Руководство
госкомимущества обосновывает свою позицию в вопросе приватизации тем, что, по
его мнению, демократия в управлении производством практически несостоятельна,
а собственность работников - изначально неэффективна. Этот тезис с особой
настойчивостью навязывается России и другим восточноевропейским странам
группой западных экспертов, в первую очередь представляющих Международный
валютный фонд.
Лица,
занимающие в обществе столь высокое и ответственное положение, не могут
сослаться на неинформированность относительно того, что в более чем 70 странах
мира принимаются меры по демократизации собственности. На привлечение
работников к участию в управлении производством, капитале и доходах предприятия
заставляют идти как политические соображения (стремление сохранить социальную
стабильность в обществе и др.), так и сугубо экономические. Уже со второй
половины XX века система наемного труда в ее классическом виде, основанная на
полном отчуждении работников от собственности и управления, все больше
утрачивает свою способность обеспечивать необходимую современной экономике
мотивацию к труду.
Этим,
в свою очередь, объясняется тот повышенный интерес на Западе к исследованиям
деятельности предприятий, для которых характерно соединение (полное или
частичное) собственности с трудом. Итоговый вывод, к которому пришло
большинство авторов этих исследований достаточно определен: предприятия, где
работники участвуют в его капитале и доходах, но не участвуют в управлении
производством, не отличаются по важнейшим экономическим показателям от
традиционных частно-капиталистических фирм. Предприятия же, на которых
работники выполняют функции реальных ответственных собственников, т.е.
участвуют в управлении производством, капитале, доходах, равно как и в убытках
предприятия, демонстрируют не только свою жизнеспособность, но и существенные
социально-экономические преимущества. Так, по подсчетам проф. Л.Тайсон - главы
Экономического совета при президенте Б.Клинтоне и проф. Д.Левина, компании с
высокой степенью участия персонала в управлении производством работали в
среднем лучше, чем фирмы, где эта степень была низкой. На данных компаниях
производительность труда была выше на 15%, фондоотдача - на 177%, норма
прибыли на используемый капитал - на 33% (5,198). Объясняя этот феномен,
президент Национального центра собственности работников (США) К.Розен отмечает,
что " американские рабочие хорошо чувствуют различие между работой для
собственного блага и просто работой ради выгоды компаний, которые их
нанимают" (6,3).
Предприятия,
являющиеся собственностью работников, показали свою жизнеспособность не только
на Западе, но и на Востоке. Так , например, удельный вес коллективного сектора
в промышленности Китая вырос с 22% в 1978г. до 38% в 1992г. (7,7).
Вполне
жизнеспособными, насколько это возможно в нынешних российских условиях,
проявили себя предприятия с собственностью работников в нашей стране.
Проведенные Российским фондом федерального имущества выборочные обследования
предприятий с различными видами собственности показали, что АОЗТ и ТОО -
основные организационно-правовые формы предприятий с собственностью работников
- демонстрируют более высокую деловую активность , выживаемость и адаптивность
к рыночным условиям. Во второй половине 1993г. средний уровень загрузки
производственных мощностей составил: на государственных предприятиях - 57%,
АООТ - 56%, АОЗТ -65%, ТОО - 68%. Выпуск основной продукции уменьшился у 50%
госпредприятий, у 54% АО открытого типа и только у 40% АО закрытого типа.
Соответственно сумели увеличить объемы производства 16%,17% и 22% предприятий
данных организационно-правовых форм. В указанный период на обледованных
государственных предприятиях и АО открытого типа 40% не осуществили никакого
инвестирования в развитие предприятий и только 10 - 12% увеличили инвестиции.
В АОЗТ инвестиции произвели 70% предприятий, при этом увеличили их объем 22%
(8,18).
Возникает
естественный вопрос: "если предприятия, являющиеся собственностью
работников и управляемые на основе принципов производственной демократии
обладают такими преимуществами, то почему демократический сектор рыночной
экономики в странах, использующих эту форму хозяйствования, не развивается настолько
быстро, чтобы занять в ней доминирующее положение?". Главной общей
причиной этого является то, что данная форма хозяйствования бросает вызов
традиционным ценностям капиталистического общества, угрожает ограничением
экономической власти крупных частных собственников и поэтому рассматривается
консервативно настроенным капиталистическим истэблишментом как " ползучий
социализм ". В этом духе проводится соответствующая обработка
общественного сознания средствами массовой информации, контролируемыми крупным
частным капиталом. Кроме того, развитие собственности работников сдерживает и
ряд экономических факторов, например, отсутствие у работников достаточных средств
для выкупа старых предприятий и создания новых на уровне, отвечающем
современным требованиям технического прогресса, слабость опорных структур
(банки, исследовательские и учебные центры, консультационные службы и др.).
Плюс фактор времени. Одномоментно создать эффективный демократический сектор в
экономике " третьего пути" (промежуточного между традиционным
капитализмом и государственным социализмом) с ответственными работающими
собственниками - невозможно. Для этого требуется время, в течение которого
новые собственники, приобретая знания и навыки хозяйствования, обретает
чувство и сознание хозяев. Отсюда особая важность создания системы
просвещения, обучения и подготовки работников к хозяйствованию в качестве
собственников своих предприятий.
Собственность
работников, базирующаяся на принципах производственной демократии, бросает вызов
и авторитарным ценностям государственного социализма.
Следует
также признать, что предприятия, принадлежащие их работникам, имеют не только
сильные, но и слабые стороны: высокую степень финансового риска для работающих
собственников (использование работниками личных средств для финансирования
своей фирмы не только создает трудности при уходе на другое предприятие, но
может привести в случае банкротства фирмы к потере как работы, так и
накоплений), меньшая восприимчивость к нововведениям, требующим сокращения
занятости, трудности с привлечением внешних инвесторов и др. (9, 78 - 79).
Однако общий положительный баланс плюсов и минусов демократизации управления
производством и формирования собственности работников прослеживается вполне
отчетливо (10,11,12).
Показательно,
что Конгресс США принял за период с 1974 по 1989 г. 17 законодательных актов,
стимулирующих создание акционерной собственности работников (ЕСОП). Более 11
тыс. фирм, на которых занято 12 млн. работников или 12% рабочей силы страны,
находятся в частичной или полной собственности их персонала. Законодательные
органы многих других западных стран также способствуют демократизации
собственности и управления. Особенно следует отметить решения Комиссии ЕС в
1991г. и Совета ЕС в 1992г., в которых странам - членам Сообщества
рекомендуется оказывать всяческое содействие планам участия работников в управлении
производством и распределении его результатов.
Недооценка,
а тем более игнорирование происходящих в мире изменений в положении трудящихся
на производстве чреваты самыми негативными последствиями для России, экономика
которой может пойти по двум основным направлениям - в сторону экономики старого
(традиционно-капиталистического) типа, в структуре которой господствующее
место займет уклад, базируйся на системе наемного труда и авторитарной
организации управления производством, либо в направлении экономики нового типа
с преобладанием уклада, для которого характерно воссоединение - полное или
частичное - производителей со средствами производства и демократическая
организация управления предприятиями (см. примечание 11).
Примечание:
11. О степени значимости подобного выбора с точки зрения обеспечения
национальной безопасности, понимаемой в широком смысле, свидетельствует и
спонсирование НАТО исследований по проблемам формирования экономики, управляемой
трудом, и экономики участия (13, 323).
Необходимость
смены ориентиров российской программы послечековой приватизации стала более
очевидной. В пользу такой постановки вопроса свидетельствует и внесение
существенных изменений в приватизационные программы ряда восточноевропейских
стран (принятие венгерским парламентом в июле 1992г. специального Закона,
стимулирующего создание собственности работников, проведение приватизации в
Польше по инициативе администрации и рабочего совета предприятия с
использованием института аренды и др.) (см. примечание 12).
Примечание:
12. Инициаторы приватизации в Польше в обязательном порядке проводят анализ
финансового и экономического положения предприятия и его перспектив в случае
приватизации. Если анализ показывает, что предприятие, став приватизированным,
может добиться успеха, то следует соответствующее обращение к учредителю предприятия.
После получения от него положительного решения и одобрения плана приватизации
рабочим советом или общим собранием работников, официальная заявка на
приватизацию направляется в Министерство по приватизации (14 ,221 -225).