Жулев Гавриил Николаевич
Стихотворения

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Биографическая справка
    Сон
    Отставной майор и "ландышка"


                                Г. Н. Жулев

                               Стихотворения

----------------------------------------------------------------------------
     Поэты 1860-х годов
     Библиотека поэта. Малая серия. Издание третье
     Л., "Советский писатель", 1968
     Вступительная статья, подготовка текста и примечания И. Г. Ямпольского.
     OCR Бычков М. Н. mailto:bmn@lib.ru
----------------------------------------------------------------------------

                                 СОДЕРЖАНИЕ
     Биографическая справка
     Сон
     Отставной майор и "ландышка"

     Гавриил Николаевич Жулев родился в 1836 году.
     Он  был  одновременно  и поэтом и артистом. Окончив в начале 50-х годов
театральное  училище,  Жулев  в  сезон  1852-1853  года дебютировал на сцене
Александрийского театра, а затем много лет состоял в его труппе. "Помню, что
Жулев  превосходно играл прогорелого купеческого сынка Перетычкина в комедии
Красовского "Жених из Ножовой линии", - читаем в воспоминаниях современника.
-  Он  подавал  надежды на сцене, но его затер режиссер Е. И. Воронов, долго
властвовавший  в  Александрийском  театре". Воронов и начальник репертуарной
части   петербургских   императорских  театров  водевилист  П.  С.  Федоров,
самодур  и  взяточник,  которого  неизменно  преследовали искровцы, особенно
невзлюбили  Жулева  за  то,  что  он  сотрудничал  в  "Искре" и информировал
редакцию журнала о закулисных тайнах и интригах.
     Жулев  начал  печататься  в  "Искре"  в  1860  году  и  был одним из ее
постоянных  сотрудников  на протяжении всех 60-х годов. Его стихи печатались
преимущественно под псевдонимом "Скорбный поэт".
     В  конце  1862  года Жулев собрал свои стихи, напечатанные в "Искре", и
выпустил  их  отдельной  книжкой  под  названием  "Песни  Скорбного  поэта".
Противопоставляя   Жулева   представителям  "чистой  поэзии"  и  либеральным
обличителям  типа  Розенгейма, "Искра" следующим образом характеризовала его
творчество  в  отзыве  о "Песнях Скорбного поэта": "Бедность, умеющая весело
трунить над собою и хохотать непринужденно и смело над хлыщевством и богатою
наглостью,  в  каких  бы  они  формах  ни  проявлялись, - вот главный мотив,
повторяющийся  во всех пьесах Скорбного поэта. Вздыхатели, отвергнутые дамою
своего   сердца   по   случаю  бедности  и  наивно  рассказывающие  о  своих
злополучиях;  супруги, получившие семейное счастье из рук начальников; швеи,
беззаботно  проходящие известное поприще; девицы, стремящиеся замуж, и дамы,
забывающие   мужей  под  звуки  Штраусовой  скрипки,  павловские  ландышки и
московские   Пахиты;   театральные   музыканты  и  отставные  майоры  -  вот
действующие лица комедии, ежедневно разыгрываемой в жизни, верно подмеченной
и  осмысленно  переданной  своеобразными  стихами  поэта-юмориста.  Все  это
перемешано,  как добро и зло вообще в жизни и в каждом человеке отдельно, но
все  это  живет,  движется, смеется над собою и над другими, и, главное, все
это просто и искренно".
     Очень  сдержанно  отозвался  о  книжке Жулева М. Е. Салтыков, поскольку
она   не   отвечала   тем   большим  требованиям,  которые  он  предъявлял к
современной  сатире.  Но  и Салтыков писал, что "любителям чтения легкого мы
эту  книжечку  рекомендуем:  они в ней найдут некоторую частицу остроумия. В
особенности указываем на веселую пьеску "Литературные староверы"".
     В  поэзии  Жулева  нет революционных мотивов, но он - демократ с головы
до  ног.  Все  его  стихотворения пронизаны плебейской гордостью, однако она
проявляется  не столько в непримиримой ненависти к классовым врагам, сколько
в  презрительном изображении роскоши, тунеядства, барского высокомерия. Один
из  типичных  персонажей Жулева, столичный бездельник и фат, хорошо описан в
стихотворении Минаева "Сорвалось!":

                            В шляпе Циммермана,
                            В платье от Сарра,
                            Я, поднявшись рано,
                            Вышел со двора.
                            Крап по панталонам,
                            С лентою лорнет,
                            Галстук с медальоном -
                            В медальоне оном
                            Блондена портрет, -
                            Струйки по жилету,
                            В талии изгиб...
                            Скорбному поэту
                            Я отличный тип... и т. д.

     Наиболее  характерны для Жулева юмористические стихотворения на бытовые
темы.   Произведения,   направленные   против   конкретных  людей  и  фактов
общественной  жизни, пародии, литературная полемика, резкий сатирический тон
и  т.  п. - все это встречается у него сравнительно редко. Наибольшей удачей
Жулева  в  этой  области  является  отмеченная  Салтыковым  злая  и хлесткая
сатира "Литературные староверы". Для характеристики поэзии Жулева необходимо
отметить  его  легкий  и  гибкий  стих, свободные разговорные интонации, {По
словам  одного  критика,  "Жулев  редкостный,  почти  исключительный образец
стихотворной  простоты,  умеющий  "разговаривать" стихом без всякой, хотя бы
малой,  натяжки".} а также бойкую, иногда не менее, чем у Минаева, необычную
и мастерскую рифму.
     С   1865   года,   наряду   с   "Искрой",  Жулев  много  печатался  и в
"Будильнике".  В  1869-1874  годах  он  был  постоянным  сотрудником  газеты
"Петербургский  листок",  с  1875  года  до смерти - "Петербургской газеты".
Здесь,   кроме  стихотворений,  он  систематически  помещал  и  фельетоны. В
последние  годы  Жулев был также одним из редакторов юмористического журнала
"Стрекоза" (редактировал стихотворный отдел).
     Жулев  написал  -  отчасти  один,  отчасти  в  сотрудничестве  с  Н. А.
Лейкиным, А. А. Соколовым, И. Е. Чернышевым, С. Н. Худековым, А. Сазоновым -
до  десятка пьес: "Золотая удочка", "Беленькие и черненькие", "Петербургские
когти",  "Со ступеньки на ступеньку" и др. Часть из них шла на сцене, однако
они не представляют интереса.
     В  1871  году,  Жулев  выпустил  второй  сборник  стихотворений  - "Ба!
знакомые  всё  лица!!! Рифмы Дебютанта (Скорбного поэта)". Сборник уступал в
художественном отношении первому, но тематика, идейные позиции и поэтическая
манера   остались   у   Жулева   в  общем  те  же,  и  книга,  вышедшая  без
предварительной   цензуры,   встретила  неодобрительный  отзыв  в  цензурном
ведомстве.  "Собрание  весьма  тенденциозных,  отчасти  и  довольно  грязных
стихотворений,  -  писал  цензор.  -  Автор,  кажется, поставил себе задачею
изобразить в самом отвратительном виде отношения начальников к подчиненным в
нашем  служебном  кругу; начальники оказывают протекцию подчиненным, которые
делают  им  подарки  или  даже  услуживают  им  своими  женами; подчиненные,
выведенные  из  терпения,  дают  своим начальникам пощечины и т. д. В других
пьесах   выражается  презрение  к  людям,  не  сочувствующим  отрицательному
направлению  в  молодежи,  и выхваляются, напротив, корифеи отрицания, напр.
Добролюбов;  даже  и  хорошие  стремления  в  высших сословиях осмеиваются и
изображаются  как  маски, под которыми скрываются лицемерие и всякие пороки;
везде господствуют насилие и разврат".
     Жулев  умер  30  июня  1878  года и скоро был забыт, хотя некоторые его
стихотворения    часто    читались    с    эстрады    и   перепечатывались в
"чтецах-декламаторах".

                           Издания стихотворений

     Песни Скорбного поэта. СПб., 1863.
     Ба!  знакомые  всё  лица!!!  Рифмы  Дебютанта  (Скорбного поэта). СПб.,
1871.


                                    СОН

                    Мне снилося, дитя мое, что в зале ты
                    Читаешь пламенно толпе пустой листы
                    Моей возвышенной, изящнейшей поэмы..
                    Вот кончила ее и видишь, что все немы.

                    С вопросом ты стоишь пред мертвою толпой,
                    Но слушавшие все мотают головой...
                    Вдруг голос аспида послышался в народе:
                    "Читали Гейне мы, но в лучшем переводе".


                        ОТСТАВНОЙ МАЙОР И "ЛАНДЫШКА"

                                     1

                           Павловск. Утро. Строен
                           Резвых птичек хор;
                           В сад выходит воин -
                           Отставной майор.
                           Хоть на шее тряпка,
                           Сюртучишко плох
                           И потерта шапка -
                           Но на вид он строг.
                           Севши безмятежно
                           В кресло, между роз,
                           Он пускать стал нежно
                           Жукова сквозь нос.
                           Запах роз, сирени,
                           Шепот ветерка
                           К сну и нежной лени
                           Манят старика.
                           Опустившись в кресло,
                           Он повесил нос -
                           И пред ним воскресла
                           Вереница грез:
                           Юность... звук гитары...
                           Пуншик... легкий хмель...
                           Трубка... тары-бары...
                           Лиза и Адель...
                           Тощая собака...
                           Штоссик до утра...
                           Поцелуи... драка
                           И... et cetera. {*}
                           {* и так далее (франц.). - Ред.}

                                     2

                           Вдруг у лип тенистых
                           Раздается крик:
                           "Ландышей душистых!" -
                           Вспрянул наш старик.
                           Оседлав очками
                           Нос свой, воин зрит:
                           Ландышка с цветами
                           Перед ним стоит.
                           Чудная головка!
                           Глазки - васильки;
                           Носик очень ловко
                           Вздернут на дыбки.
                           Взгляд ее наивен,
                           Полон доброты;
                           Ландышке семь гривен
                           Дал он за цветы,
                           И, мечтой настроен
                           Пылко, горячо,
                           Ущипнул наш воин
                           Деву за плечо;
                           Но она, плутовка,
                           Сморщив белый лоб.
                           Волокиту ловко
                           По руке вдруг хлоп!
                           Сделав злую мину,
                           Он сказал: "Ну, свет!
                           Нынче даже к чину
                           Уваженья нет!"

                           <1862>

                                 ПРИМЕЧАНИЯ

     В  сборник  включены  произведения  двадцати пяти второстепенных поэтов
середины XIX века, в той или иной степени дополняющих общую картину развития
русской поэзии этого времени.
     Тексты,  как  правило,  печатаются  по  последним прижизненным изданиям
(сведения  о  них приведены в биографических справках), а когда произведения
поэта  отдельными  сборниками  не  выходили  -  по  журнальным  публикациям.
Произведения  поэтов,  издававшихся  в  Большой  серии  "Библиотеки  поэта",
воспроизводятся по этим сборникам.
     При  подготовке  книги  использованы материалы, хранящиеся в рукописном
отделе  Института  русской литературы (Пушкинского дома) Академии наук СССР.
Впервые  печатаются  несколько  стихотворений  В.  Щиглева,  П. Кускова и В.
Крестовского, а также отрывки из некоторых писем и документов, приведенные в
биографических справках.
     Произведения    каждого    поэта    расположены    в    хронологической
последовательности.  В конце помещены не поддающиеся датировке стихотворения
и  переводы.  Даты,  не позже которых написаны стихотворения (большей частью
это   даты   первой   публикации),   заключены   в   угловые   скобки;  даты
предположительные сопровождаются вопросительным знаком.

                                Г. Н. ЖУЛЕВ

     Сон.  Пародия  на  стих.  П.  А. Кускова "Тревожное сновидение" (см. с.
504),  которое является вариацией на мотивы молодого Г. Гейне. В этом смысле
и нужно понимать слова Жулева: "Читали Гейне мы, но в лучшем переводе".
     Отставной майор и "ландышка".
     Жукова  сквозь  нос.  Трубочный  табак  фабрики В. Жукова. См. также с.
725. Штоссик - азартная карточная игра штосс.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.
Рейтинг@Mail.ru