ПАМЯТИ МОЕГО ОТЦА ДЖОКА ЭЛЕЗАПРЕДИСЛОВИЕ В 1972 г. исполняется сто лет со дня смерти Людвига Фейербаха. Но не одно лишь желание отметить это событие и устранить те или иные несправедливости, допущенные по отношению к Фейербаху последующими поколениями философов, побудили нас вспомнить о великом мыслителе, сочинения которого, по словам Маркса, «содержат подлинную теоретическую революцию» [1, стр. 520]. Фейербах представляется нам вовсе не в образе «деревенского отшельника», а как человек, посвятивший свою жизнь борьбе за счастье людей и поныне стоящий в одном строю с теми, кто борется против всех и всяческих врагов человеческого прогресса. Обращение к Фейербаху вызвано потребностями современной идеологической борьбы, и прежде всего — интересами защиты марксистской философии как философии материалистической. Известно, что в моменты особого обострения борьбы между защитниками и противниками философского материализма Маркса первые обращались к Фейербаху, тогда как последние старательно умалчивали о нем. Фейербаха ненавидят не только откровенные идеалисты, но и те, кто считает, что материализм, становясь диалектическим, перестает быть материализмом, т. е. все противники диалектического материализма — от теолога до современного ревизиониста. Теолог ненавидит Фейербаха за критику религии; спиритуалист, идеалист — за его материалистические взгляды; современный ревизионист — за теорию отражения, партийность и т. п., и при этом они тщательно обходят Фейербаха, замалчивают его труды. Еще Маркс обратил внимание на подобное 3 отношение к Фейербаху, когда писал, что против него, несмотря на широкую известность его работ, «составлен настоящий заговор молчания, порожденный мелочной завистью одних и подлинным гневом других» (1, стр. 520]. Фейербах был крупным философом, который, по собственным его словам, «никогда не хотел блистать», но предпочитал «тень некоей неизвестности солнечному свету блестящей знаменитости». И, как бы это ни казалось парадоксальным, но до сих пор «тень некоей неизвестности» в большей или меньшей мере мешает разглядеть истинный смысл и содержание взглядов немецкого материалиста. А между тем вовсе не случайно, что стремление совместить марксизм с той или иной идеалистической концепцией все чаще сопровождается попытками оторвать Маркса от Фейербаха, от защищаемых им принципов материалистического миропонимания. На почве отрыва философии Маркса от материализма возникли различные идеалистические течения так называемого западного марксизма, попытки соединения марксизма с томизмом [59, стр. 10], католическим персонализмом [57, стр. 90], феноменологией [56, стр. 265, 271 и далее], экзистенциализмом [62]. На этой основе возникла даже особая дисциплина — марксология. Если философия марксизма и признается, то она сводится к чему угодно — от абстрактного гуманизма до «диалектического разума», — но только при этом отрицается одно: что она есть диалектический материализм [60, стр. 445; 50, стр. 182; 51, стр. 110; 61, стр. 6]. Современные противники марксизма — от экзистенциалистов до ревизионистов — пытаются путем отрыва марксистской диалектики от материализма изъять из нее революционно-критическое содержание. Надо сказать, попытки эти не новы. Известно, что в условиях философской и партийной борьбы конца XIX — начала XX в. В. И. Ленин и Г. В. Плеханов особенное внимание уделяли выявлению и обоснованию связи диалектики с материализмом, так как связь эта была поставлена под вопрос кантианской ревизией марксизма. Теперь, как и тогда, противники марксизма направляют свои атаки прежде всего против материализма, сознавая, что материалистическое миропонимание есть фундамент революционной диалектики, лишившись кото- 4 рого она превращается в абстрактную и бесплодную спекуляцию. Поэтому отрыв философии марксизма от предшествующего, прежде всего фейербаховского, материализма не менее опасен, чем их прямое отождествление. Во всяком случае, со времени появления ревизионизма это типичный прием борьбы против марксистской философии. Суть дела нисколько не меняется от того, по какой «части» диалектического материализма наносится удар: по диалектике, как это делал Бернштейн, или по материализму, как это делают представители весьма распространенной ныне антропологической ревизии марксизма. И в том и в другом случае удар наносится по единству материализма и диалектики, которое является самым существенным аспектом философии марксизма, ибо с ним связаны и из него вытекают все особенности этого миропонимания. В этой ситуации особенно важно подчеркивать и обосновывать связь марксистского материализма с домарксовским материализмом, и прежде всего с материализмом Фейербаха, который, «сведя метафизический абсолютный дух к «действительному человеку на основе природы»... завершил критику религии и в то же время мастерски наметил основные черты критики гегелевской спекуляции и, тем самым, всякой метафизики вообще» [4, стр. 154]. Не кто иной, как Ленин защищал марксизм с помощью «последовательного материализма Фейербаха» [12, стр. 248]. «Чтобы показать, — писал Ленин, — до какой степени нелепы утверждения наших махистов, будто материалисты Маркс и Энгельс отрицали существование вещей в себе (т. е. вещей вне наших ощущений, представлений и т. п.) и их познаваемость... мы приведем еще несколько цитат из Фейербаха» [12, стр. 118]. Чтобы показать, как высоко ценил Ленин Фейербаха как материалиста, мы, в свою очередь, «приведем еще несколько цитат» из его книги «Материализм и эмпириокритицизм». «Верно ли сказал Плеханов, что для идеализма нет объекта без субъекта, а для материализма объект существует независимо от субъекта, отражаемый более или менее правильно в его сознании? Если это не верно, то человек, хоть чуточку уважающий марксизм, должен был показать эту ошибку Плеханова и считаться не с Плехановым, а с кем-либо другим, Марксом, Энгельсом, 5 Фейербахом, по вопросу о материализме и природе до человека» [12, стр. 81]. «А для тех марксистов, которые интересуются вопросом независимо от каждого словечка, сказанного Плехановым, мы приведем мнение Л. Фейербаха ...через посредство которого Маркс и Энгельс, как известно, пришли от идеализма Гегеля к своей материалистической философии» [12, стр. 81]. «Итак, вся школа Фейербаха, Маркса и Энгельса пошла от Канта влево, к полному отрицанию всякого идеализма и всякого агностицизма» [12, стр. 213]. Диалектический материализм есть отрицание фейербаховского материализма, но это — диалектическое отрицание. А диалектически отрицать означает: снять и удержать. Для современных извращений диалектического материализма характерно как раз отрицание того, что он удержал от фейербаховского. И это, видимо, вовсе не случайное явление. Ибо если диалектику лишают материалистической основы и точки опоры, то она чрезвычайно легко превращается в орудие софистики, или, употребляя выражение Фейербаха, в «кувыркологию». Правда, согласно встречающемуся в марксистской литературе взгляду, Фейербах сыграл двойственную роль: положительную — по отношению к материализму, отрицательную — по отношению к диалектике. Это представление кажется нам слишком упрощенным, чтобы его можно было принять за исчерпывающую оценку той большой заслуги, которая принадлежит Фейербаху в развитии философского материализма вообще и в подготовке марксистского материализма в особенности. Фейербах столь основательно и бескомпромиссно очищал философскую мысль от идеалистической шелухи, что не кто иной, как Маркс, назвал его «чистилищем нашего времени» и советовал «омыться» в фейербаховском материализме тем, кто желает «очиститься» от понятий и предрассудков прежней спекулятивной философии [3, стр. 29]. Фейербах был первым, кто показал, что на почве философского идеализма истинная диалектика невозможна, и тем самым в известной мере подготовил «строительную площадку» для последующего возведения здания материалистической диалектики. Мало того, он продемонстрировал истинно диалектическое мышление в решении ряда важнейших философских проблем. 6 |
© (составление) libelli.ru 2003-2020 |