Экономическое содержание народничества и...
Начало Вверх

347

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАРОДНИЧЕСТВА

И КРИТИКА ЕГО В КНИГЕ г. СТРУВЕ

(ОТРАЖЕНИЕ МАРКСИЗМА В БУРЖУАЗНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ)

По поводу книги П. Струве: "Критические заметки

к вопросу об экономическом развитии России”.

СПБ. 1894 г. 1

 

Написано в конце 1894 — начале 1895 г.

Напечатано в 1895 г. в сборнике

“Материалы к характеристике

нашего хозяйственного развития”

СПБ

Подпись: К. Тулин

Печатается по тексту сборника

“Материалы к характеристике

нашего хозяйственного развития”,

сверенному с текстом сборника:

Вл. Ильин. “За 12 лет”, 1907

351

Названная книга г. Струве представляет из себя систематическую критику народничества, понимая это слово в широком смысле — как теоретическую доктрину, определенно решающую важнейшие социологические и экономические вопросы, и как “систему догматов экономической политики” (VII с.). Одна уже постановка подобной задачи могла бы сообщить книге выдающийся интерес; но еще важнее в этом отношении та точка зрения, с которой ведется критика. Об ней автор говорит в предисловии следующее:

“Примыкая по некоторым основным вопросам к совершенно определившимся в литературе взглядам, он (автор) нисколько не считал себя связанным буквой и кодексом какой-нибудь доктрины. Ортодоксией он не заражен” (IX).

Из всего содержания книги явствует, что под этими “совершенно определившимися в литературе взглядами” разумеются взгляды марксистские. Спрашивается, какие же именно “некоторые основные” положения марксизма автор принимает и какие отвергает? — почему и насколько? Автор не дает прямого ответа на этот вопрос. Поэтому, для выяснения того, что именно в этой книге может быть отнесено на счет марксизма, — какие положения доктрины автор принимает и насколько последовательно их выдерживает, — какие отвергает и что в этих случаях получается, — для выяснения всего этого необходим подробный разбор книги.

352

Содержание ее чрезвычайно разнообразно: автор дает, во-первых, изложение “субъективного метода в социологии”, принимаемого нашими народниками, критикует его и противопоставляет ему метод “историко-экономического материализма”. Затем он дает экономическою критику народничества, во-первых, на основании “общечеловеческого опыта” (с IX) и, во-вторых, на основании данных русской экономической истории и действительности. Попутно дается и критика догматов народнической экономической политики. Это разнообразие содержания (совершенно неизбежное при критике крупнейшего течения нашей общественной мысли) определяет и форму разбора: приходится следить шаг за шагом за изложением автора, останавливаясь на каждом ряде его аргументов.

____

Но прежде чем приступать к разбору книги, мне кажется необходимым остановиться поподробнее на некотором предварительном объяснении. Задача настоящей статьи — критика книги г. Струве с точки зрения человека, “примыкающего” по всем (а не по “некоторым” только) “основным вопросам к совершенно определившимся в литературе взглядам”.

Взгляды эти не раз уже излагались с целью критики на страницах либерально-народнической печати, и это изложение до безобразия затемнило их, — даже более того: исказило, припутав не имеющие никакого отношения к ним гегельянство, “веру в обязательность для каждой страны пройти через фазу капитализма” и много другого чисто уже нововременского вздора.

Особенно практическая сторона доктрины, применение ее к русским делам, подвергалась искажениям. Не желая понять, что исходным пунктом доктрины русского марксизма является совершенно иное представление о русской действительности, наши либералы и народники сличали доктрину со своим старым взглядом на эту действительность и получали выводы не только ни с чем несообразные, но еще вдобавок возводящие на марксистов самые дикие обвинения.

353

Не определив с точностью своего отношения к народничеству, — мне представляется, поэтому, невозможным приступать к разбору книги г. Струве. Кроме того, предварительное сличение народнической и марксистской точек зрения необходимо для разъяснения многих мест разбираемой книги, которая ограничивается объективной стороной доктрины и оставляет почти вовсе в стороне практические выводы.

Сличение это покажет нам, какие есть общие исходные пункты у народничества и марксизма и в чем их коренное отличие. При этом удобнее взять старое русское народничество, так как оно, во-первых, неизмеримо выше современного (представляемого органами вроде “Русского Богатства”) в отношении последовательности и договоренности, а, во-вторых, цельнее показывает лучшие стороны народничества, к которым в некоторых отношениях примыкает и марксизм.

Возьмем одну из таких professions de foi * старого русского народничества и будем следить шаг за шагом за автором.

_____

______________________

* — исповеданий веры. Ред.

354

ГЛАВА I

ПОДСТРОЧНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

К НАРОДНИЧЕСКОЙ PROFESSION DE FOI

ГЛАВА II

КРИТИКА НАРОДНИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

ГЛАВА III

ПОСТАНОВКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ

У НАРОДНИКОВ И У г. СТРУВЕ

ГЛАВА IV

ОБЪЯСНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ЧЕРТ

ПОРЕФОРМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ У г. СТРУВЕ

ПРИМЕЧАНИЯ

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2017