы, «неподлинной». В конечном счете все зависит от «установки духа», кото- 157 рая «свободно избирается» и не может быть обоснована чем-то более фундаментальным; она «не оправдывается», а «оправдывает», и о мотивах ее «невозможно спорить». Видимо, поэтому Бердяев не создал никакого разработанного учения об «установке духа», хотя в своей философской автобиографии, как и во многих других работах, отмечал: «...все мне представлялось зависящим от направленности сознания, от установки духа» (24, 36—37). Если разъяснения сущности самой духовной установки относительно редки, то описания результатов двух ее противоположных направленностей образуют содержание центральных концепций его экзистенциализма — творчества и объективации. Учение об объективации имеет прямое отношение к основному вопросу философии, хотя и ставит его не в аспекте первичности духа или природы, а в аспекте происхождения природы, объектов, объективной реальности. «Объективность, — пишет он, — есть объективация, т. е. порождение известной направленности духа и субъекта» (там же, 345). В отличие от западноевропейской философии Нового времени, особенно немецкого классического идеализма, Бердяев ставит основной вопрос философии «антигносеологически». Его более интересует вопрос о реальных изменениях, борьбе и динамике, происходящей между духом-субъектом и объективной реальностью. Бердяев подчеркивает, что он якобы идет дальше всякой гносеологии с ее бессильными, «гамлетовскими» рассуждениями о бытии, он желал бы, чтобы философия была не о чем-то, а чем-то, или, иначе говоря, чтобы описывались не гносеологические отношения между субъектом и объектом, а взлеты и падения, борьба и творчество в недрах духовного бытия субъекта, по отношению к которому природа и объект всегда вторичны. Поскольку объективация есть такая установка духа субъекта, которая характеризуется направленностью этого духа вовне, и поскольку объективный мир оказывается продуктом этого объективированного, застывшего духа, то перед Бердяевым встает не проблема истинности отражения объективного мира субъектом, а нечто более радикальное и фантастичное — задача изменения духовной установки и тем самым изменения мира. Уместно вспомнить здесь оценку Марксом подобных методологических процедур: «Это требование изменить сознание сводится 158 к требованию иначе истолковать существующее, что значит признать его, дав ему иное истолкование» (1, 3, 18). Как религиозный мыслитель, Бердяев сталкивается в этом пункте с догмой христианства о творении мира богом, что несколько ограничивает волюнтаризм его экзистенциальной философии. Опасность, связанная с постоянной возможностью проникновения элементов объективного идеализма в экзистенциальную пневматологию, устраняется за счет подчеркивания онтологической значимости «направленности» духа, которая целиком зависит от субъекта, так как быть духом н свободой личность «обречена», ибо она и есть дух н свобода либо в «подлинном», либо в «падшем» и объективированном состоянии. Это означает, что субъективный идеализм берет верх. Солипсизм и иллюзионизм такой точки зрения маскируются воинствующей формой их выражения, когда перед субъективным духом, объявленным первичным, ставится задача полного преобразования мира, «объективированного» самим же субъективным духом. Бердяев так формулирует проблему: «Есть ли объективация погружение духа в мир для его духовного завоевания, а возвращение внутреннего существования уход из мира?» «Это, — продолжает он, — есть основной вопрос и вопрос чрезвычайно трудный. Мы тут сталкиваемся с парадоксом духа. Объективация есть приспособление духа к состоянию мира, конформизм и неудача творческого акта духа, подчинение личного общему, человеческого нечеловеческому, вдохновения закону. Но в этом царстве объективации духовность может как раз принимать формы отрешенности от мира и ухода от мира, мировраждебная и жизневраждебная аскеза может быть коррелятивна царству объективации. Возврат же духа внутрь подлинного существования может означать революционную активность в отношении к объективированному состоянию мира, может быть восстанием свободы против детерминации, т. е. может означать внедрение духа в мир для его одухотворения и преображения» (21, 142). Главное, против чего предостерегает здесь Бердяев, — это опасность отрешенности духа от мира. Такая отрешенность, согласно общему замыслу его философии, означает отказ духа от самого себя, вернее от своего объективированного состояния. Волюнтаризм субъективного идеализма выражается 159 в требовании, чтобы дух «возвратился внутрь» не путем простой отрешенности от мира ( = объективированною состояния духа), но путем его деобъективации. Это и означает «революцию», «восстание» духа против природы, «преображение» мира и т. п. Учение об объективации было разработано Бердяевым достаточно детально Наиболее существенным в нем является вопрос о формах объективации духа. Не вдаваясь в подробности, можно вычленить следующие из них: объективация как экстериоризация и овременение (пространство и время — это, по Бердяеву, формы объективированного духа), объективация как социализация, объективация как «охлаждение» творческих актов (превращение свободы в необходимость, творчества в результат, вдохновения в закон и т. п.), объективация как символизация, объективация духа в сознании. Все эти конкретные формы объективации суть частные случаи фундаментального процесса объективации духа в бытие, они играют у Бердяева роль специфических экзистенциалов, вернее «антиэкзистенциалов», бытия человека в мире (в «царстве объективации»). Работа, проделанная им по мистификации объективного мира, подготовила плацдарм для той битвы с природой, обществом и сознанием, которую развернул Бердяев, объявив «революционное восстание» против «объективированного состояния мира». Без учения об объективации концепция творчества и свободы выглядела бы чересчур авантюристической и голословной. Так в свое время и была воспринята ранняя книга Бердяева «Философия свободы», когда его учение об объективации еще не получило ясного выражения (см. 111). Теперь же, когда мир рассматривался всего лишь как некое состояние, как объективация субъективного духа, оставалось только уточнить, какими способами деобъективировать его, «возвратить» в дух и в каких терминах описать «преображенное» состояние мира. Для того чтобы лучше понять бердяевскую концепцию творчества, ее удобнее всего представить как ряд требований, предъявляемых к субъекту, требований, выполнение которых делает личность «экзистенциальной», непосредственной носительницей «преображенного» мира, подлинным воплощением духа, свободы и реальности. Как уже отмечалось, первым шагом в «революции духа» является «изменение установки духа». Поскольку дух для 160 Бердяева означает целостность личности, то изменение установки духа должно сопровождаться концентрацией всех способностей человеческой личности вокруг ее ядра — духа. Среди главных из них он называет религиозную веру, волю, свободу, творческий экстаз. Бердяев был философом-мистиком, относившим себя к христианству православного типа, причем его религиозность была настолько тоталитарной, что вторгалась и в область философских интуиции. Так, религиозная вера и направленность духа к богу объявлялись необходимыми условиями «духовной революции» и «разрушения» объективированного мира. С тех же позиций решается и проблема времени. Наиболее стабильной в этом отношении является идея обращенности личности к концу, т. е. идея эсхатологической направленности духа. Проблема времени связывается с решением вопроса об отношении его к вечности. Но и здесь «экзистенциальное время» (понятие, введенное Бердяевым) означает «конец» физического, «дурного» времени (прошлого, настоящего и будущего) и приобщение к вечности в «Мгновениях» религиозно-мистического экстаза (творчества). «Творческая духовная жизнь, — писал он уже в «Смысле творчества», — не есть движение по плоскости, это движение вертикальное, ввысь и вглубь. Это вертикальное глубинное движение в мире проецируется на плоскости и внешне воспринимается как перемещение точек пересечения плоскости перпендикулярами. Поверхностное сознание видит лишь плоскостное движение... Сознание глубинное видит движение вертикальное. Ныне, на космическом перевале, так глубоко изменяет мир вертикальное движение, что происходит перемещение плоскостей, происходит распластование и распыление мира и переход в иное измерение» (13, 329). Время, как и все, на что обращалось религиозно-идеалистическое мышление Бердяева, мистифицировалось и переставало рассматриваться как форма существования объективной реальности. Бердяев неустанно призывал к «разрушению» сознания, считая эту процедуру самым верным способом победы над неподлинностью объективированного мира. Сознание в его «посюсторонней», нормальной действительности понималось им как «продукт» грехопадения, как то, для чего уже «закрыто» потустороннее и сверхъестественное. Более того, именно сознание, по Бердяеву, явилось 161 главным «творцом» объективной реальности. Грехопадение, утверждал Бердяев, породило познание. «Познание есть потеря рая» (19, 42). Сознание и вырабатываемые им понятия, доказывал он, образовались как средство выживания и самосохранения человека в мире, ставшем объективным и чуждым. Основная функция сознания — быть орудием ориентации в «объектном» мире. В аспекте пневматологии сознание для Бердяева оказывается эпизодом в генезисе духа, моментом в переходе духа от «райской целостности» к «сверхсознательной целостности и полноте». С другой стороны, трансцендирование субъекта за границы своего естественного состояния отождествляется им с творческим экстазом, преодолением сознания, переходом в сверхсознательное состояние. «Всякое сознание есть несчастное сознание... Оно преодолевается через сверхсознание» (там же, 43). Из всего этого можно заключить, что Бердяев стремился умалить ценность человеческого сознания, рационального познания, разума вообще. Его идеалом был образ человека-мистика, одержимого видениями трансцендентного и ведущего борьбу с объективной реальностью. Призыв к переходу в «сверхсознательное» состояние означал призыв к разрушению и сознания, и объективированного мира. Философия Бердяева примыкает к антиинтеллектуалистической традиции, к линии Киркегора и Ницше. Отличие Бердяева от взглядов этих мыслителей состоит в том, что на пути «преодоления» разума он идет дальше — к призыву разрушить объективную реальность, объявленную миром застывших понятий сознания. «Позитивный» пафос Бердяева выражался в призыве к «творчеству». При ближайшем рассмотрении этого понятия становится ясно, что содержанием его является экзистенциалистски понятое христианское откровение, библейские мифы. По своей психологической форме «творчество», к которому он призывал, весьма схоже с состоянием религиозно-мистического экстаза. Наконец, важным аспектом бердяевской концепции творчества должно было стать органическое включение реальной творческой активности субъекта в эту религиозно-мистическую, «творческую» работу по субъективации мира. Творчество, к которому призывал Бердяев, противоречило действительным целям человеческой деятельности, оно не предполагало никаких реальных изменений в мире, 162 в обществе. Единственным «реальным» результатом бердяевской концепции творчества были написанные им книги и их известная распространенность на Западе. Однако ни о каком положительном результате говорить не приходится. Наоборот, популярность бердяевской философии связана с распространением волюнтаристических идей, иллюзий и реакционно-утопических настроений. Общая философская причина несостоятельности и бессилия бердяевской доктрины — идеализм. На примере его волюнтаристической и субъективистской философии яснее становится одна из типичных особенностей идеализма — близость его к такому религиозному, художественному и мифологическому сознанию, которое не задается вопросом о методах научного, реалистического и объективного отражения материальной действительности, а пытается решить все проблемы самим процессом мышления. Лишь результат этого процесса, каким бы фантастическим он ни был, выступает в качестве оправдания и критерия истинности метода и реальности. Столь модная и популярная уже в XIX в. методология неокантианства, созвучная фундаментальным положениям феноменологии, определила критерии истины и реальности объектов как «конституируемые», а по существу творимые сознанием или субъектом, который только назывался теоретическим, но уже у Канта был по сути творящим объекты. И как бы впоследствии ни назывались предлагаемые идеализмом решения проблем существования человека в мире и самого мира в целом — от осознания, чистого созерцания, идеации и редуцирования (этого «критически» обоснованного катарсиса) до экзистирования и «отчаяния», — все они сводились к «акту духа» в пределах сознания. Искренними и благими пожеланиями в лучшем случае решалась всего лишь половина дела. Плоть предмета, человека, истории и мира «одухотворялась» и одновременно. . . изгонялась. Однако идеалисту некуда скрыться от нее и некуда убрать ее, хотя ее идеальная тень и может вмещаться, охватываться и покрываться его сознанием. Победа идеалиста над материей — это бегство, выдаваемое за победу, бегство от того, что первично, изначально вмещает и определяет бытие человека, в том числе и самого мистического философа. Различие между конкретными формами «идеализмов» 163 в этом смысле лишь в различиях предлагаемых ими способов и правил совершения «духовного акта», акта сознания. Конечно, Бердяев занимал здесь крайние позиции. Он стремился проникнуть не в такой мир, каким он представляется причастному природе и обществу сознанию, а в такой, каким субъект желает представлять, переживать и мыслить его. Воля, религиозная вера и эмоции составляют предпосылки этой гносеологической авантюры, те нарочитые требования, которые Бердяев выставлял в качестве условий для всех и вся. Спиритуализация мира приводила его к чистейшему субъективизму и произволу, возможности все как угодно сочетать, сопрягать, превращать. Мир плавится, он становится сознанием, духом, делается призрачным и зыбким. Анализируя позицию, в которой оказывается всякий последовательный идеализм, Маркс отмечал, что «мир... по прежнему продолжает существовать, когда я упраздняю только его мысленное существование, его существование в качестве категории или точки зрения, другими словами: когда я видоизменяю свое собственное субъективное сознание, не изменяя предметной действительности действительно предметным образом, т. е. не изменяя своей собственной предметной действительности и предметной действительности других людей. Спекулятивное мистическое тождество бытия н мышления повторяется поэтому... в виде столь же мистического тождества практики и теории» (1, 2, 210—211). Замечание Маркса относительно мистичности тождества бытия и мышления, практики и теории в высшей степени справедливо для характеристики бердяевской позиции, так как в его философии тождество субъекта и объекта, практики и теории, бытия и сознания достигло своего крайне идеалистического и мистического выражения. Как бы ни изменял Бердяев свое «субъективное сознание», это изменение совершалось мысленно, «в духе», а потому реально не касалось ни бытия, ни практики. И в этом бессилии достичь подлинного тождества духа и природы, бытия и мышления — коренная порочность и несостоятельность его философии. Подобно Дон-Кихоту, сломя голову бросается он в «ноуменальное» и «трансцендентное», будучи убежденным в том, что мир объектов в результате этого прекратит свое существование, одухотворится и станет иным, идеальным миром. Настойчиво 164 и безрассудно пытается Бердяев растворить в своем сознании объективную реальность, чтобы граница между ним и миром расплавилась, чтобы произошло «очищение» н себя, и истории, и мира. Почему такое «познавательное» усилие производит на читателя определенный эффект? Вероятнее всего, потому, что это — беспокойное, шумное, даже крикливое и претенциозное усилие. Бердяев хочет схватить сущность и смысл реальности не путем методического восхождения, анализа или синтеза, предполагающих долгий путь познания и диалектически-закономерное движение по ступеням, массу опосредствовании при постоянной практической связи с объективной действительностью, полагаясь не на кропотливую работу с суверенным содержанием объекта, а исходя из субъекта как конкретной «тотальности»: «Человек есть тоталитарное существо, в котором соединяются начало духовное, душевное и телесное» (20, 323). Бердяев учил о вхождении в такое по отношению к отдельным познавательным способностям «метасостояние», которое изменяет не только отдельные звенья познавательного механизма, но и все его целое. Вхождение в «прозревающее» и «творящее» состояние не описывается Бердяевым систематически, с точки зрения выполнения методологических процедур, необходимых для его достижения. За понятиями «установка», «свобода», «религиозная вера», «экстаз» и т. п. скрывались обычные человеческие эмоции, именно воля и страсть Бердяева, побуждаемые и раскаляемые фантастичностью замысла, который и впрямь был «грандиозен», ибо «дух принимает внутрь себя и природную, и социальную жизнь, сообщая ей смысл, целостность, свободу, вечность, побеждая смерть и тление, на которые обречено все не пронизанное духовностью» (21, 170). В экзистенциализме Бердяева соответствующее «последним основаниям» метасостояние («творчество», «пребывание в духе») означает обострение и трансформацию не только конкретных эмоциональных и познавательных способностей человека. Имеется в виду изменение и того, что можно было бы назвать состоянием форм сознания, т. е. нравственного, этического, религиозного, социального. Все они, синтезируясь и сплавляясь с усилиями эмоциональными и гносеологическими, центрируются вокруг некоего духовного ядра я, представляющего собой как 165 бы место пересечения направленностей свободы: в глубине субъекта она обращена одновременно к богу и иррациональному ничто, а вовне — иссякает и превращается в объективированном мире в необходимость и несвободу. Получая от «свободы» мощный импульс, динамику и энергию, личность, полагает Бердяев, способна разрывать преграды между субъектом и объектом, познающим и познаваемым, между переживанием реальности и ею самой: «Направленность духа... определяет познание» (18, 1, 27). И еще: «Дух революционен в отношении к миру, и на земле он выразим не в объективных структурах, а в свободе, справедливости, любви, творчестве, в интуитивном познании, не в объективности, а в экзистенциальной субъективности» (21, 161). «Пневматология» Бердяева с ее учением о духе, творчестве, объективации, призывами изменить «установку духа» и приблизить «конец мира» не оказалась самодостаточной религиозно-философской конструкцией. Несмотря на то что область субъективного духа была объявлена первичной, сам этот субъективный дух и личность должны были в перспективе своей субъективности опереться на бога, а что касается свободы — на некую иррациональную божественную бездну, Ungrund (термин, заимствованный Бердяевым из теологии Я. Бёме). Под именем «новой духовности» в его философии выступала традиционная религиозная идея царства божия. «Новая духовность, — заключал Бердяев, — понимает дух не как отрешенность и бегство из мира, покорно оставляющее мир таким, каков он есть, а как духовное завоевание мира, как реальное изменение его, не объективируя дух в мировой данности, а подчиняя мир внутреннему существованию, всегда глубоко личному, разрушая призраки «общего», т. е. совершая персоналистическую революцию. Это и значит, что духовность ищет прежде всего царства божьего, а не царства мира сего, которое и есть объективация» (там же, 142—143). Так в философии Бердяева эсхатология была выставлена в качестве альтернативы революции и переходному — от капитализма к коммунизму — характеру эпохи, а понятие революции, необычайно популярное в XX в., Бердяев пытался окрасить в мистические тона в надежде выхолостить из него действительно творческое реальное содержание. 166
|
© (составление) libelli.ru 2003-2020 |