Белинский Виссарион Григорьевич
Д. П. Святополк-Мирский. Белинский

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Из книги "История русской литературы с древнейших времен до 1925 года".




     ----------------------------------------------------------------
     Мирский  Д.  С. Белинский // Мирский Д. С. История русской литературы с
древнейших  времен  до  1925  года  /  Пер.  с  англ. Р. Зерновой. - London:
Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. - С. 258-264. 
       Оригинал здесь: Фундаментальная электронная библиотека
     ----------------------------------------------------------------     

     
     Движение  западников оформилось около 1840 г., когда философы-идеалисты
из  кружка  Станкевича и идеалисты-социалисты из кружка Герцена объединились
в  одно движение, оппозиционное как по отношению к официальной России, так и
к  славянофильству.  Мне  придется в последующих главах так много говорить о
каждом   из   этих   западников,   что   будет  излишним  давать  тут  общую
характеристику  движения. В общих чертах о них можно сказать, что они верили
в  прогресс  на  европейский  манер.  Они были антиклерикалами, а в политике
либералами или социалистами. 
     Вождями   этих   кружков  в  тридцатые  годы  были  Тимофей  Грановский
(1813-1855),   с   1839 г.   профессор   истории  Московского  университета,
блестящий  лектор и изящный писатель, но не оригинальный ученый; Герцен, чьи
сочинения  в  основном  принадлежат  к  последующему периоду, и важнейший из
всех - Белинский. 
     Виссарион  Григорьевич  Белинский  родился  в  1810 г.,  в бедной семье
военного  лекаря.  Как  большинство интеллигентов плебейского происхождения,
он  не  сохранил  благодарных  воспоминаний  о  детских  и  школьных годах в
маленьком  захолустном  городке  Чембар  (Пензенской губернии). В 1829 г. он
поступил  в  Московский  университет  и  вскоре  подружился со Станкевичем и
другими   молодыми   идеалистами.   Через   три  года  он  был  исключен  из
университета  и  так  никогда  его  и не закончил. Образование он получил не
столько  в  результате  регулярных  занятий,  сколько  от запойного чтения и
общения   с  другими  студентами.  Из  иностранных  языков  он  знал  только
французский,  да и тот не слишком хорошо. Немецкие и английские книги он мог
читать  только  в  переводах.  В  области  философии (что было очень важно в
московских  кружках  того  времени)  он  был  целиком зависим от своих более
образованных   друзей.   После  университета  Белинский  занялся  журнальной
работой  и вскоре стал сотрудником надеждинского Телескопа. Там в 1834 г. он
опубликовал  свою  первую  значительную  статью  -  знаменитые  Литературные
мечтания,  - которую можно считать началом журнализма русской интеллигенции.
В  ней  и  в  других  опубликованных  в Телескопе статьях Белинский с самого
начала   проявил  свой  воинственный  и  восторженный  темперамент,  который
заслужил  ему  прозвище "неистового Виссариона". Статьи его дышали юношеской
непочтительностью  ко  всему  старому  и  почтенному  в русской литературе и
таким  же  юношеским  энтузиазмом к новым идеям идеализма и творческим силам
молодого поколения. Вскоре он стал пугалом консерваторов и лидером молодых. 
     В  1836 г.  Телескоп  был  закрыт  и  Белинский  остался без постоянной
работы.  Сначала  он стал репетитором и написал русскую грамматику. Затем он
некоторое  время  был  редактором  Московского наблюдателя, журнала, который
его  друг  и (в то время) философский авторитет Бакунин приобрел у Погодина.
Но  ни  Бакунин,  ни  Белинский  не были дельцами, и предприятие не удалось.
Наконец  в 1839 г. Белинский был приглашен Краевским в Отечественные Записки
на  должность  главного  критика.  Белинский  переехал  в  Петербург. И хотя
Краевский  нещадно  его  эксплуатировал  и  очень мало ему платил, Белинский
все-таки был спасен от полной нищеты. 
     Во  время своей работы у Надеждина Белинский вдохновлялся романтическим
идеализмом   Шеллинга,   его   высокими   представлениями  о  поэтическом  и
художественном  творчестве.  Потом  Бакунин  увлек  его моральным идеализмом
Фихте,  позже  и  Гегелем.  В  Петербург он приехал совершенным гегельянцем.
Первые  его статьи в журнале Краевского привели в ужас читателей неожиданным
восторженным  консерватизмом  и "официальным национализмом". Читатели ничего
не  знали  о  скрытой логике философской эволюции критика, о том, что теперь
он  живет  согласно  знаменитой  гегелевской  формуле:  "Все  действительное
разумно".  Эта формула привела Белинского (который никогда не останавливался
на  полпути)  к  выводу,  что существующие социальный порядок и политический
режим  разумны.  Но  для  Белинского это "консервативное гегельянство" было,
однако,  только  переходной  стадией,  и  к  1841 году его идеи приняли свою
окончательную  форму,  исторически  наиболее  важную.  Эта перемена частично
произошла  под  влиянием  толкования  формулы  Гегеля "левыми гегельянцами",
частично  под  влиянием  Герцена  и  его социализма, но всего более это была
естественная  реакция  "неистового" темперамента критика, темперамента бойца
и   революционера.  С  этого  времени  Белинский  стал  душой  и  двигателем
прогрессивного   западничества,   провозвестником   новой  литературы  -  не
классической   или   романтической,  а  новой.  Главным  его  требованием  к
литературе  стала  верность  жизни,  и  в  то  же  время  наличие  социально
значительных   идей;   Гоголь  и  Жорж  Санд  полностью  отвечали  этим  его
требованиям.  В  1846-1847 гг.  Белинский  был вознагражден, увидев рождение
новой   литературной  школы  -  реальной,  отвечавшей  идеалам,  которые  он
провозглашал. 
     В  1846 г.  Некрасов  и  Панаев,  принадлежавшие  к партии Белинского и
отчасти   им  сотворенные,  купили  у  Плетнева  пушкинский  Современник,  и
Белинский  ушел  от Краевского (который был бизнесменом, а не другом) и стал
критиком  Современника. В 1847 г. он для поправления пошатнувшегося здоровья
уехал  за  границу  и  там,  свободный  от  цензуры и от любопытства русской
почты,  написал  свое  знаменитое  письмо  Гоголю  по поводу его Переписки с
друзьями.  Письмо  дышит  пламенным  уязвленным негодованием на "потерянного
вождя"  (говоря  о  Гоголе, я показал, что это было явное недоразумение, ибо
Гоголь   никогда  не  был  вождем),  и,  пожалуй,  это  самая  выразительная
формулировка  веры,  воодушевлявшей  прогрессивную  интеллигенцию  с 1840 по
1905  год.  Вскоре после возвращения в Россию Белинский умер (май 1848). Его
не  беспокоила  полиция  и  сравнительно  мало мучила цензура, ибо он изучил
искусство  приноравливать свои слова к их требованиям. Но проживи он немного
дольше,  не  приходится сомневаться, что правительство, напуганное событиями
1848 г.,  так  или  иначе  сделало  бы  из  него мученика, и он, может быть,
разделил бы участь Достоевского. 
     Историческое    значение    Белинского    невозможно   переоценить.   В
общественном  отношении  он  - веха, отметившая конец правления дворянства и
пришествие  к управлению культурой неклассовой разночинной интеллигенции. Он
был  первым  в династии журналистов, имевших безграничное влияние на русское
прогрессивное  общественное  мнение.  Он  был настоящим отцом интеллигенции,
воплощением  того,  что  являлось  ее  духом  на  протяжении  более чем двух
поколений  -  социализма,  страстного  желания  улучшить  мир,  неуважения к
традициям  и  напряженного  бескорыстного  энтузиазма. Он стал как бы святым
покровителем  русских  радикалов,  и  вплоть  до  нашего  времени  его  имя,
единственное  из  всех,  стояло выше критики. Но в последнее время, особенно
благодаря   изменению   литературных   норм  и  закату  гражданственности  в
литературе, его репутация сильно пострадала [*]. 
     
     [*]   -   Виктор  Шкловский,  один  из  самых  влиятельных  современных
критиков,  выразил  распространенное  чувство,  когда  написал:  "Я ненавижу
Белинского   и   всех   прочих   (к   счастью,  неудачливых)  убийц  русской
литературы". 
     
     Можно  сказать  многое  и  за, и против Белинского. В его пользу всегда
будет  говорить  то,  что он самый подлинный, самый бескомпромиссный и самый
последовательный  из  литературных  революционеров. Его вдохновляла любовь к
близкому  будущему,  которое  он  прозревал  с изумительной интуицией. Может
быть,  никогда  не бывало критика, так подлинно соответствовавшего истинному
направлению  своего  времени. Более того, он почти безошибочно различал, что
истинно,   а   что   мишура,   что   значительно,   а  что  второстепенно  в
современности.  Его суждения о писателях, вступивших в литературу между 1830
и  1848 гг.,  можно принять почти без оговорок. Это высокая похвала критику,
и  немногие  ее  заслуживают.  Его суждениям о литературе предыдущей эпохи и
предыдущего  поколения  мешала  партийность,  или, скорее, некоторые слишком
определенные  вкусовые  нормы, ошибочные по нашему представлению. Он понимал
только  один  род  литературного  совершенства  (практически  это оказывался
единственный  род  литературы,  в котором подвизались люди его поколения); к
другим  же он был слеп. Он судил писателей восемнадцатого и Золотого веков с
точки  зрения  собственного  идеалистического  реализма. И отбор, который он
между  ними  производил, стал обязательным для русских литературных суждений
на  две  трети  столетия.  Теперь мы от него освободились. Но со своей точки
зрения   он   был   замечательно   разумен  и  последователен.  Суждения  об
иностранной  литературе  были менее удачны, что не удивительно, учитывая его
лингвистическую  ограниченность.  При  всем том ему нельзя отказать в звании
необыкновенно чуткого и прозорливого критика. 
     Однако  его  недостатки тоже серьезны. Прежде всего - это его стиль, на
котором   лежит   вина  за  ужасающее  многословие  и  неряшливость  русских
журналистов  второй  половины  XIX  века  (имею  в  виду  журналистов,  а не
газетчиков),  так  же  как  вина  за их отвратительную вульгарность лежит на
Сенковском.  Безусловно,  ни  один  автор  ранга  Белинского  не писал таким
чудовищным языком. 
     Во-вторых,  идеи  Белинского-критика  вряд  ли способны вызвать восторг
сегодня.  Не потому, что гражданская нота, которую он ввел в сороковые годы,
была  необязательной  или  вредной.  Она  была  необходима  и звучала в такт
своему  времени.  Гражданственное  отношение  к  литературе в последние годы
царствования  Николая I  разделялось  всеми  достойными людьми и было просто
выражением  гражданского  самосознания.  Дело в его литературной доктрине, с
которой  трудно примириться. Он не полностью отвечает за нее, но он особенно
успешно  ее  пропагандировал.  Именно  Белинский,  а  не  кто  иной, отравил
русскую  литературу  этим зудом выражения идей, который, увы, просуществовал
так  долго и все еще жив среди людей старшего поколения. Он же распространял
все  общие  места  романтической критики - вдохновение, искренность, гений и
талант,  презрение  к  труду  и технике и странную аберрацию: отождествление
художественной  литературы  с  тем,  что  он  назвал  "мышлением  образами".
Белинский  (не  как  гражданственный,  а как романтический критик) в большой
степени  ответственен  за пренебрежение к форме и ремеслу, которое чуть-чуть
не  убило  русскую  литературу  в  шестидесятые и семидесятые годы. Но будет
только  справедливо  сказать,  что хоть он был и наиболее влиятелен, не один
Белинский распространял эту заразу. Тяжесть греха лежит на всем поколении. 



 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.
Рейтинг@Mail.ru