3. Логическая структура понятия «религия»
«Сознание есть прежде всего непосредственное сознание, его отношение к предмету есть поэтому простая, непосредственная достоверность его»43 именно с этого «чувственного сознания»44 сознание начинает свой путь развития. Сознание есть также «духовное различение» (здесь и далее указаны страницы по работе Гегеля "Лекции по философии религии"45 – с. 281). С возникновением же его начинается, утверждает Гегель, «религия как таковая» (Там же). По мере того как сознание человека переходит к суждению «бог становится предметом сознания» (Там же). Таким образом, «различенное мышление вступает в отношение к богу» (Там же). Предположим теперь, что Пилат знает, что такое истина – что это бог. Но, что тогда значит знать истину, т.е. знать бога? Ответ Гегеля: «...знание бога должно означать только одно – я мыслю бога» (с. 298). Вот почему мои глаза, воскликнул бы Пилат, «бесцельно» глядели: «Бог есть, он в себе и для себя самостоятелен, свободен, и этой самостоятельности... мы не находим в чувстве... . Для того, чтобы чувство было по своей природе... истинным, оно должно быть таковым по своему содержанию.... В чувстве мы одновременно наслаждаемся собой, нашей наполненостью предметом. Чувство потому и дорого человеку, что в нем человек находит свою особенность. ...Тщеславное самодовольство... апеллирует к собственному чувству и не возвышается поэтому ни до объективного мышления, ни до объективной деятельности» (с. 310). За ощущением следует созерцание – вторая форма религиозного сознания. «Чувственное же созерцание... создается искусством (и – И.М.)... есть нечто созданное духом, оно не есть (уже – И.М.) непосредственное...» (с. 312). В искусстве «истина имеет двойное значение: во-первых, значение правильности, т.е. требование чтобы изображение соответствовало известному нам предмету... В этом случае красота не есть закон. (Во-вторых, – И.М.) Истина в ее подлинном значении есть совпадение предмета со своим понятием, идея» (Там же). Более высокой формой религиозного сознания является представление. Оно «есть образ, поднятый до уровня мысли и получивший форму всеобщности» (с. 314). Хотя «в представлении существенное содержание положено в форму мысли, но тем самым оно еще не положено как мысль» (с. 316). «...Представление находится в постоянном колебании между непосредственным чувственным созерцанием и подлинной мыслью» (Там же). Поэтому, говорит Гегель, С. 324: «...всегда остается одно – необходимость ..., чтобы «я» ... имело сознание понятия» ... . Так, представление растворяется в форме мышления, и определение формы есть именно то, что философское познание добавляет к истине... Религия есть истинное содержание, но только в форме представления, и философия не открывает субстанциональную истину, точно так же как человечество не ждало появления философии, чтобы обрести сознания истины». С.329: «Непосредственность – основная категория представления, где содержание познается в своем простом отношении к себе. ... Тогда встает вопрос: является ли религия, знание бога непосредственным или опосредственным знанием?». С.366: «Разум есть та единственная почва, где религия может быть у себя ... Точка зрения религии заключается в том, что истинное, к которому относится сознание, заключает в себе все содержание, и это отношение есть тем самым наивысшее для него самого, его абсолютная точка зрения. ... ...Почва религии есть абсолютное сознание, и в нем бог есть все содержание, вся истина и действительность». С.367: «...Религия есть идея духа, относящегося к самому себе, самосознание абсолютного духа. ... Религия также есть сознание и тем самым содержит в себе конечное сознание, но снятое в качестве конечного, ибо то другое, о котором знает абсолютный дух, есть он сам, и, лишь зная себя, он есть абсолютный дух. ... Итак, религия есть знание божественного духа о себе через опосредствование конечного духа. В наивысшей идее религия тем самым не есть дело человека, а есть в своей сущности высшее определение самой абсолютной идеи».
43 Гегель. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. 3. Философия духа. С.225. 44 Там же. 45 Гегель. Лекции по философии религии. / Гегель. Философия религии. М., 1975. Т.1. С. 205-530.
|
© (составление) libelli.ru 2003-2020 |