Пяст Владимир Алексеевич
Стихотворения

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:

  
   Владимир Пяст
  
   Стихотворения
  
   "Наше наследие", 1989, No 4
   OCR Бычков М. Н.
  
   "Строгость правил гармонии..."
  
   Владимир Алексеевич Пяст (1886-1940) вошел в историю русской литературы
  прежде всего как человек из ближайшего окружения Александра Блока, с которым
  его связывали многолетние взаимоотношения (знакомство писателей состоялось в
  январе 1905 года, а последние их встречи датируются весной и летом 1921
  года). В первые же месяцы общения Блок сказал своему собеседнику: "Про Вас
  наверно могу сказать, что Вы существуете для меня" (В. Пяст. Воспоминания о
  Блоке. - Письма Блока к Вл. Пясту. Пб., 1923, с. 25). А спустя одиннадцать
  лет он назвал в "Записных книжках" Пяста среди четырех своих "действительных
  друзей". В 1911-1913 годах Блок и Пяст одновременно занимаются изучением
  творчества шведского драматурга Августа Стриндберга. Причем Блок утверждал,
  что познакомил его в 1911 году со Стриндбергом именно Пяст. В истории
  взаимоотношений Блока и Пяста были периоды и горячей дружбы, и некоторого
  охлаждения, и даже неприязни (с 1918 до весны 1921-го). 11о он оставил след
  в отечественной культуре не только как друг и один из биографов великого
  поэта, но и как поэт, прозаик, переводчик, теоретик литературы, специалист
  по декламации, автор пособий по плаванию, шахматам и шашкам.
   В. А. Пестовский родился в 1886 году в семье чиновника (его предки по
  отцовской линии, по семейному преданию, вели свою родословную от известной
  польской фамилии Пястов; отсюда и псевдоним, избранный литератором).
   С 1895 по 1904 год будущий поэт учился в двенадцатой
  Санкт-Петербургской гимназии, которую окончил с золотой медалью. В 1904 году
  он поступил на математическое отделение физико-математического факультета
  Петербургского университета, а осенью 1906 года перешел на романо-германское отделение
  историко-филологического факультета, которое покинул весной 1910 года. Пяст
  начал выступать со стихотворными публикациями с середины 1900-х годов, а в
  1909 году выпустил в издательстве "Товарищества М. О. Вольфа" первый сборник стихов "Ограда", по преимуществу
  ставший характерным воплощением мироощущения и эстетики "младшего
  символизма". К тому же времени сформировались и литературно-критические
  взгляды
   В. А. Пяста, с достаточной исчерпанностью отраженные в его "Книге о
  русских поэтах последнего десятилетия" (СПб., 1909). Претендуя на роль
  выразителя мистического осмысления искусства в духе Владимира Соловьева,
  писатель утверждал веру в то, что красота "спасет мир"
  и противопоставлял творческий, богатый, религиозный" символизм "бессилию", "стихийничеству" и "безрелигиозности" декадентства. В связи с этим не
  кажется парадоксальным, например, сочетание в оценке Пястом "симфоний"
  А.Белого иронии по поводу изображенных ужасов и похвалы за "строгость правил
  гармонии".
   "Строгость правил гармонии..." Этой классической формуле Владимир Пяст
  оставался неизменно верен и мировоззренчески, и жизненно - в тяжелое время
  испытаний, выпавшее на его долю в тридцатые годы, когда он вопреки всеобщему
  духовному обнищанию неуклонно популяризировал классику, занимаясь
  переводческой и декламаторской деятельностью.
   После Октября Пяст служил в Институте живого слова в Петрограде, а
  затем переехал в Москву. С 1930 по 1936 год находился в ссылке, а
  впоследствии жил в Голицыне под Москвой.
   Он умер в 1940 году в Москве от рака легких.
  
   * * *
  
   Предлагаем вниманию читателей подборку стихов В. А. Пяста, главы из
  книги воспоминаний "Встречи" (М., 1929); копию заявления Пяста 1936 года в
  Наркомвнудел СССР из собрания Т. Фоогд-Стояновой, ныне живущей в Нидерландах
  дочери жены поэта К. И. Стояновой: письмо М. А. Бекетовой к Пясту от 17 июня
  1935 года и того же архива и воспоминания Т.Фоогд-Стояновой о поэте.
  
   Е. Тверской
  
  
   ВНОВЬ
  
   Вновь вдыхаю запах сладкий
   Свеже-павшего листа,
   И в родимые места
   Вновь спешу, таясь, украдкой.
  
   Те же замкнутые дали
   Серых туч пролили дождь.
   Очертанья тех же рощ
   Предо мной приветно встали.
  
   И по-прежнему тоска
   Улеглась - и безмятежно.
   Точно чья-то - нежно, нежно -
   Руку тронула рука.
  
   И опять вступаю я
   В эту сумрачную осень
   Все живым, как этих сосен
   Все зеленая семья.
  
  
   * * *
  
   Я так тебя любил, что даже ангел строгий,
   Над скорбною землей поникнувший челом,
   Благословил меня опущенным крылом
   Пройти по сумраку сияющей дорогой.
  
   Я так тебя любил, что Бог сказал: "Волшебным
   Пройди, дитя, путем в творении моем;
   Будь зачарован им, лобзайся с бытием,
   И каждый день встречай мой мир псалмом хвалебным"
  
   Но - я не знаю кто - в меня пустил стрелой.
   Отравленной людским кощунственным проклятьем.
   Но - я не знаю кто - сдавил меня объятьем,
   Приблизивши ко мне свой лик истомно злой.
  
   Но - я не знаю чей - запал мне в душу сев
   Желанья жгучего порока и паденья.
   Но - я не знаю чье - открылось мне виденье,
   Слепительным огнем обманчиво зардев.
  
   Я так тебя любил, что думал пронести
   Сосуд моей любви, столь хрупкий, невредимым
   Среди кромешной тьмы, затканной алым дымом.
   Я не сумел, не смог. Прости меня, прости!
  
  
   ДО СИХ ПОР
  
   Ночь бледнеет знакомой кудесницею
   Детских снов.
   Я прошла развалившейся лестницею
   Пять шагов.
  
   Коростель - без движения, всхлипывая
   В поле льна.
   Ровный отблеск на сетчатость липовую
   Льет луна.
  
   Я в аллее. Ботинкой измоченною
   Пыль слежу.
   Перед каждою купою всклоченною
   Вся дрожу.
  
   Старой жутью, тревожно волнующею,
   Вдруг пахнет.
   И к лицу кто-то влажно целующую
   Ветку гнет.
  
   Путь не долог. Вот тень эта матовая -
   Там забор.
   О, все так же дыханье захватывает
   - До сих пор!
  
   23 июня 1905
  
  
   РЕКВИЕМ ЮНОСТИ
  
   Мне тридцать лет. Мне тысяча столетий.
   Мой вечен дух - я это знал всегда.
   Тому не быть, чтоб не жил я на свете. -
   Так отчего так больно мне за эти
   Быстро прошедшие года?
  
   Часть Божества, замедлившая в Лете,
   Лучась путем неведомым сюда, -
   Таков мой мозг. - Пред кем же я в ответе
   За тридцать лет на схимнице-планете,
   За тридцать долгих лет, ушедших без следа?
  
   Часть Божества, воскресшая в поэте
   В часы его священного труда, -
   Таков я сам. - И мне что значат эти
   Годов ничтожных призрачные сети,
   Ничтожных возрастов земная череда?
  
   За то добро, что видел я на свете,
   За то, что мне горит Твоя звезда,
   Что я люблю, люблю Тебя, как дети,
   За тридцать лет, - за триллион столетий, -
   Благодарю тебя, о, Целое, всегда.
  
   1916
  
  
   * * *
  
   Весь Ваш внутренний мир я люблю,
   И люблю я все внешнее Ваше.
   Оттого и спокойно терплю
   Исчезание огненной чаши.
  
   Молча муку такую сношу,
   Как попавшие заживо в склепы.
   Справедливости только прошу
   Я, быть может, тяжелый, нелепый;
  
   Пусть тяжелый, нелепый, как ложь,
   В трехсосновой завязнувший чаще
   Приносящий несчастье, - я все ж
   Настоящий! Да, да! Настоящий.
  
   Настоящее знал я тогда,
   Знал блаженство, не бывшее в мире;
   Пожеланий моих провода
   Разнесли его всюду в эфире.
  
   Утро каждое я посылал
   Самой малой возникшей былинке.
   Чтобы пестик ее просиял,
   И лучистыми стали тычинки.
  
   Всем желал одного: чтоб как я.
   Не иначе, блаженными были, -
   Ибо с самых родов бытия
   Ослепительней не было были.
  
   Да, пожалуй, еще об одном
   Попрошу Вас: когда Вам не спится.
   Как-нибудь, у меня за окном
   В час ночной, пролетев, очутиться.
  
   И послушать, как сонную тишь,
   В расстояньи, за шторою близкой, -
   Под каблук угодившая мышь
   Разрезает пронзительным писком.
  
   То мой бред. Потому не боюсь
   В нем я с истиной впасть в разноречье.
   Потому - как мертвец, я смеюсь,
   Что у мыши - лицо человечье.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.
Рейтинг@Mail.ru