Словарь «Русские суеверия»

Весенница, Весна, Веснина, Весновка, Веснуха, Веснянка, Вешница, Вешняя

ВЕС'ЕННИЦА, ВЕСН'А, ВЕСН'ИНА, ВЕСН'ОВКА, ВЕСН'УХА, ВЕСН'ЯНКА, В'ЕШНИЦА, В'ЕШНЯЯ — весенняя лихорадка.

«Весна трясет» (Перм.); «Веснуха пристала» (Олон.).

Весенница — название весенней перемежающейся лихорадки, «пристающей», привязывающейся преимущественно к спящим и именуемой также «кумоха», «тетка», «подруга». Опасаясь «призвать» или потревожить болезнь, в Забайкалье «считали страшным грехом употреблять слово „лихорадка“, а называли ее весновкой, хотя бы болезнь свирепствовала осенью» <Демич, 1894>.

Лихорадку традиционно представляли в облике женщины, считая болезнь следствием вселения в человека или нападения на него (могли быть иные действия) вредоносного существа, персонифицирующего болезнь (см. ЛИХОРАДКА).

В Пермской губернии веснуха — женщина, которая является к спящему и целует его, вызывая заболевание. «Целоваться во сне предвещает лихорадку» (Курск.).

Веснуха-кумоха была особенно опасна в марте. Чтобы не пристала лихорадка, с 10 марта (со дня Тарасия-кумошника) старались не спать днем. Крестьяне говорили: «Кто спит под вечер на Тараса, наспит кумоху»; «Весною непокрытое что поставишь, так она-то, лихорадка, и подходит. Мы весной в окошко глядим, так и тут лихорадка входит» (Сарат.).

Полагали также, что все сидящие на цепи лихорадки срываются весною (Том.).

От веснухи оберегала высушенная летучая мышь, которую прикрепляли к ладанке и подвешивали на гайтане креста. Чтобы избежать заболевания, старались в это время меньше ездить на лошади и не пересекать рек (Перм.).

В Тульской губернии страдающих весенней лихорадкой начиная с 28 апреля поили березовым соком. Во многих районах России верили, что вода из собранного 1 марта снега вылечивает лихорадки, особенно весенние. Жители Забайкалья полагали, что от лихорадки-веснухи помогает растворенная в воде земля, взятая в ночь на Иванов или в Иванов день (7 июля) из-под монастыря Святого Варлаама.

В Приаргунском крае все лихорадки лечили испугом (пугая больного, подкидывали ему во время пароксизма собак, лягушек, мышей и т. п.); или кто-нибудь наряжался в тулуп, выворотив его наизнанку, «переряжался чертом» и нападал внезапно на больного, чтобы напугать его. Здесь же во время весенних эпидемий перемежающейся лихорадки лечились тысячелистником, корнем аира, корой ивы и лиственницы, березовыми почками, полынью, поваренной солью.

Больных заставляли курить «запрещенный» табак — будто бы он «выгоняет болезнь» (Олон.). Средствами от весенних лихорадок считались также богородичная трава, сок полыни, папорть, водка с солью (Ворон.); водный отвар богородской травы (Thymus Serpillum L.); отвар полевой ромашки (Тобол.) <Демич, 1894>.



Текст печатается по книге: *Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. — СПб.: Азбука, 2000. — 672 с.* В комментариях в HTML-документе указаны страницы.




На главную
О Тэффи
Карта сайта
Форум
Ссылки

Весеница
Русские суеверия: Энциклопедический словарь
Ветер, Ветреник, Ветровой, Ветроносная сила, Ветряный, Ветряный муж


Форум

На главную О Тэффи Русские суеверия: Энциклопедический словарь Ветер, Ветреник, Ветровой, Ветроносная сила, Ветряный, Ветряный муж



QLE 88x31

QLE 88x31

  Каталог ресурсов Сибири   Allbest.ru   Fair.ru Ярмарка сайтов  




Дизайн © Helen, e-mail: webmaster@teffi.ru, 2000 г.
Hosted by EServer.