|
Утешительное письмо царя Алексея А.Л.Ордину-Нащокину по поводу бегства его сына в Польшу. (Впоследствии сын вернулся и был пострижен в монахи.) |
Верному, избранному, радетельному о Божиих и государственных дедах,
судящему людей Божьих и Наших Государевых по правде /воистину хорошее и спасительное дело - людей Божьих по правде судить/,
христолюбцу и нищелюбцу, миролюбцу и трудолюбцу,
и особенно богоприимцу и странноприимцу,
государственных дел исправному исполнителю и ревнителю,
думному дворянину и воеводе
Афанасию Лаврентьевичу Ордину-Нащокину
от Нас, Великого Государя, милостивое слово.
Стало Нам известно, что сын Твой попущением Божиим и своим безумством объявился в Гданьске, тебе, отцу своему, сильное огорчение причинив. Про огорчение такое думаю, что оно от самого сатаны приключилось и от всех сил бесовских, напустивших такой злой вихрь, смутивших атмосферу, разлучивших и отторгнувших невинного агнца яростным и смрадным дуновением от Тебя, отца и пастыря своего. Мы, великий Государь, и сами о Тебе, верном Нашем слуге, попечалились, о приключившейся с Тобой такой горькой болезни и о жестоком оружии, пронзившем душу и тело Твое. Воистину велика скорбь Твоя!
Ещё скорбим о супруге Твоей, о пустынножительнице в доме Твоем, вырастившей в утробе своей горькую полынь, и сочувствуем двойному и неутешному её плачу: первый ее плач от того, что не видит Тебя, Богом данного и законного своего супруга, перед очами своими каждый день; второй ее плач - об отторжении и разлуке - происходит от лютого и яростного зверя, единоутробного птенца ее, от неё беспричинно отторгнутого. О беспощадное насилие от темного зверя попущением Божиим и за наши грехи!
Воистину, кроме упования на Бога, великий и неутешный плач остаётся для вас, супруга с супругою, лишившихся наследника единокровного от недр своих, утешителя и попечителя в старости, успокоителя почтенной вашей седины и примерного поминателя по отшествии вашем в вечные и благие обители.
Ты просишь нас Тебя сменить.
По какому обычаю Ты решил подать такое прошение? Думаю, что от безмерной печали.
Обесчещенным почитаешь себя? Но о славе, на небесах за терпение даруемой помни.
Лишённым всего видишь себя? Помни о богатстве небесном и о сокровищах, полагающихся за добрые дела.
Потерял отечество? Но осталось отечество на небесах - Небесный Иерусалим.
Сына потерял? Но Ангелы остались, с ними Ты возликуешь у Престола Божия и возвеселишься вечным весельем.
Не страшно упасть, страшно упавшему не встать. Так и Тебе надо от падения своего пред Богом - что ты в такое отчаяние впал - оправиться, встать и стоять крепко, и уповать на Бога, и дерзать, и во всём случившемся, в своей безмерной печали укрепляться безо всякого отчаяния, Бог с тобою есть и пребудет во веки и навек. Печаль вашу обратит вам в радость и утешит вас вскоре!
А то, что Твой сын измену совершил, то Мы, Великий Государь, его измену поставили ни во что. Мы понимаем, что это он не по своей воле содеял; Тебе он тяжёлое горе, а себе вечное осуждение принес.
И не ставь себе в вину, верный слуга Христов и Наш, дурость своего сына; Ты об этом не знал и с ним в единомыслие не входил, он, глупый, и у Нас, Великого Государя, тайно был - и не один раз, и Мы Тебе через него многие поручения передавали, а о яде таком под его языком и не знали, и Мы, Великий Государь, не удивляемся, что сын твой так плохо поступил: видно, что от малодушия это. Он человек молодой, хочет все создания и творения Всевышнего на белом свете повидать. Как птица летает туда-сюда и, налетавшись вдоволь, вновь к своему гнезду летит, так и сын ваш вспомнит о гнезде своём родном, а сильнее всего - о душевной привязанности от Святого Духа во Святой купели, и к вам вскоре возвратится.
И Ты, верный раб Божий и Наш Государев слуга, видя к себе Божию милость и Нашу Государеву отеческую милость, отложи свою печаль и верши Божии и Наши Государевы дела, как того обстоятельства требуют. А Мы не только не выражаем недовольства Тебе за известный поступок твоего сына - даже мысли такой нет.
А вихрей, исходящих от злых людей, и напастей мира сего тленного человеку не избежать, потому что по всему свету они рассеяны. Только бы человеку душой перед Богом не согрешить, а вихри свирепые, от людей исходящие - что они могут причинить боз воли Божией?!
Упование нам - Бог, прибежище наше - Христос, покровитель нам - Дух Святой.
1660 г.