Источник |
Илья Ильф и Евгений Петров. Собрание сочинений в 5 томах. Том 3. |
Издательство |
«Художественная литература». Москва, 1961 |
Ocr, проверка |
Читальный зал |
«Зауряд – известность»
Выслуга лет нужна не только для получения пенсии. Она требуется
и для славы. Прошло то волшебное время, когда о писателе говорили: «Он лег спать
никому не известным, а проснулся знаменитым». Теперь бывает скорее обратное
— писатель ложится в постель знаменитым, а утром, еще сонный, читает газету,
где о нем написано, что писатель он, в сущности, гадкий (омерзительный), и весь
предыдущий трехлетний фимиам был роковой ошибкой критики.
Пяти лет какой бы то ни было работы в литературе достаточно, чтобы
создать автору маленькую домашнюю славу. Одноколесная фортуна осыпает его повестками,
приглашениями на заседания, диспуты и товарищеские чаи («непринужденная беседа
затянулась далеко за»). В общем, его впускают в вагон. Теперь ему хорошо.
Писатель Полуэксов отбарабанил установленный срок и получил положенную
по штату зауряд-известность. Жизнь его была всем хороша. Утром он писал для
души, днем для славы, а вечером для Радиоцентра.
И вдруг ровная приличная жизнь окончилась.
Его спросили:
— Почему вы не напишете пьесы?
Он не ответил, не обратил внимания. Мало ли о чем спрашивают писателя:
почему вы не пишете для детей? Почему бы вам не писать водяную пантомиму с чудесами
пиротехники или монолог с пением и чечеткой для разъездного агитфургона?
Но фургон фургоном, а вопрос о пьесе стал повторяться все чаще.
Спрашивали в редакциях, на улицах останавливали приятели. Один раз оконфузили
Полуэксова даже в трамвае.
— Филипп Семеныч! — закричал страшным голосом через весь вагон мало
знакомый гражданин в каракулевом пирожке. — Это уже свинство, Филипп Семеныч.
Хамство. Почему ты не напишешь пьесы?
И все пассажиры посмотрели на Полуэксова с гадливостью. Он замешался
и в смущении соскочил на ходу с задней площадки, за что и был оштрафован на
три рубля.
«Ну, — подумал он, — меня уже начинают штрафовать за то, что я не
пишу пьесы».
Дома приставали родственники. Кольцо сжималось. Наконец в квартиру
ворвался человек весь в желтой коже и бросил на письменный стол договор.
— Подписывайте, подписывайте, — сказал он быстро и повелительно,
— вот здесь, внизу.
— А вверху что? — спросил растерявшийся писатель.
— А вверху известно что, — отвечала кожа, — с одной стороны Филипп
Семеныч Полуэксов, именуемый в дальнейшем автором, и передвижной стационар драм-комедий,
именуемый с другой стороны... Но это не важно. Подписывайте.
— Но тут у вас обозначено, что я обязан представить пьесу из быта
ИТР и прочей интеллигенции, объединившейся вокруг ВАРНИТСО? Тема мне, так сказать,
мало знакома...
— Тема условная, голубчик, — ласково ответила кожа.
— Но тут уже и название проставлено — «Зразы».
— Н... название условное. Все условное.
— Как, неужели все условное?
— Абсолютно все. Подписывайте скорей. Иначе я сам подпишу за вас.
Тогда человек, именуемый в дальнейшем «автор», подписал.
Что он мог еще сделать? Сопротивляться было нелепо. К тому же все
условно и, может быть, обойдется мирно.
— Пришлось, однако, отложить работу для души, славы и Радиоцентра
и заняться обдумыванием пьесы.
Знакомство с шедеврами мировой драматургии принесло Полуэксову первые
крупицы знания в этом новом для него деле.
Выяснилось, что герой пьесы совершает обычно нижеследующие поступки:
а) Входит.
б) Уходит.
в) Снова входит.
г) Смеется.
д) Застреливается.
Писателю стало легче.
Усадив жену и свояченицу за подсчет реплик в пьесах Мольера и Бомарше,
Полуэксов принялся разрабатывать сюжет.
Главное действующее лицо ВХОДИТ в свою комнату и видит, что жена
изменяет ему с не менее важным действующим лицом. Пораженный этим фактом, он
УХОДИТ. Затем СНОВА ВХОДИТ с револьвером в руке. СМЕЕТСЯ и, произнеся горький
монолог, ЗАСТРЕЛИВАЕТСЯ.
Выходило очень неплохо. Свежо.
Но тут в квартиру вломился человек в брезентовом костюме и сурово
сказал:
— Редакция газеты «Искусство не для искусства» поручила мне узнать,
что вы собираетесь отобразить в пьесе «Зразы»?
И, знаете, у Полуэксова не повернулся язык сказать, что «Зразы»
— это чистая условность и что он собирается писать о любовном треугольнике (входит,
уходит, смеется, застреливается). Он постыдно соврал. Сказал, что будет писать
о борьбе двух миров.
Теперь отступления не было. Будущее рисовалось уже менее ясно, потому
что у Бомарше о борьбе двух миров не было сказано ни слова, и вся семейная работа
по освоению наследия классиков могла свестись на нет.
Пришлось изворачиваться. В пределах, конечно, классических ремарок.
— Значит так, вредитель ВХОДИТ и, пользуясь тем, что честный специалист
УХОДИТ, делает свое грязное дело. Но тут честный специалист СНОВА ВХОДИТ и разоблачительно
смеется. А вредитель ЗАСТРЕЛИВАЕТСЯ. Это не Бомарше, но для передвижного стационара
сойдет. К тому же человек в желтой коже совершенно ясно говорил, что абсолютно
все должно быть условно.
Дальше пошла, как говорится, техника дела. Режиссер Кошкин-Эриванский
дописывал пьесу, так как, по его словам, не хватало целого акта. Полуэксов обижался,
но Кошкин говорил... что все это условно, на сцене будет иначе и очень хорошо.
Вообще условностей было многое множество. Состоялась премьера, автора
вызывали свояченица с мужем, возникла горячая дискуссия, в газетах прогремели
публичные диспуты, где автора условно называли талантливым.
Одна лишь публика почему-то приняла пьесу всерьез и перестала на
нее ходить после первого же представления.
Полуэксов сначала волновался, но потом увидел, что мнение зрителей
в конце концов вещь условная.
Человек в желтой коже был прав — все оказалось условным, кроме послужного
списка.
А вот в послужной список легло новое, ничем не запятнанное художественное
произведение. Для выслуги лет в искусстве это очень важно.
1932
«Зауряд-известность». — Впервые опубликован в газете «Советское
искусство», 1932, № 50–51, 4 ноября. Подпись: Ф.Толстоевский. Фельетон не переиздавался.
Печатается по тексту газеты «Советское искусство».
|