С
точки зрения руководства Госкомимущества ключевые цели, установленные
Государственными программами приватизации на 1992 и 1993 гг., в основном
достигнуты: сформирован широкий слой частных собственников (40 млн. человек, по
данныи ГКИ, стали акционерами крупных предприятий и чековых инвестиционных
фондов), в частную собственность перешло большинство крупных и мелких
предприятий (негосударственный сектор производит, опять-таки по данным ГКИ,
более половины ВВП).
Эти
выводы подвергаются широкой критике. Часть радикально настроенных оппонентов
А.Чубайса утверждают, что ни одна из официальных целей чековой приватизации не
достигнута: не создан широкий слой частных собственников (подавляющее
большинство владельцев акций продолжает оставаться наемными работниками, так
как основным источником средств их существования остается заработная плата),
происходит переход не к социально-направленной рыночной экономике, а к
спекулятивно-мафиозно-криминальной. Но можно ли делать категорические выводы
об успехе или провале чековой приватизации, исходя из целей, продекларированных
ее разработчиками, не имея к тому же полной, а главное - достоверной
информации об итогах первого этапа приватизации? Видимо, нельзя. Анализ
практики приватизации в России не оставляет сомнений в том, что истинной
главной целью приватизации на всех ее этапах является не формирование широкого
слоя частных собственников, а создание узкого сословия владельцев крупных
состояний (" стратегических частных собственников"), как это уже
открыто признается авторами Программы послечековой приватизации.
Приватизация
в интересах этого сословия (состоящего в основном из представителей старой и
новой номенклатуры, легализовавшихся дельцов теневой экономики, значительная
часть которых имеет криминальное прошлое и настоящее) проводится главным образом
принудительными методами. Госкомимущество определяет перечень предприятий,
подлежащих обязательной приватизации (I, раздел 2.5). В этот перечень включены
предприятия не только федеральной, но и муниципальной собственности, что прямо
противоречит статье 130 Конституции РФ, по которой только органам местного
самоуправления даются полномочия решать вопросы распоряжения, управления и
владения собственностью, находящейся в их ведении.
Ведомство
А.Чубайса стремится максимально форсировать проведение приватизации. За
полтора-два года оно намерено довести долю приватизированного производства до
85-90% (для сравнения заметим, что правительству М.Тэтчер понадобилось 12 лет
для проведения, да и то не до конца, приватизации английских государственных
предприятий в несоизмеримо меньших масштабах по сравнению с российскими). При
этом приоритет отдается одной форме собственности - крупной частно-
капиталистической - перед всеми остальными формами, что не только противоречит
ст.8 Конституции
РФ, но и затрудняет переход к многоукладной экономике, где каждая форма
собственности в ходе конкуренции с другими должна находить свою нишу, в
которой она оказывается более эффективной и более отвечающей экономическим
условиям и социокультурным традициям страны.
Формированию
"стратегических частных собственников" противодействует превращение
наемных работников в собственников. Примерно 75% трудовых коллективов выбрали
так называемый 2-ой вариант приватизации, дающий их членам возможность
получения контрольного пакета акций. В такой ситуации Госкомимущество стремится
устранить на этапе послечековой приватизации (приватизации по капиталу)
указанную выше преграду на пути второго передела собственности в пользу
нескольких процентов населения страны, сделать собственность работников промежуточной
формой на пути перехода от государственной к крупно-капиталистической. Об этом
говорят жесткие меры по ограничению прав работников приватизируемых
предприятий, в том числе и тех из них, которые зафиксированы в действующем
законодательстве страны и в Указах Президента РФ.
Во-первых,
в Основных положениях государственной программы приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации мнение трудового коллектива не
учитывается при определении комиссией по приватизации конкретного способа
приватизации (2, раздел 3.1), что прямо противоречит ст. 15 Закона " О
приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской
Федерации" 1991 г.
Во-вторых,
ограничивается участие трудовых коллективов в управлении приватизированными
предприятиями. Прямо - путем ограничения сферы полномочий трудового
коллектива; лишения его права создавать СТК на предприятиях, где собственность
"внешних" частных лиц составляет более 50%; наделения работников неголосующими
акциями при выборе ими первого варианта льгот или в случае закрепления
голосующих акций в федеральной собственности; передачи государством
закрепленных в федеральной собственности пакетов акций в доверительную
собственность (траст) любым отечественным и зарубежным физическим и юридическим
лицам, а также лицам без гражданства, которые становятся фактическими
хозяевами предприятия. (см. примечание 3).
Примечание:
3. При этом игнорируется требование, содержащиеся в Указе Президента РФ "
Об организационных мерах по преобразовании государственных предприятий,
добровольных объединений государственных предприятий в акционерные
общества" от 1 июля 1992 г., согласно которому "находящиеся в
государственной собственности пакеты акций, составляющие более 50% уставного
капитала предприятия, могут быть переданы в траст с согласия трудового
коллектива предприятия".
4.
При коллективно-неделимой форме собственности права владения имуществом или
капиталом предприятия не распределяются между отдельными членами трудового
коллектива работающих собственников. Этими правами наделено юридическое лицо,
образованное трудовым коллективом работающих собственников как единым целым -
производственный кооператив, товарищество, акционерное общество и др.
Косвенно
- посредством отказа ввести обязательные нормативы на представительство
трудового коллектива в органах управления предприятиями всех форм
собственности. Имеющуюся норму на представительство акционеров, являющихся
работниками акционерного общества в Совете директоров этого общества (но не
более одной трети), следует признать как нарушающую равенство прав акционеров,
за которое так рьяно ратует руководство ГКИ (I, раздел 9.10.4.).
В-третьих,
установлен фактический запрет на формирование коллективно-неделимой формы
собственности (которая неправомерно отождествляется с колхозной в ее советской
разновидности (см. примечание 4) , что противоречит ст.17 Всеобщей декларации
прав человека 1948 г., согласно которой " каждый человек имеет право
владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими", а также
ст.24 Декларации прав и свобод человека , принятой в сентябре 1991 г. на 5-ом
внеочередном Съезде народных депутатов СССР ("каждый человек имеет право
владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как индивидуально, так и
совместно с другими лицами").
В-четвертых,
косвенно ограничивается свобода выбора трудовым коллективом круга лиц -
владельцев имущества предприятия из числа его работников (все работники, часть
работников). Дело в том, что в стране отсутствует закон о коллективном
предприятии. Поэтому предприятия, принадлежащие их работникам, вынуждены
облекать себя в организационно-правовые формы, присущие не объединениям труда
(производственные кооперативы и др.), в которых условием членства является
личный труд граждан, а объединениям капитала (акционерные общества,
товарищества).Главным в таких объединениях является денежное или иное участие
в имуществе (капитале) предприятия, а личный труд может вовсе не иметь места.
Это приводит к возникновению двух трудовых коллективов на одном предприятии:
трудового коллектива работающих собственников и трудового коллектива наемных
работников. Каждый из них имеет свои, зачастую противоположные интересы и
свой правой статус (3, 49 - 58).
Свободу
выбора трудовым коллективом круга работающих собственников лимитируют два
дополнительных обстоятельства: ограничение числа участников ТОО - товарищества
с ограниченной ответственностью (не более тридцати) (см. примечание 5), что
крайне затрудняет - за исключением малых предприятий - внесение в устав ТОО
положения о личном труде граждан как условия членства в товариществе (см.
примечание 6) и разрешение ТОО преобразовываться только в акционерное общество,
а акционерному обществу - только в ТОО (см. примечание 7), что исключает
преобразование ТОО, а опосредственно и АОЗТ - акционерного общества закрытого
типа (через промежуточный этап - преобразование АОЗТ в ТОО) в одну из
организационно-правовых форм, присущих объединениям труда, например, в
производственный кооператив.
Примечание:
5. Ст. 88 Гражданского кодекса РФ, первая часть которого принята во втором
чтении Государственной Думой РФ.
6.
Сделать подобного рода запись позволяет отсутствие специальных законодательных
актов, регламентирующих деятельность хозяйственных товариществ и обществ.
Существующие нормативы дают лишь самые общие ориентиры для предприятий ,
решивших использовать такую организационно-правовую форму как ТОО.
7.
Статьи 92, пункт 2 и 104 , пункт 2 законопроекта ГК РФ.
В
пятых, установлены барьеры на пути передачи государственных и муниципальных
предприятий в коллективно-долевую собственность их работников:
-
продажа предприятий на акуционах и по конкурсу, что резко уменьшает
возможности членов трудовых коллективов стать их владельцами;
-
ограничение права работников на приобретение по закрытой подписке голосующих
акций (не более 51% уставного капитала акционерного общества при выборе
трудовым коллективом второго варианта льгот);
-
запрет на заключение договора об аренде имущества государственного предприятия
с предоставлением арендатору права его выкупа;
-
утрата работниками акционерных обществ (товариществ) права приобретать акции
(паи) из ФАРП (см. примечание 8), если заявка на приватизацию предприятия
подписана после 1 февраля 1994 г.; (см. примечание 9)
-
обязательное преобразование закрытых акционерных обществ с долей
государственного или муницмпального капитала, а также арендных предприятий с
правом выкупа (если стоимость имущества, указанная в договоре аренды,
составляет более 1 млн. руб.) в открытые акционерные общества, акции которых могут
свободно продаваться на рынке ценных бумаг; (см. примечание 10);
Примечание:
8. Фонд акционирования работников предприятий.
9.
Эта норма противоречит статье 25 Закона РФ "
О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской
Федерации".
10.
Односторонняя ориентация на акционерные общества открытого типа (АООТ) -
беспрецедентна в мировой практике создания и развития акционерной формы
собственности. Так , в США на фондовом рынке продают свои акции около 7000 из 1
млн. американских компаний, т.е. менее 1%. Фактический запрет на АОЗТ
негативно сказывается не только на перспективах сохранения собственности
работников, но во многих случаях и на финансовом положении предприятий. Как
показало исследование финансового положения предприятий различных
организационно-правовых форм , проведенное в 1993 г. Экспертным институтом
Российского союза промышленников и предпринимателей, в первую, наиболее благополучную
, группу попали 100% арендных предприятий, ТОО и АЗОТ (4, 39).
-
запрет на любые ограничения продажи акций, безвозмездно полученных работниками
или приобретенных ими на льготных условиях (если такие ограничения
отсутствуют, то, как показывает мировой опыт, большая часть продаваемых
работниками акций в течение максимум двух-трех лет скупается крупным частным
капиталом).