ПРЕКРАСНЫЙ ПАМЯТНИК
Детская трудовая коммуна им. Ф. Э. Дзержинского в Харькове не только
хорошее учреждение, несущее на своем знамени это имя. Во всей деятельности,
в каждом дне своей жизни, в сложном кружеве детского коллектива она
отражает и оживляет образ Феликса Эдмундовича. Коммуна - живая композиция
живых движений прекрасных новых людей. Именно пэтому коммуна прежде всего
производит впечатление большой художественной силы, ее жизнь вылеплена с
такой же экспрессией таланта, какую мы обычно встречаем и находим в
произведениях искусства. И поэтому, говоря о коммуне, нельзя ни говорить об
ее авторах, о тех людях, которые изваяли этот замечательный памятник.
Достаточно только один раз побывать в коммуне, только прикоснуться к жизни
дзержинцев, чтобы сразу увидеть, сколько глубокой мысли, сколько внимания,
любви и вкуса заложено в каждом кирпиче ее здания, в каждом луче
пронизывающего ее солнца, в каждой линии цветника и в особенности в жизни
тридцати коммунарских отрядов, в их быте, традициях, законах, в высоком
человеческом стиле этого коллектива.
Как прекрасна была жизнь Феликса Эдмундовича, так же прекрасна история
коммунаров: в течение всех девяти лет коммуна не знала провалов, не знала
разложения или упадка энергии, ни одного дня в ее истории не было такого,
когда бы имя Ф. Э. Дзержинского звучало укором. И это случилось вовсе не
потому, что в коммуну приходили какие-либо особые дети, здоровые и
радостные. В коммуну приходили именно те, о которых Ф. Э. Дзержинский
сказал:
"Сколько их искалечено борьбой и нуждой!"
Великая и простая любовь Ф. Э. Дзержинского к детям выражена была им
однажды в таком коротком и таком выразительном слове:
"Когда смотришь на детей, так не можешь не думать - все для них. Плоды
революции не нам, а им".
Не презрение, не высокомерную подачку, не ханжеское умиление перед
человеческим несчастьем подарили чекисты этим исключительным детям. Они
дали им то, о чем с таким человеческим чувством говорил Феликс Эдмундович,
- все дали самое дорогое в нашей стране: плоды революции, плоды своей
борьбы и своих страданий. А среди этих плодов не паркет, не цветы, не
чудесные солнечные комнаты главное. Главное - новое отношение к человеку,
новая позиция человека в коллективе, новая о нем забота и новое внимание. И
только поэтому искалеченные дети, пришедшие в коммуну, переставали нести на
себе проклятие людей "третьего сорта". Они становились дзержинцами. Об этом
хорошо знают коммунары, потому что и самый путь коммунара в коммуне
обозначается знаменательным чертежом движения: вот ты пришел в коммуну - ты
только воспитанник; ты уже пошел вперед - ты получаешь звание коммунара,
наконец, ты ведешь других, ты борешься впереди, ты хорошо знаешь, за что
борешься, - ты получаешь звание коммунара-дзержинца. Этот путь не такой уж
легкий, ибо на легком пути создаются и легкие люди, а коммунары-дзержинцы
справедливо утверждают:
"Человека нужно не лепить, а ковать".
Этот путь не легкий, но всегда неизменно радостный, бодрый путь
победителя. Коммуна железного Феликса умеет воспитывать в своих прекрасных
дворцахз, окруженных цветами, не только улыбку друга, не только хорошее,
теплое товарищеское слово, но и суровое слово большевика, железное
требование и непоколебимую принципиальность. В ее жизни как в зеркале
отражается личность Ф. Э. Дзержинского, личность великого гуманиста,
скромного и доброго человека, и в то же время сурового борца, чекиста. И
поэтому таким уверенным и таким большевистским всегда был и будет путь
коммуны имени Ф. Э. Дзержинского, и поэтому с тем большим успехом она
выполняет одну из основных своих задач - помощь детям.
К сожалению, в нашем обществе мало знают о жизни коммуны и мало людей
наблюдали те чудесные операции, которые с таким блеском и с таким
спокойствием умеют совершать коммунары. Постановление партии и
правительства от 1 июня 1935 г. о полной ликвидации беспризорности застало
коммуну в составе 500 коммунаров. В течение нескольких месяцев к ним пришли
новые пятьсот, пришли с улицы, из зала суда, из неудачных, деморализованных
семей. И в настоящее время только очень опытный глаз способен отличить, где
старые испытанные дзержинцы, а где новые, только что налаженные
воспитанники. В коммуне давно не существует института воспитателей, и,
принимая новых пятьсот, ни один коммунар не предложил в панике: давайте
все-таки пригласим воспитателей.
Проделывая эту совершенно невероятной трудности операцию, коммунары не
просили помощи, но, и закончив ее, они не возгордились, не кричали о своих
успехах, они, кажется, даже и не заметили успеха, потому что у них много
забот и много новых дел и новых стремлений. Среди этих стремлений лицо
коммунара-хозяина особенно прелестно.
Ф. Э. Дзержинский оставил коммунарам и второй большевистский завет -
строительство. И поэтому, выковывая для советского общества сотни новых
большевиков, коммунары делают это как будто между делом, а дело у них
серьезное, одно из славных дел нашего времени. Кто теперь не знает ФЭД -
советской "Лейки"? Кто не мечтает иметь в своих руках эту прекрасную вещь,
и ФЭД, пожалуй, даже более известен, чем коммуна Ф. Э. Дзержинского.
История ФЭД - сама по себе чудеснейшая история, это история борьбы,
страстного стремления к победе и страстного неутомимого терпения. Эта
машинка оказалась гораздо более трудной, чем казалась вначале, а дзержинцам
пришлось освоить ее без заграничной помощи.
Выполняя многомиллионные промфлинпланы, с гневом вгрызаясь в каждое
производственное препятствие, с огромным чувством и размахом подхватив
стахановское движение, они способны были всегда поставить "Тартюфа" на
своей сцене, не пропустить ни одной премьеры в харьковских театрах,
танцевать, петь, сотнями считать значки ГТО и требовать от каждого
коммунара, чтобы он был ворошиловским стрелком. И уже совсем как будто
нечаянно из последнего класса коммунарской десятилетки ежегодно выходят
десятки культурных, образованных людей, а через год приезжают в коммуну в
гости и рассказывают простыми словами и своем новом пути: инженера, врача,
педагога, летчика, радиста, актера. И пожалуй, никто из них не думает о
том, что в своей жизни они выражают лучшие стремления нашего советского
стиля, они находят те пути, за которые боролся Ф. Э. Дзержинский.
г. Киев