К 100-летию со дня рождения Михаила Шолохова
[Ю.А.Жданов]
“Мой родной народ
на своих исторических путях шел вперед не по торной дороге. Это были
пути первооткрывателей, пионеров жизни.
Я видел и вижу свою задачу,
как писателя, в том, чтобы
всем, что написал и напишу, отдать
поклон этому народу-труженику,
народу-строителю, народу-герою…Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, чище душой,
пробуждали любовь к человеку,
стремление активно бороться за идеалы
гуманизма и прогресса человечества”.
М.А.Шолохов
Михаил
Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года в хуторе Кружилин, на
Дону. Позднее, подводя итог первым самостоятельным шагам в жизни и в литературе, М. Шолохов
писал: “С 1920 года, т.е. с момента окончательного установления Советской
власти на юге России, я, будучи
пятнадцатилетним подростком,
сначала поступил учителем по ликвидации неграмотности
среди взрослого населения, а потом
пошел на продовольственную
работу и, вероятно унаследовав
от отца стремление к
постоянной смене профессий, успел за шесть лет изучить изрядное
количество специальностей. Работал статистиком, учителем в низшей школе, грузчиком, продовольственным
инспектором, каменщиком, счетоводом, канцелярским работником, журналистом.
Несколько месяцев, будучи безработным,
жил на скудные средства, добытые временным трудом чернорабочего. Все
время усиленно занимался
самообразованием”. В
возрасте 23 лет он пишет всемирно известный роман-эпопею “Тихий Дон”. Его
произведения “Донские
рассказы”, “Поднятая целина”,
“Судьба человека” и другие также стали вечными памятниками исторических событий эпохи, когда время
было сжато до предела. Сегодня замечательный роман “Поднятая целина”,
поистине шедевр о народе, вычеркнут
из школьной программы в России и
Украине. Тем актуальнее, в пику
узколобым и недальновидным
сегодняшним политикам,
творчество писателя-коммуниста М.А. Шолохова.
Ниже приводятся
отрывки из статьи “Вектор истории”
члена-корреспондента Академии наук СССР
Юрия Андреевича Жданова,
напечатанной в сборнике “Слово о Шолохове” в 1973 году.
ВЕКТОР ИСТОРИИ
В своих попытках осмыслить исторический процесс буржуазная
историография обычно приходит к малоутешительным для человечества выводам.
Многие историки попросту утверждают, что история, как сцепление заведомо
неповторимых единичностей и случайностей, не имеет ни логики, ни смысла,
что задача исследователя судеб человеческих исчерпывается возможно более
скрупулезным и педантичным описанием событий, лиц и фактов. Они доходят до
утверждения, что человечества как социальной общности, некоего целого
вообще не существует, что идея человечества есть фикция, ненаучная
абстракция. При всех различиях в
их подходах к историческому процессу они связаны общим выводом: история
есть кружение.
Имелись ли в истории эмпирические основания, конкретные
данные в пользу такого взгляда? Да, конечно. На поверхности истории можно
подметить немало таких “кружений”, как бы повторений: возникали, расцветали
и гибли, сменяя друг друга, цивилизация за цивилизацией; рождались и умирали
царства; расцветали и распадались культурно-исторические объединения;
вспыхивали и угасали этнические группы. На
развалинах шумерийской культуры расцвел Вавилон, но была ли его
держава более развитой и прогрессивной, чем Шумер? Оставили ли после себя
арабские халифы более значительные культурные ценности, чем Древний Египет
или государство Птолемеев? Приходят и уходят цивилизации: Крит и Афины,
инки и майя, Карфаген и Рим — несть им числа, и опять следует зловещий
вывод: нет смысла у истории.
Кружат в потемках историки уходящего класса и, как
путник глухой ночью, возвращаются к исходной точке. Но они не пассивны в
идеологической борьбе, их цель и сокровенное стремление — разрушить
марксистскую концепцию исторического развития. Для этого буржуазная
историография вынуждена была порвать со своими лучшими традициями, в
первую очередь со взглядами Гегеля, который пытался увидеть за туманом и
хитросплетениями исторических фактов определенную тенденцию: прогресс в
сознании свободы.
Но действительная история творится не в сфере сознания,
логических конструкций и абстракций. Она результат труда, действий, борьбы
миллионов людей; в том или ином месте она кружит некоторое время, как
кружатся опавшие листья в заводи, и даже движется вспять. Но через всю пестроту
ее событий, через временные кружения и регресс пробивает себе дорогу
направленность исторического процесса, вектор истории.
Марксизм обнаруживает его при строгом научном анализе
экономических, исторических, социальных, культурных процессов, чуткое
сердце писателя находит его при художественном постижении мира. И трудно
назвать художника, который с такой силой и непосредственностью выразил бы
необходимость истории, как это сделал Шолохов.
Жизнь давно показала всю смехотворность утверждений,
будто творчество Шолохова при всей его художественной силе имеет лишь
локальный, приуроченный к быту казачества характер. “Тихий Дон”, “Поднятая
целина”, повести и рассказы Шолохова стали не только нашим общенациональным
эпосом, но и перешагнули границы государств и народов, подтвердив слова
Гегеля: “Но если национальному эпосу по праву суждено приобрести
непреходящий интерес и для других времен и народов, то для этого
описываемый им мир должен быть не только миром особой нации, но в этом
особом народе с его героизмом и подвигами одновременно должна отчетливо
запечатлеваться и общечеловеческая сторона”.
Пожалуй, труднейшей задачей социальной революции является
переустройство экономики, культуры и быта широчайших слоев крестьянства,
индивидуальных собственников, мелких производителей, создание крупного
общественного производства и социалистических отношений на селе. Эта среда
мелких хозяев порождала неудержимые революционные вспышки, но она же
служила опорой консерватизма и цезаризма, застоя и реакции. Преобразование
на социалистических основах миллиардов мелких производителей Земли –
задача грандиозная. Ей отдал Шолохов свои силы, талант и любовь, поэтому
его книги получают все более актуальное значение по мере расширения сферы
революционных преобразований в Африке и Азии, в Европе и Латинской Америке.
Вся эпическая сила “Тихого Дона” направлена на то, чтобы
показать, как в горниле империалистической войны, под влиянием
пролетарского движения рушатся веками укоренившиеся формы хозяйства и быта
крестьянина старой деревни. Речь идет не только о крушении сословных
предрассудков и связей в среде казачества. Нет. Колесница истории сокрушает
традиционные, естественные условия производства с их на века установленными
ритмами. Рвется пуповина, связывающая крестьянина с природными процессами,
делающая его во многом бессознательной, слитной составной частью природы.
Это приводит к крушению остатков общинных отношений, к гибели
патриархальных связей. Процесс этот безднами и пропастями рассекает
консервативный уклад и приводит к невероятному обострению всех общественных
противоречий. Художественный гений Шолохова проявляется в той силе, с которой
он нарисовал процесс гибели традиционных социальных форм. Мастер трагедии,
Шолохов с беспощадной объективностью показывает, к каким социальным и
личным катаклизмам приводит этот процесс крушения старого. Общественные
противоречия достигают высшего накала. Брат восстает на брата, сын убивает
отца, отец расправляется с сыном — этим полны шолоховские “Донские
рассказы” о революции в деревне.
Многомиллионные слои крестьянства не могли прийти к
новой социальной форме, не пройдя через горнило самых жестоких битв и
столкновений. Через кровь, смерть и пожарища, через разруху и хаос видна
была необходимая историческая тенденция: нельзя создать новую форму, не
расшатав пут традиционных отношений, не создав изменчивости, пластичности
общественной структуры.
Шолохов с присущей ему беспощадностью разоблачает безнадежную попытку части крестьян
укрыться от неизбежного хода исторического процесса, спастись в мире
мелкобуржуазной иллюзии: ни царя, ни большевиков. Ефим Изварин поет
сладкие песни об автономии и самостийности мелкокрестьянской страны, но
эта иллюзия исторически обречена не только на Дону, но и повсеместно.
Критика крестьянской утопии, несбыточных надежд на то, что мелкое
производство может просуществовать самостоятельно, на правах товарообмена
рядом с крупным, имеет международное значение. Исторически неизбежная
тенденция заключается в постепенной замене мелкого производства крупным, в
преодолении всех локальных, замкнутых форм хозяйствования.
Трагедийный пафос любимого шолоховского героя Григория
Мелехова и заключается в том, что сам Григорий с его внутренней
нравственной силой, с его способностью рвать старые связи (любовь к
Аксинье, уход из семьи) готов подняться над сложившейся системой
отношений, но субъективно противится этому. Он покончил с царистскими
иллюзиями, с кровью разорвав общинные и сословные узы, отбросил традиции
патриархальщины. История подготовила его к принятию новой социальной
формы, но сам он к ней не пошел.
В этой связи приходится вспомнить мысль Маркса, что
коммунистическое движение не может исходить из деревни, но только из
города, поскольку именно здесь формируется крупное общественное
производство и возникает пролетариат. Трагический тупик Григория определен
его разрывом с пролетарским движением, а сам, один, изнутри себя, он не
может эволюционировать к новым общественным отношениям, не может разрешить
внутреннего противоречия между тружеником и собственником.
Мысль Шолохова о том, что мелкое производство не может
само эволюционировать, не опираясь на силу пролетариата и крупное
общественное производство, и влечет историю в длительный тупик, видимо,
вызывает раздражение у теоретиков китаизированного “марксизма”.
Можно обладать самыми лучшими душевными качествами,
задатками, внутренней красотой, можно пройти трудный путь освобождения от
пут и гнета прошлого, можно освободить себя и быть внутренне готовым к
новому развитию и тем не менее зайти в тупик, не найдя верной дороги в будущее
— этому учит трагическая судьба Григория.
Художественный прием, который применяет М. А. Шолохов,
эстетически и исторически оправдан. Еще Эсхил в своих “Персах” показал
торжество греков, принесших миру новый, более высокий общественный строй,
по сравнению с азиатской деспотией. Шолохов рисует неотвратимую гибель
прошлого через образ сильного, талантливого человека. Тем неизбежнее и
абсолютнее заключение о необходимости победы нового общественного
устройства, о неудержимости социального потока обновления, с которым
связали свою судьбу Подтелков, Кривошлыков, Бунчук, Штокман, Анна Погудко,
Абрамсон, Лагутин, Кошевой — миллионы.
Собственность — вот с чем не может порвать Григорий, вот
что его удерживает в прошлом. И следующий исторически необходимый шаг к
свободе — это разрыв с частной собственностью. Этот шаг выпадает уже не на
долю Григория, а связан с героической эпопеей “Поднятой целины”. Становление
социалистических отношений в деревне, коллективной формы собственности
возможно только с помощью города, пролетариата, с помощью Семена Давыдова —
этот вывод истории ясно звучит со страниц романа.
Создание колхозной собственности означает новый шаг к
действительной свободе труженика села — свободе от капризов природы, от
гнета эксплуататоров, от привилегий собственников. И именно поэтому
коллективизация явилась революционным событием, равным по значению
Октябрьской революции. Более того, коллективизация не завершает, а лишь
открывает период коренных преобразований всей технологии, социологии,
психологии и культуры деревни.
Всей системой событий и художественных образов Шолохов
ставит важнейший вопрос диалектики социального скачка: как его совершить,
какую социальную форму создавать после того, как старая опрокинута? Здесь
принципиальное значение имеет спор Давыдова с Макаром Нагульновым. Нет
аптекарских весов, на которых можно было бы взвешивать исторические
возможности развития. Нелегко выбрать момент перехода к новым социальным
отношениям, нелегко определить и их конкретную форму. Тут крайне важен опыт
масс, опыт миллионов. Шолохов с поразительной силой показывает, как был
найден верный путь обобществления в ходе коллективизации. Макар Нагульнов
был не прав, забегая вперед, не находя верного соотношения личных и
коллективных интересов. Но тут не следует забывать, что он всегда был и
будет нужен Семену Давыдову, как разведчик новых путей, как Че Гевара.
В образе Семена Давыдова проявилась черта, названная
Лениным революционным идеализмом русского пролетариата. В этом заключено и
стремление к возвышенной цели, свободной
от корысти, и самоотверженность до самопожертвования, готовность
прийти на помощь слабому и страдающему, ясный ум борца и романтическая
устремленность в будущее. Только такие люди могли и умели вести за собой
крестьянство по неведомым путям преобразования мелкого производства на
широких общественных началах совместного труда. Шаг за шагом в романах
Шолохова вскрывается направленность исторического процесса: ликвидация
мелкого производства и замена его крупным общественным; создание коллективных
производительных сил, освобождающих человека от рабской зависимости по
отношению к природе; последовательная ликвидация привилегий сословия,
собственности; становление свободной личности советского человека.
Это историческое движение к действительной свободе сформировало
советский общественный строй, который подвергся суровым испытаниям в годы
Великой Отечественной войны. “Сила и слабость учреждений и порядков любого
народа определяется исходом войны и последствиями ее”,— писал Ленин.
Исход войны показал непобедимую силу нашего строя. Андрей Соколов утвердил
и защитил внутреннюю свободу советского человека, над которой отныне не
властны никакие исторические беды и несчастья. Советский народ отстоял свою
свободу и социальные завоевания, свой путь к будущему.
Зло рождается
частной собственностью, всяческим угнетением, антагонистическими
столкновениями корыстных интересов — всей системой отношений
эксплуататорского общества. Их революционный слом и преобразование — ключ к
изменению человека.
При этом стихийные силы и отношения все более подчиняются
коллективному разуму, мудрому предвидению, силе интеллекта. Это не означает
замены эмоции рассудком, страсти — расчетом, но сами эмоции и страсти
приобретают все более разумный, гуманный, очеловеченный характер.
Творчество Шолохова имеет всемирно-историческое значение,
как поэтическое воплощение исторической необходимости, действительного
движения широких слоев человечества к свободе. Наша страна сделала немало
шагов по этому трудному и неизведанному пути. Но дорога впереди еще не
близкая до полного торжества коммунистического идеала. Шолохов содействует
этому движению, всем своим поэтическим даром утверждая богатую,
разностороннюю, развитую личность труженика, творца истории. Этот живой,
реальный и прекрасный образ формируется всем его творчеством.
Публикуется в сокращении
Версия для печати Обсудить на форуме
|