Заяицкий Сергей. БАКЛАЖАНЫ. Повесть. Рассказы. M.: Артель писателей «Круг», 1927. 299 с. 5000 экз.

После прочтения первой повести меня не оставляло чувство, что стиль повествования мне знаком. Через некоторое время я понял, что все строки, которые были посвящены отношениям между полами, черезвычайно похожи на аналогичные строчки Арцыбашева. Может быть Сергей Заяицкий подражал стилю автора «Санина», а может быть в обществе под влиянием Арцыбашева и в самом деле сложились подобные отношения, ибо даже формы выражения чувств подвержены моде, а мода – это когда всем нравится то, о чем известно, что оно всем нравится.

И герои Сергея Заяицкого – это те же люди, что и герои Арцыбашева, но уже многое повидавшие и иллюзии свои изрядно подрастерявшие. Трудно жить в новых условиях, через восемь лет после революции. Свежи еще в памяти жителей Украины жуткие картины - прибитые к полу через глазницы длинными плотницкими гвоздями евреи, примотаные к стволу дерева собственными кишками противники очередного «батьки», изнасилованные очередными «освободителями» девушки, голод и кровь, нищета и разорение, и прочие спутники гражданской войны.

Но люди как-то приспособились, поступили (как Степан Кошелев – один из героев Заяицкого) на службу в какое-то Вусосо, после получения пайка выветрелись из них убеждения и старая мораль, хотя и бормочут они себе под нос тихо: «ах, сволочи, сволочи!» Хочется еще иногда пойти на площадь и заорать: «Вы думаете, я ваш? К чорту! Ничего подобного!» Даже место было намечено, но крик откладывался: вот завтра закричу.
На работе Степан Андреевич (а работал он художником) даже решился, так сказать, прорепетировать крик и заявил редактору:
- Вы знаете, рисовал я это со скрежетом зубовным.
- Мы вам, ответил тот, - не за скрежет платим, а за рисунки, а рисунки ваши подходящие».
Трудно представить возможность такого диалога через лет десять-двенадцать. Пока еще возможны и такие диалоги, и возможно опубликовать текст с такими мыслями, словами, героями.
В этом же томике представленны шесть весьма читабельных рассказов. «Трагикомические рассказы» – такой общий заголовок дал им автор. Особенно хороши своей мистической атмосферой и внятностью языка «Женитьба Мечтателева», «Жуткое отгулье» и «Человек без площади». Есть в этих рассказах некое гофманианство, пробивающийся из близкого прошлого и очень недалекого будущего запах мертвечины, ужас повседневного бытия, когда так называемые «простые люди» утверждали, что они знают, чего хотят и получали желаемое без всякого снисхождения.

Сергей ПАВЛУХИН