Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. - К.Г. Паустовский


           ЧАСТЬ ВТОРАЯ

   Простите, товарищ Маяковский. Вот   вы  всё  время
орете - "социалистическое искусство, социалистическое ис-
кусство". А в стихах - "я",  "я" и "я". Я радио, я башня,
я то, я другое. В чем дело?

          Для малограмотных

Пролеткультцы не говорят
ни про "я",
ни про личность.
"Я"
для пролеткультца
все равно что неприличность.
И  чтоб психология
была
"коллективной", чем у футуриста,
вместо "я-с-то"
говорят
"мы-с-то".
А по-моему,
если говорить мелкие вещи,
сколько ни заменяй "Я"-"Мы",
не вылезешь из лирической ямы.
А я говорю
"Я",
и это "Я"
вот,
балагуря,
прыгая по словам легко,
с прошлых
многовековых высот,
озирает высоты грядущих веков.
   
Если мир
подо мной
муравейника менее,
то куда ж тут, товарищи; различать местоимения?!
        
            Теперь сама поэма

   Напомню  факты. Раскрутив шею, я остановился на ка-
ких-то тысячных метрах.

Подо мной земля -
капля из-под микроскопа:
загогулина и палочка, палочка и загогулина...
Европа лежит грудой раскопок,
гулом пушек обложенная огульно.
Понятно,
видишь только самые общие пятна.
Вот
она,
Россия,
моя любимая страна.
Красная,
только что из революции горнила.
Рабочей
чудовищной силой
ворочало ее и гранило.
Только еле
остатки нэпа ржавчиной чернели.
А это Польша,
из лоскуточков ссучена.
Тут тебе сразу вся палитра.
Склей такую!
Потратила пилсудчина
слюны одной тысячу литров.
Чувствуешь -
зацепить бы за лоскуточек вам,
и это
все
разлезется по швам.
Германия -
кратера огнедышащий зной.
Камня,
пепла словесное сеянье.
Лава -
то застынет соглашательской желтизной,
то, красная,
дрожит революции землетрясением.
Дальше.
Мрак.
Франция.
Сплошной мильерановский фрак.
Черный-черный.
Прямо  синий.
Только сорочка блестит -
как блик на маслине.
Чем дальше - тем чернее.
Чем дальше - тем   мрачнее.
Чем дальше - тем   ночнее.
И на горизонте,
где Америка,
небо кроя,
сплошная чернотища выметалась икрою.
Иногда лишь
черноты горы
взрывались звездой света -
то из Индии,
то из Ангоры,
то из Венгерской республики Советов.

Когда же
сворачивался лучей веер,
день мерк -
какой расфееривался фейерверк!
Куда  ни нагнись ты -
огнисто.

Даже ночью, даже с неба узнаю РСФСР.

Мало-помалу,
еле-еле,
но вместе с тем неуклонно,
неодолимо вместе с тем
подо мной
развертываются
огней параллели -
это Россия железнодорожит темь.
  
А там вон
в линиях огни поредели,
в кучи сбились,
горят тангово.
Это значит -
Париж  открывает борделя
или еще какая из животоварных торговок.
      
Собрать бы молнии
да отсюда
в золотооконный
в этот самый
в Мулен
в Руж...
Да разве попрешь?
Исторические законы!
Я марксист,
разумеется, не попру ж!

Если б вы знали,         
с какой болью
ограничиваюсь свидетельской ролью.
      
   Потушить антенны глаз. Настроить на 400 000 верст
антенны слуха!

Сначала
- молодое рвение -
радостно принимал малейшее веянье.
Ловлю перелеты букв-пуль.
Складываю.
Расшифровываю,
волнуясь и дрожа.
И вдруг:
"Ллойд-Джордж  зовет в Ливерпуль.
На конференцию,
Пажа-пажа!!"

Следующая.
Благой мат.
Не  радио,
а Третьяков в своем "Рыде":
"Чего не едете?
Эй, вы,
дипломат!
Послезавтра.
Обязательно!
В Мадриде!"

До чего мне этот старик осточертел!

Тысячное  радио.
Несколько слов:
"Ллойд-Джордж.
Болезнь.
Надуло лоб.
Отставка.
Вызвал  послов.
Конференция!"
Конотоп!

Черпнешь из другой воздушной волны.
Волны
другой чепухой полны.
"Берлину
Париж:
Гони монету!"
"Парижу
Берлин:
Монет нету!"
"Берлину.
У аппарата Фош.
Платите! -
а то зазвените".
"Парижу.
Что ж,
заплатим,
извините".
И это в конце каждого месяца.
От этого
даже Аполлон Бельведерский взбесится.
А так как
я
человек, а не мрамор,
то это
меня
извело прямо.
Я вам не в курзале под вечер летний,
чтоб слушать
эти
радиосплетни.

Завинчусь.
Не будет нового покамест -
затянусь облаками-с.

   Очень  оригинальное ощущение.  Головой  провинтил
облака и тучи. Земли не видно. Не видишь даже собствен-
ные плечи. Только небо. Только облака. Да в облаках моя
головища.

Мореет тучами.
Облаком застит.
И я
на этом самом
на море
горой-головой плыву головастить -
второй какой-то брат черноморий.
Эскадры
верблюдокорабледраконьи.
Плывут.
Иззолочены солнечным Крезом.
И встретясь с фантазией ультра-Маркони,
об лоб разбиваемы облакорезом.
Громище.
Закатится
с тучи
по скату,
над ухом
грохотом расчересчурясь.
Втыкаю  в уши облака вату,
стою в тишине, на молнии щурясь.
И дальше
летит
эта самая Лета;
не злобствуя дни текут и не больствуя,
а это
для человека
большое удовольствие.

   Стою спокойный. Без единой думы. Тысячесилием воли
сдерживаю антенны. Не гудеть!

Лишь на извивах подсознательных,
проселков окольней,
полумысль о культуре проходящих поколений:
раньше
аэро
шуршали о голени,
а теперь
уже шуршат о колени.
      
Так
дни
текли и текли в покое.
Дни  дотекли.
И  однажды
расперегрянуло такое,
что я
затрясся антенной каждой.

Колонны ног,     
не колонны - стебли.
Так эти самые ноги колеблет.
                    
В небо,
в эту облакову няньку,
сквозь земной
непрекращающийся  зуд,
все законы природы вывернув наизнанку,
в небо
с земли разразили грозу.
Уши -
просто рушит.
Радиосмерч.
                   
"Париж...
Согласно Версальскому
Пуанкаре да Ллойд..."
"Вена.
Долой!"
  
"Париж.
Фош.
Врешь, бош.
Берегись, унтер..."
"Berlin.
Runter!" (*1)
"Вашингтон.
Закрыть Европе кредит.
Предлагаем должникам торопиться со взносом".
"Москва.
А ну!
Иди!
Сунься носом".
За радио радио в воздухе пляшет.
Воздух
в сплошном
и грозобуквом ералаше.
          
   Что это! Скорее! Скорее! Увидеть. Раскидываю тучи.
Ладонь ко  лбу. Глаза укрепил над самой землей. Вчера
еще закандаленная границами, лежала здесь Россия оди-
ноким красным  оазисом. Пол-Европы горит сегодня. Про-
рывает огонь границы  географии России. А с запада на
приветствия огненных рук огнеплещет германский пожар.
От  красного тела России, от красного тела Германии ог-
ненными  руками отделились колонны  пролетариата. И у
Данцига -

пальцами армий,
пальцами танков,
пальцами Фоккеров
одна другой руку жала.
И под пальцами
было чуть-чуть мокро
там,
где пилсудчина коридорами лежала.-
       
   Влились. Сплошное огневище подо мной. Сжалось. На-
пряглось. Разорвалось звездой.

	      * * * * *

*1 - "Берлин. Долой!" (нем.).


[Следующие главы] [Основное оглавление]

[English] [Russian TRANS | KOI8 | ALT | WIN | MAC | ISO5]
Домашняя страница ° Комментарии ° Книга гостей


©1994 -2001"Друзья и Партнеры"
Наташа Булашова,Грег Коул
Перепечатка и цитирование материалов сайта FPlib невозможны без письменного разрешения.

Updated: 2001-10-01

Please write to us with your comments and suggestions.


Реклама на сервере
Быстрый поиск






Расширенный поиск

Основные разделы
О сервере
Новости сервера

Русская литература
18-й век
19-й век
Для детей
Литературные анекдоты
Зарубежная литература

Галерея
Фотоархив

20-й век (4-ая часть, 60-е годы)

20-й век (3-ая часть, 40-е годы)

20-й век (2-ая часть, 20-е годы)

20-й век (1-ая часть)
Историческая справка
Анненский И.Ф.
Асеев Н.Н.
Ахматова А.A.
Багрицкий Э. Г.
Бальмонт К.Д.
Барто А.Л.
Бедный Д.
Белый A.
Блок A.A.
Брюсов В.Я.
Бунин И. А.
Волошин M.A.
Гиппиус З.Н.
Городецкий С.М.
Гумилев Н.С.
Джалиль М.
Есенин С.А.
Зенкевич М.А.
Иванов В.И.
Иванов Г.В.
Крандиевская-Толстая Н. В.
Лебедев-Кумач В.И.
Луговской В.
Мандельштам О.Э.
Маршак С.Я.
Маяковский В. В.
Мережковский Д.С.
Пастернак Б.Л.
Светлов М.А.
Северянин И.
Сельвинский И.Л.
Сологуб Ф.
Уткин И.П.
Ходасевич В.Ф.
Цветаева M.И.
Черный А.
Чуковский К.И.

История Черубины

Цитаты
Пословицы

Другие ресурсы

Листсервер

Реклама на сервере
Статистика за текущий месяц, 2002
Статистика за 2002
Статистика за 2001
Вакансии



Text Only
Text w/Graphics

Personalities