Вестник Международного Института А. Богданова №4
(октябрь, 2000)

 А.Богданов

Лирические ремарки

От публикатора. А.А.Богданов, определявший искусство как "науку жизни в образах", не причислял свои эпизодические стихотворные опыты к поэзии и не предназначал их к публикации. Немногими исключениями были: рифмованное выражение юношеского радикализма, вошедшее как агитационное стихотворение в русскую социал-демократическую печать конца 19 - начала 20 века и переизданное с пометкой "Неизвестный поэт" (!) в антологии " Революционная поэзия 1890-1917"(Л., 1954); незатейливые строчки песен героев романа "Инженер Мэнни" и, наконец, замечательная своей аллегорической исповедальностью поэма "Марсиянин, заброшенный на Землю", опубликованная в 1924 г. и воспроизведенная в пилотном номере "Вестника МИАБ". Однако, не находя в записных книжках тектолога "неизвестного поэта", мы все же обнаружим там стихи как отчетливые зарубки на жизненном пути, своебразные лирические ремарки в драме-биографии, пять из которых заслуживают, на мой взгляд, особого внимания.

Самое раннее из публикуемых стихотворений, написанное под впечатлением от широко известной на рубеже веков драмы Г.Гауптмана, представляет интерес для время от времени всплывающей и, в общем, бестолково трактуемой темы о влиянии ницшеанства на Богданова и неортодоксальный русский марксизм в целом. Гауптмановский литейщик Генрих, отвергнувший в творческо упоении "пределы, указанные общественной пользой и христианской моралью, был воспринят российской общественностью как "живой образ философии Ницше", (Соловьев-Андреевич Е.А.Опыт философии русской литературы. Казань, 1922, с. 275-276). "В этой чудной трагедии индивидуализма, рассказанной Гауптманом, мы находим все мотивы современного восстания личности против общества" (там же, с. 278). Не отталкиванием ли от литейщика Генриха, охваченного жаждой свободной творческой мысли, ответственной лишь перед собой, и погибшего в своем дерзновенном отрыве от людей, была трактовка Богдановым гетевского Фауста как мятущейся души, приходящей к делу организации?

Любовь, природа, стремление к идеалу, испытание судьбой - таков вечный ряд лирических тем. Два стихотворения посвящены женщинам, с которыми связала Богданова судьба - жене Наталье Богдановой-Малиновской, урожденной Корсак (1865-1945) и матери его сына, Анфусе Смирновой(1874-1915), рано умершей от туберкулеза. Дополнением к строчкам, посвященным Наталье Богдановой, может быть свидетельство рабочего Владимира Косарева, отметившего, что "Наталья Богдановна, как добрая мать", заботилась об учениках Каприйской школы (Косарев В.М. Партийная школа на Капри // Сибирские огни. 1922, № 8).

В свою очередь, засвидетельствованная самой Натальей Богдановной любовь ее мужа к звездному небу и астрономии ("астрономом" теоретик социал-демократии и врач-психиатр Богданов слыл и среди ссыльных товарищей в Вологде), нашла отражение в еще одном наброске, где, также, вероятно, сказался и интерес к индуистской философии с ее кругами "вечного возвращения".

Наконец, последнее стихотворение написано в момент испытания пятью неделю в ГПУ, травлей и усердствующих сикофантов и осознанием неизбежности идейного одиночества. Оно выдержано в той же героико-стоической тональности, как и "Марсианин, заброшенный на Землю", и добавляет еще один штрих к образу Богданова как "красного Спинозы", "Аввакума социализма".

Общее заглавие подборки дано публикатором.

Поэзия

(повод: Потонувший Колокол Гауптмана)

I

Из тысячи блещущих ярких идей,
Что вихрем в душе возникают твоей,
Одну, всех прекрасней ты избери,
И плотью и кровью ее одари.

Пускай с ослепительным истины светом,
Вся мощь, весь порыв идеальных страстей,
Владеющих правды бойцом и поэтом,
Сольется в мечте лучезарной твоей.

В гармонии полной с ее красотою
С небесною, строгой ее чистотою
Одень ее тканью прозрачною слов
Расшитой узором чарующих снов.

Как солнца весеннего первая ласка,
Пройдет средь людей благородная сказка,
И, мрак их сердец рассекая собой,
Она принесет пробуждение спящим,
Минуты забвенья душою болящим,
И силу - бойцам, утомленным борьбой.

1898

II

Наташе

Следы пережитого мной
Хотела ты собрать...
Воспоминания волной
Нахлынули опять.
Там юный смех, порыв мечты,
Весенних дней цветы,
И под ударами судьбы -
Года глухой борьбы.
Все без утайки я одной
Тебе могу сказать -
Товарищ милый, верный мой,
Моя жена и мать.

9 марта 1915 г.

III

Нине

На бледном, худеньком лице глаза ее горят -
И боли полон, и любви их напряженный взгляд.
За много лет заботы, труд, усталость без конца
Свою оставили печать в чертах ее лица.

Своей любовью я хотел ей светлый отдых дать,
Своею ласкою стереть ту темную печать.
Но слишком мало счастья ей любовь моя дала,
И слишком много новых мук с собою принесла.

Что надо было той душе, понял не скоро я,
И прикасалась грубо к ней не раз рука моя.
Теперь из ласк моих для ней надежда родилась,
И счастья матери заря в душе ее зажглась.

Но прошлой боли и тоски не мог исчезнуть яд, -
По-прежнему ее глаза болезненно горят.

Около 1909 г.

IV

На небе юности сияет
Венеры чистая звезда,
И блеском счастья озаряет
Порыва нежного года.

Но если Марс кровавым светом
Арену жизни обагрит, -
К победе, к смерти ли с приветом
Навстречу юноша спешит.

Могучей зрелости светило,
Юпитер на небо взойдет -
Звезда, спокойной, ясной силы,
Движенья властного вперед.

Когда ж планеты благородной
Лучистый скроется венец,.
То разольет Сатурн холодный
Свой свет, тяжелый как свинец...

Все к Солнцу Вечности вернется,
Что в мир из вечности пришло.
Но жизни цикл опять начнется,
Огонь планет опять зажжется,
И так же радостно, светло...

1903? - 1915

V

Голоса судьбы.

Голос, гремящий как сталь оков,
Душу разящий, - звучит из веков:
"Избранный стать у грани времен
Рока печатью черной клеймен.

Казни не минет творческая вина,
Чашу полыни выпьешь до дна
Цепь поражений долга, тяжка,
Звезда достиженья могильно далека.

Стой под ударами в холодной борьбе
Ты - гибель старому, она гибель тебе:
Голос могучий, как бури порыв,
Волю влекущий - звучит призыв:

Избранный знамя эпохи поднять
Алую пламени носит печать.
Жизнь и горенье для тех одно,
Кому силы тленья победить дано.

Нет одиночества на твоем посту:
Лучи пророчества прорвут пустоту
Души миллионов прильнут к твоей, -
Позже рожденных любовь светлей!

Верный себе, зовам покорный
Скажет "да!" судьбе алой и черной.

6 ноября 1923 г.