Петровых М.С.: другие произведения.

Тайна Марии Петровых

Журнал "Самиздат": [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Регистрация] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Петровых М.С. (rabinovi@clipper.ens.fr)
  • Обновлено: 23/07/2001. 6k. Статистика.
  • Очерк:
  • Оценка: 8.20*6  Ваша оценка:

      
      Марию Петровых я увидел впервые в 1925 году.
      
      Учредителем и главой первого в Москве Литературного института был В.Я.Брюсов. После кончины поэта институт его имени прекратил своё существование. Возникло новое учебное заведение - "Литературные курсы с правами высших учебных заведений" при Всероссийском союзе поэтов. Мария Петровых и я были приняты на первый курс и вошли в один из дружеских кружков юных поэтов. Наша дружба длилась вплоть до её кончины в 1979 году. В этом кружке Мария Петровых по праву оказалась первой из первых. Известны вокалисты, у которых врождённый хорошо поставленный голос. Такой хорошо поставленный поэтический голос был у Марии Петровых.
      
      В книге, которая сейчас перед вами, есть раздел "Из ранних стихов". Я уверен, что этот раздел можно было бы начать стихами не 1927-го, а 1925 года. А может быть, написанными ещё ранее.
      
      Поэзия Марии Петровых развивалась год от года, крепла, набирала силу, углублялась. Перед нею открывались новые горизонты. Но в своём постепенном, неуклонном развитии она не отступала далеко от проторенной ещё в ранней юности дороги.
      
      Мария Петровых любила жизнь, хотя и не вглядывалась в неё сквозь розовые
      очки. Даже влюблённость для неё оборачивалась скорее источником горя, чем
      счастья:
      
       /...В ту ночь подошло, чтоб ударить меня,/
       /Суровое бронзоволикое счастье./
      
      Мария Петровых искала и находила исцеление в природе:
      
       /...Увечья не излечит мгновение покоя,/
       /Но как тепло на солнце и как легко в тени.../
      
      Её душа подлинного поэта, вооружённая сильным дарованием и, казалось,
      столь беззащитная, вела сама с собой бесконечный спор. Последнее слово в
      этом споре принадлежало поэзии.
      
      При жизни Марии Петровых была издана только одна её книга: далеко не
      полный свод оригинальных произведений и переводов с армянского. Издан был
      сборник "Дальнее дерево" без её участия, в Армении, усилиями её ереванских
      друзей. Вот почему поэта такого большого таланта мало знают читатели.
      Может быть, в этом виновата и скромность Марии Петровых? Замкнутость её
      души, не умеющей распахнуться перед посторонними? Мне кажется, она знала
      себе цену - втайне: её стихами восхищались такие поэты, как Пастернак,
      Мандельштам, Антокольский. Ахматова утверждала: одно из лучших лирических
      стихотворений ("Назначь мне свиданье на этом свете") написано Марией
      Петровых. Не предьявляла ли к себе Мария Петровых непосильных требований?
      Нет, она справилась бы с труднейшей задачей.
      
      Тайна её поэзии не в этом.
      
      Мария Петровых в ранней юности, никому не подражая, заговорила вполне
      "взрослыми" стихами. Глубина замысла и способность к особому
      словосочетанию делают её стихи ярким явлением в нашей поэзии. Слова в
      стихах Марии Петровых светятся, загораясь одно от другого, соседнего.
      Тайна поэзии Марии Петровых - тайна сильной мысли и обогащённого
      слова:
      
       /За окном шумит листва густая -/
       /И благоуханна и легка, -/
       /Трепеща, темнея и блистая/
       /От прикосновенья ветерка.../
      
      Приглядитесь - здесь чудо! Слова из обычного литературного лексикона
      приобретают новую напряжённость, новое значение. Они наэлектризованы.
      Да ещё и найдена новая реалия: листва под ветром и впрямь темнеет и
      блистает. Здесь главенствующее - не "распространённая метафора", а каждое
      слово само по себе метафорично. Рисунок стихотворения полон света и
      свежести. Когда вы дойдёте до четвёртого стиха сонета "Судьба за мной
      присматривала в оба...", ваше сердце пронижет чужая боль. Русская
      литература всегда несла на своих плечах груз "всемирной отзывчивости".
      Мария Петровых знает свои способы претворения языка и умеет проникать в
      сердце читателя.
      
      Тайна Марии Петровых в том, что она поистине большой русский поэт.
      
      В ранних стихах Марии Петровых читатель обнаружит черты эткспрессивного
      стиля:
      
       /...Даль недолётна. Лишь слышно: от холода/
       /Звёзд голубые хрящи хрустят.../
      
      Впоследствии эти черты сгладятся. Повзрослев, Мария Петровых доверчивей
      отнесётся к родному языку, к его сложной простоте, к идее стихотворения, к
      возможности словесного воплощения замысла. Тогда чувство свободного,
      вдохновенного полёта передастся и нам, читателям.
      
      Тема Великой Отечественной войны нашла выражение и в поэзии Марии
      Петровых. Эти стихи исполнены силы, мужества и любви к родной земле.
      Глубокая, искренняя благодарность бьётся в сердце автора к маленькому
      камскому городу Чистополю, где Марии Петровых довелось жить в эвакуации.
      Тема России играет в её поэзии чрезвычайно важную роль.
      
      Многое осталось за пределами этого краткого предисловия. Можно было бы
      поведать читателю, что Мария Петровых родом из Ярославля - древнего
      города, и тему истории России обнаружить в её поэзии нетрудно. Она
      исчерпывающе знала и понимала творчество Пушкина. Она из числа лучших
      переводчиков армянской поэзии. Вокруг себя Мария Петровых обьединила
      преданных ей учеников, бережно и внимательно воспитанных ею. Преданность
      искусству поэзии - подвиг. Пусть же её подвиг навсегда останется
      примером для всех нас, пишущих стихи.
      
      
      
      Арсений Тарковский
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Петровых М.С. (rabinovi@clipper.ens.fr)
  • Обновлено: 23/07/2001. 6k. Статистика.
  • Очерк:
  • Оценка: 8.20*6  Ваша оценка:

    Все вопросы и предложения по работе журнала присылайте Петриенко Павлу.
    Журнал Самиздат
    Литература
    Это наша кнопка

    MAFIA's
Top100