CТРАНА
РАДУГИ
первый
российский сайт o
Южно - Африканской Республикe |
 |
|
|
 |
АЛЕКС ЛА
ГУМА
ЧЕМУ Я НАУЧИЛСЯ
У ГОРЬКОГО |
Впервые напечатано в журнале "Иностранная
литература", № 3 за 1968 год. Перевод
с английского И. Гуровой
Когда я был мальчишкой, мне каждую
неделю давали на карманные расходы сумму, равную примерно десяти копейкам.
И каждую пятницу, зажав в кулаке это богатство, я отправлялся в город и
покупал в облюбованной мной книжной лавке какую-нибудь книжку. Я покупал
романы Дюма. Фенимора Купера, Стивенсона, Марка Твена, Вальтера Скотта
и многих других подобных же писателей. Когда денег не хватало, я оставлял
всю свою наличность в качестве залога и забирал книгу в следующий раз.
Мне очень нравились герои, чьи похождения
заполняли страницы этих книг. Все они как на подбор были сильными, смелыми,
честными, благородными людьми и совершали необыкновенные подвиги, неизменно
побеждая злодеев. Прочитав такой роман, я усаживался с приятелями на краю
тротуара и принимался рассказывать им захватывающие приключения моих любимых
героев. Частенько я добавлял им новые подвиги, черпая их из собственного
воображения, и мы все восхищались этим миром романтических фантазий.
Потом как-то в субботнее утро я оказался
на кейптаунском рынке подержанных вещей. Меня неудержимо потянуло к лотку
букиниста. Перебирая растрепанные книжки, я увидел на корешке пухлого томика
слова: «Максим Горький. Избранные рассказы». Об этом писателе я ничего
не знал. На титульном листе было написано: «Перевод с русского».
Это звучало очень заманчиво, и я выгреб из кармана все монетки, которые
там были.
Никогда прежде мне не доводилось читать
ничего подобного.
Я начал с рассказа, в переводе озаглавленного
«Рождественская история». Он был совсем не похож на те рождественские рассказы,
которые мне доводилось читать раньше. Ни рождественских песен, ни плум-пуддингов,
ни фольги, ни ветки омелы, а только два чумазых оборвыша, босые и, наверно,
сопливые, которые клянчат милостыню у прохожих в рождественский вечер на
улице, продуваемой ледяным ветром.
И самым странным было то, что я хорошо знал
этих детей. Ведь это они просили милостыню на главной улице трущобного
квартала, где я жил. Я видел их в канавах на Гановер-стрит, видел, как
они дергали за рукав покупателей возле лавок или, схватив яблоко с тележки,
улепетывали и скрывались в толпе. Ведь о таких людях не пишут в книгах
— во всяком случае, их не делают героями книг! Однако вот же они — на страницах
Горького.
Я продолжал читать. В другом рассказе преступник
убегал от полицейских. Он петлял по грязным переулкам, прятался в темноте
от прохожих, сбивал полицейских со следа. И вдруг он увидел брошенного
на дороге младенца, который заливался голодным плачем. Беглец мог бы пройти
мимо и спастись, но он остановился и взял ребенка на руки, думая не о себе,
а о том, как спасти жизнь этого крошки. Его человечность и благородство
стоили ему свободы, но ребенка он спас от смерти.
И я опять подумал, что точно таких же людей
полно в Шестом районе, где я жил. Они стояли на перекрестках или в подъездах,
угрюмые, оборванные, часто жестокие, нередко—беглые преступники. Но они
бывали и добрыми. Они любили детей и оберегали их от хулиганов. И, насколько
мне было известно, книг о них никто не писал. А вот Максим
Горький взял и написал!
Значит, герою вовсе не обязательно
носить шпагу на боку и перо на шляпе. Героем может
быть самый обыкновенный бедняк. Размышляя
об этом, я понял, что в мире гораздо больше именно таких героев, а не тех,
кто населял страницы романов. И моя тетя Мегги. которая порой напивалась,
но однажды дралась со штрейкбрехерами у ворот
фабрики, где она работала, была настоящей героиней. Оборванцы, беспризорники,
заморыши, бродяги —все они могли оказаться героями.
Позже я прочел, как объяснил это сам Горький:
«Молодежь ставит мне вопрос: почему я писал
о «босяках»? Потому, что, живя в среде мелкого мещанства, видя пред собою
людей, единственным стремлением которых было стремление жульнически высасывать
кровь человека, сгущать ее в копейки, а из копеек
лепить рубли, я... «всем своим трепетом» возненавидел эту комариную жизнь
«обыкновенных людей», похожих друг на дpyra, как медные пятаки чекана одного
годa. Босяки явились для меня «необыкновенными людьми». Необыкновенно в
них было то, что они, люди «деклассированные»—оторвавшиеся от своего класса,
отвергнутые им,—утратили наиболее характерные черты своего классового облика...
В Казани, на «Стеклянном заводе», жило человек двадцать таких же разношерстных
людей... В большинстве своем люди эти были нездоровы, алкоголики, жили
они не без драк между собою, но у них хорошо было
развито чувство товарищеской взаимопомощи, все, что им удавалось заработать
или украсть, пропивалось и проедалось вместе. Я видел, что хотя они живут
хуже «обыкновенных людей», но чувствуют и сознают себя лучше их, и это
потому, что они не жадны, не душат друг друга, не копят денег...»
Но он не ограничился только «дном», в его творчестве
нашлось место и для таких созданий воображения, как «Песня о Соколe», «Легенда
о горящем сердце» и «Песня о Буревестнике». Он проводил
различие между активным и пассивным романтизмом. Активный
романтизм, говорил он, укрепляет волю к жизни, зовет человека восстать
против действительности со всей ее тиранией.
Много позже я прочел «Мать». Для меня
это было не просто изображение революционной борьбы в России той эпохи,
но и картина того, как мой собственный народ в Южной Африке борется против
несправедливости. Я видел, как цветные рабочие и батраки
африканцы организовывались для борьбы с экономической эксплуатацией; я
видел, как женщины сохраняли
твердость дyxa, когда их мужей и сыновей бросали в тюрьму за «крамолу»;
я видел цинизм и бездушие южноафриканской полиции; я видел в рядах моего
собственного народа и колеблющихся,
и закаленных борцов.
Но важнее всего в «Матери» то, что Горький
выявил новую взаимосвязь между личностью
и обществом. Конфликт заключался не в столкновениях между индивидами, преследующими
свои личные, ограниченные цели, это была борьба за главные цели и идеалы
жизни. Против общества восстал уже не человек-одиночка, дух социальной
сознательности и борьбы пронизывает эту книгу, в которой личность, освобождённая
от узких эгоистических устремлений, становится частью коллектива и в этом
обретает новую силу. Но кроме того, персонажи «Матери» - эго не плод выдумки,
не абстрактные схемы романтизма, а романе в строгом соответствии с исторической
правдой воссоздана реальная жизнь и деятельность наиболее прогрессивных
людей России начала века. «Мать»- -это не только эпическое изображение
социальной борьбы, но и роман о воспитании «нового человека». В нем показано
преображение угнетенных, решимость простых людей освободиться и очиститься
от вековых унижений, от всего, что подавляло и уродовало их истинную личность.
На Первом съезде советских писателей
Горький среди многого другого cказал:
«Развитие революционного самосознания пролетариата...—
одна из существенных обязанностей литературы...»
Буржуазные писатели капиталистического мира,
разумеется, отвергают это положение. Как объяснил сам Горький:
«В государстве, основанном на бессмысленных, унизительных
страданиях огромного большинства людей, должна была иметь и действительно
имела руководящее и оправдывающее значение проповедь безответственного
своеволия слова и дела личнсти. Такие идеи, как идея, что... только в этом
своеволии «самая выгодная выгода» для него (человека) и что «пусть весь
мир погибнет, а мне—чтобы чай пить», такие идей капитализм и внушал и всецело
оправдывал».
Идеи Горького о назначении и роли
литературы порождены глубоким знанием самых основ литературы и ее происхождения.
Ни один честный и непредубежденный писатель не может отрицать значения
его теорий. Разумеется, здесь невозможно изложить эти теории во всей их
полноте, но всякий человек, занимающийся литературой, не может не проникнуться
огромным интересом к трудам Горького по эстетике и истории культуры, а
его положения, бросающие вызов прошлому, заслуживают самого тщательного
изучения. «Народ
— не только сила, создающая все материальные ценности, он — единственный
и неиссякаемый источник ценностей духовных, первый по времени, красоте
и гениальности-творчества философ и поэт. создавший все великие поэмы,
псе трагедии земли и величайшую из них — историю всемирной культуры».
Для меня, человека, живущего в такой стране,
как Южная Африка, где мы сталкиваемся со всеми самыми худшими проявлениями
расизма, экономической эксплуатации, социального неравенства, глубочайшей
безнадежностью и жестокостью, идеи Горького были лучом
света, рассеявшим густой мрак эксплуататорского общества. Если человек
хочет писать, он, несомненно, найдет богатейший материал в жизни миллионов
африканцев, цветных и белых, живущих изо дня в день в этих чудовищных условиях;
несомненно, их невзгоды, невежество, нищета — это
достаточный источник вдохновения! И если человек хочет писать, его перо
должно служить уничтожению тех условии, которые питают в человеке дикие
инстинкты жадности, страха и ненависти.
Помимо вот такого отношения к жизни
и литературе, которое воспитывал Горький, среди его работ есть бесценные
статьи о технике писательского ремесла.
«Литератор,—говорит он,—должен знать
все или по крайней мере возможно больше. Он должен уметь выбрать из хаоса
впечатлений, из пестрой путаницы чувств объективное, общезначимое, типичное,
должен уметь отбросить в сторону узколичиое, субъективное как неустойчивое,
постоянно изменяющееся и скоропреходящее. Если он сумеет сделать первое,
он создаст произведение художественное и социально важное; если он не сможет
сделать второго, он напишет анекдот, лишенный социально-воспитательного
значения. Всякое искусство — сознательно и бессознательно—ставит себе целью
разбудить в человеке те или иные чувства, воспитать в нем то или иное отношение
к данному явлению жизни,— эту же цель вполне сознательно ставят перед собой
сторонники так называемого «свободного искусства для искусства»—люди наиболее
тенденциозные, несмотря на их отрицательное и враждебное отношение к тенденциям
социальным.
Работа литератора крайне трудна: писать
рассказы о людях не значит просто «рассказывать», это значит — рисовать
людей словами, как рисуют их кистью или карандшом. Необходимо найти наиболее
устойчивые черты характера в данном человеке, необходимо понять наиболее
глубокий смысл его действий и писать об этом настолько точными, яркими
словами, чтобы в странице книги... читатель видел живое лицо человека,
чтобы связь чувств и действй героя рассказа казалась ему неоспоримой.
Настоящее искусство возникает там,
где между читателем и автором образуется сердечное доверие друг к другу.
Дело писателя—излить в мир, на люди, все, чем переполнено вместилище его
впечатлений, называемое душою. И когда писатель «от души», как перед лучшим
своим другом, говорит о радостях и горе нашей жизни, дурном и хорошем,
смешном и подлом ее - он будет понят, будет признан читателем за друга
своего».
Высказывания Горького, касаются ли они философии,
литературы или техники писательского ремесла, не нуждаются в коммеитариях.
Его идеи так же просты, волнующи и честны, как и его рассказы, и так же
глубоки. Чтобы убедиться в этом, непредубежденному человеку достаточно
прочесть их и обдумать. Я сам написал три романа
и ряд рассказов, и хотя мне, конечно, и в голову не приходит сравнивать
ceбя со столь великим мастером, с наибольшей гордостью я вспоминаю не статьи
и высказывания критиков о моих произведениях, но слова одного читателя:
«Немножко похоже на Горького».
Такие слова могут вдохновить писателя на
новые усилия.