Кэтрин Мэнсфилд

Актриса


    Восемь часов утра. Мисс Ада Мосс лежит на железной кровати и глядит в потолок. Она живет в Блумзбери. [1] В ее мансарде, окном во двор, пахнет копотью, пудрой и жареным картофелем, который она вчера принесла в бумажном кульке на ужин.
    «Какой адский холод! - думает мисс Мосс. - Почему это теперь, когда я просыпаюсь по утрам, мне всегда холодно? Колени, и ступни, и поясница - особенно поясница - ну прямо как лед. А прежде мне всегда было тепло. И нельзя сказать, чтоб я похудела, - я такая же полная, как была. Нет, это все потому, что я не могу себе позволить горячего сытного обеда…»
    По потолку прошествовала вереница Горячих Сытных Обедов, сопровождаемая бутылкой Крепкого, Полезного для Здоровья Портера.
    «Даже сейчас, если бы я могла встать с постели и плотно, вкусно позавтракать…»
    Вслед за обедами по потолку прошествовала вереница Плотных Вкусных Завтраков, возглавляемая огромным белым непочатым окороком. Мисс Мосс вздрогнула и нырнула под одеяло. Внезапно в комнату влетела квартирная хозяйка:
    - Вам письмо, мисс Мосс!
    - Как вы любезны, миссис Пайн! - преувеличенно ласковым голосом сказала мисс Мосс. - Я вам так благодарна за то, что вы потрудились принести его…
    - Не за что, - сказала хозяйка. - Я просто подумала, а вдруг это письмо, которого вы ожидаете.
    - Вполне возможно, - бодро сказала мисс Мосс. Она склонила голову набок и неопределенно улыбнулась, глядя на письмо. - Я нисколько не удивлюсь.
    Хозяйка воззрилась на нее.
    - А я удивлюсь, мисс Мосс, - сказала она, - так и знайте! И, пожалуйста, распечатайте его при мне. Другая на моем месте распечатала бы сама, и никто не осудил бы ее за это. Имейте в виду, мисс Мосс, что так дальше продолжаться не может. Вы уже сколько недель морочите мне голову: то вы получили письмо, то не получили, то антрепренер уехал в Брайтон, но во вторник обязательно вернется. Мне это надоело, мисс Мосс, и я больше не желаю терпеть! Да и почему я должна терпеть, скажите на милость, мисс Мосс, когда цены на все растут с каждым днем, а мой бедный, дорогой мальчик во Франции? Моя сестра Элиза, не дальше как вчера, сказала мне: «Минни, - сказала она, - ты слишком мягкосердечна. Ты уже могла бы десять раз сдать эту комнату, - сказала она. - Не такие теперь времена. Если ты сама о себе не позаботишься, то никто о тебе не позаботится, - сказала она. - Пусть там она кончила хоть двадцать музыкальных школ и пела на концертах в Уэст-Энде, [2] но раз твоя Лиззи говорит, что она сама стирает себе белье и сушит его в комнате на вешалке для полотенец, то тут уже все ясно. Тебе давно пора с ней покончить», - сказала она.
    Мисс Мосс сделала вид, что ничего не слышит. Она села в постели, распечатала письмо и прочла:

    «Сударыня!
    Ваше письмо получено. В настоящее время мы ничего не снимаем, но мы сохраним ваше фото, чтобы при случае воспользоваться вашими услугами.
    С почтением Бекуош фильм Ко».

    Письмо это, видимо, доставило ей необычайное удовольствие; она дважды его прочла и только после этого ответила хозяйке:
    - Ну вот, миссис Пайн, я думаю, вы пожалеете, что так много наговорили лишнего. Это письмо от одного антрепренера. Он пишет, чтобы я приехала в субботу к десяти утра и прихватила с собой вечернее платье.
    Но хозяйка оказалась не в меру сообразительной и выхватила у нее письмо.
    - Ах так! - воскликнула она. - Посмотрим!
    - Отдайте письмо! Сейчас же отдайте мне письмо, гадкая, злая женщина! - закричала мисс Мосс. Подняться с постели она не могла: ее ночная сорочка была порвана на спине до самого подола. - Отдайте мне мое письмо!
    Хозяйка медленно пятилась к двери, прижимая письмо к наглухо застегнутому платью.
    - Вот вы как! - сказала она. - Имейте в виду, мисс Мосс, если вы сегодня же до восьми вечера не уплатите за комнату, мы еще посмотрим, кто из нас гадкая, злая женщина. Хватит с меня! - Она таинственно кивнула. - А письмо я сохраню. - Тут ее голос повысился. - Оно будет превосходным вещественным доказательством. - Голос понизился до мрачного шепота. - Миледи!
    Дверь захлопнулась, и мисс Мосс осталась одна. Она сразу сбросила с себя одеяло и, сидя на кровати, взбешенная и дрожащая, смотрела на свои толстые белые ноги с огромными узлами зеленовато-синих вен.
    - Таракан! Вот она кто. Тараканище! - сказала мисс Мосс. - Я могла бы привлечь ее к суду за то, что она выхватила у меня письмо, еще как могла бы!
    Не сняв ночной сорочки, она начала натягивать на себя белье.
    - Если бы мне только расплатиться с этой женщиной, я бы ей все тогда выложила! Она бы меня долго помнила. Уж я бы ей сказала все начистоту.
    Она подошла к комоду за булавкой и, увидев себя в зеркале, неопределенно улыбнулась и покачала головой.
    - Ну что, старушка, - прошептала она, - на этот раз ты села в лужу, да еще в какую!
    Лицо в зеркале состроило ей безобразную гримасу.
    - Глупая ты, глупая! - побранила самое себя мисс Мосс. - Что пользы от того, что ты плачешь? Только нос покраснеет. Нет, ты лучше оденься и пойди попытай счастья - вот что ты сделай.
    Она сняла со спинки кровати сумку, порылась в ней, потрясла ее и вывернула наизнанку.
    - Выпью-ка я большую чашку чаю в «Эй-Би-Си», [3] подкреплюсь немного, а потом уж пойду куда-нибудь, - решила она. - У меня тут шиллинг и три пенса - да, шиллинг и три пенса.
    Через десять минут полная дама в костюме из синей саржи с букетиком искусственных пармских фиалок на груди, в черной шляпе с пурпурными анютиными глазками, в белых перчатках, в ботинках с белой оторочкой и с сумочкой, в которой лежали шиллинг и три пенса, запела низким контральто:

    О милая! Не забывай в дни скорби:
    Всего темней перед восходом со-олнца!

    Но лицо в зеркале ответило ей гримасой, и мисс Мосс поспешила выйти на улицу. Серые существа, скрюченные как крабы, плескали воду на серые ступеньки лестниц. Мальчишка молочник, громыхая бидонами, издавал свой странный хриплый вопль. Возле Бритвейлер-Сунс-хауз он пролил молоко. Мгновенно неведомо откуда появилась старая рыжая бесхвостая кошка и стала жадно лакать пролитое. Глядя на нее, мисс Мосс почувствовала себя как-то странно, словно внутри у нее все сжалось в комок.
    Подойдя к кафе «Эй-Би-Си», она увидела, что дверь открыта настежь. В дверях она столкнулась с человеком, который нес лоток с булочками. В кафе никого не было, только официантка поправляла волосы перед зеркалом да за перегородкой отпирала шкатулку с выручкой кассирша. Мисс Мосс остановилась посреди кафе, но ни одна из женщин не обратила на нее внимания.
    - Вчера вечером вернулся мой парень, - пропела официантка.
    - Вот это да! Повезло тебе! - прожурчала кассирша.
    - Не правда ли? Он привез мне хорошенькую брошку. Погляди, на ней написано «Дьепп».
    Кассирша подбежала к официантке, чтобы лучше рассмотреть, и обняла ее за шею:
    - Вот это да! Повезло тебе!
    - Да, повезло! - пропела официантка. - А как он загорел! «Здравствуй, - сказала я ему, - здравствуй, старый цыган!»
    - Вот это да! - прожурчала кассирша и убежала в свою клетку, чуть не налетев по дороге на мисс Мосс. - Повезло тебе!
    Опять вошел человек с лотком; он осторожно обогнул мисс Мосс.
    - Нельзя ли мне чашку чаю, мисс? - спросила она, обращаясь к официантке. Но та продолжала поправлять волосы.
    - У нас еще не открыто! - пропела она и, повернувшись к кассирше, махнула гребнем: - Разве у нас открыто, милочка?
    - Конечно нет, - сказала кассирша.
    Мисс Мосс вышла на улицу.
    «Пойду на Чаринг-крос, - решила она. - Но чаю пить не буду. Возьму кофе. Оно лучше подкрепляет… А какие щеки у этих девиц! Вчера ее парень вернулся домой; привез ей брошку, да еще и с надписью "Дьепп"…»
    Она стала переходить улицу.
    - Эй, толстуха, берегись! Нечего спать на ходу! - заорал на нее шофер такси.
    Но она сделала вид, что не слышит.
    «Нет, не пойду на Чаринг-крос, - передумала она. - Пойду прямо в контору "Киг и Кеджит". Они открывают в девять. Если я приду рано, может быть, у мистера Кеджита что-нибудь и окажется для меня, что-нибудь с утренней почтой… "Я очень рад, что вы так рано пришли, мисс Мосс… Я только что узнал, что одному антрепренеру нужна актриса… Думаю, вы вполне подойдете. Сейчас я вам дам записку к нему. Три фунта стерлингов в неделю на всем готовом. Будь я на вашем месте, я полетел бы туда на крыльях. Счастье ваше, что пришли так рано…"
    Но в конторе «Киг и Кеджит» никого еще не было, кроме уборщицы, вытиравшей влажной щеткой линолеум в коридоре.
    - Никого еще нет, мисс, - сказала уборщица.
    - Разве мистер Кеджит еще не пришел? - спросила мисс Мосс, стараясь обойти ведро с водой и щетку. - Ну что ж, я подожду, если разрешите.
    - Здесь нельзя ждать, мисс. Я еще не кончила уборку.
    По субботам мистер Кеджит раньше половины двенадцатого не приезжает. А иногда и совсем не является.
    И уборщица начала подбираться к ней со щеткой.
    - Ах да, как глупо, - сказала мисс Мосс. - Я совсем забыла, что сегодня суббота.
    - Пожалуйста, мисс, смотрите, куда ступаете, - сказала уборщица.
    Мисс Мосс снова вышла на улицу.
    Одно можно сказать о «Бейт и Битеме»: там всегда оживленно. Вы входите в приемную, слышите громкие голоса, видите знакомые лица. Те женщины, которые пришли раньше, сидят на стульях, а те, которые позже, - у них на коленях. Мужчины обычно стоят, небрежно прислонясь к стене, или гордо прохаживаются перед восхищенными дамами.
    - Здравствуйте! - весело прощебетала мисс Мосс. - Вот и мы!
    Молодой мистер Клейтон, перебирая невидимые струны на своей трости, пропел:

    В ожидании Роберта Ли…

    - Мистер Битем уже здесь? - спросила мисс Мосс, доставая из сумочки старую, облезлую пуховку и припудривая розовой пудрой нос.
    - Давным-давно, милочка! - ответил ей хор голосов. - Он здесь уже миллион лет. Мы ждем его больше часу.
    - Господи! - сказала мисс Мосс. - Как вы думаете, что-нибудь предвидится?
    - Несколько ангажементов в Южную Африку, - сказал мистер Клейтон. - Сто пятьдесят в неделю; контракт, как полагается, на два года.
    - Ах! - воскликнул хор. - Вы гений, мистер Клейтон. Ну не душка ли он? Ну не умница ли он? Животики надорвешь от смеха! Ну не комик ли он?
    Смуглая печальная девушка дотронулась до руки мисс Мосс.
    - Вчера я упустила такое выгодное место! - сказала она. - Шесть недель разъезжать с театром по провинции, потом работать в Уэст-Энде. Антрепренер сказал, что взял бы меня непременно, если бы я была хоть немного полнее. Моя фигура тогда как раз подошла бы для этой роли.
    Она пристально посмотрела на мисс Мосс; грязная темно-красная роза на полях ее шляпки выглядела так, словно и она поникла под ударом, который обрушился на ее хозяйку.
    - Какая неудача! - сказала мисс Мосс, стараясь казаться незаинтересованной. - А можно узнать, что это было за место?
    Но смуглая печальная девушка сразу поняла, куда клонит мисс Мосс, и ее скорбные глаза выразили презрение.
    - Вы не подошли бы, милочка, - сказала она. - Ему нужна была молодая, смуглая, знаете, испанский тип, вроде меня, только чуточку полнее.
    Дверь кабинета распахнулась, и на пороге показался мистер Битем в жилете, без пиджака. Одной рукой он держался за ручку двери, готовый каждую минуту нырнуть назад, другую поднял вверх.
    - Послушайте, леди… - тут он сделал паузу и усмехнулся своей знаменитой усмешкой, - и мальчики. - Все разразились таким громким смехом, что ему пришлось поднять вверх обе руки. - Сегодня ждать нечего. Приходите в понедельник. В понедельник ожидается несколько заявок.
    Мисс Мосс отчаянно рванулась вперед:
    - Мистер Битем, скажите, пожалуйста, не получили ли вы для меня?…
    - Па-а-звольте, па-а-звольте, - протянул мистер Битем, всматриваясь в мисс Мосс. Он видел ее всего лишь четыре раза в неделю за последние, несчитанные, недели… - С кем имею честь?
    - Мисс Ада Мосс.
    - Ах да, да! Ну, конечно, моя дорогая. Пока нет ничего, моя дорогая. Сегодня у меня была заявка на двадцать восемь девушек, но только на молоденьких, которые умеют дрыгать ножками. И еще одна заявка на шестнадцать девушек, но только на акробаток… Знаете, моя дорогая, у меня сегодня работы по горло. Приходите в понедельник, раньше приходить нет смысла. - Он наградил ее улыбкой и похлопал по жирной спине. - Крепитесь, миледи, - сказал мистер Битем, - крепитесь!
    В конторе «Норд-Ист фильм Ко» толпа пришедших по объявлению запрудила всю лестницу. Мисс Мосс заняла очередь за белокурой крошкой лет тридцати в белой кружевной шляпке, украшенной вишнями.
    - Ну и народу! - сказала она. - Сегодня что-нибудь ожидается?
    - Дорогая, а разве вы не знаете? - сказала крошка, широко раскрывая огромные светлые глаза. - В половине десятого поступила заявка на привлекательных девушек. Мы стоим тут уже бог знает сколько часов. А вы раньше играли роли для этой компании?
    Мисс Мосс склонила голову набок:
    - Нет, как будто не приходилось.
    - Здесь здорово платят, - продолжала крошка. - У моей подруги есть подруга, которая получает по тридцать фунтов в день… А вам часто приходится сниматься в кино?
    - Видите ли, я не актриса по профессии, - созналась мисс Мосс. - Я певица, у меня контральто. Но дела последнее время идут так плохо, что пришлось заняться и Этим.
    - Да, такова жизнь, дорогая, - сказала крошка.
    - Я получила прекрасное образование в музыкальной школе, - сказала мисс Мосс. - У меня серебряная медаль За пение. Я часто выступала в концертах в Уэст-Энде. Но теперь надумала для разнообразия попытать счастья…
    - Да, такова жизнь, дорогая, - повторила крошка.
    В эту минуту на лестничной площадке появилась красивая машинистка:
    - Вы все здесь по объявлению компании «Норд-Ист»?
    - Да-а! - раздался хор голосов.
    - Набор кончен. Мне только что сообщили по телефону.
    - Как же так? А кто нам оплатит расходы? - спросил кто-то.
    Машинистка посмотрела сверху на толпу и не могла удержаться от смеха.
    - Никто и не подумает вам платить. «Норд-Ист» никогда не платит безработным статистам.
    В конторе «Биттер-Орендж Ко» было одно лишь маленькое круглое окошечко. Никакой приемной, никого, кроме девушки, которая на стук мисс Мосс подошла к окошку и сказала:
    - Что вам?
    - Можно видеть директора? - спросила мисс Мосс самым любезным тоном.
    Девушка оперлась на подоконник и сощурилась; казалось, она вот-вот уснет. Мисс Мосс улыбнулась ей. Девушка не только щурилась, она как будто принюхивалась к чему-то неприятному и морщилась. Внезапно она отошла от окошечка и вернулась с бумажкой, которую тут же сунула мисс Мосс.
    - Заполните анкету! - сказала она и захлопнула окошко.
    «Можете ли вы летать на самолете - умеете ли бросаться с вышки в воду - управлять автомобилем - ездить верхом стоя - стрелять?» - прочла мисс Мосс. Она шла по улице и повторяла эти вопросы. Дул пронзительный, холодный ветер, он хлестал ее по лицу, валил с ног, насмехался над ней: он знал, что она не может ответить «да» ни на один вопрос. В Сквер Гарденс она увидела проволочную корзинку для мусора и бросила в нее анкету. Потом присела на скамейку, чтобы попудрить нос. Но лицо в карманном зеркальце состроило ей отвратительную гримасу, и это было уже слишком для мисс Мосс, она расплакалась. Плакала она долго, и ей стало гораздо легче.
    «Ну, довольно, - вздохнула она. - Как приятно посидеть. Только нос посинеет от холода… Здесь очень мило! Воробушки… Чик-чирик… Как близко они подлетают. Кто же их кормит? Нет, маленькие нахалы, ничего у меня нет для вас… - Она отвернулась от них. - Что это за большое здание напротив? Кафе "Мадрид"? Бог мой, в какую лужу села малютка! Бедняжка! Ну ничего, вылезет… Сегодня в восемь вечера… Кафе "Мадрид". Я могу просто зайти туда и посидеть, выпить чашку кофе, - подумала мисс Мосс. - Самое подходящее место для артистов. И, может быть, мне повезет… Красивый брюнет в шубе входит со своим приятелем и садится за мой столик: "Да, старина, обыскал весь Лондон и так и не нашел хорошего контральто. Очень трудная музыка. Вот у меня ноты, взгляни"». И мисс Мосс слышит собственный голос: «Простите, у меня контральто, и я неоднократно исполняла эту вещь». - «Какое совпадение! Едемте немедленно ко мне в студию: я хочу прослушать ваш голос… Десять фунтов в неделю…» «И чего я так нервничаю? Нет, дело не в нервах. Почему я не могу зайти в кафе "Мадрид"? Я порядочная женщина, певица, у меня контральто. А дрожу я потому, что ничего еще сегодня не ела… "Оно будет превосходным вещественным доказательством, миледи…" Отлично, миссис Пайн, отлично. Кафе "Мадрид". По вечерам там бывают концерты… "Почему они не начинают?" - "Не могут найти контральто…" - "Простите, у меня как раз контральто… я исполняла эту вещь много раз"…»
    В кафе было сумрачно. Мужчины, пальмы, обитые красным плюшем кресла, белые мраморные столики, официанты. Мисс Мосс прошла в глубь зала. Не успела она сесть, как к ее столику подошел тучный джентльмен в крошечной шляпе, которая покоилась у него на макушке, точно маленькая яхта, и плюхнулся в кресло напротив мисс Мосс.
    - Добрый вечер! - сказал он.
    Мисс Мосс совершенно непринужденно ответила:
    - Добрый вечер!
    - Прекрасная погода! - сказал тучный джентльмен.
    - Да, очень хорошая! Просто дивная погода! - сказала она.
    Пухлым, точно сосиска, пальцем он поманил официанта: - Принесите мне порцию виски. - И, повернувшись к мисс Мосс: - А вам что?
    - Я возьму себе бренди, если вы не возражаете.
    Спустя пять минут тучный джентльмен наклонился к ней и, пустив облако сигарного дыма прямо ей в лицо, сказал:
    - Какая у вас тут соблазнительная ленточка!
    Мисс Мосс так вспыхнула, что у нее запульсировала кровь даже на макушке.
    - Я всегда ношу розовое, - сказала она.
    Тучный джентльмен внимательно осмотрел ее, барабаня пальцами по столу.
    - Я люблю крепких и толстеньких, - сказал он.
    Мисс Мосс, к собственному своему великому удивлению, громко хихикнула.
    Спустя пять минут тучный джентльмен тяжело поднялся с кресла.
    - Ну как: мне по дороге с вами или вам со мной? - спросил он.
    - Я пойду с вами, если вы не возражаете, - сказала мисс Мосс.
    И она выплыла из кафе вслед за маленькой яхтой.

Примечания


1

    Один из районов Лондона, где любят селиться художники и артисты.

2

    Аристократическая часть Лондона.

3

    Название дешевых кафе.