На главную страницу
ЛИТЕРАТУРА
№ 47 (5812) 22 - 28 ноября 2000 г
ПОЭЗИЯ

СОЛОВЬИНАЯ ПЫЛЬ


Григорий ПОЖЕНЯН
 

Время

Мир стоит на голове,
дыры дырами латает.
Рыбы по небу летают,
птицы ползают в траве.
Стало тесно на земле.
Есть вопросы – нет ответов.
И в кровавой полумгле
меньше лбов, чем пистолетов.
Кто сказал, что так и надо –
в черноте чеченских битв
светлые часы молитв
проверять кругами ада?

***

Когда в лесу пропали волки –
насторожился лес и сник.
Стал заяц бегать напрямик,
овечьи зажирели холки.
У рыси кисти на ушах
повисли непривычно вяло.
В лесу гармония пропала,
его загадка и душа.
Так, на скрещенье несвобод
и реформаторской пучины
в стране пропали вдруг мужчины
и стал народом ненарод.
А те, кто выиграли войну
и пол-Европы покорили, –
бездействуя, заговорили,
заглатывая лжи блесну.
И все пошло, как с молотка,
что было дорого и свято,
с продажной легкостью раската
неумолимого катка.
И женщины, храни их Бог,
что в мае нами так гордились,
чужими снегами умылись.
Да будет снова волком волк.
По чести – ношу и суму.
И нет достойнее причины:
Вернутся к женщинам мужчины,
Уже готовы ко всему.

***

Никакого насилия.
Все уже не мое.
Оставляю вам синее
и малиновое.
Остановку конечную
в затененном краю.
И зеленых кузнечиков
с бойкой сабелькою.
Никуда не сворачиваю.
Все достойно приму.
Но пока – заворачиваю
в лаваши бастурму.


Соловьиная пыль

А ты хотел, чтобы тебя любили
с такой же страстью,
                   полною губой,
тебя, уже не ставшего тобой,
не стряхивая соловьиной пыли?!
За что любить?!
За тяжесть жесткой кисти,
за четкой узнаваемости след.
За вечно заряженный пистолет,
лежащий в строгих,
не опавших листьях.
Я многое еще пока могу.
Не гнусь, держу прямой удар, не лгу.
Чужие льды колю
                  пудовым ломом.
И ждать умею
                  тонкокожим домом.

***

Как гудок пароходный,
помани и балдей.
Хорошо быть свободным
от толпы, от идей.
Как в некошеном поле,
средь балованных трав,
пой, дичая от воли,
морду к солнцу задрав.
Не слуга, не провидец –
сын небес и морей.
Нет достойных правительств
и надежных царей.
Есть в заброшенной даче
выше локтя рука.
И, счастливый, незрячий,
ты плывешь сквозь века.
Не круги и квадраты.
Все в длину и в длину.
Зарываясь в закаты,
обрывая струну.

***

Я старомоден, как ботфорт
на палубе ракетоносца.
Как барк, который не вернется
из флибустьерства в новый порт.
Как тот отвергнутый закон,
что прежней силы не имеет.
И как отшельник, что немеет
у новоявленных икон.
...Хочу, чтоб снова кружева,
и белы скатерти, и сани.
Чтоб за морями, за лесами
жила та правда, что права.
Хочу, чтоб вновь цвела сирень,
наваливаясь на заборы.
Хочу под парусом, за боны
и в море всех, кому не лень.
Хочу, чтоб без земных богов
и, презирая полумеру,
за оскорбление – к барьеру.
Считай четырнадцать шагов.
Хочу, чтоб замерла толпа
пред Биргером и пред Ван Гогом.
Чтоб над арканами монголов
смеялся дикий конь гарпан.
Чтоб нам вернули лошадей.
Чтоб наши дети не болели,
чтоб их воротнички белели
и было все, как у людей.
Чтоб ты жила, чтоб ты плыла.
Чтоб не скрипел военный зуммер.
Чтоб я, не заживаясь, умер,
окончив добрые дела.

Е.Ф.

А что бы мне рукой десантника,
рукой раскованно мужскою,
серьезно ноября десятого
затеять дело колдовское.
И, раздвигая жизни занавес,
презрев: “любила – не любила”,
начать, как начинают заново
все то, что не было и было.
Начну с чего-нибудь хорошего.
С дождя, в три пальца –
                  лил, не капал.
Нет, с платья,
что небрежно брошено
не на диван, а в спешке на пол.
С причала, вырваться готового
в разболтанное штормом море.
Где сразу отданы швартовые
и три гудка прощальных с мола.
Пожалуй, вспомню неуверенно
пустых размолвок
                  постоянство.
Все наши ночи, что потеряны,
безмолвно выброшу
                  в пространство.
Но старым пляжем под Пицундою,
рассветом, пойманным
                  с поличными,
в дни замирений безрассудные
взойду, как хлебами пшеничными.
Я верю прорубям, проталинам,
разрывам облака гусиного...
Сирень соседствует
                  с татарником,
перетекает розовое в синее.
Душа с душою не прощается.
Уходим, чтоб соединиться.
И журавлями
                  возвращаются
давно пропавшие синицы.
Всевластна остановка вечная.
Но, на борт прыгая с причала,
есть шанс остановить конечное,
чтоб хоть на миг
                  начать с начала.

Е.Ф.

Топчу набежавшие тени,
презрев небеса.
Опять начинаю с сирени
и шью паруса.
В убранстве из битой посуды
пойдем налегке.
Опять начинаю с Пицунды.
С тебя на песке.

***

Ах, форель,
рыба ханского лакомства, но...
Не по мне эти кружева.
“Неграмоль” черногрудое
                  диво-вино.
От него не болит голова.
Но крылатое “р” в сентябре,
октябре, декабре –
вот что вяжет друзей у стола.
Крупных раков варю я
                  в душистом ведре,
их потом разрушая дотла.
Две-три стопки разгонных
и сразу – пивко!
Кто-то крикнет тревожно: пора!
И покатятся бубны
                  гульбы далеко,
мимо жен, до утра, до утра!

***

Я так долго губил
то, что чудом досталось.
И глотка не осталось
того, что любил.
А ошейник тугой
пусть разносит кто молод.
И холод на холод
пусть множит другой.

Чучело

Что сам орел
пред чучелом орла
У чучела заоблачного зверя
какая стать,
                  каков разлом крыла!
Какие настороженные перья,
надмирный взор, мол,
                  все ничто пред ним.
Нахохлившийся, хищный,
                  вечно новый
Живой орел
с моделью двойниковой.
С бескровною моделью несравним.
Вот так своим подобием сильна
вторичная поэзия. Она
толпе всегда понятна и любезна.
Но соль ее – лизни – не солона.
А бездна – загляни в нее – не бездна.

Астры

Такие подарки к чему бы...
Четвертые сутки подряд
лиловые астры, как губы,
цыганские губы, горят.
Лиловые астры, как жалко,
что поздно они расцвели.
Но все-таки вспыхнули жадно
в ладонях остывшей земли.
И жаль, что все это серьезно:
пропавшее лето, дожди.
И поздние астры. И поздно
все то, что еще впереди...

Полковники

В России испокон веков
еще так не бывало, чтоб
такое множество полковников
себе пускали пулю в лоб.
Не осуждая, не оправдывая,
и я б, пожалуй, жить не смог
с распятой офицерской правдою!
Но пулю б эту поберег.
Недальновидные и сытые,
забыли, видно, как слепа
поднявшаяся в рост толпа
с полковниками не убитыми.

Сирень

Опровергая смиренье,
ветром хмельным заряжен,
нужно прорваться к сирени
вместе с пчелой и стрижом.
Как предвкушенье улова,
как тишине – высота,
необходима лиловость
вспыхнувшего куста.
И, раздвигая пространство,
цепкость его берегов,
хочется вплыть в африканство
после тяжелых снегов.
Чтоб, наконец, задохнуться,
может, последней весной.
Чтоб в Балаклаву вернуться,
в стойкий сиреневый зной.
И не страшна быстротечность.
Радость всегда недолга.
Жизни короткая вечность:
май! После мая – снега.

Трубач

Петру ТОДОРОВСКОМУ

Ах, это певчая судьба:
звук доставать со дна.
Такая участь ей дана –
солдатская труба.
Трубач – один, трубач – ничей
в рассветах ножевых.
Их очень мало, трубачей,
оставшихся в живых.
Зато какая это честь,
и слава, и игра –
трубить решительную весть
своим полкам: “Пора!”

Молчание

Закатный луч на миг издалека
украдкою нет-нет да оглянется.
Прошу у Бога –
                  пусть меня коснется
опять, как в детстве,
                  мамина рука.
Я буду нем в последней тишине.
Пусть медленно наступит
                  равновесье.
Никто другой уже не нужен мне.
Ее рука прикроет поднебесье.
...Теперь, когда одна земля права,
с которою меня навек связали,
покой молчанья – будут те слова,
которых мне при жизни
                  не сказали.

***

Как в Акапулько или в Сен-Мало.
Чужой, в чужом пространстве
                  нелюдимом.
Ночь отпылала, утро отплыло.
И водка – мимо.
Пиво – мимо.
Раки – мимо.
Сжег книжку телефонную свою.
Они ушли землею, небесами.
Остался с их живыми голосами.
Один на все четыре
                  стороны стою.

Жилетка

Когда уже сделаны ставки,
условности соблюдены.
С концами концы сведены.
И все промедленья в отставке.
Когда очевидцы поддаты
И миг на последней резьбе.
А небо и бездна в тебе,
смещая круги и квадраты.
И круто поставлены на кон
раздраем, разлукой, судьбой
последние “ой-йой-йой-ой”.
А стоптано семьдесят
                  с гаком.
Надену я кепочку в клетку,
к знакомым спецам подрулю.
Из лайки пошью я жилетку
и ухо серьгой проколю.

Печаль

Нет беднее беды, чем печаль,
это то, что все длится и длится.
И не может никак возвратиться.
И себя, и ушедшее жаль.
Как ушло оно и почему
так мучительна тяжесть
                  томленья.
Как в церквах панихидное пенье
сквозь оплывших
                  свечей полутьму.
Камни скорби – тоска глубины.
Можно пулей ответить
                  на пулю.
А печаль – из уплывшего тюля
с неосознанным чувством вины.


© "Литературная газета", 2000


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
ПОЛИТИКА
ОБЩЕСТВО
ИСКУССТВО
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
Читайте в разделе ЛИТЕРАТУРА:

Т.ВОЛЬТСКАЯ
ЭТО Я ЕВА...

В.РАДЗИШЕВСКИЙ
ЖИРАФ БОЛЬШОЙ - ЕМУ ВИДНЕЙ!
На конференции в Центре-музее Высоцкого

ОТСЕБЯТИНА

С.ШМИДТ
ПАМЯТИ А.З.КРЕЙНА

Л.ПИРОГОВ
МЕТИ, АДЕЛАИДА!..

А.Б.
КОРДЕБАЛЕТ В ЦэДээЛе

В.М.
СТОЛЕТИЕ ЛЁРИНЦА САБО

Ю.РЮРИКОВ
ИГОРЮ ВИНОГРАДОВУ - 70

А.ЛАТЫНИНА
"А ВОТ ВАМ ВАШ ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС"

П.БАСИНСКИЙ
СОШЛИСЬ ТРИ МУЖИЧКА...

М.ЧУМАКОВА
МАДРИДСКИЙ ДВОР БЕЗ ТАЙН

О.КАНУННИКОВА
ВРЕМЯ БОЛЬШИХ ОЖИДАНИЙ,
или Конец прекрасной эпохи

А.ВАКСБЕРГ
ГОНКУРЫ, РЕНОДО, ФЕМИНА И МЕДИЧИЫ
А.РУБАШКИН
"ПО ПРАВУ РАЗДЕЛЕННОГО СТРАДАНЬЯ..."
М.ЧУЛАКИ
ПРИВИЛЕГИИ ПОД НОГАМИ НЕ ВАЛЯЮТСЯ
Г.ПОЖЕНЯН
СОЛОВЬИНАЯ ПЫЛЬ