Что является объектом мышления?
Фейербах «сходил из того, что предмет ложного и предмет истинного мышления — это не два различные предмета, а один и тот же предмет. Ибо для него различие между сущностью и видимостью не служит основанием различения двух миров: сверхчувственного, куда относилась бы сущность, и чувственного, где царствовала бы видимость, но это различие само оказывается в пределах чувственной сферы. Поэтому он и мог понять, что «мистик исследует те же предметы, что и обыкновенный сознательный мыслитель, но действительный предмет представляется мистику воображаемым, а воображаемый — действительным» [39, стр. 120]. Различие между истиной и заблуждением вытекает из того, что истинное мышление постигает истину о предмете способом, соответствующим сущности действительного, тогда как заблуждение не сообразуется с ней. Другими словами, научное мышление раскрывает сущность явлений, или основные определяющие факторы, связывающие различные явления в определенные целостные структуры, тогда как ложное сознание отражает только внешние, видимые стороны действительности. Заблуждение, т. е. ложное отражение предмета, согласно Фейербаху, имеет место, во-первых, тогда, когда видимость абсолютизируется и выдается за сущность; во-вторых, когда отрицают чувственную видимость и, обнаружив ее, вместе с этой видимостью отбрасывают также и истинную сущность чувств, что находит свое крайнее выражение в превращении ущности, отличной кажущейся сущности, в существо другого рода, совсем отличное существо, т. е. в подмене чувственных реальностей выдуманными существами. В конечном счете, думает Фейербах, источник и тайна всех человеческих заблуждений— в разрыве, разладе между чувственностью и мышлением. Открыть эту тайну и свести заблуждение к его источнику — значит понять заблуждение в его истинности и снять его. Надо сказать, что особое недовольство у современных противников теории отражения вызывает тот фейербаховский тезис, согласно которому заблуждение есть «неравенство» с сущностью предмета, именно потому, что оно есть «равенство», вернее, адекватное отражение 207 определенной позиции человека, проявления его сущности при известных условиях, или, что является другой стороной того же самого, ложное отражение действительного мира. Именно исходя из этой теории Фейербах показал, что величайшее заблуждение человечества, каким является религия, есть отчужденный образ действительной человеческой сущности и что «бог, религиозный идеал, есть... всегда человеческое существо; но при этом так, что множество свойств, принадлежащих действительному человеку, от него изъято; он не все человеческое существо; он только нечто от человека, нечто, выхваченное из всего целого, «афоризм» человеческой природы» [37, стр. 777], «зеркало человека» [39, стр. 95]. На анализе одной, именно религиозной формы общественного сознания Фейербах сумел показать и доказать, что все человеческое сознание есть отражение действительного мира. После того, как Фейербах показал, что «всякий бог есть существо, созданное воображением, образ, и притом образ человека, но образ, который человек полагает вне себя и представляет себе в виде самостоятельного существа» [37, стр. 701], только невежественные в философии люди могут требовать от сторонников теории отражения показать им того бога, который отражен в понятии «бог», и того коня, который отражен в понятии «Пегас»... Спор о том, является ли все наше мышление отражением действительного мира, а тем самым и спор об истинности и универсальности материалистической теории отражения, Фейербах считал нужным решать не путем придумывания всякого рода хитроумных вопросиков и выдвижения нелепых и абсурдных требований, а по существу. Впрочем, коли об этом зашла речь, для Фейербаха не представляло бы каких-либо трудностей показать на примере приведенного нами рассуждения Г. Петровича, что заблуждение есть отражение и при этом весьма адекватное. Было бы достаточно поставить перед Г. Петровичем вопрос: считаете ли вы, что упреками в адрес материалистической теории отражения вы высказываете свое действительное отношение к этой теории? Если нет, тогда ваше мышление не связано с вами, и, следовательно, противником теории отражения следует считать вовсе не вас, а ваше мышление... А если да, то 208 тогда вы должны признать, что ваше рассуждение отражает, и еще как! — ваше враждебное отношение к теорий отражения, ваше поразительное незнакомство с азбучными истинами материализма. Таким образом, сказав А, т. е. признав себя противником теории отражения, вы должны будете сказать и Б, т. е. признать, что ваше мышление, независимо от того, сомневаетесь ли вы в его истинности или нет, является отражением весьма реальной позиции весьма реального, «весьма телесного» существа. Но «трудно сказать», более того, «невозможно сказать», в какой холодный пот повергло бы философов, усматривающих в отрицательном отношении к теории отражения показатель творческого подхода, если бы Фейербах предложил им еще один «догматический» вопрос: признаете ли вы, что вне «ас существуют вещи и что наши ощущения являются их образами? Если нет, тогда ваше рассуждение о том, что мышление не есть отражение, последовательно, но тогда вы не материалисты, а тем самым и «е марксисты, и не имеете никаких оснований выдавать себя за таковых. Если да, тогда ваше рассуждение о том, что мышление не есть отражение, лишено элементарной последовательности и находится в прямом противоречии с истиной, выработанной всем развитием материализма, а именно, что нет ничего в мышлении, что оно «е почерпало бы из чувственного контакта человека с вещами, т. е. что мысль, дух, разум по содержанию не говорят ничего другого, кроме того, что говорят чувства. Быть материалистом и быть сторонником теории отражения — это одно и то же. С точки зрения материализма, нет иного пути разрешения познавательной проблемы, кроме как на основе принципа отражения. Тезис Фейербаха, согласно которому не мышление определяет собою бытие, а бытие — мышление, имел фундаментальное значение для понимания им мышления как отражения. Из того, что бытие определяет мышление, следует, что мышление не может быть чем-либо иным, как отражением бытия, ибо нелепо думать, что бытие может определять его к чему-то абсолютно отличному и отрешенному от него. На первый взгляд, может показаться необычным, как в рамках такой теоретической позиции, согласно которой бытие определяет созна- 209 ние, может вообще существовать проблема ложного сознания, причем именно ложного сознания об этом же бытии. Если бытие обусловливает сознание, если последнее есть его «отражение», тогда оно как будто может быть только таким, каким является бытие и, следовательно, не может быть ложным. Фейербах увидел эту проблему, но, не поняв общественной природы человеческого бытия, не мог дать ей настоящего решения. Однако в своей попытке свести, — как он выражался, — все сверхъестественное — через посредство человека — к его истинной сущности он высказал по этому вопросу целый ряд соображений, которые вошли в содержание марксистского воззрения «а мир. Одним из важнейших положений, выработанных им в ходе критики религии как извращенного отражения истинной человеческой сущности, является тезис, согласно которому субъект отражения отражает предмет в меру своей сущности и свою собственную сущность. В объекте, подчеркивал Фейербах, обнаруживается сущность человека; и какой бы объект мы ни познавали, мы познаем в нем и нашу собственную сущность. Его положение, что в существе бога объективируется собственная сущность человека и что перед сознанием человека встает лишь то, что лежит позади него (сознания), имеет принципиальное значение для обоснования универсальности принципа отражения. И тот, кто не понимает этого, волен, конечно, оспаривать или ограничивать материалистическую теорию отражения, но причислять себя к материалистам он не имеет никакого права. Фейербах, как мы видим, шел путем, отличным от того, какой предлагают нам противники теории отражения, прекрасно понимая, что последовательное проведение материализма в том, что мы теперь называем гносеологией, требует объяснения всех форм и продуктов человеческого мышления из принципа отражения. Заблуждение, а также мышление о том, что было, и о том, что будет, одним словом, любое мышление он понимал как отражение бытия, совершенно правильно считая, что только взяв за точку исхода принцип отражения, можно научно решить вопрос об источнике и направленности процесса познания, а тем самым и основной вопрос философии в пользу материализма. Ибо противоположная точка зрения, согласно которой сознание есть не отра- 210 жение материального мира, а некая самостоятельная сущность, есть не что иное, как дуализм, независимо от того, есть ли это явный дуализм или дуализм, вырастающий «а почве отождествления бытия и мышления. Фейербах считает, что мышление, где бы оно ни существовало, существует только как отражение бытия: отражение есть сущность и закон сознания вообще. А то, что является законом для сознания вообще, есть закон и для мышления в более узком смысле, сколь бы истинным или ложным оно ни было: «Мысль выражается только в образах» [39, стр. 110]. Фейербах считает, что признание первичности бытия и вторичности мышления, т. е. признание первичности оригинала и вторичности «копий» является ключевым положением теории отражения; и, напротив, отрицание первичности бытия делает совершенно беспредметной эту теорию как материалистическое решение вопроса об источнике, возможности и границах познания. Именно здесь проходит демаркационная линия между материализмом, одной стороны, теологией и идеализмом, — с другой. В действительности, где все течет только естественным порядком, копия следует за оригиналом, образ — за вещью, мысль — за предметом, но в сверхъестественной, причудливой сфере теологии оригинал следует за копией, вещь следует за образом... Это как раз значит: сначала мы познаем, мыслим мир, а потом он начинает существовать реально; да он существует лишь потому, что его помыслили, бытие есть следствие знания или мышления, оригинал есть следствие копии, сущность есть следствие образа» [36, стр. 442]. Раскритикованный Фейербахом идеалистический тезис, согласно коему «сначала мы познаем, мыслим мир, а потом он начинает существовать реально», воспроизводится, как мы видели, современными противниками теории отражения, в частности в их утверждении, что предвидение не есть отражение. Фейербах, правда, «е занимался специально проблемой предвидения, но он решил вопрос в принципе. Сформулированный им тезис, что познание всегда есть познание чего-то, а именно действительного мира, дает основу и для ответа на вопрос: является ли предвидение отражением? Кто дает отрицательный ответ на этот вопрос, должен ответить на другой: является ли предвидение познанием, и если да, 211 то познанием чего оно является? Здесь возможны только два ответа: что предвидение есть познание действительного мира, или же что оно есть мышление о ничто. Последний ответ основывается на метафизическом, причем грубо метафизическом, понимании отношения прошлого, настоящего и будущего, т. е. на таком понимании, согласно которому будущее не дано в настоящем в какой-либо форме, а есть то, что должно прийти после «окончания» настоящего. Трудно представить себе что-либо менее согласующееся с диалектическим способом мышления. Что же касается первого ответа, он имплицирует признание всякого мышления, в том числе и мышления о будущем, отражением и, следовательно, признание первичности бытия без каких-либо оговорок. Фейербах с порога отвергал то карикатурное понимание, которое не признает бытия без мышления, т. е. бытия, не тождественного мышлению. «Вообще бытие для нее (философии Фейербаха. — Й. Э.) есть первое, но не бытие в смысле гегелевской логики, которое через категорию непосредственности оказывается тождественным с мышлением, а бытие в человеческом понимании, бытие, гарантированное только чувством, бытие, которое, как я выразился в другом месте, есть предмет бытия, т. е. то, о чем я знаю лишь тогда, когда я есть» [33, стр. 391]. На место того мышления, которое в философии Спинозы фигурирует как «мышление бога», Фейербах ставит отражение, употребляя термин «мышление» для обозначения только высшей формы отражения, свойственной и специфичной для человека, «в котором природа делается личным, сознательным, разумным существом». Отсюда вытекает: признание абсолютной первичности «бессознательного существа природы» по отношению к мыслящему существу и тем самым мышлению — так как мышление является его неотъемлемым предикатом—есть существенная первичная научная предпосылка материалистической теории отражения. Без существования «бессознательного существа природы», или, употребляя выражение Якова Бёме, «мрачной стороны природы», не было бы и ее познавательного освещения, а следовательно, и теории такого освещения. В самом вопросе о том: «как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру?» — 212 имеется утверждение, что мышление есть отношение. Познавательное отражение, как и всякое другое отражение, есть отношение, или, как сказал бы Маркс, мое сознание есть также мое отношение к моей среде, и как таковое оно (отношение) предполагает существование того, что вступает в отношение — отражаемого и отражающего. Это отношение, как и всякое другое отношение человека к вещам, предполагает некоторое расстояние от того, к чему приходят, и это расстояние нужно в отношении перейти. Переход, по мнению Фейербаха, возможен только, если ему предшествует некоторая основа или почва, на которой человек уже стоит, так сказать, до всякого проникновения в другие существа (а «все, что существует, есть существо, независимо от того, рассматривается ли оно как субстанция, личность или как-нибудь иначе» [39, стр. 47 — 48]); т. е. до всякого отношения к вещам человек как существо вместе с тем должен находиться в изначальном соприкосновении с той основой, на которой стоят все вещи, в силу которой все существа и он сам есть то, что есть. Такой основой является бытие, или природа. Этим отвергается точка зрения, которая заранее фиксирует человека как субъекта, существующего где-то вне бытия, тогда как, с другой стороны, берет бытие только в качестве объекта и лишь затем постфактум связывает их актом познания. «Только если мы отмежуем мышление от человека, если мы будем его фиксировать как нечто самостоятельное, возникнут мучительные, бесплодные и неразрешимые для этой точки зрения вопросы: каким образом мышление приходит к бытию и объекту? Ибо, если взять мышление как нечто самостоятельное, т. е. отмежевать его от человека, оно окажется вне всякой связи и сродства с миром» [30, стр. 199]. На этом основывается фейербаховский ответ на вопрос: каковы члены рассматриваемого нами отношения? Самый простой и самый обычный ответ на этот вопрос: бытие и мышление. У Фейербаха это — природа и человек: «Я ведь определенно на место бытия ставлю природу, на место мышления — человека», «т. е., — как заметил Ленин, выписывая это высказывание, - не абстракцию, а конкретное» [13, стр. 64]. В этом положении выражена и сила и слабость фейербаховской позиции. Слабость вытекает из того, что 213 предмет познания рассматривается независимо от практической деятельности, а человек и его отношение к объекту понимаются независимо от его общественных отношений; другими словами, из того, что гносеологическое отношение рассматривается не как общественное отношение, а как отношение изолированного индивида. Важное значение для преодоления идеалистической и создания истинно материалистической концепции субъекта познания имело отстаивание Фейербахом того, что субъектом познавательного отражения является действительное и цельное человеческое существо, а не разум, взятый в абстрактном смысле, как способность, вырванная из полноты его (человека) реального существования. «Только реальное существо познает реальные вещи; где мышление «е есть субъект для самого себя, но предикат действительного существа, только там мысль тоже не отделена от бытия... Что же касается изолированного, в себе замкнутого мышления, мышления без чувств, без человека, вне человека, то это абсолютный субъект, который для другого не может и не должен быть объектом; именно потому, и несмотря на все напряжения, такой субъект никогда не найдет перехода к объекту, к бытию» [30, стр. 199 — 200]. Вопрос об отношении мышления к бытию Фейербах, как видим, ставит и решает в системе «природа — человек», где мышление ,как отражение есть отношение, вернее, одно из отношений человека к своей среде, т. е. к окружающему миру, к природе: Но отражение как отношение необходимо предполагает существование как того, кто относится, так и того, к чему относится, отражающего и отражаемого, в данном случае, человека, отражающего действительный мир в своих представлениях и понятиях, и отражаемого — самого действительного, чувственного мира, понятие которого «заключается уже в характерном выражении: бытие вне нас» [39, стр. 236]. Последние слова — если, конечно, «вне нас» понимается в «собственном смысле», т. е. в смысле первичности, — имеют принципиальное значение для интересующего нас вопроса. Ибо там, где человек больше не имеет никакого предмета вне себя, там для него уже исчезло различие между мышлением и бытием, субъектом и объектом, чувственным и нечувственным, и материя для 214 него уже не имеет значения реальности и, следовательно, границы мыслящего разума, но тем самым, как правильно отмечает Фейербах, мышление выходит из своей имманентной, своей собственной границы, «поглощая» все бытие вместе с человеком. Человек сперва превращается в «сознание», а мир — в «предмет», благодаря чему все многообразие человеческого отношения к миру сводится к отношению «сознания» к «предмету». Или более точно: так как субъектом делается не действительный человек ,как таковой, а только человек in abstracto, абстракция человека, сознание, то предмет может быть только абстрактной вещью, вещью абстракции, а не действительной вещью. Таким образом, спекулятивное единство бытия и мышления как якобы «типичнейших противоположностей» оказывается не чем иным, как отношением мышления к самому себе. «В самом деле, если даже мышление или понятие будут определены как единство противоположных определений, то ведь снова эти определения — простые абстракции, мысленные определения, следовательно, опять-таки тождества мышления с самим собой, только разнообразные формы того тождества, от которого исходят, как от абсолютной истины» [30, стр. 196]. Тезисом, что «другое», которое противопоставляет себе мышление, отличается от него не на самом деле, не реально, абсолютно исключается принцип отражения. Каким же образом, спрашивает Фейербах, человек доходит до захвата мышлением достояния бытия? И отвечает: путем отождествления представления с самим предметом, образа с самой вещью, бытия с мышлением. В результате такого отождествления вместе с действительным бытием, бытием вне мышления, исчезает объект познавательного отражения, а вместе с ним и человек как субъект, отражающий мир на основе представления о цели и результатах деятельности. 215 |
© (составление) libelli.ru 2003-2020 |