Теплова Надежда Сергеевна
Вл. Муравьев. Н. С. Теплова

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:


                                Вл. Муравьев

                               Н. С. Теплова

----------------------------------------------------------------------------
     "Здравствуй,  племя  младое...":  Антология поэзии пушкинской поры: Кн.
III . Сост., вступ. статья. о поэтах и примеч. Вл. Муравьева
     М., "Советская Россия", 1988
     OCR Бычков М.Н.
----------------------------------------------------------------------------

     В  1830  году  в  Москве вышел альманах "Денница", изданный профессором
Московского университета, разносторонним ученым, поэтом, фольклористом М. А.
Максимовичем.
     А.  С.  Пушкин  написал  на  альманах рецензию, которая была помещена в
"Литературной  газете".  "В  сем альманахе,- писал Пушкин, - встречаем имена
известнейших   из  наших  писателей,  также  стихотворения  нескольких  дам:
украшение неожиданное, приятная новость в нашей литературе".
     Так  в  самом  авторитетном  литературном  издании  того  времени самым
высоким литературным авторитетом - а Пушкин находился в зените своей славы -
было отмечено вступление на литературное поприще юных поэтесс сестер Надежды
и Серафимы Тепловых.
     Они,  видимо,  были почти ровесницы - сестры Тепловы. Надежда Сергеевна
родилась  в  1814  году,  год  рождения Серафимы Сергеевны точно неизвестен,
предполагают,  что  это  1813-1815 годы. Они родились в Москве, в зажиточной
купеческой  семье.  Семья Тепловых принадлежала к тем еще немногочисленным в
начале  XIX  века  купеческим семьям, где жили не только заботами торговли и
выручки,  но  и  культурными  интересами.  Сестры  Тепловы  получили хорошее
образование,  музыку  им  преподавал известный в свое время пианист Шпревиц,
можно предположить, что и другие их учителя выбирались не по принципу "ценою
подешевле".  Сестер связывали общность интересов и нежная дружба, в одном из
стихотворений Н. С. Теплова называет сестру "первым другом от колыбели".
     В  доме  Тепловых  устраивались музыкальные вечера, бывали литераторы -
издатель  популярного  "Дамского журнала" поэт-сентименталист П. И. Шаликов,
поэт, драматург, издатель С. Н. Глинка, поэтесса М. А. Лисицына и другие.
     В   1827   году   в   журнале  "Московский  телеграф"  было  напечатано
стихотворение  тринадцатилетней  Н. С. Тепловой "К родной стороне", затем ее
стихи  появляются  в "Дамском журнале", там же печатаются стихи и ее сестры.
На   стихи  Тепловых  обратил  внимание  М.  А.  Максимович,  который  тогда
подготавливал  издание  альманаха.  Впоследствии,  в  1833 году, он же издал
первый сборник стихотворений Н. Тепловой.
     В  "Деннице"  М.  А.  Максимовича  было  напечатано стихотворение С. С.
Тепловой  "К***",  на  которое  в  III Отделение тотчас же поступил донос Ф.
Булгарина.  Булгарин  указывал,  что  оно  посвящено памяти К. Ф. Рылеева. С
доносом  и  стихотворением  ознакомили Николая I, который наложил резолюцию,
что  стихи,  "очевидно,  имеют  направление  не благонравное". Цензора С. Н.
Глинку,  пропустившего  стихи,  арестовали  и  посадили  на  две  недели  на
гауптвахту,  от Максимовича потребовали объяснений. Максимович объяснил, что
стихотворение  написано  шестнадцатилетней  девочкой  и  не  имеет  никакого
отношения  к  Рылееву, а речь в нем идет об утонувшем ее знакомом юноше. III
Отделению  пришлось  принять  это  объяснение, так как имени в стихотворении
названо не было.
     Однако стихотворение действительно было посвящено К. Ф. Рылееву.
     Несмотря  на  все  усилия  правительства  и  Николая I уничтожить самую
память о декабристах, на запрещение даже упоминать их имена в печати, память
о  них  сохранялась,  произведения  поэтов-декабристов  и  другие документы,
связанные  с  ними,  распространялись  в  рукописях. Большое распространение
получило и предсмертное письмо Рылеева к жене. "Бог и государь решили участь
мою:  я должен умереть и умереть смертию позорною", - писал Рылеев. В письме
он просил прощения у жены и у всех родных... Стихи С. С. Тепловой - ответ на
это письмо:

                         Слезами горькими, тоскою
                         Твоя погибель почтена.
                         О верь, о верь, что над тобою
                         Стон скорби слышала волна!

                         О верь, что над тобой почило
                         Прощенье, мир, а не укор, -
                         Что не страшна твоя могила
                         И не постыден твой позор!

     Это  стихотворение  -  яркое  свидетельство  того,  в  какой  атмосфере
складывалось  мировоззрение  сестер  Тепловых.  Впоследствии  С.  С. Теплова
выступала в печати очень мало. Надежда Сергеевна печаталась больше, и в 1833
году вышел сборник ее стихотворений.
     Сборник  был  замечен.  Такой  тонкий  и  строгий  ценитель,  как Н. В.
Станкевич,  прочитав  его,  писал  в  письме  к  друзьям:  "...стихотворения
Тепловой  -  прелесть!  Вот  какие  стихи  могут писать женщины! Она в своей
сфере,  в кругу чувства, любви! - Разумеется, это не абсолютная красота - но
чтобы  стихи  эти  нравились  вполне, надобно в понятии своем соединить их с
автором   -   женщиною;   это   будет   одно,   цельное   произведение,  все
неопределенности  получат тогда значение. Главное условие - истина чувства -
есть  в этих стихах". Развернутую оценку стихотворений Тепловой дал в статье
"О  русских  писательницах"  И. В. Киреевский: "В легких, светлых, грациозно
волнующихся   стихах  отразились  здесь  самые  яркие,  звездные  минуты  из
весенней,  чистой,  сердечно  глубокой  жизни  поэтической девушки. "Мечта о
любви",  "Сон",  "Стихи к чародею", "Разочарование", "Воспоминанье детства",
"Деревня",  "Звездочка",  "Минута  безнадежности",  "Смерть  девушки-друга",
"Стихи к любимому поэту", "К ней", "К нему", "Тоска по лучшем мире", - одним
словом,  все  струны  молодого, поэтического сердца отозвались здесь в одной
идеальной  гармонии.  Кажется,  здесь  все  правда,  все  от сердца, ни одно
чувство   не   выдумано,  и  в  этом  отношении  особенно  замечательна  эта
музыкальная  исповедь  девушки-поэта.  Язык ее чистый, гармонический, иногда
мужественно  силен,  часто  необыкновенно  грациозен.  Несмотря,  однако, на
красивость  каждой  пиесы,  в общем их впечатлении есть что-то грустное. Все
слишком  идеальное,  даже  при  светлой  наружности,  рождает  в душе печаль
каким-то   магнетическим   сочувствием;   такова   одинокая,  чистая  песнь,
прослышанная  сквозь  нестройный, ее заглушающий шум; такова жизнь девушки с
душою  пламенною,  мечтательною,  для которой из мира событий существуют еще
одни внутренние". Оценка Киреевского тем более интересна, что она исходит от
человека,  входившего  в  круг  Пушкина  и с литературными мнениями которого
Пушкин не раз солидаризировался.
     В  1830-е  годы  Н. С. Теплова вышла замуж и с этого времени печатается
под  фамилией  мужа  - Терюхина. В 1840-е годы она овдовела, пережила потерю
сына и дочери и скончалась в 1848 году.
     Место Н. С. Тепловой в русской поэзии определил В. Г. Белинский. В 1840
году  он писал: "Вслед за Пушкиным вышла на литературную арену целая дружина
молодых  талантов. Все они пошли по направлению, данному им Пушкиным". Далее
он  называет  около двух десятков имен молодых поэтов, и среди них имя Н. С.
Тепловой.  К  творчеству  Тепловой  Белинский возвращается три года спустя и
опять  рассматривает  ее  поэзию  в  отношении  к  общему  развитию  русской
литературы;  отмечая  общий  повысившийся  уровень  русской  литературы,  он
говорит,  что  в  современных  условиях,  "чтоб получить в ней почетное имя,
нужно  иметь  замечательный  талант", и среди поэтесс пушкинского времени он
выделяет   Теплову.   Отмечая,   что   в   стихотворениях   лучших   поэтесс
"проглядывает  чувство",  он  продолжает:  "особливо  в  стихотворениях г-жи
Тепловой;  это  уже  большая разница от произведений прежних стихотвориц; то
были плоды невинных досугов, поэтическое вязание чулков, рифмотворное шитье,
а здесь уже проблескивала поэзия".

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.
Рейтинг@Mail.ru