Глава четвертая БЫТИЕ И МЫШЛЕНИЕ
В чем специфика познавательного отражения?
Взгляды Фейербаха по данному вопросу будут интересовать нас прежде всего с точки зрения их значения для критики современных противников материалистической теории отражения, причем не только тех, кто полностью отрицает эту теорию, но и тех, кто пытается ограничить сферу применения ее и всячески оспаривает за ней статус всеобщей истины материализма. Теория отражения есть материалистическое решение основного вопроса философии об отношении сознания к материи, мышления к бытию, есть ответ на «другую сторону» этого вопроса: «как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру?» [11, стр. 283]. Вопрос этот специфичен для человеческого отношения к миру, поскольку человек есть единственное существо, обладающее мышлением в собственном смысле. Установление этого факта имеет важное значение, хотя одной его констатации, конечно, еще недостаточно, точно так же, как недостаточно для материалистического понимания истории одной констатации того, что люди должны есть и пить, чтобы быть в состоянии «делать историю». Главное состоит в том, чтобы понять указанный основной факт во всем его значении и объеме, предоставив ему то место, которое ему по праву принадлежит. Утверждением, что человеческое существо отличается от других существ способностью мыслить, высказывается на первых порах только то, что человек обладает этим свойством так же, как он имеет ноги, руки и т. д., тогда как вопрос о мышлении как таковом, об этом особом свойстве остается еще открытым. И тем не менее, если мы будем исходить из того, что мышление мы нахо- 197 дим только у человеческого существа, в то время как другие существа характеризуются отсутствием мышления, мы будем иметь фактический отправной пункт для дальнейшего исследования вопроса. Фейербах делает точкой исхода этот фактический отправной пункт, когда анализ мышления ставит на почву рассмотрения отношения человека и природы: «Мое учение или воззрение может быть поэтому выражено в двух словах: природа и человек..., в котором природа делается личным, сознательным, разумным существом» [37, стр. 515]. Несомненно, Фейербах выступает здесь продолжателем материалистического наследия, главенствующей традиции материалистической мысли, которая с самого начала своего возникновения пыталась понять мышление как предикат, как свойство материального существа, и анализу мышления предпосылала анализ материального субстрата и, что еще более важно, способа деятельности существ, обладающих способностью мыслить. Мысли не являются самостоятельными сущностями, независимыми от жизни конечных телесных существ. Чтобы исследовать такой феномен, как мышление, нет нужды отрываться от материального бытия, от мира природы. Наоборот, корни его лежат в реальных отношениях мыслящих существ к природе и друг к другу. Процесс мышления связан с функционированием известным образом организованной материи, с жизнедеятельностью индивидов, обладающих вполне определенной телесной организацией. Живые люди являются производителями своих представлений и идей, своих мыслей, которые есть не что иное, как отражение независимых от них вещей, реального мира. Но это значит, что вопрос о мышлении специфичен для человеческого отношения к миру, к природе, и что, следовательно, в способе бытия человека кроется тайна мышления. Но Фейербах пошел дальше — это следует подчеркнуть — традиционной для материализма констатации связи мышления с человеческим существом, — настолько далеко, насколько можно было идти, оставаясь, в общем и целом, на позициях созерцательного материализма. Фейербах высказал идею о том, что человек есть родовое существо, что позволило ему приблизиться к раскрытию принципиального отличия человеческого отра- 198 жения от животного отражения, отличия, состоящего в том, что человек есть единственное существо, способное к мыслительному отражению, будь оно величайшей истиной или величайшим заблуждением. Фейербах выдвинул положение об универсальности человека, состоящей в том, что человеческое существо — опять же единственное из всех — способно вступать в отношение со всем космосом и становиться свободным, преодолевая ограниченность, связанность животного отношения к природе. Правда, последнего шага — понимания того, что родовая деятельность человека есть прежде всего его трудовая материально-производственная деятельность, практика — Фейербах не сделал, оставшись на позициях «теоретика», абсолютизировавшего теоретическое отношение человека к миру в качестве исходного истинно человеческого. Этот шаг сделал только Маркс. Поэтому на вопрос: в чем состоит решающее отличие человека от животного? Фейербах дает следующий ответ: «в сознании в строгом смысле этого слова», ибо «сознание есть отличительный признак совершенного существа». Основная специфика человеческого отражения действительности состоит, по мнению Фейербаха, именно в том, что оно обладает сознательным характером. Если познание в смысле самоощущения, в смысле восприятия и даже распознавания внешних вещей по определенным явным признакам свойственно и животным, то сознание в самом строгом смысле имеется лишь там, где субъект способен понять свой род, свою сущность. Таким субъектом является человек и только человек, но человек не как один из животных видов, а как родовое существо. Таким образом, решая вопрос о том, как наши мысли об окружающем нас мире относятся к этому миру, Фейербах не ограничивается тем, что на место мышления ставит человека, но идет дальше к раскрытию того, благодаря чему человек является субъектом мышления, т. е. познавательного отражения. При таком подходе сам вопрос получает несколько иную формулировку: как человек познает действительный мир? Иными словами, Фейербах ставит вопрос не о том, можно ли вообще отражать мир, а о том, какое существо и почему способно к познавательному отражению, и отвечает: только то существо, которое делает своим предметом свой собствен- 199 ный род, или — и это есть лишь другое выражение того же самого — относится к самому себе как к наличному живому роду, может познавать также род прочих вещей, т. е. способно познавательно отражать действительный мир. Животное, правда, тоже отражает. Гусеница, например, отличает «это» растение от других растений и никогда не «перепутает» их. Но жизнь и сущность гусеницы ограничивается известным растением и не выходит за пределы этой ограниченной сферы. Такое ограниченное и именно вследствие этой ограниченности непогре-шимое, безошибочное сознание Фейербах называет не сознанием, а инстинктом. Так как животное не может «отправлять функции мышления и слова», жизнедеятельность его не носит сознательного характера и, следовательно, оно не обладает способностью мыслительного отражения. Природой жизнедеятельности определяется тип и «масштаб» отражения, характерный для данного вида, т. е. границы существа являются одновременно границами его познавательных возможностей. Человек может «отправлять функции мышления и слова», которые, по мнению Фейербаха, суть «настоящие функции рода», и поэтому сознательная жизнедеятельность как раз и составляет родовой характер человека; он есть родовое существо, которое, как таковое, и имеет в познании дело с родом. Эту мысль Маркс выразил следующим образом: «Животное непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятельность. Человек же делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Его жизнедеятельность — сознательная. Это не есть такая определенность, с которой он непосредственно сливается воедино. Сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает человека от животной жизнедеятельности. Именно лишь в силу этого он есть родовое существо. Или можно сказать еще так: он есть сознательное существо, т. е. его собственная жизнь является для него предметом именно лишь потому, что оно есть родовое существо» [1, стр. 565 — 566]. Мышление, согласно Фейербаху, — главный, но не единственный отличительный признак человека. «Чело- 200 век отличается от животного вовсе не только одним мышлением... Разумеется, тот, кто не мыслит, не есть человек, однако не потому, что причина лежит в мышлении, но потому, что мышление есть неизбежный результат и свойство человеческого существа... Человек не есть отдельное существо, подобно животному, но существо универсальное, оно не является ограниченным и несвободным, но неограниченно и свободно, потому что универсальность, неограниченность и свобода неразрывно между собою связаны» [30, стр. 201 — 202]. Точно так же неограниченным является и предмет познавательных стремлений человека, или, употребляя выражение самого Фейербаха, только неограниченное существо «может сделать космос своим предметом». Разумеется, здесь не имеются в виду те животнообразные формы человеческой жизнедеятельности, которые уходят в глубь первобытных времен, ибо, как писали Маркс и Энгельс, между человеком, который отличался от барана «лишь тем, что сознание заменяет ему инстинкт, или же, — что его инстинкт осознан», и человеком, у которого «сознание в состоянии эмансипироваться от мира и перейти к образованию «чистой» теории» [5, стр. 30] — дистанция огромного размера. Известно, что человек есть единственное существо, которое не только способно постигать истину, но и заблуждаться. Не следует ли отсюда, что человеческое сознание в силу своей относительной самостоятельности может и не быть отражением объективной действительности? Наш интерес к этому вопросу вызван отчасти тем, что в современной философской литературе обнаруживается целое течение, которое утвердительным ответом на него начинает свой поход против материалистической теории отражения. Как раз феномен заблуждения и используется современными противниками материалистической теории отражения в качестве основного аргумента, долженствующего доказать полную неистинность или, по крайней мере, ограниченность приложения данной теории. Представители этого течения идут и дальше и утверждают, что даже истинное мышление, если не все, то во всяком случае истинные суждения о прошлом, будущем, возможности и т. п. не являются отражением, ибо нет вне мышления ничего, что они отражали бы. Такое, по их мнению, абсолютно беспредметное, и все же 201 истинное мышление невозможно объяснить из принципа отражения. Однако уже Фейербах показал продуктивность принципа отражения, положив его в основу своего исследования именно различных форм человеческого заблуждения. При этом он прекрасно понимал, что разрешить проблему заблуждения можно лишь исходя из материалистического положения о первичности бытия и вторичности сознания и что, напротив, эта проблема совершенно неразрешима на основе идеалистического тезиса о тождестве бытия и мышления. Даже такой крупный представитель принципа тождества бытия и мышления, как Гегель, видел его несовместимость с феноменом заблуждения и в целях сохранения этого принципа вынужден был поступиться проблемой заблуждения. Гегель, понятно, не отрицал существования заблуждения и считал, что оно означает нетождественность с вещами, т. е. что ложное является иным, нежели то, что есть; но то, с чем, по его мнению, несовместимо наличие заблуждения, так это — признание тождества бытия и мышления универсальным принципом, и поэтому оно (заблуждение) должно быть устранено предварительно, в процессе «феноменологической» работы духа. Здесь, на переходе от «Феноменологии духа» к «Логике», мы и узнаем об исчезновении действительного субъекта познавательного процесса (человека), о том, что нет больше противоречия между субъектом и объектом и о том, что субъективное знание является одновременно объективным, вернее, окончательно и полностью истинным. Теперь «субъективное движение» открывает «объективное движение», не изменяя его, ибо отношение между субъектом и объектом больше не изменяет ни субъекта, ни объект. История прекращается, и на смену ей приходит вечное «органическое движение» понятия внутри самого себя. Полное и окончательное разрешение противоречия между субъектом и объектом выступает у Гегеля как истинный исходный пункт его концепции тождества бытия и мышления, в которой предмет выступает как мысленный предмет, а субъект как сознание или самосознание, или, вернее, предмет выступает только как абстрактное сознание, а человек только как самосознание. В связи с этим Маркс делает следующее критическое замечание. «Подобно 202 тому как абстрактное сознание — в качестве какового рассматривается предмет — есть в себе только один из моментов самосознания, полагающего свои собственные различия, так и в качестве результата всего этого движения получается тождество самосознания с сознанием, абсолютное знание, или такое движение абстрактного мышления, которое направлено уже не вовне, а совершается уже только внутри самого себя, т. е. в качестве результата получается диалектика чистой мысли» [1, стр. 627]. Эти слова Маркса перекликаются с высказыванием Фейербаха в «Основных положениях философии будущего» о том, что в мышлении как таковом человек составляет тождество с самим собой, ибо здесь ему ничто не противоречит: он здесь одновременно судья и сторона, ибо нет критического различения между предметом и мыслью о нем. Противоречие между субъектом и объектом, которое, по верному замечанию Фейербаха, является всеобщим противоречием (и условием) человеческого существования, идеализм разрешает путем устранения одной стороны противоречия — объекта, а тем самым — поскольку субъект, не имеющий никакой внешней себе вещи и, следовательно, не содержащий в себе никаких границ, уже не есть действительный субъект — и другой стороны — субъекта, или, что то же, путем превращения мышления в субъект и абсолютную реальность. Не случайно поэтому, что «если мы устраним это противоречие, мы получим философию тождества, в которой умственные объекты, мысленные вещи в качестве истинных вещей оказываются также и действительными вещами. В этой философии сущность и свойства умственного объекта соответствуют сущности и свойствам ума, или субъекта, следовательно, в ней субъект уже не ограничен и не обусловливается вне его находящейся материей, противоречащей его сущности» [30, стр. 167]. Фейербах считал, что концепция, согласно которой мысленные вещи в качестве истинных вещей являются также и действительными вещами, не имеет ничего общего с материалистической теорией отражения. Последняя исходит из критического различения между предметом и мыслью о нем, из того, что внешний мир, внешние объекты существуют не в нашем уме, а сами по себе, вне нашего сознания и независимо от него. Иными словами, 203 Фейербах отстаивает тот общематериалистический принцип, который больше всего ставится под вопрос современными критиками теории отражения. Если классический представитель философии тождества пытался навсегда покончить с заблуждением, чтобы придать тезису о тождестве бытия и мышления универсальное значение, то современные противники материалистической теории отражения или начисто отрицают принцип отражения, или ограничивают его, дабы оставить место заблуждению. Основное их заблуждение заключается в том, что они проблему заблуждения превратили или в вопрос о правомерности принципа отражения вообще, или в вопрос о степени применимости его, тем, что отказываются признать отражением или все мышление, или такую мысль, которая, по их мнению, не имеет наличного предмета, о котором она высказана. Тем самым человеческое отражение они вталкивают в узкие рамки адекватности непосредственного отражения животных; людей же, отстаивающих материалистическую теорию отражения, они называют не иначе, как животными материалистами. При этом к числу «животных материалистов» они относят не только Фейербаха и других представителей домарксовского материализма, но также Энгельса и Ленина. Люди, которые ныне под предлогом защиты аутентичного марксизма ограничивают теорию отражения сферой «животного» в человеке, на словах готовы согласиться с тем, что эта теория есть ответ на «другую сторону» основного вопроса философии: «можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?» [11, стр. 283], но только для того, чтобы свести ее к теории натуралистической копии наличного оригинала. Только в этих пределах, по их мнению, категория отражения может иметь свое место и свою область применения в теории познания. После того как из категории отражения исключены неистинные отражения, фантастические отражения, как и предвидения, этим философам, естественно, не остается ничего другого, кроме как доказывать, что отражение не может быть ни фундаментальной, ни одной из фундаментальных гносеологических категорий. Тем самым отрицается теория отражения как универсальная истина материализма. 204 Ни один философ, конечно, явно не оспаривает, что мышление выступает, так сказать, и в форме истины и в форме заблуждения; но есть такие, которые включают в отражение лишь истинные суждения о наличной действительности, выдавая при этом свою точку зрения за логическое следствие из материалистической постановки вопроса о познаваемости мира. Но этим упускается из виду, что в самой постановке вопроса о том, можем ли мы составлять верное отражение действительности, уже предполагается и утверждается возможность неверного отражения ее. Конечно, признавать, что только истинное суждение о чувственно удостоверяемом объекте (например, «этот стол — деревянный») является его отражением, гораздо легче, чем понять заблуждение (ложное) как отражение. Объяснить последнее намного труднее, чем превратить эту свою неспособность в довод, согласно которому понимание заблуждения как отражения (например, какой предмет отражают понятия «Пегас», «кентавр», «бог» и т. д.) противоречит самому понятию «отражение» по определению, ибо отражение необходимо предполагает существование не только отражающего (в данном случае, мышления, представления, понятия), но и его предмета, отражаемого. Если одни противники теории отражения признают отражением только истинное суждение о наличной действительности, то другие идут дальше и утверждают, что она несостоятельна даже и как теория истинного суждения. «Все мы, — пишет загребский философ Г. Петрович, — повседневно высказываем истинные суждения, в истинности которых нисколько не сомневаемся, хотя невозможно сказать, что они отражают. Отрицательное суждение существования, например, истинно, если нет того, что оно отрицает. Разве можно интерпретировать такое суждение как отражение объективной действительности? Что отражает суждение: «Нет кентавра» или суждение: «Нет круглого квадрата»?... Л что отражают суждения о прошлом, будущем, возможности, невозможности? Теория отражения, очевидно, несостоятельна и как теория истинного суждения» [58, стр. 31]. Автор воображает, что он ставит такие вопросы, на которые теория отражения не может дать ответа и поэтому, видите ли, вынуждена расписаться в собственном бессилии. Вся аргументация автора по сути дела сводит- 205 ся к тому, что «невозможно сказать» или «трудно сказать», что отражают отрицательные суждения существования, суждения о прошлом, будущем, возможности. Весьма возможно, что Г. Петрович и всерьез убежден, что он «повседневно высказывает истинные суждения» ни о чем, однако действительно «невозможно сказать», чтобы его высказывания против теории отражения могли выдержать критику только потому, что они основываются на убеждении в возможности абсолютно беспредметного мышления, мышления ни о чем. Прежде чем утверждать, будто возможны истинные суждения ни о чем, следует доказать, возможно ли мыслить ничто, мыслить немыслимое. «Ничто, — писал Фейербах, — есть безусловно чуждое мысли и разума понятие. Ничто никак нельзя помыслить, потому что мыслить — значит определять, как это заявляет сам Гегель. Следовательно, если бы можно было помыслить ничто, то оно оказалось бы определенным, следовательно, оно уже не было бы больше ничто; поэтому правильно говорилось: у «е сущего нет никаких предикатов. Не может быть никакой науки о не сущем... Мышление может мыслить только существующее, так как оно само есть существующая реальная деятельность» [29, стр. 88 — 89]. Стало быть, всякое мышление — включая отрицательные суждения существования, суждения о прошлом, будущем, возможности и т. п. — есть мышление о нечто, и, следовательно, отражение. Отсюда, согласно Фейербаху, можно извлечь следующее поучение и правило для всех философов, занимающихся исследованием вопроса об отношении мышления к бытию вообще, вопроса об объекте того или иного сознания в частности. Когда ты не можешь сказать, что отражает та или иная мысль, «то будь по крайней мере так скромен, чтобы признать твою ограниченность твоей, не делать твоих границ границами других» [44, стр. 289] или даже теории. Когда вопрос решен в принципе, главная задача и вместе с тем основная трудность заключается в том, чтобы, исходя из этого общего принципа, в каждом отдельном случае найти свое нечто. В этом отношении — а об этом свидетельствует история философии от Платона до наших дней — наибольшую трудность для философов представлял ответ на вопрос: что отражает ложное мышление? 206 |
© (составление) libelli.ru 2003-2020 |