5. 1994-1995 гг. Вторая волна кризиса, или депрессивная стабилизация?
В развитие трансформационного кризиса
российской экономики можно выделить следующие четыре основных стадии.
1) Латентная стадия (1990-1991 гг.):
сокращение производства под влиянием ресурсного дефицита, формирование
избыточных инфляционных сбережений населения и предприятий, создание институциональных
элементов рыночной системы и повышение регулирующей роли прибыли в процессе
воспроизводства.
2) Инфляционно-либерализационный шок
(январь-июнь 1992 г.): инфляционное уничтожение как избыточных, так и
значительной части нормальных сбережений; образование денежного дефицита и
резкое сжатие конечного (особенно, государственного) спроса к которым
производство адаптируется за счет нарастания долгов, бартера и избыточных
запасов; развертывание инфляции издержек, корректирующей ценовые пропорции в
пользу ТЭК и сырьевых экспортно-ориентированных производств.
3) Кризис спроса (вторая половина 1992
- первая половина 1994 г).: адаптация предложения к сжатию спроса за счет сокращения
выпуска (снижения загрузки мощностей) в условиях интенсивной инфляции издержек
и приближения цен сырьевых экспортных товаров к мировому уровню.
Различаются два подпериода. Первый -
компенсационный (июнь 1992 - июнь 1993 г).: производство теряет автономность от
спроса и реагирует на его дефицит сначала обвалом в 3-м кв. 1992 г., а затем
на основе денежной накачки стабилизацией в конце 1992 - начале 1993 г.. Второй
- дефляционный (июль 1993 - март 1994 г.): резкое увеличение масштабов спада,
прежде всего в обрабатывающей промышленности вслед за новым сокращением
инвестиционного и потребительского спроса в условиях замедления инфляции,
мощный структурный сдвиг в пользу ТЭК и металлургии.
4) Депрессивная стабилизация (вторая
половина 1994 г. - ?): стабилизация выпуска под влиянием приближения к предельным
уровням недогрузки мощностей и прекращением падения относительной насыщенности
оборота денежной массой.
Если понимать под трансформационным спадом
переход от планово-ресурсного механизма воспроизводства к рыночно-капиталистическому,
или от ресурсно-дефицитного к спросо-дефицитному типу регулирования (что
терминологически менее точно), то такой переход вполне завершился на рубеже
1993-начала 1994 г. Трансформация в направлении
сбалансированности объема и структуры финансовых и ресурсных потоков не только
не завершена, но и в некотором отношении (например, интенсивности денежного,
или инвестиционного дефицита) дальше от равновесного уровня, чем в средине 1991 г. (павловские
стабилизационные меры). В этом смысле процесс трансформации находится в тупике,
поскольку не может быть денежной экономики без денег, не может быть переход к
рынку покупателя при отсутствии покупателя. Не может быть перехода от государственного
предприятия, работающего по
заказу, к капиталистической
корпорации (пусть и с государственным или трудовым участием) при отсутствии
достаточного уровня капитала (хотя бы оборотного).
В преддверии 1995 г. российская
экономика находится на "лезвии бритвы" между сохранением достигнутой
тенденции к стабилизации и новым
срывом производства.
Позитивные стимулы:
- наметившееся осенью 1994 г. повышение
уровня производства в отраслях, характеризовавшихся максимальным падением
(сельскохозяйственное машиностроение, приборостроение и др.); экстраполяция
тенденций производства дает в 1995 г. оценку общепромышленного спада на уровне
8%, что допускает во второй половине будущего года повышение выпуска
продукции;
- постепенное преодоление российской
экономикой стагфляционной ловушки - снижение темпов инфляции издержек в
сочетании с стабилизацией выпуска; хотя иссякание инфляционного спроса имеет
отрицательный эффект, все большее значение приобретает положительный импульс
со стороны относительного повышения реальных величин прибыли и денежных
остатков предприятий;
- снижение реальных процентных ставок
(прерванное осенним скачком курса) понижает "цену капитала",
ослабляет негативный эффект падения нормы прибыли;
- повышение реального курса рубля, хотя и снижает доходность
экспорта, тормозит инфляцию издержек (прежде всего, рост цен в топливном и
сырьевом секторах); препятствует долларизации экономики, повышает
привлекательность рублевых депозитов и способствует возвращению
экспортированного за рубеж капитала.
Негативные факторы (текущие угрозы):
- сокращение мощностей и многолетний
дефицит инвестиций приведет в 1995 г. к падению добычи и переработки топливно-энергетических
ресурсов (а так же металла), что отрицательно скажется на экспортном потенциале
и в перспективе будет препятствовать расширению внутреннего спроса;
- накопленный диспаритет цен между
селом и промышленностью (индекс цен реализации сельхозпродукции к ценам на
закупаемую селом промышленную продукцию составил в 1992 г. - 58%, 1993 г. -
76%, первой половине 1994 г. - 56%); продолжающееся подтягивание цен топлива к
мировому уровню превращают эти сектора в очаги опережающего роста цен, что
подрывает заложенный в бюджете сценарий сдерживания инфляции на среднемесячном
уровне в 2% (более реалистично как минимум 5%);
- сохранение "бюджетной
ловушки" - сужение налоговой базы по мере сокращения производства, падения
доли прибыли в цене продукции и роста неплатежей предприятий друг другу и
бюджету; сокращение налоговой базы и необходимость финансирования большой
социальной и политической инфраструктуры блокируют снижение налогового бремени,
ведут к сокращению государственной поддержки производству и усилению спада, но
не обеспечивают снижения бюджетного дефицита и связанной с ним инфляционной
опасности; хотя новый проект бюджета претендует на реалистичность он базируется
на завышенных оценках налоговой базы
(из-за недооценки падения
рентабельности, резкого увеличения амортизации, недоучете потенциала падения
производства);
- неустойчивость валютного курса, в
обвале которого заинтересованы экспортеры и отчасти бюджет (покрывающий свои
дефициты продажей валютных резервов), тогда как интересы повышения надежности
рублевых депозитов и снижениям реальной процентной ставки требуют его
повышения; в правительственном сценарии баланс интересов базируется на
получении более 12 млрд. международных займов, что имеет не только свои
политические препятствия, но и связано с увеличением и без того огромной
внешней задолженности;
- политика ужесточения требований к
ликвидности (стимулирования банкротств) при сохранении накопленного навеса
неплатежей (эффект эмиссии казначейских обязательств не сможет существенно
повлиять на существующий денежный дефицит, к тому же весьма вероятны
дополнительные шаги по его ограничению в рамках общей дефляционной идеологии
бюджета) может стать дополнительным фактором сокращения производства
(особенно, в первичных секторах).
Проект бюджета на 1995 г. ставящий
жесткие границы кредитно-денежной эмиссии и сокращающий бюджетные расходы на
народное хозяйство (74-75% от уровня 1994 г.) в условиях сохранения
относительно невысокой склонности населения к расходам может подорвать
сложившуюся стабилизацию производства и сбросить выпуск на более низкий
уровень. Потенциальный масштаб промышленного спада в 1995 г. - 18-20% вместо
планируемых 12%.
Ослабление ограничений
заложенных в проекте бюджета - увеличение
денежного предложения (в
т.ч. и за счет эмиссионного финансирования
бюджетного дефицита) и
допущении повышенного уровня роста цен (до 5% как в силу более интенсивной инфляции спроса, так и издержек) может сдержать падение
производства на уровне 10-12% Это
соответствует первому не столь идеологичному прогнозу подготовленному самим
Министерством экономики и не получившему поддержки сначала в МВФ, а затем и в
правительстве. Тенденция к депрессивной стабилизации, сформировавшаяся во второй
половине 1994 г., закрепляется. В этом случае структурные дефициты спроса и
капитала остаются, структурная несбалансированность и инвестиционный кризис
растут, но текущий дисбаланс спроса и предложения, запасов и потоков (падение
оборачиваемости) несколько сглаживается.
Даже
если отвлечься от политических условий, пространство для значительного
улучшения макро- и микроэкономических параметров в 1995 г. крайне ограничено.
Доступные инструменты стимулирования производства, ослабления дефицита спроса
и оборотного капитала: повышение инвестиционной направленности бюджета
(госинвестиции - около 5% ВВП, против 2.7 по правительственному проекту);
увеличение относительного предложения денег в сочетании с организацией (с
помощью казначейских обязательств) частичного взаимозачета долгов;
значительное снижение реальной процентной ставки (5-6% годовых). Их
задействование потенциально позволяет практически остановить спад (индекс
производства - 98% к 1994 г.) при умеренном усилении инфляции (за счет введения
элементов ценового контроля над пропорциями цен в ТЭК, железнодорожном
транспорте и металлургии) до 5-6%.
Возможно, что перелом
кризисных трансформационных процессов будет осуществлен на пути постепенного
оздоровления финансового положения предприятий, повышения насыщенности оборота
денежной массой (не столько за счет эмиссии, сколько за счет снижения
инфляции) и продолжения роста реальных доходов населения. Основным источником
накоплений стали бы сбережения населения (учитывая что склонность к
сбережениям поднялась в 1994 г. до 26-27% располагаемых доходов против 14% в
1990 г.). Ключевой вопрос - формирование механизма рынков капитала и нормальных
реальных процентных ставок, который позволил бы повысить степень
организованности сбережений населения и мобилизовать их для покрытия дефицита
бюджета и финансирования частных инвестиций (особенно, в жилье).
Однако, структурный кризис и
инвестиционный голод могут не дать этого времени. Постепенную трансформации
вряд ли переживут отечественные производители инвестиционного оборудования ни
ВПК, которые не впишутся в сложившиеся процентные ставки и будут
неконкурентоспособны не только по отношению к импорту, но и к инвестициям в
долговые обязательства государства, жилье или производство отечественных (может
быть иностранных, но на территории России) потребительских товаров длительного
пользования.
Радикально преодоление трансформационного
спада, по видимому, связано с необходимость создания относительно нерыночного
инвестиционного сектора (а так же нерыночных форм поддержки АПК и ВПК),
работающего во многом по заказу и на деньги "казны" (правительства) в
рамках стратегического (индикативного, а где -то и директивного) планирования.
Важна мера, чтобы это насилие над рынком не уничтожило его.
Другим шагом к выходу
из кризиса мог бы быть своеобразный эмиссионный
шок - значительное однократное повышение уровня насыщенности оборота денежными
средствами. Фактически - это не дефляционная, а инфляционная денежная реформа,
направленная на преодоление денежного дефицита и, следовательно, дефицита высоколиквидных
оборотных средств предприятий. Ее предпосылки - ослабление потенциала инфляции
издержек; накопление валютных резервов и выработка механизма связи (или
наоборот разрыва) курса и внутренних цен; обход инфляционных ожиданий
хозяйственных агентов, ориентированных не на шоки, а на постепенные изменения
(или умеренные скачки); сочетание эмиссионного спрыска (денежной реформы) с
последующей жесткой дефляционной монетарной политикой. Ключевой вопрос -
каналы эмиссии, чтобы деньги заработали - уровень производства, доходов и
налоговым поступлений поднялся вверх при поддержании стабильного курса и относительно
высоких (по отношению к доллару) процентных ставок.
В этом случае радикально изменились бы
структурные параметры трансформационного процесса.