II В конце и после II Мировой войны революции произошли в восточноевропейских странах, где капитализм был развит более или менее высоко. В принципе, Советская власть могла установиться и в таких развитых странах, как Италия и Греция, а также во всей Германии, но этому попрепятствовало присутствие на их территории войск Англии и США. Вместе с тем, в изменившейся после Октябрьской революции мировой обстановке акцент с развития собственно капитализма объективно переместился на развитие экономики и культуры сравнительно безотносительно от социального строя. С этой точки зрения, вновь приобретенные культурно-экономические достижения СССР стали способными частично замещать несостоявшиеся революции в развитых капиталистических странах. Построение основ социализма требовало также международно-правового оформления. В этом смысле построение можно считать достигнутым к концу 40-х – середине 50-х годов, когда были созданы СЭВ, Организация Варшавского договора и заключен догосрочный широкоаспектный договор о сотрудничестве между СССР и Китаем. На базе этих стран стала развиваться диктатура пролетариата, качественно более близкая той, которую имел в виду К.Маркс, по сравнению с первоначальной, существовавшей до Второй мировой войны. Все руководители соцстран были такими же эклектиками, как и Сталин, но тогда, в самом начале процесса, это не имело существенного значения. Первый блин комом, и самостоятельную ценность имел практический опыт “печения блинов”, который нельзя приобрести никакими, даже самыми плодотворными, теоретическими изысканиями. Таким образом, пик прогрессивного развития мировой диктатуры пролетариата, в целом успешного и верного движения по пути, указанному Марксом и Лениным, следует относить на февраль 1950 года, когда был заключен договор о дружбе между СССР и Китаем на 50 лет 26. После смерти Иосифа Виссарионовича и разоблачения культа его личности на XX съезде КПСС в 1956 году эта международная система начала разваливаться. Хрущева за отступление от марксизма осудили Мао Дзэ-Дун, который сам себя не определял марксистом (в действительности он был революционным народником), и Энвер Ходжа – за отступление от принципа диктатуры пролетариата. В своем исходном тезисе критика Ходжи, который пытался отстаивать ортодоксальный марксизм, была по существу верной. Но выводы, которые делал руководитель Албании, были ошибочными в корне. Отказываясь от интеграции с “отступниками”, он обрекал руководимую им страну на “гордо одинокую” автаркию, тем самым бросаясь из огня да в полымя. Выходит, что уже в момент своего рождения послевоенная мировая диктатура пролетариата явилась если не обреченным на сравнительно скорую смерть уродом, то, во всяком случае, крайне болезненным ребенком, выживание которого было весьма проблематичным. Режимы в странах строившегося социализма непринципиально отличались от постсталинистского СССР. Во всех них ставилась задача построить национальные “социализмы”, что являлось еще большим отступлением назад от марксизма от того рубежа, на который ранее отошел Сталин. Положение существенно осложнялось также и тем, что быстро и эволюционно переломить сложившуюся негативную тенденцию было невозможно. Уже в середине 50-х годов на повестку дня мирового коммунистического движения объективно выдвинулся вопрос о необходимости радикальной переделки заново достигнутого в деле построения социализма во всем мире, о воссоздании диктатуры пролетариата по Марксу и Ленину из той эклектичной структуры, какую к тому времени сумели выстроить. Этот вопрос правильно ставил Энвер Ходжа, но руководитель Албании давал на него неверный ответ. Кроме того, еще в 1943 году в Италии образовалась группа, из которой впоследствии выросло движение Международное бюро за революционную партию. Как и ходжаизм, это течение исходило из верной посылки, что сталинизм и троцкизм представляют собой мелкобуржуазные теории, принципиально порвавшие с марксизмом 27, но позитивная часть программы МБРП не приобрела принципиальных отличий от ходжаизма и клиффианства, а представила своеобразный гибрид из этих учений. Это так называемая “госкаповская” теория, оперирующая немарксистскими понятиями типа “класс-аппарат”, “тоталитаризм” и т. п. 28, в которой, как и во всех остальных современных эпигонских доктринах, абсолютно не разработан раздел о захвате власти. Указывается, что грядущая пролетарская революция или будет мировой, или ее вовсе не будет, а что под этим подразумевается, каким конкретным образом это должно произойти, теоретические документы МБРП не разъясняют. Положительным достижением МБРП следует признавать его критику современной политической доктрины КПК. Хотя эта критика и не свободна от характерной эклектики троцкистско-ходжаистского толка, она гораздо последовательней, основательнее и глубже, чем у других эпигонов 29. С другой стороны, необходимо признавать и реальные достижения КПК. Оставаясь в исходных позициях на платформе сталинизма-маоизма, именно, отталкиваясь от немарксистского представления о возможности построения социализма в одной стране, или, во всяком случае, явно ревизионистски недооценивая значение фактора интернационализма в коммунистическом и рабочем движении, идеологи китайской компартии, тем не менее, сумели избавиться от ряда частных, но очень важных, свойственных сталинизму, ошибочных представлений о строительстве социализма в рамках отдельно взятой страны. Так, теоретики КПК вернулись к ленинскому представлению об обязательности сохранения господства нэпа как необходимейшего условия для успеха осуществления культурной революции (в ленинском понимании этого слова), кооперации и индустриализации. Более того, успешно сумели реализовать ленинскую идею сдачи части общенародной собственности в концессию. Наконец, они по-ленински же реалистично определили продолжительность срока построения основ социализма в Китае. В нынешних условиях значительного ослабления международного рабочего и коммунистического движения по сравнению с ситуациями рубежа 10-х - 20-х и второй половины 40-х годов описанное отступление руководителей китайской компартии не представляется критическим, поскольку у них принципиально сохраняется исторический шанс в более или менее близком будущем вернуться на правильную дорогу и в общем они движутся в верном направлении. Другое дело, что путь, по которому сегодня движется строительство социализма в Китае, исключительно непростой и трудный, и опасность капиталистического реванша в этой стране крайне высока. Очень важную роль в мировой политике играет сегодня также строящая социализм Куба, которая ведет за собой под антинеоколониалистскими и антиимпериалистическими лозунгами целое громадное движение неприсоединения. Нужно еще упомянуть в данном ряду Северную Корею, господствующей идеологией в которой является чучхеизм – доктрина революционных народников, а также Вьетнам. У чучхеизма с марксизмом общим является один лишь элемент демократизма. Признавать государство, идеологией которого является крестьянский социализм, действительно строящим социализм вполне правомерно лишь тогда, когда оно находится в составе мировой диктатуры пролетариата, хотя бы даже, например, в варианте Монгольской Народной Республики. А так как КНДР имеет нормальные отношения с Китаем и Кубой, эту страну строящей социализм признавать можно. . Подводя итог рассмотрению истории становления диктатуры пролетариата в мире в период с 1917 года по настоящее время, можно заключить, что сейчас она находится, по существу, в лучшем состоянии, чем в 1950 году. Важнейшим приобретением, полученным по сравнению с тем моментом, является то, что в Китае стал практиковаться по-ленински подправленный сталинизм, что, во всяком случае, оставляет надежду на то, что он может не переродиться "изнутри" в открытую буржуазную диктатуру, как это случилось в странах СЭВ. Итак:
|
© (составление) libelli.ru 2003-2020 |