ОБЩЕСТВЕННО- ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ГАЗЕТА

Учредитель:

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ПАРТИИ КОММУНИСТОВ

БЕЛОРУССКОЙ

К оглавлению

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ И ТЕМНИЦЫ - К ПЛАНЕТЕ "НОВАЯ ЗЯМЛЯ"

Самостоятельную жизнь скромного сельского интеллигента Якуб Колас начал в 20 лет, после окончания Несвижской учительской семинарии. Впервые ему пришлось так далеко уехать от отчего дома - на незнакомое и таинственное Полесье. Молодой выпускник не горевал: какая разница, где учить милых его сердцу крестьянских детей? Константин Михайлович горячо взялся за дело, оно ему нравилось, приносило радость и моральное удовлетворение. Юные полешуки полюбили молодого "настаўнiка", их родители с уважением относились к нему. Что еще надо человеку, совершающему первые шаги на профессиональной стезе...

Увлеченному педагогу надо было еще очень многое. Этого требовали его чуткая совесть, не по годам зрелый ум. Почему на земле существует несправедливость? Почему одни, как магнат Радзивил, у которого отец батрачил лесником, жируют в сказочной роскоши, а другие, как все белорусское крестьянство, прозябают в бедности, невежестве, бесправии? Кто установил такой порядок? Неужели он должен и будет существовать вечно? Почему люди мирятся с ним?

Полесский учитель мучился над этими вопросами, настойчиво искал на них ответы. Духовные поиски привели его к запрещенной политической литературе. Запрещенная политическая литература привела к пропаганде среди крестьян.

Не будем преувеличивать революционности этих стартовых шагов. Важно, что Колас их предпринял, что жребий был брошен - борьба с порочным общественно-политическим строем. С этих пор добрый и, казалось бы, безобидный преподаватель "палочек" и "кружочков" превратился в опасный для властей "элемент". С целью профилактики его перебросили в нынешний Смолевичский район - одумайся, мол, грешник. Не одумался, а усугубил свою вину и опасность: в июле 1906 года участвовал в нелегальном учительском съезде. Это уже не лезло ни в какие царско-полицейские ворота: последовало увольнение из школы.

Что делать, как жить? Колас сотрудничает в газете "Наша нiва" в Вильно, работает в частной школе. Гордую и разумную голову склонять перед сильными мира сего не собирается: продолжает, где только мало-мальски позволяют условия, революционную агитацию. Следует суровое наказание: в сентябре непокорный бунтарь осужден на три года. Наказание отбывал в минском остроге (здание расположено на теперешней улице Володарского). Вышел на волю - снова скитания, снова косые взгляды верноподданного начальства и благоразумных коллег (Константин Михайлович устроился в Пинское приходское училище). Как же - социалист, бывший зэк, опасный преступник... Подальше от него.

Новый поворот в жизни Коласа вызвала Первая мировая война. На несколько лет его судьба была тесно связана с Россией. На несколько лет - это формально, духовно - на всю оставшуюся жизнь. Спасаясь от кровавого вала, поэт вместе с семьей эвакуировался в Московскую губернию, где занялся своим любимым делом - учил русских ребятишек. К общей печали, скоро ему пришлось расстаться с ними: армии требовались солдаты, учителя облачили в военную форму.

Колас закончил Александровское военное училище в Москве, послужил в Перми, повоевал на Румынском фронте. В окопах тяжело заболел и был комиссован. В общем, не выручил он императорскую Россию, "подвел" ее. О возвращении в Беларусь нечего было и думать. На местожительство Колас остановился в городе Обоянь под Курском. Здесь встретил Великий Октябрь. Встретил восторженно. Это была его революция. Это была его власть. Декрет о мире - разве это не его декрет? Декрет о земле - разве это не его декрет?

Советская власть собиралась строить новую жизнь. Для этого, как настойчиво подчеркивал В.И.Ленин, требовалось ликвидировать безграмотность, поднять культурный уровень народа. Задача в конечном счете возлагалась на учителя. Рабоче-крестьянская власть искала его везде и всюду. Попал в это "колесо" и Якуб Колас. По декрету Советского правительства он, как и многие тысячи его коллег, в начале 1918 года был официально уволен из армии. В Обояни после нескольких лет перерыва белорусский "настаўнiк" переступил порог русской школы. Местные ребятишки, как когда-то и юные полешуки, души в нем не чаяли. Работа спорилась, Коласа даже выдвинули в начальники - повысили до школьного инструктора.

На русской земле талант поэта набирал невиданную силу и мощь. Интересный и знаменательный факт: писать будущий народный песняр начинал на русском языке - поэта "русифицировал" великий Пушкин. Когда немного окреп, поднялся на ноги (примерно 1908 год), перешел на белорусский язык. Колас (вместе с Купалой) стал основателем новой национальной литературы и национального литературного языка. Но все это - еще впереди, а пока Константин Михайлович учительствовал в России и продолжал напряженно трудиться над поэмой "Новая зямля", замысел которой возник у него в минском остроге.

Наступил 1921 год. Беларусь, с помощью России, наконец, освободилась от жестоких незванных гостей, по очереди оккупировавших республику - сначала это были немцы, их сменили поляки. Трудности наш край переживал неимоверные. И в этой обстановке, когда вопрос стоял ребром - выжить или погибнуть, - белорусское рабоче-крестьянское правительство не забывает о Якубе Коласе, находит его и в мае 1921 года вызывает в Минск. Поэту предоставили хорошую работу и хорошие, по меркам того времени, условия для жизни и творчества. Окрыленный возвращением на родную землю, он взлетает на высоту, ранее неизвестную белорусской литературе: в 1923 году выходит в свет великая поэма "Новая зямля". Якубу Коласу идет 41-й год, Советской Белоруссии - 5-й. В свете этих цифр сами собой напрашиваются некоторые параллели. Например, следующая.

Буржуазной власти на Беларуси уже исполнилось 10 лет. Сбылись все мечты и стремления "нацыянальна свядомай" интеллигенции. Сошла с политической, общественной и государственной арен ненавистная для нее КПСС - главная сила, мешавшая всем и каждому создавать гениальные произведения. Приказала долго жить цензура - основной рабочий инструмент партии в сфере художественного творчества. Трудящиеся отлучены от управления государством. Распалась "коммунистическая империя", которая "уничтожала белорусский язык, белорусскую литературу и искуство, белорусскую историю".

Это любимая тема "нацыянальна свядомых". За 10 лет на ней они зубы съели, но и без них продолжают жевать измочаленный корм. И никто не спросит: как же так - наступили райские времена, но где же результаты? Где литературные вещи, которые не стыдно поставить рядом с "Новай зямлёй"? Их нет и, пока в республике правит капитал, не будет. Капиталу не нужны ни Якуб Колас, ни его бессмертные произведения, а Советской власти, несмотря на все ее ошибки, искривления, недостатки, были нужны. Потому после Коласа и Купалы у нас появилась целая плеяда замечательных поэтов и писателей. 70 лет Советской власти - золотой век белорусской литературы. 10 лет власти буржуазной, которая к тому же "косит" под какую-то другую, небуржуазную власть, - это кризис белорусской литературы, засуха в ней. Назовите, пожалуйста, 40-летнего писателя или поэта, хотя бы приблизившихся к "Новай зямлi" на обозримую дистанцию. Наивная просьба! В засуху хорошего урожая не бывает.

Чего ждать? По крайней мере - не живительного дождя. Международный капитал взял линию (и неуклонно следует ей) на создание нового мирового порядка, на так называемую глобализацию, направленную против интересов большинства народов, против их самобытного развития. Сотворить одномерную цивилизацию, без всяких там национальных красок и культур - такая преследуется цель. Факт: на Земле неумолимо сокращается количество языков. Молох глобализации пожирает их один за другим. "Нацыянальна свядомыя" об этом думать не хотят. Они пищом лезут "у Эўропу", куда их почему-то не пускают. И не пустят на равноправной основе.

Якуб Колас создавал великую поэму не для "Эўропы" - для своего народа. В 40 лет поэт, всем сердцем принявший Советскую власть, поднялся на литературную вершину и не сходил с нее до конца своей жизни, несмотря на ветры и бури, проносившиеся в обществе.

Эдуард ЯСНЫЙ

[Свежий номер] [Партийная жизнь] [По следам публикаций] [Из номера в номер]

[Мы и мир] ["Товарищ" в регионах] [Архив газеты] [Гостевая книга]