ГЛОБАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ОРУДИЕ И ПОЛЕ БИТВЫ ЗА КУЛЬТУРУ

 

Необразованный человек легко может попасть в руки негодяев и убийц, которые используют его высокие идеалы в низменных целях.

П. Л. Лавров

 

1. Изобретение глобальный сетей явило собой образование качественно нового в истории рода человеческой деятельности. Это поприще крайне многоаспектно, в данном контексте достаточно указать, что глобальные сети позволили слить воедино производство, художественное и научное творчество, что, с одной стороны, беспрецедентным образом, фантастически, расширило возможности индивидуальности (уже многократно практически показано, что один талантливый и работящий самодеятельный энтузиаст с помощью компьютерной техники, имеющей выход в сеть, вполне способен гораздо успешнее выполнять работу, которую обычно делает крупный профессиональный научно-издательский коллектив) с другой, наоборот, позволило реальным "невидимым" хозяевам сети, выполняющим, как кажется непосвященным, исключительно вспомогательные технические функции массовой коммуникации, деспотически подчинить своему влиянию сознание огромных масс людей, превращать их в своих духовных рабов. Короче выражаясь, возник конфликт неформальной высокоодаренной и разносторонне образованной гуманитарно-научной элиты, с одной стороны, и «системной» (работающей по найму) высококвалифицированной технической элиты, - с другой.

2. Для иллюстрации сказанного рассмотрю электронное книгоиздание. Первоначально, с первой половины 90-х гг., в сети появлялся самиздат, модный в перестроечные годы. Несмотря на то, что соответствующие бумажные копии были тогда уже достаточно доступны (хотя, в порядке достаточно большого исключения, наряду с общедоступной литературой цифровалась и откладывалась на сайтах достаточно редкая, в частности, ходившие по рукам тексты Стругацких и т.п.), техническая интеллигенция (т. наз. "компьютерщики") как бы по инерции переводила их на электронные носители и помещала в сеть. Затем могучим потоком хлынула фидошная графомания, преимущественно переводной развлекательный ширпотреб, примитивные политические агитки. Но вместе с тем с середины 90-х гг. в сеть начала поступать, сначала очень даже слабым ручеечком, художественная и научная классика, вообще добротная литература. В последующем этот поток все более и более усиливался, а с 1998 г. он уже очевидно превратился в явление, которое стало невозможным не замечать. Но в тот момент он существовал еще как бы совершенно самостоятельно и независимо от ширпотребного майнстрима, никоим образом не взаимодействуя с ним. С 2000 г. самодеятельные энтузиасты, занимающиеся изготовлением и размещением на сайтах серьезной литературы, начали предпринимать попытки организации. Это изначально происходило неформальным образом и до сих пор не вышло из стадии "кружковщины", но взаимодействие, кооперация притом осуществлялись до нынешнего времени совершенно успешно.

3. Параллельно с тем, в то же самое время шел процесс развития торговли бумажными книгами в интернете. Вплоть до 2002 г. он никоим образом не соотносился с сетевым книгоизданием, вообще был представлен просто совсем слабо. Еще слабее была представлена торговля оцифрованными текстами по сети. В 2002 г. она, по существу, только появилась на портале "Кирилл и Мефодий". Попытки такого рода предпринимались и раньше, но, по сравнению с названной они были совсем слабыми, еле заметными и, судя по всему, имели совершенно ничтожный успех, - поскольку они делались "кустарями-одиночками", а "Кирилл и Мефодий", как известно, весьма преуспевающая фирма.

4. В итоге начала все отчетливее складываться следующая ситуация. Если до конца 2002 г. было сравнительно легко найти и скачать с сети бесплатно серьезный текст (при том, разумеется, условии, что он в ней, имелся), то затем это стало делать все труднее и труднее и к настоящему времени превратилось в совсем не простую и не легкую задачу. В ответ на запрос поисковые машины выкидывают сначала десятки страниц ссылок на сайты, торгующие бумажными книгами, затем дают ссылку на платный электронный текст у "Кирилла и Мефодия", далее отсылают на электронные странички, которые давным-давно перестали существовать или у которых неправильно прописаны или изменились ссылки. Короче, неискушенному пользователю, который часто даже и не знает о том, что тексты из сети можно получать совершенно бесплатно, проще всего согласиться с "услужливым" предложением респектабельных коммерсантов, хотя это будет стоить ему и не таких уж и малых денег (главное – за его компьютерно-сетевое невежество и лень, или фактически ни за что).

5. Выходит так, что стоило серьезной литературе появиться в сети, как она чуть ли не сразу стала присваиваться предприимчивыми коммерсантами и в этом смысле начала становиться недоступной. Причем этот процесс развивается буквально космическими темпами, коммерция увеличивается лавинообразно. Параллельно, с другой стороны, столь же лавинообразно увеличивается безвозмездный "вброс" в сеть художественной и гуманитарно-научной классики, оцифрованной самодеятельными энтузиастами.

6. И тут вмешивается еще одна проблема. Литературы сканируется и выставляется много, с этим особых вопросов нет. Загвоздка в том, что тексты часто в сети исчезают. Иногда, бывает, просто прекращают свое существование полностью электронно-библиотечные сайты. Иногда держатели этих библиотек снимают те или иные позиции или некорректно меняют ссылки на них. В результате тексты исчезают полностью, их становится невозможно вновь разыскать и восстановить. Отсюда вытекает задача надежного резервирования в офлайне. Здесь, как и в другнх выше представленных инициативах самодеятельных сканерщиков, без кооперации и взаимодействия не обойтись, и этот вопрос в настоящее время начинает практически решаться. В частности, секция «Материалистическая диалектика» РФО подготовила CD-версию своего сайта на шести дисках, в которой в настоящее время представлено порядка 42 тысяч книг (около 4 гб в архивах, в разархивированном виде, соответственно, больше), преимущественно тщательно выбранных из сети, и в малой части отсканированных самостоятельно. Библиотека изготовлена в удобной для пользования базе, оснащена речевых интерфейсом (т. е. компьютер может читать тексты вслух). Собрание постоянно энергично пополняется, темпами примерно по полторы тысячи позиций в месяц. Основные разделы: энциклопедии, словари, справочники, гуманитарно-научная пресса, философия, история, политэкономия, марксизм, психология, социология, искусствоведение, филология, педагогика, религиоведение, политика, научно-популярная литература, военное дело, отечественная и зарубежная литературная классика, музыкально-педагогическая литература, тексты по программному и аппаратному обеспечению ЭВМ и пр. Мы ставим перед собой задачу собрать на наших дисках все, по нашим представлениям, действительно ценное, что есть в сети и, отталкиваясь от этого уровня, оперативно далее пополнять коллекцию по мере появления в виртуальном пространстве новых текстов. Мы уже достаточно близко подошли к этому рубежу. В пределах года он должен быть нами достигнут. Поскольку спрос на такого рода электронные библиотеки почти равен нулю, данная распространяется за символическую плату некоммерчески, в узком кругу ценителей хороших текстов.

7. Электронное книгоиздание может произвести в достаточно близком будущем настоящую культурную революцию. Тут я скорее оптимист. Происходящее на наших глазах бурное развитие глобально-сетевых технологий сильно напоминает мне историю первых лет после изобретения кино. Сначала это был просто развлекательный аттракцион, в котором, можно сказать, еще и не было искусства. Постольку первыми его стали эксплуатировать "на полную катушку" халтурщики, не обладавшие совсем никаким художественным вкусом. Однако очень даже скоро затем, пожалуй, еще перед Первой мировой войной, появились и настоящие огромные шедевры, которые были созданы такими выдающимися мастерами, как, например, Д. У. Гриффит. А позднее какая великая была история у кино! С сетевым книгоизданием, и со многими другими т.п. культурническими инициативами, я более чем убежден, повторится в точности то же самое. Проблем появляется все больше, они становятся все более сложными, однако и численность и квалификация участвующих в процессе растет. Главное, что в настоящее время явно наблюдается замена действительно культурными и эрудированными энтузиастами "технарей" ремесленников, готовящих и выкладывающих книги в сети по своим весьма непритязательным вкусам.

8. Поясню конкретнее. В большинстве имеющихся ныне крупных сетевых и офлайновых (на компакт-дисках) библиотек в качестве обязательного компонента общего "джентльменского набора" присутствует "Моя борьба" Гитлера. Притом что нет и не может быть ни одного произведения (разве только лишь в порядке наиредчайших, случайнейших, исключений), например, Ленина, Добролюбова, Плеханова, других выдающихся отечественных авторов демократическо-материалистической традиции. Навскидку: до сих пор в сети ни одного текста П. Л. Лаврова нет. Размещение их считается жутким моветоном или подобные имена попросту вовсе неизвестны библиотекарям. Практически из этого следует, что какими бы себя демократами держатели библиотек совершенно искренне ни считали, фактически они, в силу их вопиющей общей культурной неразвитости, выступают пропагандистами яро антидемократических, человеконенавистнических, взглядов. Другой пример. В известной сетевой библиотеке Philosophy.Ru, которая, к слову, не пополняется уже более двух лет, представлено менее 10% серии «Философское наследство» (причем отобрана далеко не лучшая, по моему мнению, часть) и настоящее окиян-море низкопробной эзотерической, религиозно-мистической, литературы, не имеющей к философии как к науке, даже и самого отдаленного отношения. Соответственно, в нашу компакт-коллекцию включено более половины  книг этой серии и никакой эзотерики и т. п. макулатуры нет и никогда не будет. Медленно, но верно крайне плачевная ситуация меняется. Библиотекари постепенно начинают задумываться, что и зачем они у себя для своих читателей размещают. Отдельных фактов изменения положения к лучшему становится все больше и больше. Значит, в компьютерно-сетевом книгоиздании дело идет к перелому, подобному тому, что в свое время произвел в кинематографе Д. У. Гриффит.

9. В настоящее время порядка 99% хорошей электронной литературы готовится с изданий последнего десятилетия. Естественно, она сопровождается комментариями «в духе времени», качество которых не может не удручать серьезных специалистов. Однако гораздо печальнее то, что притом предается забвению и низкопрофессиональному тупо глумливому остракизму огромный пласт замечательного гуманитарно-научного наследия советских времен. Надеюсь, что и эта антикультурная тенденция, как и остальные выше описанные, тоже скоро начнет медленно, но верно преодолеваться.

10. В самое последнее время у вольных сетевых библиотекарей появилась следующая проблема. Лобби коммерсантов сетевого книгоиздания в Госдуме, в частности, КМ, удалось пробить новую редакцию Закона об авторском праве, фактически запрещающую бесплатное размещение любых текстов в сети. Инновация вступает в силу с 2006 г., но это мало успокаивает. Если по ныне действующей редакции вопрос о нарушении авторского права возникает с момента подачи соответствующего иска в суд и факт нарушения авторского права может быть установлен только по соответствующему решению суда и не ранее, то новая редакция устанавливает презумпцию виновности всякого человека, который разместил любой текст в сети, не согласовав предварительно это с законным обладателем копирайта. На первый взгляд, можно спорить о том, который из двух только что названных вариантов правомернее. И если бы речь шла здесь не об электронном, а о традиционном книгоиздании, то более корректным представлялся бы все же второй вариант. В самом деле, сейчас имеется масса нагло пиратствующих дельцов, зарабатывающих на нарушении прав законных обладателей копирайта огромные деньги, и такую практику, безусловно, надо пресечь. Но в сетевом книгоиздании имеет место совершенно иной случай. На территории бывшего СССР тут никаких денег не заработаешь. Скорее наоборот, даже если будешь распространять тексты платно, понесешь убыток, - потому что рынок более чем маленький, но сделаешь притом отличную бесплатную рекламу законному правообладателю. Но если к тому же тексты бесплатно распространяются, то говорить о нарушении авторского права вообще нельзя – в нормальном случае. Под последним имеется в виду, что автор не бездарный графоман, пишущий откровенную халтуру, которая, несмотря на то, пользуется повышенным спросом.

Представим себе теперь явного халтурщика, для которого занятие литературой – просто бизнес. Именно и исключительно для таких авторов и для таких издателей их произведений в сети, как, в частности, «Кирилл и Мефодий», новая редакция Закона об авторском праве идеальна. По новой редакции текст может быть выставлен в сети только при наличии договора сайтодержателя с автором. В общем случае размещение представляется платным, а бесплатным может быть только в порядке особого исключения. И потому всякий случай бесплатного размещения попадает под априорное подозрение: нет ли тут воровства?

Если бы дело ограничивалось общими декларациями и подходами, в этом бы не было еще большой беды. Проблема в том, что новая редакция, в частности, 19-й статьи, предусматривает конкретику реализации закона. В локальных библиотеках предполагается разместить компьютеры, отображающие тексты с платных сетевых библиотек. Соль в том, что  эти компьютеры не оснащаются устройствами копирования – флоппи- и сидиприводами. Вообще копирование электронных текстов запрещено. Закон, мягко выражаясь, неумный. Какой чудак пойдет читать в библиотеку с мигающего дисплея  модный детектив, если эта книга дешево продается буквально на каждом углу? Более того, эту книгу можно взять в абонементе, в этой же библиотеке отксерить в любом тираже – это законно, а скопировать на дискету – низзя. Для ученого, читателя серьезной литературы главное – производство выписок. Если нельзя выписки делать, то ему такой сервис вообще не нужен.

По моему разумению, приоритетными в авторском праве являются  интересы читателей, потребителей, пользователей. Интересы авторов и издателей по сравнению с ними уже вторичны. Если потребности читателей игнорируются, то такой закон теряет смысл. Практически он соблюдаться не сможет, поток обойдет камень любой величины, лежащий на его пути. Но для чего же создавать проблемы, чтоб их затем с большим трудом снимать? Не лучше ли совсем не делать очевидные глупости, если в том нет абсолютно никакой необходимости? С точки зрения вольного сетевого библиотекаря, читателя, просто нормального человека вопрос стоит так.

С точки зрения мультимедия-издательства «Кирилл и Мефодий» - принципиально по-другому. Оно явно намерено заключить генеральное соглашение с министерством культуры, по которому получит огромные деньги под заведомо неработающий проект платных электронных библиотек. Интересы читателей издательство совершенно не волнуют.

Я не являюсь принципиальным противником рынка электронных текстов. Если он, как таковой, практически возможен, то пусть и будет, - не вопрос. Но тут о создании такого рынка не идет никакой речи, но дело идет о заведомо бесперспективной монополизации еще даже и не сложившегося промысла с отчетливо просматривающейся целью половить рыбку в мутной воде, пока вода не отстоялась.

Фактически это очередной акт интеллектуального геноцида нашей страны. Само по себе это грустно, но не безнадежно. Мы можем дебилизацию и моральное растление предотвратить, если продолжим этим процессам противодействовать.

 

В. Н. Сачков, руководитель секции "Материалистическая диалектика – научный атеизм" Российского философского общества.

 Web: http://libelli.ru  Email: nestor@inetcomm.ru .