ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ПО ТУ СТОРОНУ РОССИИ После Великой Октябрьской социалистической революции борьба между материализмом (философией марксизма) и идеализмом вступила в СССР в свою завершающую стадию. Россия пришла к потрясшей весь мир революции как родина ленинизма, марксизма XX в., но в то же время и как страна, где возник предзакатный «расцвет» идеализма и религиозной философии. При этом «подъем» упадка, «ренессанс» философского декаданса оказался настолько мощным и симптоматичным, глубоким и «продуктивным», что и сегодня к нему проявляют значительный интерес представители той интеллигенции Запада, которая особенно болезненно переживает во многом аналогичный по своим симптомам процесс упадка и кризиса современной буржуазной культуры (см. 140. 153. 158). Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению послеоктябрьской истории русского религиозного идеализма, необходимо еще раз подчеркнуть, что для его судьбы в XX в. Октябрьская революция явилась главным и определяющим событием. Значение Великой Октябрьской социалистической революции для отечественной философии как едино-противоречивого культурно-исторического процесса состоит в том, что эта революция впервые в истории человечества подвела черту под многовековым спором между материализмом и идеализмом на русской почве; она определила неминуемое поражение и гибель русского идеализма и одновременно означала, что материализм в его высшей форме — форме диалектического и исторического материализма отныне становился господствующим мировоззрением огромного исторического материка — СССР. Если поставить вопрос о всемирно-историческом философском значении Великой Октябрьской социалистической революции и в этом смысле о ее отличии от всех ранее происходивших революций, то можно сделать следующий вывод. Все те социальные революции, которые в той или иной степени были связаны со сменой обще- 106 ственно-экономических формаций, сопровождались сменой форм борьбы между материализмом и идеализмом, они порождали в рамках этой борьбы новые философские концепции и проблематику, новые исторические и мировоззренческие картины социального мира и природы. Тем не менее в сущности само качество историко-философского процесса, его наиболее фундаментальные закономерности и источники внутренней динамики оставались неизмененными. Социально-экономический аналог этому явлению можно обнаружить в том факте, что все общественно-экономические формации — от рабовладельческой до капиталистической включительно — сохраняли, несмотря на все их различия, одно существенное свойство — эксплуатацию человека человеком и разделение общества на антагонистические классы. Абстрагируясь от конкретно-исторических обстоятельств возникновения, развития и идейной борьбы раз-личных школ материализма и идеализма, можно констатировать, что сам процесс возникновения и развития новой общественной формации вызывал к жизни новые материалистические и идеалистические школы и концепции, которые развивались в форме противоборства, специфические закономерности которого в конечном счете определялись типом этой формации и соответствующими формами классовых антагонизмов, а также порождаемой ею культурой. Именно поэтому говорят о борьбе материализма и идеализма в античном обществе, о противоборстве идеализма и теизма, с одной стороны, с вольнодумством, атеизмом и выраставшим из пантеизма и номинализма материализмом — с другой, в эпоху феодализма, о четком и бескомпромиссном размежевании и борьбе лагерей и партий в философии при капитализме. И подобно тому как Октябрьская революция впервые в мировой истории положила конец эксплуатации человека человеком и разделению общества на антагонистические классы, процесс культурной революции, начавшийся вслед за политическими событиями Октября 1917 г., с самого начала предполагал небывалое в истории изменение идеологической и мировоззренческой (в том числе и собственно философской) структуры и содержания общественного сознания. Все это наложило печать своеобразия на историко-философский процесс в послеоктябрьской России, кото- 107 рый протекал в атмосфере ожесточенной классовой борьбы между «умирающим капитализмом и рождающимся коммунизмом». По определению В. И. Ленина, эксплуататорские классы и их идеологи вступили «в эпоху отчаянной, обостренной войны, когда историей ставятся на очередь дня вопросы о бытии или небытии вековых и тысячелетних привилегий...» (2, 37, 264). § 1. ПОСЛЕОКТЯБРЬСКИЙ ИДЕАЛИЗМ:ВНЕШНЕЕ ВЫРАЖЕНИЕ 108 § 2. В КАНОССУ... С ТРОЯНСКИМ КОНЕМ
§ 3. «КОНТИНЕНТ-ОКЕАН», ИЛИ ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ В РОССИИ ГОСУДАРСТВА ФАШИСТСКОГО ТИПА § 4. ЭМИГРАНТСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ПЕРИОДИКА - ЛЕТОПИСЬ РАЗЛОЖЕНИЯ |
© (составление) libelli.ru 2003-2020 |