стр. 115
ИЛЬЯ
СЕЛЬВИНСКИЙ
"ПУШТОРГ"
Глава
вводная без
номера.
1
Каррамба!
Мы кажется сбиты с пути-с...
Поэма моя
растеряла исканья:
Она уже слышала
рукоплесканья,
Подобные шумным овациям
птиц,
И горечь обиды, которой
полита
Из ослепительных ножниц
Главлита.
А между тем - ведь эдак нельзя
ж:
Я совершенно забыл про
пейзаж.
2
Пейзаж
- это тот граненый рубин,
Который вправляется в
сердце короны.
В поэзии мгла философических
глубин,
Молнии политики, ухищренно
скроенные,
Только тогда вонзятся в
цель,
Когда поэтизм поэзии
цел,
И даже в агитке, даже в
пародии,
Как же тут можно забыть о
природе?
3
Но
возвращаться, конечно, не стоит.
Лучше всего из
различных настоев,
Если только состав не
закис,
стр. 116
В два мазка
набросать эскиз.
Что ж описать? Весну или
осень?
Не по сезону? Ладно,
отбросим.
Воспою зори, "Полночь" и "День"
-
И пусть их монтируют, кому не
лень.
4
"Вечер"
"Рыжая
тучка с оранжевым гребнем"...
Так. Хорошо. И ни
звука больше.
Синяя? Плохо. Сизая?
Пошло.
Рыжая!! Пусть отдает
непотребным!
Пусть этот вечер не пахнет
молебном;
Хоть один вечер без синьки и
сажи.
Читатель, давайте не портить
пейзажа:
"Рыжая тучка с оранжевым
гребнем".
5
"Утро"
Алое
облачко с пурпурным гребнем,
В огненных шпорах,
с каскадом плюмажей,
Орет кукареку, бодрится и
крепнет,
Эмблемой Свободы - крыльями
машет.
За ним полыхают: заря новой
жизни,
И радуга, ждущая буквенный
натиск.
О, где же ты, Жаров? Явись и
оттисни:
"Пролетарии
всех стран,
соединяйтесь!"
6
(Вниманию
непонимак: автор
Здесь издевается. Это
правда.
Но не над лозунгом, а над
тем,
Как преподносятся тысячи
тем.
Ниже автор с явным
цинизмом
Будет куражиться над
оптимизмом,
Но не над всяким. Не
потухай!
Над оптимищиной петуха.)
стр.
117
7
Теперь
подсчитаем: оранжевый, рыжий,
Огненный,
пурпурный, алый, а ниже
Даже "заря" и "Жаров" -
восторг!
Все оттенки красного
цвета.
Правда, не все нужны для
рассвета,
Но все-таки целых 16
строк.
Ну можно ли эдак потеть и при
этом
Считаться непролетарским
поэтом?
8
Ведь
современный поэт, как петух,
Обязан быть бодр,
хлопать крылами,
Все, что парит, обзывать
"орлами"
(Конечно, двуглавыми); без
потуг
Прудить свою плодоносную
реку,
Учить соловьев кричать
кукареку,
Жемчугом пренебрегая, -
словом,
Быть идеалом, воспетым
Крыловым.
9
Главное
- не сомневаться ни в чем!
(Хоть Маркс в
наследье рабочей массе
Завещал лозунг: "Во всем
сомневайся".)
Но если поэт раздвигает
плечом
Толпу предрассудков, хотя бы и
красных,
Хотя бы и официальных, как
праздник,
Но все же мешающих жить и дышать,
-
Ого! Тут выльется целый
ушат
10
Цитат
изумленных и тезисной брани
С хищных трибун
простодушных собраний:
"Мещанство",
"ревизионизм", "уклон",
"Меща.." и пошло
улюлюкать и ухать!
Здесь муху раздуют - где уж
там слон,
стр. 118
Слона-то как раз
не приметят, а муху -
А муха в почете. В общем
и целом
Служит она статистическим
целям.
11
Но
гм... В борьбе с мухизацией песни
Я разменялся
на мелочь. Итак,
О чем бишь мы говорили,
читатель?
Да, о пейзажах. С какой же
стати
Я волновался? Экой
чудак.
Пейзаж, эта кружка добрейшей
поэзии,
В ней никакой ведь политики
нет?
С чего ж это мне бушевать
наконец?
12
Итак,
друзья, мы зарей обладаем.
Теперь остаются
"Полдень" и "Ночь".
Но золото с тушью только
придай им
И красная краска станет
иной.
Что ж? Значит снова уклоны и
примесь?
Пресса опять зажужжала б, как
примус,
Опять бы критик рвал и
метал
За то, что ввожу презренный
металл?
13
Нет,
уж знаете. Я тово. Сыт.
Выкачали достаточно
крови.
Кроме того, из каких же
сокровищ
Хоть каплю солнца отлить на
весы?
Чем обладаю, не бурш и не
герцог?
Серебряным смехом? Золотым
сердцем?
Но в смехе моем уже нет
серебра,
А сердце поэта - хрустальный
брак.
14
Что
же касается "Ночи", то здесь
Хватило бы вволю
ваксы и сажи,
Которыми мажут моих
персонажей
стр. 119
В особенности
положительных. Десть,
Кипы, рулоны, тресты
бумаги,
Поля, кормящие черные
маки,
Ущелья ада, космоса
нощь
Заполнила б эта проклятая
"Ночь".
15
Но
тембр поэмы и без того мрачен,
И без того нет
электрических солнц;
И автор, траурный, точно
ксендз,
Восходит по строфам и проблески
прячет.
Быть может, - как знать? - через год,
через два
Засеребрится его
голова,
И, обладая челюстью в
золоте,
Он воспоет ослепительный
"Полдень".
16
А
может быть, автор просто хитрит,
Играет на
нервах и хочет добиться
Без командирского счета
- "Три!",
Чтобы у вас напружинился
бицепс
Против туманов на горном
пути,
Против вершин, окуренных
тучкой.
Очень возможно. Главное -
бди!
Поэзия, знаете, тонкая штучка.
(Удар за ударом. Удар второй Литературный альманах / Под редакцией
А. Безыменского. М.; Л. Госиздат. 1930. )
