Чулков Георгий Иванович
Memento mori

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:





     
					     Там стыдно будет унывать 
					     И предаваться грусти праздной, 
					     Где пахарь любит сокращать 
					     Напевом труд однообразный. 
					                    Некрасов 
     
     Александр  Блок  в  докладе своем "Интеллигенция и народ ", прочитанном
сначала  в  "Религиозно  философском  обществе",  а потом в "Литературном ",
раскрывает  рознь  между  двумя на чалами современной русской жизни и делает
мрачные  предсказания:  на  культурных  людей надвигается "грудь коренника "
той  бешеной  тройки,  которая мчится из глубины наших диких полей. Поэт, по
видимому,  предчувствует,  что правда, живая и стихийная, на стороне народа,
но   он   отказывается  делать  какие  либо  определенные  выводы  из  этого
утверждения  и  ограничивается  тремя  вопросами:  во-первых,  переходима ли
черта  между  интеллигенцией  и  народом?  во  вторых, если нет, остается ли
какое-нибудь  спасение  для  культуры,  кроме Победоносцевской инерции? и, в
третьих, если да, то как найти пути к народному сердцу? 
     С  историко-социологической  точки  зрения  я  не  стану рас сматривать
доклад  Блока: жизнь слишком усложнилась, многообразные культурные течения и
грубые  материальные  интересы  давно  уже раздробили страну на определенные
классы  и  группы,  и  нет возможности отвлеченно рассуждать по поводу такой
произвольной границы, которую проводит Александр Блок. 
     Но  с  иной  жизненно  практической  точки  зрения рассуждать о докладе
Блока возможно и должно. 
     Впрочем,   возражая   своим  оппонентам,  Александр  Блок  сделал  одну
уступку,  которая  отчасти изменяет самую постановку темы об интеллигенции и
народе;  Блок  признал,  что рознь существует не между всей интеллигенцией и
народом,  а  лишь  между  известной  "частью"  интеллигенции и той стихийной
Русью, 
		     
		     Где все пути и все распутья 
		     Живой клюкой измождены, 
		     И вихрь, свистящий в голых прутьях, 
		     Поет преданья старины ... 
		     
     Такая  постановка  темы изменяет в известной мере и ее сущность, потому
что  часть интеллигенции, конечно, не связана с той Русью, которая "и во сне
необычайна", - но возможно ли утверждать pars pro toto? 
     Блок по праву мог бы сказать про себя: 
		     
		     И сам не понял, не измерил, 
		     Кому я песни посвятил ... 
		     
     Воистину  интеллигенцию  нашу нельзя мерить той мерою, которую приложил
к  ней  поэт. "Я, - говорит Блок, -как интеллигент, влюблен в индивидуализм,
эстетику   и   отчаяние".    Какое   чудовищное   непонимание   духа   нашей
интеллигенции! 
     Неужели   не   ясно,   что  все  три  темы,  влюбившие  в  себя  поэта,
-"индивидуализм,  эстетика  и  отчаяние" - все  эти  темы являются предметом
ненависти  нашего интеллигента? Неужели Блок не понимает, что влюбленность в
эти   темы   есть   край  нее  декадентство?  И  неужели  не  очевидно,  что
декадентство  полярно по отношению к интеллигенции? Интеллигенция, со времен
Белинского   утверждавшая  идею  общественности  и  народолюбия,  со  времен
Писарева  провозгласившая  парадоксальное "разрушение эстетики " и, наконец,
в  лице  своих  революционеров,  объявившая войну апатии и косному отчаянию,
- что общего имеет эта интеллигенция с тем орхидейным интеллигентом, который
расцветает в декадентской оранжерее? 
     Образ  двойника  заслонил Блоку образ интеллигенции, и печать смерти на
лице  этого  двойника  Блок  принял  за  печальный  знак гибели всего нашего
общества.  Но  напрасно Блок волнуется за судьбу всех этих юношей и девушек,
которые   рассеяны   теперь   среди  народа - всех  этих  учителей,  врачей,
статистиков,  газетных  работников, пропагандистов, агитаторов,  -  все  они 
органически связаны с народом. Они умеют и  жить  с  народом  и  умирать  за
народ.  Правда, порой между грамотным и неграмотным русским человеком бывают
недоразумения,  но ведь не очевидно ли, что дух народа не может определяться
его  темнотой?  Нация  - по существу - не изменит своей природы, если страна
не  будет  голодной  и  невежественной. И, надеюсь, Александр Блок не имел в
виду   этой   чисто   внешней   розни,   какая  возникает  порой  в  русской
действительности  между  косным  обывателем,  кто  бы  ни  был  он  - мужик,
мещанин,  помещик,  и  вольнолюбивым и подвижным искателем нового жизненного
уклада. 
     Однако,  если  мы  устраним  все  эти недоразумения и обратимся к самым
корням  доклада  Александра  Блока,  мы увидим, что они глубоко внедрились в
жизненную правду. 
     В  чем  же эта правда? О каком расколе, о каком разделении и розни идет
здесь речь? 
     Я  думаю,  что  рознь действительно существует, но существует она между
декадентами,  с одной стороны, и народной стихи ей - с другой. Я разумею под
декадентами  не  только литераторов и - пожалуй даже - менее всего их, а тех
случайных,  почти  всегда  талантливых,  но  погибающих  "лириков  жизни  ",
которые  возникают  перед  нами  время  от  времени,  как живой укор за идеи
крайнего  индивидуализма,  идеи,  взлелеянные  Фридрихом  Ницше,  Бодлэром и
Оскаром Уайльдом. 
     Но при чем  же  тут русская интеллигенция? Она - повторяю - неповинна в
грехах  наших  ницшеанцев,  бодлэрианцев - детей  европейской культуры конца
века. 
     Я  вовсе  не  склонен  умалять  значения  существующей розни, хотя и не
думаю,  подобно  Блоку,  что болезнь крайнего индивидуализма прогрессирует в
русском  обществе.  Вряд  ли  это  так. Но тем не менее, независимо от того,
мало  или много среди нас таких отщепенцев, трагизм этой розни остается пока
неразрешенным. 
     И  этот  разлад  декадентов  с  народом  (пусть  их  мало   среди  нас)
значителен  и  глубоко интересен, потому что психология такого оторвавшегося
от  народной стихии человека -зловещий симптом не для русской интеллигенции,
которая  еще  девственна и стихийна, как и народ наш, а для личности вообще.
Тема, поставленная Блоком, тема универсальная, а не национальная. 
     Декадентство  переживает  кризис.  Блок  не  первый  указал  на  это. И
Вячеслав  Иванов,  и  Д.  С.  Мережковский писали об этом. И мне приходилось
писать   о  кризисе  декадентства.  Memento  mori  воистину  прозвучало  как
пророчество.  Но  для кого? Только не для русской интеллигенции. Ведь смерть
угрожает  тем,  кто не с народом, кто отказался от народной правды, т. е. от
жизни,  т.  е.  признал  первую  часть формулы "неприятия мира "и не признал
второй ее части - того "слепительного да ", о котором пел нам поэт. 
     Но   наша   интеллигенция  не  знает  еще  горьких  противоречий.  Иван
Карамазов,  искусившийся  в противоречиях, в сущности, вовсе не интеллигент:
это, быть может, первый декадент наш. 
     Интеллигенция,  несмотря на весь атеизм свой, по природе своей вовсе не
мятежна:  она  строительница  жизни  народной,  она  гуманистична, ей только
некогда   думать  об  "имени"  Бога,  но  вся  она  морально  безупречна,  а
религиозно  богопокорна.  Бунт  карамазовский не предстал перед ней как тема
реальная.  Нет,  явно,  что  Блок  "валит  "обвинение  "с  больной головы на
здоровую ". 
     И  я  предлагаю формулировать тему о "неблагополучии" нашем по-иному, а
именно:  "Декадентство  и народ ". Тогда интеллигенция отойдет почти целиком
к  народу,  а  с  декадентами  останется  кучка  "лириков жизни" и, пожалуй,
некоторые самоубийцы, о которых упомянул Блок. 
     Поэт  был  несправедлив  к  нашей  интеллигенции:  он слишком умалил ее
добродетели  и,  с другой стороны, слишком польстил ей, предположив, что она
стоит  на  той высокой ступени культуры, откуда видны последние противоречия
нашей  жизни  и  где  у  слабых  кружится  голова  над раскрывшейся бездной.
Интеллигенция  наша не забирается на высоты: она у земли и с землей. И благо
ей. 
     У  Глеба  Успенского  есть  очерк:  "Овца  без стада ".  В  этом очерке
фигурирует  "балашевский  барин",  который непрестанно печалуется о народе и
вечно  к  нему  стремится,  но  из  его  хождения в народ ничего не выходит.
"Мешает  мне  мое  в высшей степени ложное положение, положение барина ... -
признается   он,   -   заметьте,   что   я  говорю  -  мешает  положение  не
интеллигентного человека, просто барина"... 
     Я  боюсь,  что  Блок  попал  в  это "ложное положение ", как выражается
герой  Глеба  Успенского.  И  это  вовсе  не значит, что у Блока нет связи с
народом,  с  Россией.  Охотно  верю, что такая связь имеется, но не там она,
где  думает  Блок.  Любовь  к  народу  и  родной стране вовсе не требует тех
самообличений,  которыми  так  увлекся  поэт,  -  и  того  хождения в народ,
которым  занялся  "балашевский  барин".  И все мы, русские  грамотные  люди,
праведные  и  грешные,  баре и разночинцы, не менее, чем неграмотные русские
люди,  любим  Россию  целомудренной  и  таинственной  любовью. Все мы - сама
Россия. 
     Но  иные  из нас - немногие, декаденты - погибают, несмотря на глубокую
и  молчаливую  любовь  свою  к  родине. Этого отрицать я не стану. Но гибель
этих   немногих   декадентов   определяется   особой  причиной  -  неумением
преодолеть  крайний  индивидуализм,  найти  путь  к  общественности, но этот
разрыв  между  личностью  и  общественностью  вне  категорий интеллигенции и
народа. 








 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.
Рейтинг@Mail.ru