Кувакин В. А. ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Начало Вверх

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

ПО ТУ СТОРОНУ РОССИИ

После Великой Октябрьской социалистической рево­люции борьба между материализмом (философией мар­ксизма) и идеализмом вступила в СССР в свою завер­шающую стадию.

Россия пришла к потрясшей весь мир революции как родина ленинизма, марксизма XX в., но в то же время и как страна, где возник предзакатный «расцвет» идеа­лизма и религиозной философии. При этом «подъем» упадка, «ренессанс» философского декаданса оказался настолько мощным и симптоматичным, глубоким и «про­дуктивным», что и сегодня к нему проявляют значитель­ный интерес представители той интеллигенции Запада, которая особенно болезненно переживает во многом ана­логичный по своим симптомам процесс упадка и кризиса современной буржуазной культуры (см. 140. 153. 158). Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению послеоктябрьской истории русского религиозного идеа­лизма, необходимо еще раз подчеркнуть, что для его судьбы в XX в. Октябрьская революция явилась главным и определяющим событием.

Значение Великой Октябрьской социалистической ре­волюции для отечественной философии как едино-проти­воречивого культурно-исторического процесса состоит в том, что эта революция впервые в истории человечества подвела черту под многовековым спором между мате­риализмом и идеализмом на русской почве; она опреде­лила неминуемое поражение и гибель русского идеа­лизма и одновременно означала, что материализм в его высшей форме — форме диалектического и исторического материализма отныне становился господствующим миро­воззрением огромного исторического материка — СССР.

Если поставить вопрос о всемирно-историческом фи­лософском значении Великой Октябрьской социалистиче­ской революции и в этом смысле о ее отличии от всех ранее происходивших революций, то можно сделать сле­дующий вывод. Все те социальные революции, которые в той или иной степени были связаны со сменой обще-

106

ственно-экономических формаций, сопровождались сме­ной форм борьбы между материализмом и идеализмом, они порождали в рамках этой борьбы новые философские концепции и проблематику, новые исторические и миро­воззренческие картины социального мира и природы. Тем не менее в сущности само качество историко-философ­ского процесса, его наиболее фундаментальные законо­мерности и источники внутренней динамики оставались неизмененными. Социально-экономический аналог этому явлению можно обнаружить в том факте, что все обще­ственно-экономические    формации — от   рабовладельче­ской   до капиталистической   включительно — сохраняли, несмотря на все их различия, одно существенное свой­ство — эксплуатацию  человека   человеком и разделение общества на антагонистические классы.

Абстрагируясь от конкретно-исторических обстоя­тельств возникновения, развития и идейной борьбы раз-личных школ материализма и идеализма, можно конста­тировать, что сам процесс возникновения и развития но­вой общественной формации вызывал к жизни новые материалистические и идеалистические школы и концеп­ции, которые развивались в форме противоборства, спе­цифические закономерности которого в конечном счете определялись типом этой формации и соответствующими формами классовых антагонизмов, а также порождаемой ею культурой. Именно поэтому говорят о борьбе мате­риализма и идеализма в античном обществе, о противо­борстве идеализма и теизма, с одной стороны, с вольно­думством, атеизмом и выраставшим из пантеизма и номи­нализма материализмом — с другой, в эпоху феодализма, о четком и бескомпромиссном размежевании и борьбе лагерей и партий в философии при капитализме. И по­добно тому как Октябрьская революция впервые в миро­вой истории положила конец эксплуатации человека человеком и разделению общества на антагонистические классы, процесс культурной революции, начавшийся вслед за политическими событиями Октября 1917 г., с са­мого начала предполагал небывалое в истории измене­ние идеологической и мировоззренческой (в том числе и собственно философской) структуры и содержания обще­ственного сознания.

Все это наложило печать своеобразия на историко-философский процесс в послеоктябрьской России, кото-

107

рый протекал в атмосфере ожесточенной классовой борь­бы между «умирающим капитализмом и рождающимся коммунизмом». По определению В. И. Ленина, эксплуа­таторские классы и их идеологи вступили «в эпоху отча­янной, обостренной войны, когда историей ставятся на очередь дня вопросы о бытии или небытии вековых и тысячелетних привилегий...» (2, 37, 264).

§ 1. ПОСЛЕОКТЯБРЬСКИЙ ИДЕАЛИЗМ:ВНЕШНЕЕ ВЫРАЖЕНИЕ

108

§ 2. В КАНОССУ... С ТРОЯНСКИМ КОНЕМ

§ 3. «КОНТИНЕНТ-ОКЕАН», ИЛИ ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ В РОССИИ ГОСУДАРСТВА ФАШИСТСКОГО ТИПА

§ 4. ЭМИГРАНТСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ПЕРИОДИКА - ЛЕТОПИСЬ РАЗЛОЖЕНИЯ

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020