Аннотация: Биографическая справка
Сон
Отставной майор и "ландышка"
Г. Н. Жулев
Стихотворения
----------------------------------------------------------------------------
Поэты 1860-х годов
Библиотека поэта. Малая серия. Издание третье
Л., "Советский писатель", 1968
Вступительная статья, подготовка текста и примечания И. Г. Ямпольского.
OCR Бычков М. Н. mailto:bmn@lib.ru
----------------------------------------------------------------------------
СОДЕРЖАНИЕ
Биографическая справка
Сон
Отставной майор и "ландышка"
Гавриил Николаевич Жулев родился в 1836 году.
Он был одновременно и поэтом и артистом. Окончив в начале 50-х годов
театральное училище, Жулев в сезон 1852-1853 года дебютировал на сцене
Александрийского театра, а затем много лет состоял в его труппе. "Помню, что
Жулев превосходно играл прогорелого купеческого сынка Перетычкина в комедии
Красовского "Жених из Ножовой линии", - читаем в воспоминаниях современника.
- Он подавал надежды на сцене, но его затер режиссер Е. И. Воронов, долго
властвовавший в Александрийском театре". Воронов и начальник репертуарной
части петербургских императорских театров водевилист П. С. Федоров,
самодур и взяточник, которого неизменно преследовали искровцы, особенно
невзлюбили Жулева за то, что он сотрудничал в "Искре" и информировал
редакцию журнала о закулисных тайнах и интригах.
Жулев начал печататься в "Искре" в 1860 году и был одним из ее
постоянных сотрудников на протяжении всех 60-х годов. Его стихи печатались
преимущественно под псевдонимом "Скорбный поэт".
В конце 1862 года Жулев собрал свои стихи, напечатанные в "Искре", и
выпустил их отдельной книжкой под названием "Песни Скорбного поэта".
Противопоставляя Жулева представителям "чистой поэзии" и либеральным
обличителям типа Розенгейма, "Искра" следующим образом характеризовала его
творчество в отзыве о "Песнях Скорбного поэта": "Бедность, умеющая весело
трунить над собою и хохотать непринужденно и смело над хлыщевством и богатою
наглостью, в каких бы они формах ни проявлялись, - вот главный мотив,
повторяющийся во всех пьесах Скорбного поэта. Вздыхатели, отвергнутые дамою
своего сердца по случаю бедности и наивно рассказывающие о своих
злополучиях; супруги, получившие семейное счастье из рук начальников; швеи,
беззаботно проходящие известное поприще; девицы, стремящиеся замуж, и дамы,
забывающие мужей под звуки Штраусовой скрипки, павловские ландышки и
московские Пахиты; театральные музыканты и отставные майоры - вот
действующие лица комедии, ежедневно разыгрываемой в жизни, верно подмеченной
и осмысленно переданной своеобразными стихами поэта-юмориста. Все это
перемешано, как добро и зло вообще в жизни и в каждом человеке отдельно, но
все это живет, движется, смеется над собою и над другими, и, главное, все
это просто и искренно".
Очень сдержанно отозвался о книжке Жулева М. Е. Салтыков, поскольку
она не отвечала тем большим требованиям, которые он предъявлял к
современной сатире. Но и Салтыков писал, что "любителям чтения легкого мы
эту книжечку рекомендуем: они в ней найдут некоторую частицу остроумия. В
особенности указываем на веселую пьеску "Литературные староверы"".
В поэзии Жулева нет революционных мотивов, но он - демократ с головы
до ног. Все его стихотворения пронизаны плебейской гордостью, однако она
проявляется не столько в непримиримой ненависти к классовым врагам, сколько
в презрительном изображении роскоши, тунеядства, барского высокомерия. Один
из типичных персонажей Жулева, столичный бездельник и фат, хорошо описан в
стихотворении Минаева "Сорвалось!":
В шляпе Циммермана,
В платье от Сарра,
Я, поднявшись рано,
Вышел со двора.
Крап по панталонам,
С лентою лорнет,
Галстук с медальоном -
В медальоне оном
Блондена портрет, -
Струйки по жилету,
В талии изгиб...
Скорбному поэту
Я отличный тип... и т. д.
Наиболее характерны для Жулева юмористические стихотворения на бытовые
темы. Произведения, направленные против конкретных людей и фактов
общественной жизни, пародии, литературная полемика, резкий сатирический тон
и т. п. - все это встречается у него сравнительно редко. Наибольшей удачей
Жулева в этой области является отмеченная Салтыковым злая и хлесткая
сатира "Литературные староверы". Для характеристики поэзии Жулева необходимо
отметить его легкий и гибкий стих, свободные разговорные интонации, {По
словам одного критика, "Жулев редкостный, почти исключительный образец
стихотворной простоты, умеющий "разговаривать" стихом без всякой, хотя бы
малой, натяжки".} а также бойкую, иногда не менее, чем у Минаева, необычную
и мастерскую рифму.
С 1865 года, наряду с "Искрой", Жулев много печатался и в
"Будильнике". В 1869-1874 годах он был постоянным сотрудником газеты
"Петербургский листок", с 1875 года до смерти - "Петербургской газеты".
Здесь, кроме стихотворений, он систематически помещал и фельетоны. В
последние годы Жулев был также одним из редакторов юмористического журнала
"Стрекоза" (редактировал стихотворный отдел).
Жулев написал - отчасти один, отчасти в сотрудничестве с Н. А.
Лейкиным, А. А. Соколовым, И. Е. Чернышевым, С. Н. Худековым, А. Сазоновым -
до десятка пьес: "Золотая удочка", "Беленькие и черненькие", "Петербургские
когти", "Со ступеньки на ступеньку" и др. Часть из них шла на сцене, однако
они не представляют интереса.
В 1871 году, Жулев выпустил второй сборник стихотворений - "Ба!
знакомые всё лица!!! Рифмы Дебютанта (Скорбного поэта)". Сборник уступал в
художественном отношении первому, но тематика, идейные позиции и поэтическая
манера остались у Жулева в общем те же, и книга, вышедшая без
предварительной цензуры, встретила неодобрительный отзыв в цензурном
ведомстве. "Собрание весьма тенденциозных, отчасти и довольно грязных
стихотворений, - писал цензор. - Автор, кажется, поставил себе задачею
изобразить в самом отвратительном виде отношения начальников к подчиненным в
нашем служебном кругу; начальники оказывают протекцию подчиненным, которые
делают им подарки или даже услуживают им своими женами; подчиненные,
выведенные из терпения, дают своим начальникам пощечины и т. д. В других
пьесах выражается презрение к людям, не сочувствующим отрицательному
направлению в молодежи, и выхваляются, напротив, корифеи отрицания, напр.
Добролюбов; даже и хорошие стремления в высших сословиях осмеиваются и
изображаются как маски, под которыми скрываются лицемерие и всякие пороки;
везде господствуют насилие и разврат".
Жулев умер 30 июня 1878 года и скоро был забыт, хотя некоторые его
стихотворения часто читались с эстрады и перепечатывались в
"чтецах-декламаторах".
Издания стихотворений
Песни Скорбного поэта. СПб., 1863.
Ба! знакомые всё лица!!! Рифмы Дебютанта (Скорбного поэта). СПб.,
1871.
СОН
Мне снилося, дитя мое, что в зале ты
Читаешь пламенно толпе пустой листы
Моей возвышенной, изящнейшей поэмы..
Вот кончила ее и видишь, что все немы.
С вопросом ты стоишь пред мертвою толпой,
Но слушавшие все мотают головой...
Вдруг голос аспида послышался в народе:
"Читали Гейне мы, но в лучшем переводе".
ОТСТАВНОЙ МАЙОР И "ЛАНДЫШКА"
1
Павловск. Утро. Строен
Резвых птичек хор;
В сад выходит воин -
Отставной майор.
Хоть на шее тряпка,
Сюртучишко плох
И потерта шапка -
Но на вид он строг.
Севши безмятежно
В кресло, между роз,
Он пускать стал нежно
Жукова сквозь нос.
Запах роз, сирени,
Шепот ветерка
К сну и нежной лени
Манят старика.
Опустившись в кресло,
Он повесил нос -
И пред ним воскресла
Вереница грез:
Юность... звук гитары...
Пуншик... легкий хмель...
Трубка... тары-бары...
Лиза и Адель...
Тощая собака...
Штоссик до утра...
Поцелуи... драка
И... et cetera. {*}
{* и так далее (франц.). - Ред.}
2
Вдруг у лип тенистых
Раздается крик:
"Ландышей душистых!" -
Вспрянул наш старик.
Оседлав очками
Нос свой, воин зрит:
Ландышка с цветами
Перед ним стоит.
Чудная головка!
Глазки - васильки;
Носик очень ловко
Вздернут на дыбки.
Взгляд ее наивен,
Полон доброты;
Ландышке семь гривен
Дал он за цветы,
И, мечтой настроен
Пылко, горячо,
Ущипнул наш воин
Деву за плечо;
Но она, плутовка,
Сморщив белый лоб.
Волокиту ловко
По руке вдруг хлоп!
Сделав злую мину,
Он сказал: "Ну, свет!
Нынче даже к чину
Уваженья нет!"
<1862>
ПРИМЕЧАНИЯ
В сборник включены произведения двадцати пяти второстепенных поэтов
середины XIX века, в той или иной степени дополняющих общую картину развития
русской поэзии этого времени.
Тексты, как правило, печатаются по последним прижизненным изданиям
(сведения о них приведены в биографических справках), а когда произведения
поэта отдельными сборниками не выходили - по журнальным публикациям.
Произведения поэтов, издававшихся в Большой серии "Библиотеки поэта",
воспроизводятся по этим сборникам.
При подготовке книги использованы материалы, хранящиеся в рукописном
отделе Института русской литературы (Пушкинского дома) Академии наук СССР.
Впервые печатаются несколько стихотворений В. Щиглева, П. Кускова и В.
Крестовского, а также отрывки из некоторых писем и документов, приведенные в
биографических справках.
Произведения каждого поэта расположены в хронологической
последовательности. В конце помещены не поддающиеся датировке стихотворения
и переводы. Даты, не позже которых написаны стихотворения (большей частью
это даты первой публикации), заключены в угловые скобки; даты
предположительные сопровождаются вопросительным знаком.
Г. Н. ЖУЛЕВ
Сон. Пародия на стих. П. А. Кускова "Тревожное сновидение" (см. с.
504), которое является вариацией на мотивы молодого Г. Гейне. В этом смысле
и нужно понимать слова Жулева: "Читали Гейне мы, но в лучшем переводе".
Отставной майор и "ландышка".
Жукова сквозь нос. Трубочный табак фабрики В. Жукова. См. также с.
725. Штоссик - азартная карточная игра штосс.