В чем преимущество и границы отправного пункта фейербаховского материализма? 6 Касаясь эволюции своих взглядов, Фейербах писал, что его первой мыслью был бог, второй — разум, третьей и последней — человек. Таким образом, через отрицание теологического и спекулятивного «начала» он пришел к отправному пункту своей материалистической философии. Что является этим отправным пунктом? Само собой разумеется, каждый материалист признает первичность материн. Но в данном случае вопрос стоит несколько иначе, а именно, что является исходной точкой в том обосновании коренных положений материализма, 6 Различные аспекты этого вопроса так или иначе рассматриваются во всех главах книги. Здесь нас интересует принципиальная постановка его. 81 которое специфично для фейербаховского материализма. Прежде всего заметим что с точки зрения Фейербаха для человека, или его абстрагирующей деятельности, первым является то, что для природы или в природе есть последнее. Но что для природы или в природе есть последнее? Человек — высшее существо природы. Поэтому, заключает Фейербах, «я должен исходить из сущности человека, положить ее в основу, когда я хочу выяснить происхождение и ход природы» [35, стр. 266]. Для правильного понимания истинного смысла и значения антропологического принципа Фейербаха существенно обратить внимание на то, что «сущность человека» он кладет не в основу самой природы, а в основу выяснения «происхождения и хода природы». Фейербах исходил из того, что следует отличать первое в познании от «первого» в природе, и сознательно применил этот прием для обоснования философского монизма. Огромное теоретическое значение фейербаховского обращения к человеку, преимущество фейербаховского антропологического принципа, особенно наглядно выступает при решении «главного метафизического» вопроса, который, по выражению Фейербаха, «коренится в конфликте духа и плоти». Ведь только живой, телесный человек есть такое существо, которое и само есть природа и в котором «материя предваряет дух, бессознательность — сознание, бесцельность — цель, чувственность — разум» [35, стр. 266]. Поэтому только отправляясь от него, по мнению Фейербаха, можно установить субстанциальное единство человека с природой и через посредство человека — единство мышления с бытием. При этом важно отметить и то, что, обосновывая и отстаивая антропологический принцип в философии, Фейербах в то же время был принципиальным противником антропоморфического воззрения на природу, боролся за освобождение философии от тех ее элементов, которые носили на себе печать антропоморфизма. У Фейербаха, как правильно заметил Г. В. Плеханов в «Основных вопросах марксизма», мы имеем дело с методологическим приемом, а вовсе не с какой-нибудь особенностью миросозерцания, уводящей от материализма. Более того, использование этого методологического приема не оставило материализм таким, каким он был, а 82 подняло его на более высокую ступень, приблизило его к «новому материализму». Именно с помощью этого принципа Фейербах не только преодолевает теизм и идеализм в немецкой классической философии, но и тот материализм, в котором чувственная антитеистическая сущность природы принимает вид «отвлеченного метафизического существа», или, как сказал бы Маркс, метафизически переряженной природы в ее оторванности от человека. Философия Фейербаха, по его собственному утверждению, отрешилась не только от Я Канта и Фихте, от абсолютного тождества Шеллинга и от абсолютного духа Гегеля, но и от субстанции в ее спинозовском понимании. Особенность своей материалистической философии Фейербах видел в том, что она «представляет себе вещь не как объект отвлеченного разума, а как объект действительного, цельного человека, т. е. как цельную, действительную вещь» [39, стр. 19]. Фейербаховская философия не была субстанциалистской философией в традиционном смысле, ибо Фейербах пытался довести проблему субстанции до человеческой проблемы. Нечто подобное, как известно, попытался сделать и Гегель, объединив субстанцию Спинозы и фихтевское Я. Но он довел эту проблему только до человека, сведенного к абстракции самосознания, т. е. опять-таки до отвлеченного разума, бесплотного духа. В отличие от Гегеля Фейербах развивает философию, которая «рассматривает и принимает во внимание бытие, каково оно для нас, не только как мыслящих, но и как действительно существующих» [30, стр. 184]. Делая действительное и цельное существо познавательным принципом своей философии, Фейербах в то же время не имеет ничего общего с теми философами, которые, определяя философию как учение о «месте человека в мире», вместе с тем утверждают, что она не должна заниматься ни «местом», ни «миром». Напротив. Он считает, что философия должна брать «человека, включая и природу как базис человека» [30, стр. 202], в качестве единственного, универсального и высшего предмета философии. Свою философию он именно и мыслил как науку о действительности в ее полноте, охватывающей природу в самом универсальном смысле слова. Фейербах выводит вопрос о бытии из сферы чисто теоретического, абстрактно-философского рассуждения и 83 ставит его на почву чувственно-предметного отношения человека к миру, т. е. вводит его в ту сферу, в которой в конечном счете решается вопрос об истинности как конечных результатов, так и исходных положений любой теории, в том числе и философской. Вопрос о бытии, согласно Фейербаху, есть в первую очередь практический, а потом уже теоретический вопрос. «Если возразят, — писал он, — что у Гегеля речь идет о бытии только с теоретической точки зрения, а не с практической, как здесь, то следует ответить, что последняя точка зрения здесь вполне уместна. Вопрос о бытии есть как раз вопрос практический» [30, стр. 175]. И логика должна признать такое бытие, если она не хочет находиться в противоречии с действительным бытием. Этот поворот от абстрактно-теоретического к практическому отношению был обусловлен лежащим в основе фейербаховской философии поворотом к человеку как к живому, реальному существу, своеобразная природа которого должна послужить ключом к решению коренных философских проблем, и прежде всего главной метафизической проблемы. И когда В. И. Ленин говорил об узости антропологического принципа [см. 13, стр. 64], то он имел в виду не обращение к человеку, а узость, ограниченность фейербаховского понимания человека, обусловленную непониманием философского значения практической деятельности человека. Только эта узость, являвшаяся результатом неисторического подхода к человеку, и послужила причиной того, что Фейербах остался все же в пределах натуралистической позиции, в рамках такого понимания мира, которое «ограничивается, с одной стороны, одним лишь созерцанием этого мира, а с другой — одним лишь ощущением...» [5, стр. 42]. Поэтому он, подобно другим представителям классического материализма, просто перевернул отношение абстрактного субъекта к действительному миру и предпослал человеку вообще — природу, которая у него оставалась все еще абстрактной, поскольку бралась отвлеченно от человеческого производства и мира человеческих продуктов. Натуралистическое понимание природы и человека (рассмотрение их вне общественно-исторического процесса) имело своим неизбежным результатом дуализм во взглядах на природу и общество. Непримиримое внутреннее противоречие между материали- 84 стическим пониманием природы и идеалистическим толкованием общества свойственно в полной мере и фейербаховской философии. «Поскольку Фейербах материалист, — писали Маркс и Энгельс, — история лежит вне его поля зрения; поскольку же он рассматривает историю — он вовсе не материалист» [5, стр. 44]. Правда, у Фейербаха, как подчеркивали Маркс и Энгельс, имелось огромное преимущество перед «чистыми» материалистами, которое состояло в том, что он поставил во главу угла человека как чувственное существо. Но в этом преимуществе коренился одновременно и недостаток фейербаховского материализма, не поднявшегося до понимания чувственной действительности с точки зрения исторической практики. Ошибка Фейербаха, по словам Маркса и Энгельса, заключалась «в том, что в конечном счете он не может справиться с чувственностью без того, чтобы рассматривать ее «глазами» — т. е. через «очки» — философа» [5, стр. 42, примечание]. Это означает, что в отношении к миру он так и не смог выбраться из «сферы теории», т. е. философии в традиционном смысле слова, и в этом отношении он представляет не только конец немецкого классического идеализма, но и конец метафизической традиции вообще. С фейербаховским антропологическим материализмом были до конца исчерпаны возможности развития «самостоятельной философии». [5, стр. 26]. Дальнейший прогресс в развитии философии возможен был только как радикальная критика абстракции о человеке, изображение практической деятельности людей, короче, как переход на позиции реальной истории, с которых только и можно материалистически постичь тотальность универсума. Этот переход был осуществлен Марксом. Диалектический материализм также исходит из признания первичности материи, но коренным образом отличается от всего старого материализма способом доказательства этой первичности. Если старый материализм в этом вопросе не выходил из рамок абстрактно-теоретического подхода, то марксизм взял за отправной пункт практическое отношение. Ибо до тех пор, пока аргументация не будет поставлена на общественно-практическую почву, невозможно опровергнуть мнение о том, что положение о первичности материи не более, как простое уверение (постулат). 85 Для опровержения этого мнения надо было начинать не с того, с чего начинали предшествующие материалисты, включая и Фейербаха, — не с абстракции природы вообще и человека вообще. Следовало двигаться не от предположений к объяснению непосредственно данного, а от непосредственно достоверного к обоснованию конечных положений. Самой непосредственной данностью для человека является, как это правильно подчеркивал Фейербах, сам человек: «Первый объект человека есть человек» [39, стр. 114]. Однако человек «непосредственно дан» не только как природное, но в первую очередь как общественно-историческое существо. Если «ни природа в объективном смысле, ни природа в субъективном смысле непосредственно не дана человеческому существу адекватным образом» [1, стр. 632], то, следовательно, нужно исходить из того, что составляет действительную основу исторического единства человека с природой. А такой основой является общественная практика. В производстве как онтологическом знаменателе сущности человека коренится родовой характер человеческого существа, или его социальность. Эта социальность составляет основу всеобщности мышления: «Как родовое сознание, человек утверждает свою реальную общественную жизнь и только повторяет в мышлении свое реальное бытие, как и наоборот, родовое бытие утверждает себя в родовом сознании и в своей всеобщности существует для себя как мыслящее существо» [1, стр. 591]. Человек производит собственное бытие как действительную тотальность и таким образом создает для себя возможность быть и идеальной всеобщностью в мышлении. Таким образом, тотальность бытия человека подтверждается не в одном только мышлении, но также и прежде всего в практическом отношении к действительности. Именно благодаря этому человек универсально подтверждает себя и во всех других отношениях к миру вещей: в зрении, слухе, ощущении, равно как и в хотении, деятельности, любви и т. д. Маркс в «Экономическо-философских рукописях» подчеркивал, что перечисленные формы человеческой деятельности — это не узко антропологические определения, но истинно онтологические подтверждения самой объективной природы вещей. То обстоятельство, что он явно 86 подчеркивает онтологический смысл «подтверждения сущности», свидетельствует о том, насколько у него выражено стремление размежеваться с Фейербахом и всякой антропологией. «Онтологическое подтверждение сущности» природы есть только иное название для материального производства, или истинной практики. «Быть» значит прежде всего «действовать, быть деятельным» по отношению к окружающим условиям. Следовательно, «действительные индивиды, их деятельность и материальные условия их жизни, как те, которые они находят уже готовыми, так и те, которые созданы их собственной деятельностью», — это предпосылки, которые «можно установить чисто эмпирическим путем», и «предпосылки, с которых мы начинаем» [5, стр. 18]. Начальная эмпирическая констатация ставит исследование вопроса о бытии, или природе, на почву истории. А на этой почве вопрос об отношении человека к миру, а тем самым и основной вопрос философии, встает не как вопрос об отношении изолированного индивида к миру, или об индивидуальном отношении к предметам внешнего мира, а как практический вопрос, как исторически определенная практика. Всякое начало философствования, абстрагирующееся от практики, оказывается лишь более или менее чистой спекуляцией, а отнюдь не действительным обоснованием действительных решений. «Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос» [6, стр. 2]. Из всего сказанного вытекает, что действительностью практического бытия подтверждается и бытие природы, ибо только практически человек может установить, что историческая действительность невозможна без природы, что последняя есть предпосылка первой. Строго говоря, основой познания материальности мира является не чувственное созерцание, а материальное производство. В действительном производстве своей жизни люди начинают с существующих природных предметов как сырья и изменяют их форму, чтобы получить нужные продукты. «Человек в процессе производства, — говорит Маркс, — может действовать лишь так, как действует сама природа, т. е. может изменять лишь формы веществ» [8, стр. 51 — 52]. Одно и то же вещество служит ему как материал для производства различных 87 продуктов. Например, из хлопка человек может изготовлять пряжу, полотно, пальто и тому подобные хлопковые изделия и, по мере надобности, может подтвердить, что природное вещество не исчезло в производстве. Когда Маркс подчеркивал, что «всякая глубокомысленная философская проблема... сводится попросту к некоторому эмпирическому факту» [5, стр. 43], то он имел в виду как раз решение вопроса о природе мира. Именно эмпирический факт человеческого производства служил действительной, хотя и неосознанной, предпосылкой философской абстракции материи, — предпосылкой, философское значение которой было раскрыто только марксизмом. Домарксовским же философам, поскольку они относились к миру как чистые теоретики-созерцатели, не оставалось ничего другого, как постулировать единую мировую основу, оставаясь в рамках либо натуралистического, либо идеалистического толкования ее. Именно в непонимании того, что в человеческой предметной деятельности и ее поступательном развитии коренится и подтверждается мысль о материальном единстве мира, — источник абстрактности в решениях проблемы бытия, абстрактности, которая присуща Фейербаху, как и Спинозе и другим материалистам, хотя у него и имеется ряд «гениальных догадок» о действительных путях ее преодоления. Однако мы отмечаем этот недостаток фейербаховского материализма не для того, чтобы умалить его значение как непосредственного предшественника марксистского материализма, а для того, во-первых, чтобы указать на тот потолок, до которого поднялся философ в решении рассматриваемой проблемы, и, во-вторых, определить тот угол зрения, под которым только и можно объективно рассмотреть фейербаховское решение вопроса об отношении человека к бытию — природе. Этот вопрос и рассматривается в следующей главе. 88 |
© (составление) libelli.ru 2003-2020 |