III.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПОДХОД (ЭСКИЗ).(см. примечание 13).
Примечание:
13. Раздел написан Э.Рудаком. При его подготовке использованы разработки,
полученные в ходе экспериментов, проведенных в ряде регионов страны по созданию
коллективных (кооперативных) предприятий с демократической системой управления
производством (Краснодарский край, Московская область, Хабаровский край и др.).
Учитывая
отечественный и зарубежный опыт по демократизации управления производством и
формированию собственности работников, может быть предложена следующая
программа действий на уровне предприятия:
1.
Меры по демократизации управления производством:
а)
на предприятиях, находящихся в 100% собственности всех членов трудового
коллектива:
-
включение в устав АО (ТОО) специального пункта о праве работников участвовать
в управлении предприятием в избранной ими форме: соучастие (право на получение
информации о положении дел на предприятии и планах администрации, право на
привлечение к управлению производством с совещательным голосом, право на
представительство в органах управления предприятием на условиях меньшинства),
соуправление (право на участие в принятии решений, право вето на определенные
постановления администрации, право самостоятельно решать некоторые вопросы
производственного и социального характера, право на равное с администрацией
предприятия, уполномоченными государственными органами, общественными
организациями и институтами местного самоуправления представительство в органах
управления предприятиями), рабочий контроль (право контроля за действиями администрации
без непосредственного вовлечения в управление предприятиями, право вето на
решения администрации по главным вопросам производства и распределения его
результатов), самоуправление (право на прямое управление предприятием по
главным вопросам предпринимательской деятельности всеми его работниками на
основе принципа "один человек - один голос" и на косвенное - через
избранных представителей - по всем остальным; право на наем администрации с
возложением на нее функций оперативного управления предприятием); - создание
органов самоуправления трудового коллектива с участием в них представителей
профсоюза или профсоюзов, действующих на предприятии, и выдвижение требования
о рассмотрении вопроса о компетенции этих органов на общем собрании акционеров
(членов ТОО); - замена акций облигациями. В этом случае открывается возможность
принятия производственных решений на основе принципа "один человек - один
голос"; (см. примечание 14).
Примечание:
14. Реализация этой возможности мешает наличие ограничения на замену акций
облигациями (разрешена замена акций облигациями на сумму, не превышающую 25%
уставного капитала акционерного общества).
-
реорганизация АОЗТ путем преобразования его в ТОО, что также сделает возможным
голосование по принципу " один человек - один голос" ; - включение в
устав акционерного общества (ТОО) пункта о праве работников получать информацию
о деятельности АО (ТОО) и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной
документацией в установленном уставом АО (ТОО) порядке, а также пользоваться
другими правами, предусмотренными международными документами (Всеобщая
декларация прав человека 1948г., Конвенция МОТ 98 1949г. " О применении
принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров",
Конвенция МОТ 135 1971г. " О защите прав представителей трудящихся на
предприятии и представляемых возможностях", Конвенция МОТ 154 1981г.
" О коллективных переговорах" и др.) и законодательством Российской
Федерации; б) на предприятиях, находящихся в 100% собственности части членов
трудового коллектива: - борьба за включение в коллективный договор и в устав АО
(ТОО) специального пункта о праве как работающих собственников, так и лиц
наемного труда участвовать в управлении предприятием в избранной ими форме
(соучастие, соуправление, рабочий контроль, самоуправление) независимо от доли
отдельного работника в имуществе (капитале) предприятия; - создание органов
самоуправления трудового коллектива (или двух трудовых коллективов: работающих
собственников и наемных работников) с участием в них представителей профсоюза
или профсоюзов, действующих на предприятии, и выдвижение требования о
рассмотрении вопроса о компетенции этих органов на общем собрании акционеров
(членов ТОО); - замена акций облигациями (на сумму, не превышающую 25%
уставного капитала АО); - реорганизация АОЗТ путем преобразования его в ТОО; -
включение в устав АО (ТОО) пункта о праве работников получать информацию о
деятельности АО (ТОО) и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной
документацией в установленном уставом АО (ТОО) порядке, а также пользоваться
другими правами, предусмотренными международными документами и законодательством
Российской Федерации; в) на предприятиях с собственностью работников более 50%:
- борьба за включение в коллективный договор и в устав АО (ТОО) специального
пункта о праве как работающих собственников, так и лиц наемного труда
участвовать в управлении предприятием в избранной ими форме независимо от доли
отдельного работника в имуществе (капитале) предприятия; - создание органов
самоуправления трудового коллектива с участием в них представителей профсоюза
или профсоюзов, действующих на предприятии, и выдвижение требования о
рассмотрении вопроса о компетенции этих органов на общем собрании акционеров
(членов ТОО); - выдача работающими собственниками доверенности на представление
их интересов на общем собрании акционеров (членов товарищества); - создание
работающими собственниками (при содействии профкома и СТК) доверительного фонда
- органа управления акциями работников на доверительной основе и
представительства интересов работающих собственников на собраниях акционеров
(членов товарищества); - замена акций облигациями (на сумму, не превышающую
25% уставного капитала АО); - конвертирование обыкновенных (голосующих) акций в
привилегированные (для "внешних" собственников); - реорганизация АОЗТ
путем преобразования его в ТОО; - включение в устав АО (ТОО) пункта о праве
работников получать информацию о деятельности АО (ТОО) и знакомиться с его
бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном уставом АО (ТОО)
порядке, а также пользоваться другими правами, предусмотренными международными
документами и законодательством Российской Федерации; г) на предприятиях с
собственностью работников менее 50%: - включение в коллективный договор и
борьба за внесение в устав АО (ТОО) специального пункта о праве как работающих
собственников, так и лиц наемного труда участвовать в управлении предприятием,
особенно когда это касается вопросов занятости, профессиональной подготовки
работников, приема и увольнения работников, оплаты труда, рабочего времени и
времени отдыха, охраны здоровья и безопасности труда, социального обслуживания
и социального обеспечения работников предприятия, организации труда, введения
в действие новых производственных мощностей, свертывания, закрытия
предприятия, его реорганизации, изменения организационно-правовой формы
предприятия; - создание органов самоуправления трудового коллектива с участием
в них представителей профсоюза или профсоюзов, действующих на предприятии, и
выдвижение требования о рассмотрении вопроса о компетенции этих органов на
общем собрании акционеров (членов ТОО); - выдача работающими собственниками
доверенности на представление их интересов на общем собрании акционеров
(членов товарищества); - борьба за принятие на первом собрании акционеров решения
о переводе без всяких условий безвозмездно полученных работниками акций (или
приобретенных ими на льготных условиях) из разряда привилегированных в разряд
обыкновенных; - создание работающими собственниками (при содействии профкома и
СТК) доверительного фонда - органа управления акциями работников на
доверительной основе и представительства интересов работающих собственников на
собраниях акционеров (членов товарищества); - передача на доверительной основе
принадлежащих работникам акций, а тем самым и права голоса в создаваемые
инвестиционные фонды трудящихся, в правлении которых большинство мест будет
принадлежать представителям рабочих профсоюзов, других организаций трудящихся;
- включение в устав АО (ТОО) пункта о праве работников получать информацию о
деятельности АО (ТОО) и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной
документацией в установленном уставом АО (ТОО) порядке, а также пользоваться
другими правами, предусмотренными международными документами и законодательством
Российской Федерации.
2.
Меры по формированию и защите собственности работников:
-
образование работающими собственниками единого пакета акций, безвозмездно
полученных ими, или купленных на льготных условиях, или приобретенных по
закрытой подписке;
-
передача на доверительной основе принадлежащих работающим собственникам акций,
а тем самым и права голоса доверенному их лицу на собрании акционеров или
создаваемым банкам и фондам развития собственности работников;
-
расширение круга работающих собственников в АО (ТОО) путем: создания ФАРП;
внесения в устав АО специальной статьи, предоставляющей работникам АО опцион -
право купить определенное количество акций на льготных условиях и
предусматривающий возможность выделения на эти цели определенного процента
прибыли общества после уплаты налогов; наделения работников акциями,
купленными с помощью банковского кредита; создание специального фонда для
выкупа акций у увольняющихся работников для вновь поступающих (см. примечание
15); ограничение количества акций, находящихся у одного акционера; внесение в
устав ТОО положения о личном труде граждан как условии членства в товариществе
(см. примечание 16); реорганизации АОЗТ путем преобразования в ТОО, условием
членства в котором является личный труд граждан и др.;
Примечание:
15. Создание подобного фонда, равно как и наделение работников акциями,
купленными с помощью банковского кредита, доступно только высокорентабельным
предприятиям.
16.
В исключительных случаях граждане - не члены товарищества могут быть привлечены
к работе на контрактной основе. Они могут стать членами товарищества после
прохождения испытательного срока.
-
внесение в устав предприятия статьи, запрещающей на определенный срок продажу
акций на сторону, что не соответствует Государственной программе приватизации,
но так поступают сегодня многие трудовые коллективы;
-
учреждение ТОО (АО) для организации покупки имущества своего предприятия на аукционе
или по конкурсу и для управления акционерной собственностью работников в
постприватизационный период (в последнем случае ТОО фактически выполняет функции
траста или "внутреннего холдинга" в акционерном обществе открытого
типа);
-
включение в число акционеров (пайщиков) профсоюзов в качестве средства защиты
от перехода предприятия под контроль сторонних частных собственников (15, 29
-36).
Опасения
части профсоюзных лидеров и активистов относительно того, что вовлечение
профсоюзов в процессы формирования собственности работников приведет их к
"покупке цветов на собственные похороны", так как, якобы сделает
ненужным само существование профсоюзной организации на коллективных предприятиях
по меньшей мере преувеличенными. Мировой и отечественный опыт создания и
функционирования предприятий, являющихся собственностью их персонала,
свидетельствует скорее об обратном. На предприятиях, находящихся в 100%
собственности части работников, необходимость сохранения профсоюза
определяется прежде всего тем обстоятельством, что кроме профсоюза нет на
предприятии другой организации, способной в должном объеме выполнять функции
защиты прав и интересов трудового коллектива наемных работников. На
предприятиях, перешедших в 100% собственность всех членов трудового коллектива,
целесообразность наличия профсоюза определяется задачами защиты
социально-профессиональных интересов членов трудового коллектива работающих
собственников (положение последних двойственное: как работники они имеют одни
интересы, как совладельцы предприятий - другие. Эти интересы не обязательно
совпадают, особенно в краткосрочном плане), прав меньшинства и отдельного
работника - совладельца своего предприятия. (см. примечание 17).
Примечание:
17. Диктат большинства членов трудового коллектива порой может быть для его
меньшинства не менее тягостным, чем произвол администрации либо
"внешних" собственников предприятия.
На
федеральном уровне предлагается следующий порядок мер, направленных на
изменение целей и приоритетов российской программы послечековой приватизации:
1.
Оценить (проинвентаризировать) объективно, без идеологической предвзятости ход
и итоги первого - чекового этапа приватизации.
3.
Аннулировать и придать гласности те решения по приватизации, которые были
приняты с нарушением законодательства или прав трудовых коллективов (по результатам
проведенных проверок).
4.
Предоставить трудовым коллективам сохранившихся государственных предприятий
(за исключением не подлежащих разгосударствлению) право хозяйственного ведения
(доверительного управления), при котором трудовой коллектив получает
хозяйственную самостоятельность, но обязуется обеспечить безубыточное
функционирование предприятия и соблюдение обязательств, определенных в
договоре с государством (формы ответственности трудового коллектива за
сохранность государственного имущества, взаимные обязательства при заключении
хозяйственных контрактов, условия выполнения госзаказа и др.) (см. примечание
18), либо право на аренду основных производственных фондов с выкупом оборотных
средств предприятия.
Примечание:
18. Возможность такого решения прямо предусмотрена ст.6 Закона РФ "О
предприятиях и предпринимательской деятельности".
Если
по истечении установленного срока трудовой коллектив отказывается взять
имущество предприятия в хозяйственное ведение или в аренду, государство вправе
принять решение о его приватизации, либо сохранить предприятию статус
государственного, передав его имущество в хозяйственное ведение (доверительное
управление) администрации. При этом у трудового коллектива остается право на
участие в управлении производством и распределении его результатов.
5.
В случае приватизации государственного предприятия расширить возможные способы
приватизации, в первую очередь, путем снятия запрета на заключение договора об
аренде имущества государственного предприятия с предоставлением арендатору
права его выкупа в рассрочку.
6.
Предоставить трудовому коллективу приоритет в выборе способа приватизации,
видов собственности работников, круга лиц - владельцев имущества предприятия из
числа его работников и доли каждого из них в капитале предприятия.
7.
При переходе предприятия в собственность работников, предоставить трудовому
коллективу право свободного выбора форм его участия в управлении производством
и организационно-правовых форм предприятия - АОЗТ, ТОО, производственный
кооператив и др. (см. примечание 19).
Примечание:
19. Только признание права трудового коллектива на свободный выбор форм своего
участия в управлении производством, капитале и доходах предприятия может
примирить сторонников производственной демократии и собственности работников
в различных видах и тех членов трудового коллектива, которые не желают
становиться акционерами, вовлекаться в управление предприятиями, а хотят
сохранить статус наемных работников и как можно выгоднее продавать свою рабочую
силу посредством заключения с работодателем устраивающих их коллективных
договоров.
8.
Предотвратить угрозу принудительного преобразования АО закрытого типа в
открытое, если число акционеров закрытого общества, владеющих его голосующими
акциями, превышает 50 (ст.3 проекта Закона РФ об акционерных обществах,
внесенный думской фракцией "Выбор России").
9.
Снять все количественные ограничения права работников приватизируемых
предприятий на приобретение по закрытой подписке акций своего предприятия.
10.
Передавать (по желанию трудового коллектива) работникам приватизируемых
предприятий обыкновенные, а не привилегированные акции (при выборе ими первого
варианта льгот).
11.
Оказать государственную поддержку процессам демократизации управления производством
и формирования собственности работников в период (и только) ее становления:
-
законодательно закрепить право работников на участие в управлении предприятиями
всех форм собственности (в качестве примера можно привести Законы ФРГ о
соучастии 1951 и 1976 гг.);
-
ввести минимальные (а не максимальные) нормативы на представительство
работников в руководящих органах предприятий всех форм собственности;
-
предоставить работникам возможность выкупать имущество приватизируемого
предприятия в рассрочку за счет будущих доходов с освобождением прибыли,
направляемой на погашение кредитов, от налогообложения. В этом случае
работники лишаются права на все виды приватизационных льгот;
-
ввести систему налоговых льгот банкам, дающим кредит трудовым коллективам при выкупе
ими имущества своего предприятия.
В
случае перехода государственного предприятия в частную собственность либо
создания нового частного предприятия предоставить членам трудового коллектива
право на участие в управлении производством и распределении его результатов,
независимо от того, имеет ли работник долю в капитале предприятия или нет. При
этом должно соблюдаться следующее условие: объем прав работников не может быть
ниже минимального уровня, установленного соответствующими международными
документами, внутренним законодательством Российской Федерации и ее субъектов
(11,61-63; 16,43).