§ 3. АНТИНОМИЗМ КАК СРЕДСТВО БОРЬБЫ С РАЗУМОМ И ПОЗНАНИЕМ Косвенным результатом «трансцендентального обоснования» религии было сознательно «антиномическое» истолкование Булгаковым основных понятий и проблем религиозного сознания, что нашло свое выражение в ходе построения им системы религиозной философии. Антиномизм, превращенный Булгаковым в один из основных методов системы, привлекался для описания самого онтологического начала религиозной философии. Этим началом в духе традиционной мистики и позднего Шеллинга объявлялось «ничто». Проблема онтологического начала в булгаковской системе связана с выяснением вопроса об абсолюте, или божественном ничто. Абсолют трактуется преимущественно в стиле апофатической (отрицательной) теологии как абсолютное «не», так как «про Абсолютное нельзя сказать, что Оно есть, как и нельзя сказать, что Его нет: здесь умолкает в бессилии человеческое слово, остается только молчаливый философско-мистический жест...» (там же, 100—101). Абсолютное — это не бог, а «трансцендентный фон бога», божественное ничто, вернее не-что, не-как, не-где, не-когда и не-почему, тогда как с ничто связано отношение с каким-либо что, «...ибо небытие есть лишь спутник бытия, а ничто — тень что, а как самостоятельное понятие вовсе не существует... Не-что не имеет никаких определений что, является бескачественным или, точнее, сверхкачественным» (там же, 100). Божественное ничто со стороны его постижения связано, по Булгакову, с «основной антиномией» религиозного сознания. Оно, по его мнению, «премирно» и трансцендентно и одновременно имеет отношение к миру и человеку, «...божество есть нечто по существу своему трансцендентно-имманентное или имманентно-трансцендентное» (там же, 96). 205 Особенность методологической позиции Булгакова состоит в том, что он настаивает не на диалектическом (противоречивом) характере онтологических начал, а на антиномическом их противоречии. Согласно Булгакову, если логическое противоречие вытекает из ошибки н мышлении, в результате «несоответствия» мышления своим собственным нормам и как следствие недостаточного овладения мышлением логической формой предмета, то «диалектическое противоречие... проистекает из общего свойства дискурсивного мышления, которое, находясь в дискурсии, в непрерывном движении, все время меняет положение и переходит от одной точки пути к другой; вместе с тем оно, хотя на мгновение, становится твердой ногой в каждой из таких точек и тем самым свой бег разлагает на отдельные миги, на моменты неподвижности... Диалектика, — заключает Булгаков, — есть дискурсия дискурсии, и только Гегель мог увидеть в ней преодоление дискурсивности, нечто абсолютное и сверхдискурсивное, между тем как и логика Гегеля есть рабство дискурсии, отличающееся даже воинствующим характером» (там же, 98). Известно, что в истории мирового идеализма после гегелевской диалектики происходит резкое снижение интереса к этому методу мышления, а в ряде случаев имеет место прямая критика диалектического способа рассмотрения философских проблем. Рассуждение Булгакова — очевидный тому пример. Если критически проанализировать его, то нетрудно убедиться в стремлении Булгакова умалить истинность и ценность диалектики. Первое, что обращает на себя внимание, — это механистическая, формально-логическая ее интерпретация, понимание диалектики как «дискурсии дискурсии», проще говоря, как некоего способа мышления, не содержащего никакого качественного отличия от мышления рассудочного, формально-логического. Диалектика совершенно неправомерно сводится Булгаковым к рассудочной рефлексии по поводу рассудочной же формально-логической деятельности субъекта. Однако эта его оценка диалектики Гегеля, оценка, которая по существу относится к диалектическому методу вообще, еще не вскрывает подлинных мотивов и причин критики им этого явления. Главное, против чего выступает Булгаков, — это изгнание диалектикой из мышления и философии всякого намека на «сверхразум- 206 ные» методы познания, изгнание иррационального, потустороннего. Диалектическое мышление — это, так сказать, «сплошное» мышление, являющее собой действительный триумф человеческого разума, не оставляющего места никаким «методологическим» призракам и идолам. По определению В. И. Ленина, диалектика — это «самое всестороннее, богатое содержанием и глубокое учение о развитии» (2, 26, 53), она является мощным орудием человеческого познания. Критика диалектики была предпринята Булгаковым с целью облегчить обоснование своей антидиалектической методологии. Непосредственным заместителем диалектики стали антиномизм и феноменологическое описание. Они выступили у Булгакова как продукт разложения диалектического способа мышления. «Замороженная» диалектика превратилась в ряд антиномий, а анализ ее «движения», сведенный к логически непротиворечивому описанию умерщвленных противоречий (антиномий), взяла на себя «феноменология». К этому добавлялись еще принципы интуитивизма, а в решающие моменты откровенная апелляция к догматам, чуду, тайне. Чем же привлек Булгакова антиномизм и как он им истолковывался? Указывая на источник антиномии, Булгаков писал, что «она порождается осознанной неадекватностью мышления своему предмету или своим заданиям, она обнаруживает недостаточность сил человеческого разума, который на известной точке принужден останавливаться, ибо приходит к обрыву и пропасти, а вместе с тем не может не идти до этой точки» (41, 98). Булгаков вовсе не сокрушается по поводу тупика, в котором оказывается разум. Это, считает он, как раз хорошо, ибо разум осознаёт свою недостаточность и бессилие. Естественно, что в такой ситуации диалектика — крайне нежелательный феномен для всего методологического замысла Булгакова. Антиномия для него — это не ошибка в мышлении или заблуждение, это — «естественный» факт, косвенным образом говорящий о том, что имеется нечто большее, чем антиномия, нечто «сверхантиномичное» или по крайней мере невместимое в разум, не охватываемое им. Маскируя свой агностицизм, Булгаков в своей изданной на немецком языке книге «Трагедия философии» писал: «...антиномия отнюдь не выражает собою отчаяния мысли; на- 207 против, она говорит скорее о ее зрелости; она возникает, когда, пройдя обширный и в себе до известной степени законченный путь... философия возвращается к религии, которая и определяет ее проблему и исход. Религиозная тайна охраняется пламенным мечом херувима, имя которому на философском языке есть антиномия» (цит. по: 59, 193). Можно назвать антиномизм Булгакова «критическим», сознающим свои возможности и границы, но оптимистическим его не назовешь, так как все его «положительное» значение в познании исчерпывается осознанием разумом своей ограниченности и необходимости подчиниться религии (вере). Дальше трагедии, с ее отчаянием и бессилием, по Булгакову, не может подняться всякое неизбежно антиномическое человеческое мышление «Критический» антиномизм в системе Булгакова выступает как узловой, предельный момент в движении разума Антиномия в сознании познающей личности преодолевается не посредством диалектического разрешения или снятия, а посредством религиозного откровения, догмата и мифа. Все это уже не относится к области философского познания, происходит «трансцендирование» разума, противоречия снимаются в «высшем жизненном единстве» веры, тайны и откровения. В свете этого антиномия не может рассматриваться как исходная точка гносеологии Булгакова, как утверждает его ученик Л. Зандер, а представляет собой границу между гносеологией и мистикой. Антиномизм выполняет множество функций в философской системе Булгакова, он является и попыткой преодоления («антиномический синтез») односторонностей субъективного и объективного идеализма и является своеобразной матрицей для образования системы антиномических категорий. Последняя строится как развертывание категорий-дихотомий, как дихотомическая иерархия. Однако неустранимым мотивом антиномизма является скептицизм, неверие в познавательные человеческие возможности. Несмотря на то что Булгаков постарался превратить этот сопутствующий продукт антиномизма (исторически восходящий от Канта к Юму) в доказательство необходимости обращения к авторитету, откровению, догматам и т. п. (т. е. «позитивно» истолковать скеп- 208 тицизм), полностью этого сделать ему так и не удалось. В ряду антиномических категорий, составляющих каркас философии Булгакова, стоят антиномические антитезы имманентного и трансцендентного, абсолютного и относительного, времени и вечности, свободы и необходимости, антиномическое раскрытие абсолюта, бога, человека, истории, духа и тела и т. д. Определяя место и значение антиномического богословия Булгакова, ибо рассмотрению именно религиозной проблематики и подчинен этот метод, можно ли сказать, что его построения лишены сколько-нибудь серьезных несовершенств или черт, которые бы вызывали принципиальные возражения именно в логико-методологической плоскости? Нет, сказать этого нельзя. Система Булгакова не решает, хотя и по «принципиальным» соображениям, многие, если не все, существенные проблемы, стоящие перед человеческим разумом. В первую очередь очевидна искусственность его гносеологии и даже самого подхода к уяснению поставленных им проблем метода. Ссылки на Канта, заимствования методов «трансцендентальной критики» выглядят произвольными и случайными. Антиномизм у Булгакова начинает играть роль спасительного вето, предохраняющего от возможности позитивно-монистического ответа, ради которого и существует человеческое познание. В решении ключевых проблем, таких, как свобода и необходимость, время и вечность, мир и бог и т. п., Булгаков выставляет антиномии, запрещающие дальнейшее движение вперед. В лучшем случае разум, который «может и должен быть превзойден» (41, 72—73), в состоянии только засвидетельствовать антиномию, опознать и признать ее, смирившись на этом и умолкнув, — таковы способы борьбы Булгакова против разума. Скептицизм, открывающий дорогу иррационализму и фидеизму, вызывает возражение не только по гносеологическим соображениям. Антиномизм в гносеологии имеет в системе Булгакова свой онтологический коррелят: антиномичное состояние бытия и человека. И это обстоятельство, хотя ему и сопутствуют мистицизм и «сверхгносеологические» претензии системы, делает всю систему всеединства весьма двусмысленной и шаткой, ибо антиномизм раскалывает ее, порождает зыбкость и двойственность. 209 |
© (составление) libelli.ru 2003-2020 |