§ 3. «КОНТИНЕНТ-ОКЕАН», ИЛИ ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ В РОССИИ ГОСУДАРСТВА ФАШИСТСКОГО ТИПА Другим заметным направлением философского и социологического сознания контрреволюционной буржуазно-помещичьей эмиграции 20-х — начала 30-х годов было так называемое евразийство. Как социальное явление оно объединяло людей самых различных по своим взглядам, профессии и возрасту. Наиболее видными среди них были: филолог и культуролог Н. Трубецкой, богословствующий светский писатель А. Карташев, философствующий богослов и историк религии Г. Флоровский, софиолог и правовед П. Бицилли, публицисты П. Савицкий, П. Сувчинский и др. Внешним толчком к образованию евразийства послужила книга Н. Трубецкого «Европа и человечество» (1920). Вскоре вышло два сборника евразийцев: «Исход к Востоку» (1921) и «На путях» (1922). Систематическому изложению идей этого направления была посвящена брошюра «Евразийство» (1926). Свою официальную программу (накануне разложения) его представители изложили в 1932 г. («Евразийство. Декларации, формулировки, тезисы»). В период с 1920 по 1932 г. выходили различные «евразийские сборники», «временники», «хроники» и т. п. По своим мировоззренческим истокам эта группировка, в сравнении со сменовеховством, являла собой более 124 пестрый конгломерат влияний и взглядов. В евразийстве без труда можно обнаружить религиозные, славянофильские и веховские идеи, отголоски историософских доктрин Данилевского и Шпенглера. Социальный утопизм и либерализм с элементами просветительства уживался здесь с контрреволюционными, националистическими, империалистическими и даже (особенно на конечном этапе развития этого направления) с фашистскими тенденциями. Н. Мещеряков выделил следующие черты евразийской доктрины: «отрицание европейской цивилизации, национализм, славянофильство. И над всем этим купол православной церкви. Ученая гора родила маленькую и притом старую белую славянофильскую мышь, приправленную Шпенглером, Кайзерлингом, Паулем Эрнстом и другими лидерами эпохи упадка и разложения буржуазного мира» (77, 69). Определяющими в евразийстве были антизападнические настроения и неверие в возможность того, что Запад поможет эмиграции восстановить в России старый общественный строй. Кроме того, в нем находила выражение инстинктивная потребность определенной части эмиграции вызвать СССР — через модификацию и модернизацию традиционных эмигрантских идей — «на диалог», с тем чтобы найти некоторый компромисс между Советской властью и эмиграцией; это относилось прежде всего к эмигрантской молодежи, которая в широких масштабах была вовлечена в евразийство. Уже само название этого течения говорило о том, что основой историософских, социологических и политических взглядов его представителей было понимание России как специфической страны («континент-океан»), не принадлежащей по типу своей жизни и культуры ни к Западу, ни к Востоку, а имеющей будто бы свою особую историческую материальную и духовную «судьбу». В книге Н. Трубецкого «Европа и человечество» были заложены основы евразийской историософской концепции, которая лишь дополнялась и слегка видоизменялась другими представителями течения. Большинство из них рассматривали историю как движение некоторой иррациональной стихии, в которой возникают, сталкиваются и разлагаются, терпят поражение или побеждают огромные исторические континенты «не только в общеисторическом и общекультурном, но хозяйственно-географиче- 125 ском смысле...» (80, 354). В качестве примеров таких образований назывались «романо-германский мир», «Европа», «Азия», «Старый Свет», «Евразия» *. Отмечая равноценность культур, существовавших или существующих в истории, евразийцы, однако, утверждали, что история — это борьба культур между собой, их возникновение, расцвет и гибель. Мистицизм и ненаучность воззрений евразийцев сказывались в признании «неисповедимости катастрофической смены времен и эпох». В то же время высказывались идеи о зависимости смены культур от смены поколений и от степени религиозности культуры (безрелигиозные культуры объявлялись упадочными). Более конкретными рассуждения евразийцев становились тогда, когда они переходили к осмыслению современной им мировой истории и ее центрального события — Октябрьской революции. По вполне понятным причинам контрреволюционная эмиграция была болезненно прикована к проблеме «русской революции», загипнотизирована этим событием, ибо, потеряв свое собственное старое социально-экономическое и историческое бытие и не обретя нового, она была обречена на уход из истории, на смерть в идейном и социальном смысле. «Принятие» же революции всегда оказывалось в итоге одним из проектов ее подрыва и «изживания». «Принятия», компромиссы, уступки Советской власти давали иллюзорную возможность «вписаться» в новую Россию, быть сопричастной ей и даже выступать от ее имени. Постоянные «пересмотры», «переоценки», ограниченные тем не менее кругом старых доктрин, создавали видимость жизни, видимость причастности эмиграции к послеоктябрьской России. Н. Трубецкой рассматривал революцию как поворотный пункт в извечной борьбе между Россией, «истинное» лицо которой он представлял по-славянофильски, и Западом, выступающим в обличии романо-германского «хищнического и завоевательного духа». По весьма странной логике Трубецкого получалось, что «отныне * «Термином «Евразия», — писалось в одном из документов этого течения, — мы означаем особый материк, как место развития специфической культуры, евразийской и русской... Культурное и географическое единство Евразии сказывается в ее истории, определяет ее хозяйственное развитие, ее самосознание и ее историческую миссию в отношении к Европе и Азии» (55, 76). 126 Россия вступила в новую эпоху своей жизни, в эпоху утраты независимости» (119, 302). Это, по его мнению, случилось потому, что в ней победили «западнические» социалистические и коммунистические идеи. И в перспективе мировой революции он предрекал России судьбу колонии «коммунистической Европы». Однако этот невероятный сплав национализма, пессимизма и антикоммунизма самым неожиданным образом заканчивался надеждой на «грядущее освобождение» не только России, но и всего «угнетенного человечества» от ига «романо-германских хищников». «При таких условиях, — фантазировал Трубецкой, — вступление в среду колониальных стран новой колониальной страны, огромной России... может явиться решительным толчком в деле эмансипации колониального мира от романо-германского гнета. Россия может сразу стать во главе этого всемирного движения» (там же, 304). Далее перед взором Трубецкого возникали образы России — «наследницы Великих ханов», «продолжательницы дела Чингиза и Тимура», «объединительницы Азии» и т. д. И уже непонятно было, где в его концепции кончалась Россия-колония и начиналась Россия — «наследница Великих ханов». Ясно было одно: Трубецкой ратовал за «азиатскую ориентацию» и «поворот на Восток». Идея такого поворота сопровождалась пропагандой патриархальщины и самобытной национальной культуры, причем самобытность русской культуры связывалась с «восточным православием», «русским благочестием», «праведным патриотизмом», ощущением «степной стихии», «континентальности» и т. п. Большинство евразийцев не поддержало очевидно нелепой мысли Н. Трубецкого об «утрате независимости» Россией в результате Октябрьской революции, однако понимание последним самобытности России, его идея «великого возрождения» были с теми или иными вариациями приняты и развиты ими. Был удержан и антикоммунизм Трубецкого. Эклектизм и шаткость рассуждений евразийцев бросались в глаза во всех их выводах и оценках. Поверхностность обобщений и натяжки были обусловлены приверженностью большинства евразийцев к идеалам «Евразии» и допетровской Руси. «Новый историософский синтез» как идеал чаемой России состоял из трех главных компонентов: религиозного (православная духовность и культура), идеологического («праведный» патриотизм и 127 национализм) и государственного (концепция «идеократии»). Это было нечто подобное тому, что произошло в свое время (около 100 лет назад) в историософском сознании славянофилов и их более консервативных современников, представителей доктрины «официальной народности». Стремясь «возродить» и «оздоровить» Россию, они предлагали для ее будущего в качестве идеала культуру и быт прошлого, причем настоящее и будущее рассматривались как символы ухудшения и упадка. Оживление евразийством консервативных идей Столетней давности выглядело смехотворно. Может быть, это покажется парадоксальным, но эсхатологические концепции, например, Булгакова или Бердяева в сравнении с евразийскими или сменовеховскими идеями были более последовательными и в известном смысле более адекватно отражали психологию мышления и перспективы буржуазно-помещичьей эмиграции — «перспективы» исторического тупика и конца. Это была магистральная, хотя и тупиковая, линия русского идеализма, и она была куда более последовательным выражением его нисходящего движения. Евразийство просуществовало около десяти лет — с начала 20-х — до начала 30-х годов. В ходе своего вырождения оно потеряло культурологический, историософский и религиозный оттенки своей идеологии, и все его идеи и проекты относительно будущего России перешли в плоскость «практической организации мира и жизни». Главное внимание стало уделяться проблеме государства, которое рассматривалось как наиболее решающее и мощное выражение и инструмент «практической организации». Реакционные тенденции евразийства особенно обнажились в связи с построением утопии «евразийского государственного строя». Основные ее черты сводились к следующему. Государство объявлялось надклассовым институтом, «твердой» властью, функционирующей в условиях частной собственности. Непосредственной социальной опорой тоталитарного «евразийского государства» должны были стать люди, преданные «евразийской идее» и помогающие осуществлению и господству «идеократии», т. е. власти этой идеи. Особое значение в создании «национал-патриотической» атмосферы «идеократии» придавалось так называемому ведущему отбору социальных групп. Он предусматривал систему организацион- 128 ных, идеологических и психологических процедур, которые позволили бы в первую очередь сформировать «социальную группу» фашистского типа. «Принадлежность к ней (социальной группе. — В. К.) должна определяться... основным и главным признаком, — объявлялось в «евразийской» декларации, — именно исповеданием евразийской идеи, подчинением ей, «подданством». Таков ведущий отбор в евразийском государстве...» (56, 14). Начав с попыток признать необходимость Октябрьской революции, евразийцы — через поиск «самобытности» России — очень скоро пришли к религиозно-националистическим, тоталитаристским и фашистским идеям «евразийской идеократии». Такая эволюция идей «нового историософского синтеза» была обусловлена не только старым идейным багажом его творцов, но и в значительной степени состоянием европейских буржуазных обществ этого периода, переживавших распространение и усиление влияния фашизма. Она отразила факт проникновения идеологии сначала итальянского, а затем немецкого фашизма в определенные слои контрреволюционной эмиграции, в которых эта идеология нашла благоприятную почву, удобренную идеями антикоммунизма, национализма и религиозного фанатизма. 129 |
© (составление) libelli.ru 2003-2020 |