Источник |
Илья Ильф и Евгений Петров. Собрание сочинений в 5 томах. Том 3. |
Издательство |
«Художественная литература». Москва, 1961 |
Ocr, проверка |
Читальный зал |
Пытка роскошью
Стоит только недосмотреть за каким-нибудь незначительным явлением
жизни, как оно сразу превращается в проблему и уже в качестве таковой начинает
волновать умы.
Так родилась проблема бритья и стрижки.
В старину человечество уделяло непомерно много внимания борьбе с
лысиной. В газетных объявлениях главное место обычно занимала радостная исповедь
пехотного майора французской службы, господина Адольфа Шантажу о том, как он,
пехотный майор, натирая свою лысую, как детский горшок, голову пастой «Анти-Лысотикон»,
в два дня добился поразительных результатов.
На его голове со свистом и грохотом выросла густая и красивая шевелюра.
Счастливая судьба не существующего в природе господина Шантажу вызывала
суматоху среди лысых. И они тоже втирали в свои плеши различные «Анти-Лысотиконы»,
«Вырастатели» и прочие волшебные средства, рекомендованные капитанами и тамбурмажорами
преимущественно французской службы. В общем, все хотели быть волосатыми.
Сейчас парикмахерская проблема повернулась другой стороной.
Граждане хотят избавиться от своих волос. И это почти так же трудно,
как вырастить их на голом месте по способу Адольфа Шантажу.
Московские парикмахерские превратились в читальни. Где-то в глубине
салона, перед голубоватым зеркалом, трудится мастер в полубелом фельдшерском
халате. Но его почти не видно. Он затерт толпой ожидающих клиентов. Самые молодые
и неопытные коротают время, перечитывая по двадцать раз единственный номер детского
журнала «Козявка», который от частого употребления готов рассыпаться в порошок.
Тоскливо шевеля губами, они моментально заучивают наизусть слова задушевного
детского стишка:
«Толя, Коля и Машутка
Закричали: «Вот так шутка!
После разных неудач
Стал папаша наш избач.
Динь-бом,
Динь-динь-бом!
Свет несет в деревню он».
Совсем не так поступает опытный клиент. Опытному клиенту точно известно,
сколько часов придется прождать в парикмахерской очереди. Потому он и является
с соответствующей по тоннажу книгой. Чаще всего это бывает «Граф Монте-Кристо»,
роман в шести частях с прологом и с эпилогами, или современная эпохальная трилогия
в шестьсот страниц текста и вступительной статьей, отмечающей ошибки автора.
Этого хватает в обрез. Приглашение мастера занять место совпадает с благополучной
концовкой романа.
Но тут начинается новое мученье — пытка роскошью.
— Голову рекомендую мыть хной, — тихо говорит мастер.
Клиент бросает косой взгляд на прейскурант (мытье головы хной —
2 р. 50 к.) и начинает врать, что он недавно был в бане.
— Перхоти много, — угрожающе говорит мастер, — может, помоем «Пиксапо»?
Но клиент отказывается и от «Пиксапо» (1р. 50 к.). Тогда на лице
мастера появляется выражение, которое нужно понимать так: «Что ж, а ля гер,
ком а ля гер, — на войне как на войне. Бывают раненые, бывают убитые».
Вслед за сим обездоленный мастер начинает бритье, стараясь вместе
с волосяными покровами снять также и кожные.
Уже в середине операции клиент сознает, какую гибельную ошибку он
совершил, и говорит дрожащим голосом:
— А может быть, в самом деле помоем голову «Пиксапо»?
— Помоем хной, — сурово отвечает мастер.
Клиент готов на все. И пытка роскошью начинается. Клиенту моют голову
дорогой персидской жижей и сушат волосы электрической машинкой, потом снова
поливают, на этот раз хинной водой, и снова сушат салфеткой. Дальше в ход идут
бриолин, горячий компресс на щеки, сухой пресс на голову, одеколон «Сирень»,
цветочная вода Фармзавода № 8, причесывание бровей специальной щеточкой и, сверх
прейскуранта, насильственное выщипывание волос из носа и из ушей хирургическими
клещами.
Счет достигает пяти рублей, и когда клиент направляется к двери,
шатаясь от горя, его неожиданно по спине бьет веником швейцар с преданными и
льстивыми, как у сеттера, глазами. Он отбирает последние, припасенные на трамвай
десять копеек и, по старинному обычаю, низко кланяется.
Домой страдалец идет пешком, бессмысленно лепеча: «Динь-бом, динь-динь-бом»,
и размышляет о самовластии парикмахеров.
Самовластие это безгранично. В поселке Клязьма, под Москвой, есть
парикмахерская, где под обыкновенным кличем: «Одеколон — не роскошь, а гигиеническое
средство», висит сообщение хозяина:
КРЕПКИЕ, ЖЕСТКИЕ ГОЛОВЫ И БОРОДЫ Я НЕ БРЕЮ
А так как на Клязьме скопилось много зимогоров с крепкими и жесткими
головами и бородами, то бриться они ездят поездом в Пушкино, где их подвергают
пытке роскошью.
В Надеждинске на семьдесят тысяч рабочего населения есть только
три парикмахерские. Проблема бритья и стрижки достигла там предельной остроты.
Если бы Большой театр решил вдруг выехать в Надеждинск на гастроли, особенным
успехом пользовался бы там «Севильский цирюльник», а то место, где Фигаро без
всякой очереди бреет Бартоло, несомненно вызвало бы громовые аплодисменты, бурю
рукоплесканий, овацию.
Раньше, когда человек вдруг начинал отращивать бороду, было ясно,
что это киноактер, готовящийся сниматься в роли опричника в фильме «Приключения
Иоанна Грозного». Теперь свежая и длинная борода показывает, что собственник
ее устал бороться с парикмахерскими очередями, что ему надоело читать «Графа
Монте-Кристо» и что, наконец, ему невмоготу посвящать своему подбородку выходные
дни, мудро предназначенные для отдыха.
Нужно торопиться.
Надо либо пригласить в консультанты легендарного майора Адольфа
Шантажу, мастера на все руки, который, вероятно, имеет в запасе какой-нибудь
«Анти-Волосатин», вызывающий молниеносную потерю волос, либо открыть много хороших
парикмахерских (без пытки роскошью), изжив, таким образом, разросшуюся проблему
бритья и стрижки и сведя ее до размеров обыкновенного жизненного явления.
1932
Пытка роскошью. — Впервые опубликован в журнале «Крокодил», 1932,
№ 14. Подпись: Ф.Толстоевский.
Печатается по тексту сборника «Как создавался Робинзон», «Советская
литература», М. 1933.
|