Макаров И. И. ПАРАДИГМА ИСТИНЫ... 3
Начало Вверх

3.  Логическая структура понятия «религия»

«Сознание есть прежде всего непосредственное сознание, его отношение к предмету есть поэтому простая, непосредственная достоверность его»43 именно с этого «чувственного сознания»44 сознание начинает свой путь развития.

Сознание есть также «духовное различение» (здесь и далее указаны страницы по работе Гегеля "Лекции по философии религии"45 – с. 281). С возникновением же его начинается, утверждает Гегель, «религия как таковая» (Там же). По мере того как сознание человека переходит к суждению «бог становится предметом сознания» (Там же). Таким образом, «различенное мышление вступает в отношение к богу» (Там же).

Предположим теперь, что Пилат знает, что такое истина – что это бог. Но, что тогда значит знать истину, т.е. знать бога? Ответ Гегеля: «...знание бога должно означать только одно – я мыслю бога» (с. 298). Вот почему мои глаза, воскликнул бы Пилат, «бесцельно» глядели:

«Бог есть, он в себе и для себя самостоятелен, свободен, и этой самостоятельности... мы не находим в чувстве... . Для того, чтобы чувство было по своей природе... истинным, оно должно быть таковым по своему содержанию....

В чувстве мы одновременно наслаждаемся собой, нашей наполненостью предметом. Чувство потому и дорого человеку, что в нем человек находит свою особенность.

...Тщеславное самодовольство... апеллирует к собственному чувству и не возвышается поэтому ни до объективного мышления, ни до объективной деятельности» (с. 310).

За ощущением следует созерцание – вторая форма религиозного сознания. «Чувственное же созерцание... создается искусством (и – И.М.)... есть нечто созданное духом, оно не есть (уже – И.М.) непосредственное...» (с. 312).

В искусстве «истина имеет двойное значение: во-первых, значение правильности, т.е. требование чтобы изображение соответствовало известному нам предмету...  В этом случае красота не есть закон. (Во-вторых, – И.М.) Истина в ее подлинном значении есть совпадение предмета со своим понятием, идея» (Там же).

Более высокой формой религиозного сознания является представление. Оно «есть образ, поднятый до уровня мысли и получивший форму всеобщности» (с. 314).

Хотя «в представлении существенное содержание положено в форму мысли, но тем самым оно еще не положено как мысль» (с. 316).

«...Представление находится в постоянном колебании между непосредственным чувственным созерцанием и подлинной мыслью» (Там же).

Поэтому, говорит Гегель,

С. 324:

«...всегда остается одно – необходимость ..., чтобы «я» ... имело сознание понятия» ... .

Так, представление растворяется в форме мышления, и определение формы есть именно то, что философское познание добавляет к истине...

Религия есть истинное содержание, но только в форме представления, и философия не открывает субстанциональную истину, точно так же как человечество не ждало появления философии, чтобы обрести сознания истины».

С.329:

«Непосредственность – основная категория представления, где содержание познается в своем простом отношении к себе. ...

Тогда встает вопрос: является ли религия, знание бога непосредственным или опосредственным знанием?».

С.366:

«Разум есть та единственная почва, где религия может быть у себя ...

Точка зрения религии заключается в том, что истинное, к которому относится сознание, заключает в себе все содержание, и это отношение есть тем самым наивысшее для него самого, его абсолютная точка зрения. ...

...Почва религии есть абсолютное сознание, и в нем бог есть все содержание, вся истина и действительность».

С.367:

«...Религия есть идея духа, относящегося к самому себе, самосознание абсолютного духа. ...

Религия также есть сознание и тем самым содержит в себе конечное сознание, но снятое в качестве конечного, ибо то другое, о котором знает абсолютный дух, есть он сам, и, лишь зная себя, он есть абсолютный дух. ...

Итак, религия есть знание божественного духа о себе через опосредствование конечного духа. В наивысшей идее религия тем самым не есть дело человека, а есть в своей сущности высшее определение самой абсолютной идеи».

Каковы же исторические формы сознания подобно ступеням, ведущие к познанию абсолютного духа?

43 Гегель. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. 3. Философия духа. С.225.

44 Там же.

45 Гегель. Лекции по философии религии. / Гегель. Философия религии. М., 1975. Т.1. С. 205-530.

 

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020