III. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПОДХОД (ЭСКИЗ)
Начало Вверх

III. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПОДХОД (ЭСКИЗ).(см. примечание 13).

Примечание: 13. Раздел написан Э.Рудаком. При его подго­товке использованы разработки, полученные в ходе экспериментов, проведенных в ряде регионов страны по созданию коллективных (кооператив­ных) предприятий с демократической системой управления производством (Краснодарский край, Московская область, Хабаровский край и др.).

Учитывая отечественный и зарубежный опыт по демократиза­ции управления производством и формированию собственности ра­ботников, может быть предложена следующая программа действий на уровне предприятия:

1. Меры по демократизации управления производством:

а) на предприятиях, находящихся в 100% собственности всех членов трудового коллектива:

- включение в устав АО (ТОО) специального пункта о пра­ве работников участвовать в управлении предприятием в избран­ной ими форме: соучастие (право на получение информации о по­ложении дел на предприятии и планах администрации, право на привлечение к управлению производством с совещательным голо­сом, право на представительство в органах управления предприя­тием на условиях меньшинства), соуправление (право на учас­тие в принятии решений, право вето на определенные постановле­ния администрации, право самостоятельно решать некоторые вопро­сы производственного и социального характера, право на равное с администрацией предприятия, уполномоченными государственными органами, общественными организациями и институтами местного самоуправления представительство в органах управления предприя­тиями), рабочий контроль (право контроля за действиями адми­нистрации без непосредственного вовлечения в управление предп­риятиями, право вето на решения администрации по главным вопро­сам производства и распределения его результатов), самоуправ­ление (право на прямое управление предприятием по главным воп­росам предпринимательской деятельности всеми его работниками на основе принципа "один человек - один голос" и на косвенное - через избранных представителей - по всем остальным; право на наем администрации с возложением на нее функций оперативного управления предприятием); - создание органов самоуправления трудового коллектива с участием в них представителей профсоюза или профсоюзов, дейст­вующих на предприятии, и выдвижение требования о рассмотрении вопроса о компетенции этих органов на общем собрании акционе­ров (членов ТОО); - замена акций облигациями. В этом случае открывается воз­можность принятия производственных решений на основе принципа "один человек - один голос"; (см. примечание 14).

Примечание: 14. Реализация этой возможности мешает нали­чие ограничения на замену акций облигациями (разрешена замена акций облигациями на сумму, не превышающую 25% уставного капитала акцио­нерного общества).

- реорганизация АОЗТ путем преобразования его в ТОО, что также сделает возможным голосование по принципу " один человек - один голос" ; - включение в устав акционерного общества (ТОО) пункта о праве работников получать информацию о деятельности АО (ТОО) и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документа­цией в установленном уставом АО (ТОО) порядке, а также поль­зоваться другими правами, предусмотренными международными доку­ментами (Всеобщая декларация прав человека 1948г., Конвенция МОТ 98 1949г. " О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров", Конвенция МОТ 135 1971г. " О защите прав представителей трудящихся на предприятии и представляемых возможностях", Конвенция МОТ 154 1981г. " О кол­лективных переговорах" и др.) и законодательством Российской Федерации; б) на предприятиях, находящихся в 100% собственности час­ти членов трудового коллектива: - борьба за включение в коллективный договор и в устав АО (ТОО) специального пункта о праве как работающих собственни­ков, так и лиц наемного труда участвовать в управлении предпри­ятием в избранной ими форме (соучастие, соуправление, рабочий контроль, самоуправление) независимо от доли отдельного работ­ника в имуществе (капитале) предприятия; - создание органов самоуправления трудового коллектива (или двух трудовых коллективов: работающих собственников и наем­ных работников) с участием в них представителей профсоюза или профсоюзов, действующих на предприятии, и выдвижение требова­ния о рассмотрении вопроса о компетенции этих органов на общем собрании акционеров (членов ТОО); - замена акций облигациями (на сумму, не превышающую 25% уставного капитала АО); - реорганизация АОЗТ путем преобразования его в ТОО; - включение в устав АО (ТОО) пункта о праве работников получать информацию о деятельности АО (ТОО) и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установлен­ном уставом АО (ТОО) порядке, а также пользоваться другими правами, предусмотренными международными документами и законо­дательством Российской Федерации; в) на предприятиях с собственностью работников более 50%: - борьба за включение в коллективный договор и в устав АО (ТОО) специального пункта о праве как работающих собственни­ков, так и лиц наемного труда участвовать в управлении предпри­ятием в избранной ими форме независимо от доли отдельного ра­ботника в имуществе (капитале) предприятия; - создание органов самоуправления трудового коллектива с участием в них представителей профсоюза или профсоюзов, дейст­вующих на предприятии, и выдвижение требования о рассмотрении вопроса о компетенции этих органов на общем собрании акционе­ров (членов ТОО); - выдача работающими собственниками доверенности на предс­тавление их интересов на общем собрании акционеров (членов то­варищества); - создание работающими собственниками (при содействии профкома и СТК) доверительного фонда - органа управления акци­ями работников на доверительной основе и представительства ин­тересов работающих собственников на собраниях акционеров (чле­нов товарищества); - замена акций облигациями (на сумму, не превышающую 25% уставного капитала АО); - конвертирование обыкновенных (голосующих) акций в при­вилегированные (для "внешних" собственников); - реорганизация АОЗТ путем преобразования его в ТОО; - включение в устав АО (ТОО) пункта о праве работников получать информацию о деятельности АО (ТОО) и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установлен­ном уставом АО (ТОО) порядке, а также пользоваться другими правами, предусмотренными международными документами и законо­дательством Российской Федерации; г) на предприятиях с собственностью работников менее 50%: - включение в коллективный договор и борьба за внесение в устав АО (ТОО) специального пункта о праве как работающих собственников, так и лиц наемного труда участвовать в управле­нии предприятием, особенно когда это касается вопросов занятос­ти, профессиональной подготовки работников, приема и увольне­ния работников, оплаты труда, рабочего времени и времени отды­ха, охраны здоровья и безопасности труда, социального обслужи­вания и социального обеспечения работников предприятия, органи­зации труда, введения в действие новых производственных мощнос­тей, свертывания, закрытия предприятия, его реорганизации, из­менения организационно-правовой формы предприятия; - создание органов самоуправления трудового коллектива с участием в них представителей профсоюза или профсоюзов, дейст­вующих на предприятии, и выдвижение требования о рассмотрении вопроса о компетенции этих органов на общем собрании акционе­ров (членов ТОО); - выдача работающими собственниками доверенности на предс­тавление их интересов на общем собрании акционеров (членов то­варищества); - борьба за принятие на первом собрании акционеров реше­ния о переводе без всяких условий безвозмездно полученных ра­ботниками акций (или приобретенных ими на льготных условиях) из разряда привилегированных в разряд обыкновенных; - создание работающими собственниками (при содействии профкома и СТК) доверительного фонда - органа управления акци­ями работников на доверительной основе и представительства ин­тересов работающих собственников на собраниях акционеров (чле­нов товарищества); - передача на доверительной основе принадлежащих работни­кам акций, а тем самым и права голоса в создаваемые инвестицион­ные фонды трудящихся, в правлении которых большинство мест бу­дет принадлежать представителям рабочих профсоюзов, других ор­ганизаций трудящихся; - включение в устав АО (ТОО) пункта о праве работников получать информацию о деятельности АО (ТОО) и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установлен­ном уставом АО (ТОО) порядке, а также пользоваться другими правами, предусмотренными международными документами и законо­дательством Российской Федерации.

2. Меры по формированию и защите собственности работников:

- образование работающими собственниками единого пакета акций, безвозмездно полученных ими, или купленных на льготных условиях, или приобретенных по закрытой подписке;

- передача на доверительной основе принадлежащих работаю­щим собственникам акций, а тем самым и права голоса доверенно­му их лицу на собрании акционеров или создаваемым банкам и фон­дам развития собственности работников;

- расширение круга работающих собственников в АО (ТОО) путем: создания ФАРП; внесения в устав АО специальной статьи, предоставляющей работникам АО опцион - право купить определен­ное количество акций на льготных условиях и предусматривающий возможность выделения на эти цели определенного процента прибы­ли общества после уплаты налогов; наделения работников акция­ми, купленными с помощью банковского кредита; создание специ­ального фонда для выкупа акций у увольняющихся работников для вновь поступающих (см. примечание 15); ограничение количест­ва акций, находящихся у одного акционера; внесение в устав ТОО положения о личном труде граждан как условии членства в товари­ществе (см. примечание 16); реорганизации АОЗТ путем преобра­зования в ТОО, условием членства в котором является личный труд граждан и др.;

Примечание: 15. Создание подобного фонда, равно как и на­деление работников акциями, купленными с по­мощью банковского кредита, доступно только вы­сокорентабельным предприятиям.

16. В исключительных случаях граждане - не члены товарищества могут быть привлечены к ра­боте на контрактной основе. Они могут стать членами товарищества после прохождения испыта­тельного срока.

- внесение в устав предприятия статьи, запрещающей на оп­ределенный срок продажу акций на сторону, что не соответствует Государственной программе приватизации, но так поступают сегод­ня многие трудовые коллективы;

- учреждение ТОО (АО) для организации покупки имущества своего предприятия на аукционе или по конкурсу и для управле­ния акционерной собственностью работников в постприватизацион­ный период (в последнем случае ТОО фактически выполняет функ­ции траста или "внутреннего холдинга" в акционерном обществе открытого типа);

- включение в число акционеров (пайщиков) профсоюзов в качестве средства защиты от перехода предприятия под контроль сторонних частных собственников (15, 29 -36).

Опасения части профсоюзных лидеров и активистов относи­тельно того, что вовлечение профсоюзов в процессы формирования собственности работников приведет их к "покупке цветов на соб­ственные похороны", так как, якобы сделает ненужным само су­ществование профсоюзной организации на коллективных предприяти­ях по меньшей мере преувеличенными. Мировой и отечественный опыт создания и функционирования предприятий, являющихся собст­венностью их персонала, свидетельствует скорее об обратном. На предприятиях, находящихся в 100% собственности части работни­ков, необходимость сохранения профсоюза определяется прежде всего тем обстоятельством, что кроме профсоюза нет на предприя­тии другой организации, способной в должном объеме выполнять функции защиты прав и интересов трудового коллектива наемных работников. На предприятиях, перешедших в 100% собственность всех членов трудового коллектива, целесообразность наличия профсоюза определяется задачами защиты социально-профессиональ­ных интересов членов трудового коллектива работающих собствен­ников (положение последних двойственное: как работники они имеют одни интересы, как совладельцы предприятий - другие. Эти интересы не обязательно совпадают, особенно в краткосрочном плане), прав меньшинства и отдельного работника - совладельца своего предприятия. (см. примечание 17).

Примечание: 17. Диктат большинства членов трудового кол­лектива порой может быть для его меньшинства не менее тягостным, чем произвол администра­ции либо "внешних" собственников предприятия.

На федеральном уровне предлагается следующий порядок мер, направленных на изменение целей и приоритетов российской прог­раммы  послечековой приватизации:

1. Оценить (проинвентаризировать) объективно, без идео­логической предвзятости ход и итоги первого - чекового этапа приватизации.

2. Прекратить практику принудительной приватизации.

3. Аннулировать и придать гласности те решения по привати­зации, которые были приняты с нарушением законодательства или прав трудовых коллективов (по результатам проведенных прове­рок).

4. Предоставить трудовым коллективам сохранившихся госу­дарственных предприятий (за исключением не подлежащих разгосу­дарствлению) право хозяйственного ведения (доверительного уп­равления), при котором трудовой коллектив получает хозяйствен­ную самостоятельность, но обязуется обеспечить безубыточное функционирование предприятия и соблюдение обязательств, опреде­ленных в договоре с государством (формы ответственности трудо­вого коллектива за сохранность государственного имущества, вза­имные обязательства при заключении хозяйственных контрактов, условия выполнения госзаказа и др.) (см. примечание 18), ли­бо право на аренду основных производственных фондов с выкупом оборотных средств предприятия.

Примечание: 18. Возможность такого решения прямо предус­мотрена ст.6 Закона РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности".

Если по истечении установленного срока трудовой коллектив отказывается взять имущество предприятия в хозяйственное веде­ние или в аренду, государство вправе принять решение о его при­ватизации, либо сохранить предприятию статус государственного, передав его имущество в хозяйственное ведение (доверительное управление) администрации. При этом у трудового коллектива ос­тается право на участие в управлении производством и распреде­лении его результатов.

5. В случае приватизации государственного предприятия рас­ширить возможные способы приватизации, в первую очередь, путем снятия запрета на заключение договора об аренде имущества госу­дарственного предприятия с предоставлением арендатору права его выкупа в рассрочку.

6. Предоставить трудовому коллективу приоритет в выборе способа приватизации, видов собственности работников, круга лиц - владельцев имущества предприятия из числа его работников и доли каждого из них в капитале предприятия.

7. При переходе предприятия в собственность работников, предоставить трудовому коллективу право свободного выбора форм его участия в управлении производством и организационно-право­вых форм предприятия - АОЗТ, ТОО, производственный кооператив и др. (см. примечание 19).

Примечание: 19. Только признание права трудового коллектива на свободный выбор форм своего участия в уп­равлении производством, капитале и доходах предприятия может примирить сторонников произ­водственной демократии и собственности работ­ников в различных видах и тех членов трудово­го коллектива, которые не желают становиться акционерами, вовлекаться в управление предпри­ятиями, а хотят сохранить статус наемных ра­ботников и как можно выгоднее продавать свою рабочую силу посредством заключения с работо­дателем устраивающих их коллективных догово­ров.

8. Предотвратить угрозу принудительного преобразования АО закрытого типа в открытое, если число акционеров закрытого об­щества, владеющих его голосующими акциями, превышает 50 (ст.3 проекта Закона РФ об акционерных обществах, внесенный думской фракцией "Выбор России").

9. Снять все количественные ограничения права работников приватизируемых предприятий на приобретение по закрытой подпис­ке акций своего предприятия.

10. Передавать (по желанию трудового коллектива) работ­никам приватизируемых предприятий обыкновенные, а не привилеги­рованные акции (при выборе ими первого варианта льгот).

11. Оказать государственную поддержку процессам демокра­тизации управления производством и формирования собственности работников в период (и только) ее становления:

- законодательно закрепить право работников на участие в управлении предприятиями всех форм собственности (в качестве примера можно привести Законы ФРГ о соучастии 1951 и 1976 гг.);

- ввести минимальные (а не максимальные) нормативы на представительство работников в руководящих органах предприятий всех форм собственности;

- предоставить работникам возможность выкупать имущество приватизируемого предприятия в рассрочку за счет будущих дохо­дов с освобождением прибыли, направляемой на погашение креди­тов, от налогообложения. В этом случае работники лишаются пра­ва на все виды приватизационных льгот;

- ввести систему налоговых льгот банкам, дающим кредит трудовым коллективам при выкупе ими имущества своего предприя­тия.

В случае перехода государственного предприятия в частную собственность либо создания нового частного предприятия предос­тавить членам трудового коллектива право на участие в управле­нии производством и распределении его результатов, независимо от того, имеет ли работник долю в капитале предприятия или нет. При этом должно соблюдаться следующее условие: объем прав работников не может быть ниже минимального уровня, установлен­ного соответствующими международными документами, внутренним за­конодательством Российской Федерации и ее субъектов (11,61-63; 16,43).

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020