Прядь о Гисле Сыне Иллуги
I
Во времена правления Магнуса конунга1
приехал из Исландии в Норвегию человек по имени Гисл. Он был сыном Иллуги
сына Торвальда, сына Тинда. Тинд был братом Иллуги Черного. Гислу было
семнадцать лет, когда он отправился в Норвегию. Он вел себя скромно и был
молчалив. Он нанялся к одному знатному человеку, звали его Хакон из
Форборди. Всю зиму Гисл почти ничего не ел и не пил и был всегда невесел.
Как-то раз Хакон сказал Гислу:
- Я
наблюдал за тобой и заметил, что у тебя всегда угрюмый вид. Похоже, ты
обдумываешь что-то важное или решился на немалое дело. Скажи мне, что у
тебя на уме, и каково бы ни было это дело, я сохраню его в тайне. Однако
мне вряд ли понравится, если ты не захочешь мне открыться и отправишься
отсюда совершать великие подвиги.
Гисл
отвечает:
- Твоя правда, и я скажу тебе
все как есть. Имя этого человека Гьяввальд, и как мне говорили, он теперь
конунгов дружинник. Гьяввальд участвовал в убийстве моего отца вместе с
Тормодом сыном Колли, своим тестем, там, в Исландии, и у меня на глазах
нанес ему смертельную рану. Я затем и приехал в Норвегию, что решил
отомстить за отца или погибнуть.
-
Безнадежная это затея, - говорит Хакон, - потому что Гьяввальд - ближайший
человек Магнуса конунга и чужестранцу вряд ли удастся до него добраться.
Но я не стану тебе мешать.
Магнус конунг
сидел в эту зиму в Нидаросе, и Гьяввальд находился при нем в большом
почете. Гисл отправился в город и по совету Хакона, своего хозяина, пошел
на такую хитрость: он облил себе лицо горячим воском и дал ему застыть. От
этого его лицо казалось обезображенным. Он подстерегал Гьяввальда, но ему
все не представлялось удобного случая.
.gif)
II
Как-то раз в субботу рано поутру Гисла
остановил на улице сильный шум. Он увидал, что едет Магнус конунг, а с ним
большая свита. Был там и Гьяввальд. Тут из одного двора вышла женщина с
ребенком на руках, это была Хельга дочь Тормода, жена Гьяввальда. Она
окликнула его, и он направился к ней, а конунг со свитой проследовал
дальше. Потом Гьяввальд пошел по улице с каким-то человеком. Тут Гисл
подбежал к нему и нанес удар. Удар пришелся в плечо, рука повисла, но не
отскочила. Гьяввальд обернулся, и тогда Гисл нанес удар в другое плечо, и
эта рана была такая же как и первая. Гьяввальд упал. Гисл побежал вниз, к
причалам, туда, где стояла лодка, груженная бревнами. Владельца лодки
звали Торстейн, это был низкорослый исландец. Гисл вскочил в лодку к
Торстейну, так что бревна попадали за борт, и принялся грести к Бакки.
Когда они оказались на середине реки, Гисл поднялся и прокричал в сторону
причалов:
- Объявляю, - сказал он, - что
это я нанес раны Гьяввальду, дружиннику Магнуса конунга, если он ранен, и
я убил его, если он убит. Готовым-к-Убийству звался я утром, а вечером,
надеюсь, буду зваться Необреченным.
Затем
они пристали к берегу у Бакки и Гисл бежал на сушу. Тут в городе затрубили
и бросились искать его на кораблях и на суше. Его нашли в мелких зарослях
и отвели в город. Конунговы люди обвинили Торстейна в том, что он перевез
Гисла через реку, и сказали, что он де также заслуживает смерти. Тогда
Гисл сказал:
- Не обвиняйте его в том, в
чем нет его вины.
Проходя мимо Торстейна,
Гисл подхватил его. Тот был настолько мал ростом, что едва доставал ему до
подмышек. Гисл подбросил его вверх одной рукой и
сказал:
- Судите сами, - говорит он,- мог
ли этот бедняга защитить от меня свою лодку, когда я подбрасываю его в
воздух, как ребенка. Отпустите его с миром, потому что он
невиновен.
Они так и сделали и сказали,
что Гисл говорил хорошо и как подобает
мужу.
Гисла заключили в оковы, которые
повелел изготовить Харальд конунг сын Сигурда, и никому еще не удавалось
из них освободиться. Он сидел в подземелье под надзором одной женщины. В
городе тогда собралось множество народу. Там было три исландских корабля.
Одним правил Тейт, сын Гицура епископа; был там также Ион Священник сын
Эгмунда2,
который потом стал епископом в Холаре. В городе было не меньше трех сотен
исландцев.
Магнус конунг был вне себя от
ярости. Он сидел вместе с городским епископом; там находился и Ион
Священник, он был другом епископа. Конунг сказал, что Гисл должен быть
убит, и в этот момент колокол возвестил о начале праздника. Конунг
сказал;
- Как, уже третий час?
Взгляните-ка на солнце!
Так и сделали, и
оказалось, что было только начало третьего часа3.
Епископ сказал:
- Государь, хоть этот
человек и содеял немалое, по случаю праздника ему бы следовало даровать
пощаду.
Конунг
сказал:
- Это ваша уловка, однако вы
рассудили против моей воли.
- Вовсе нет,
государь, - говорит епископ, - вам решать, как с ним
поступить.
Затем собрались исландцы. Там
было много родичей и друзей Гисла; они обсуждали это дело и советовались,
что предпринять. Они были в большом затруднении и так ни о чем и не
договорились.
.gif)
III
Наступило воскресенье, и конунгу
передали, что Гьяввальд хотел бы с ним увидеться. Конунг пришел к нему.
Гьяввальд сказал:
- Я хочу, государь,
привести в порядок мои дела, потому что не знаю, сколько мне еще отпущено
времени. Я хотел просить вас даровать Гислу пощаду. Он храбро отомстил за
своего отца.
- Не стоит на это
рассчитывать, - говорит конунг. Гьяввальд
сказал:
- Ты знаешь, конунг, что я долгое
время следовал за тобой повсюду и не раз рисковал своей жизнью ради твоей.
Я всегда с готовностью выполнял все поручения, какие ты на меня возлагал,
хороши они были или плохи, и теперь, может статься, это наша последняя
встреча. Я уже беседовал со священниками и поведал им о своих делах, и
причастился. Они говорят, что я смогу заслужить спасение, если прощу то
зло, которое причинили мне. И я ожидаю, государь, что ты не станешь
преграждать мне путь в царствие небесное тем, что предашь смерти этого
человека.
- Будь по-твоему, - говорит
конунг. Он ушел, а Гьяввальд вскоре умер.
.gif)
IV
В понедельник рано поутру исландцы
держали совет. Тейт сказал:
- Не много
нам чести, если наш земляк и достойный собрат будет убит, однако все мы
видим, что любой, кто ввяжется в это дело, рискует и жизнью своей, и
имуществом. Предоставим конунгу решать, и если не удастся сохранить жизнь
этому человеку, то пускай и мы все умрем, а нет - так всем будет дарована
пощада. Мы должны выбрать своего вожака и слушаться
его.
Они все высказались за то, чтобы он
стал их предводителем, а они будут следовать его советам. Он
сказал:
- В таком случае вы все должны
поклясться мне в том, что не станете жалеть ни себя, ни своего добра ради
того, что я сочту нужным предпринять в этом
деле.
Они так и
сделали.
Потом они пошли в баню, и тут
затрубили в рог. Тейт тотчас же выскочил из бани. Он был в рубахе и
полотняных штанах, лоб ему обхватывал золотой шнурок, а поверх рубахи
изнанкой наружу накинут был двуцветный плащ на сером меху, алый с
коричневым.
Сбежались все исландцы,
однако, когда трубят на сходку, всегда проходит какое-то время, прежде чем
соберется народ. Тейт сказал:
- Пойдем не
мешкая к дому, где сидит Гисл, чтобы подоспеть туда раньше конунговых
людей.
Они двинулись по улице с большим
шумом, а у той женщины окно как раз выходило на улицу. Она выбежала
поглядеть и сказала Гислу:
- Большое
несчастье, что ты здесь, потому что сюда идут люди
конунга.
Гисл
отвечает:
- Не будем из-за этого
горевать, хозяйка. Он сказал тогда такую вису:
Вешать нос до срока
скальд не станет, - сталью
ноги нам нагреют -
хоть сулят расправу.
Смерть не диво, дева,
древо сечи хочет
подвиг свой восславить
висой напоследок.
|
Тут
они принялись рубить дверь, и она с треском разлетелась. Люди увидели, что
Гисл слегка шевельнулся. Тейт сбил с него оковы, взял его в свой отряд и
они отправились на сходку. А навстречу им шел Сони Предводитель Гостей
4.
Он шел забрать Гисла. Он сказал:
- Вы,
исландцы, не теряли времени даром. Сдается мне, что вы решили сами вершить
суд над этим человеком. Но конунг и его люди хорошо помнят, что вы
натворили нынче утром, а Магнус конунг не прощал и меньших оскорблений,
чем убийство его дружинника этим салоедом.
V
Когда начался тинг, первым поднялся
Сигурд Шерстяная Нитка. Он сказал:
- Я
полагаю, большинству присутствующих известно, что убит наш товарищ по
оружию, Гьяввальд. Приехал из Исландии человек с обвинением против него,
но не стал требовать себе возмещения, как поступают другие, а взял и убил
его. Нам, людям конунга, кажется, что иные считают пустяком перебить по
одному всех конунговых дружинников. Может статься, со временем они так
расхрабрятся, что и с самим конунгом будут считаться не больше, чем с
другими. То, что здесь произошло, - большой позор и заслуживает жестокой
кары, и это дело не поправить, даже если за одного нашего человека убить
десятерых исландцев и так наказать их за дерзость, чтобы им впредь
неповадно было захватывать людей, находящихся во власти
конунга.
И он умолк. Тогда встал Тейт,
сын епископа, и сказал:
- Не разрешит ли
конунг теперь мне взять слово?
Конунг
спросил у человека, стоявшего рядом:
-
Кто этот человек?
Тот
отвечает:
- Государь, это Тейт, сын
епископа.
Конунг сказал
Тейту:
- Ни в коем случае не разрешу я
тебе говорить, потому что от твоих речей не приходится ждать ничего
хорошего, и ты заслужил, чтобы тебе отрезали
язык.
Тогда встал Ион Священник, сын
Эгмунда, и сказал:
- Не разрешит ли
конунг мне сказать несколько слов?
Конунг
спросил:
- Кто теперь говорит? Тот
человек отвечает:
- Исландский священник
Ион.
Конунг
сказал:
- Разрешаю тебе
говорить.
Ион Священник начал свою речь
так:
- Благодаренье Богу, эти страны
стали христианскими, и Норвегия, и Исландия, ибо прежде бродили вперемешку
и люди, и демоны, а нынче дьявол остерегается показываться нам на глаза.
Теперь он использует людей для исполнения своих замыслов. Вот и сейчас,
как все мы слышали, он говорил устами того, кто здесь только что выступал.
Уже был убит один человек, а он убеждает нас, что нужно убить еще
десятерых. Я думаю, такие люди многого добьются своими дурными делами и
злыми уговорами, если захотят отвратить хёвдингов от справедливости,
милосердия и прочих добрых привычек и станут подстрекать и подбивать их
творить жестокости и злодейства, дабы порадовать врага рода человеческого
убийством крещенных людей. А ведь мы, государь, такие же верные тебе люди,
как и те, что живут в этой стране. Следовало бы вам, правителям, которые
сидят в этом мире и вершат суд над народом, подумать о том, что вы
представляете на земле того Судию, который придет в Судный день вершить
суд над всем миром. И теперь, государь, в вашей власти вынести правый
приговор и остеречься выносить неправый, ибо на всякий тинг и на всякую
сходку является сам всемогущий Господь со своими святыми. Бог посещает
добрых людей и правый суд, а дьявол приходит со своими слугами к дурным
людям и на неправый суд, и можно не сомневаться, что придет Судья, который
рассудит обе стороны по справедливости. Подумайте-ка теперь, государь,
какой огонь горит жарче и дольше, тот ли, что разведен в печи, когда жгут
дубовое полено, или тот, что зажжен от сухой ветки. Так вот, если ты,
конунг, будешь вершить неправый суд, то быть тебе брошенным в тот огонь,
где горит дубовое полено, но если ты рассудишь по справедливости, то можно
надеяться, что ты очистишься в том огне, что зажжен от сухой
ветки.
Так окончил Ион Священник свою
речь. Конунг сказал:
- Сурово ты говорил,
священник.
Однако не было заметно, чтобы
он был сильно рассержен. Тогда встал Гисл и
сказал:
- Не позволишь ли, конунг, и мне
сказать несколько слов?
Конунг спросил,
кто говорит. Ему сказали.
- Я не стану
тебе препятствовать, - говорит конунг. Гисл
сказал:
- Я хочу рассказать о том, что
отец мой был убит, и это дело рук Гьяввальда и Тормода. Мне тогда было
шесть лет, а Торвальду, брату моему, девять. Мы оба присутствовали при
убийстве моего отца. Гьяввальд тогда сказал, что и нас, братьев, также
следует убить. И не очень-то достойно мужчины рассказывать о том,
государь, что мне тогда трудно было сдержать
слезы.
Конунг
сказал:
- Однако ты их мужественно
проглотил.
Гисл
сказал:
- Сказать по правде, государь,
этой весной я долго подстерегал Гьяввальда, и дважды был совсем близок к
цели. В первый раз дело кончилось ничем из-за моего почтения к церкви, а в
другой раз мне помешал колокольный звон. И теперь я думаю, что колокольный
звон может спасти мне жизнь. Однако я сочинил о вас хвалебную песнь и
хотел бы ее исполнить.
Конунг
сказал:
- Говори, если
хочешь.
Он исполнил песнь с достоинством,
однако в ней было немного искусства. Потом Гисл сказал
Тейту:
- Вы отнеслись ко мне с большой
добротой, но теперь я не хочу дольше подвергать вас опасности. Я хочу
отдать себя во власть Магнуса конунга и подчиниться его
воле.
- Поступай как знаешь, - говорит
Тейт. Гисл снял с себя оружие, подошел к конунгу, положил голову к нему на
колени и сказал:
- Делайте теперь с моей
головой, что хотите. Однако я буду благодарен, если вы даруете мне жизнь и
сделаете меня таким человеком, каким
пожелаете.
Конунг
отвечает:
- Сам будь хозяином своей
голове. Садись за стол на место Гьяввальда, ешь и пей, и исполняй ту же
службу, что выполнял он прежде. Я поступаю так по просьбе Гьяввальда,
моего друга. А теперь я вызываю восьмерых исландцев быть поручителями в
этом деле. За убийство Гьяввальда я назначаю штраф в шестнадцать марок
золотом. Половину должен уплатить ты, а другую половину пусть уплатят по
марке поручители.
Они поблагодарили
конунга и на том уладили это дело. Потом конунг обратился к Иону
Священнику:
- Мне понравилась твоя речь,
ты говорил от Божьего имени, и я хотел бы, чтобы ты за меня молился,
потому что твои молитвы имеют большой вес у Господа, ибо я верю, что ты
поступаешь так, как угодно Богу.
Тот
пообещал конунгу молиться за
него.
Однажды, когда Ион Священник шел по
улице, к нему обратился какой-то
человек:
- Зайди в этот дом, - сказал он,
- с тобой хочет увидеться Сигурд Шерстяная
Нитка.
Он так и сделал. Сигурд
сказал:
- Не знаю, священник, в чем тут
дело, однако твои слова пошли мне во вред, и я заболел. Я хочу, чтобы ты
прочел надо мной молитвы.
Он так и
сделал и благословил его. Тогда Сигурд
сказал:
- Многое могут сотворить слова
твои, и суровые, и добрые, потому что мне уже
полегчало.
Сигурд дал Иону Священнику
богатые подарки, и они расстались друзьями. Этот Сигурд основал мужской
монастырь на Нидархольме и передал ему большие
владения.
После этого Ион Священник и
Тент, сын епископа уехали в Исландию. Тейт сделался большим человеком, но
прожил недолго, а Ион Священник стал епископом в Холаре и теперь считается
святым.
Источник: "Корни Иггдрасиля", М., "Терра", 1997.
Оцифровка:
Halgar Fenrirsson
1 Магнус
Голоногий, норвежский король (1093-1103).
2 Первый
епископ в Холаре (1052-1121), впоследствии канонизирован.
3 Начало
праздника - 3 часа пополудни предыдущего дня.
4 Гости
- слуги короля. Получали вдвое меньше дружинников, использовались в
основном как посланцы или для опасных поручений.