Вещейка, Вещица, Вещуйка, Вещунья
ВЕЩ'ЕЙКА, В'ЕЩИЦА, ВЕЩ'ИЦА, ВЕЩ'УЙКА, ВЕЩ'УНЬЯ знахарка; ведунья; ведьма, колдунья; предсказательница, ворожея.
«Уж такая вещица не узнат, дак кто еще узнат» (Ср. Урал); «Каркала б вещунья на свою голову» <Даль, 1880>; «Маленькие дети вещуны: когда что узнать хочешь, спроси у махонького дитенка» (Смол.); «Дворовый и домовой вещают» (Калуж.); «Сердце-вещун, чует добро и худо» <Даль, 1880>.
Вещунам, наделенным сверхъестественными способностями людям (ведунам, колдунам, ведьмам), открыты грядущие и прошлые события; вещий тот, кому все ведомо. Вещба прорицание, заклинание, а вещать, вещевать значит предсказывать.
Вещель, ведун, колдун человек, способный вещать, упоминается в историко-литературных памятниках начиная с XI в. Роль таких всеведущих людей в Древней Руси, да и позже, была значительной: провидя будущее, они могли влиять на настоящее, изменять его. К вещунам-гадателям крестьяне обращались и в конце XIX в., правда, более за объяснениями событий уже происшедших (возможно, потому, что события будущие представлялись неотвратимыми).
Вещица, вещун (как и ведун, кудесник, волхв) существа могущественные и опасные, упоминаются в «ограждающих» от них заговорах: «... оградите меня [имя] каменным градом о трех запорах и заборонах <...> схороните в двинскую вершину и в каменную пещеру, от ведуна и от вещицы, от волхва и от кудесника и от всякого злого человека, недоброго. Коли те ключи найдет ведун и вещица, и замки отомкнет, и ворота отворит, и град потопит, ни ведуну, ни вещице тех ключей не нахаживать» (Арх.).
В поверьях XIX в. способностями к вещбе наделяются не только ведуны и ведьмы, но и маленькие дети, а также птицы и целый ряд мифологических персонажей; ср.: «Ворона вещует дождь будет» (Ворон.), «Нынче ночью домовой вещевал, целую ночь стонал на дворе» (Калуж.) (см. БЕЛАЯ (БАБА, ДЕВКА), ДОМОВОЙ, КИКИМОРА, ЛЕШИЙ, РУСАЛКА)
По поверьям Тульской и Калужской губерний, вещуны, вещуньи духи, предвещающие беду, скорую смерть, оборачиваются птицами, кошками и т. д. Вещицей может именоваться и нечистая сила, лесной дух в образе красиво окрашенной белки или бесхвостой сороки (Уфим., Перм., Тобол., Свердл.).
Во многих районах России вещуньей, вещицей называли и знахарку, ведьму, и птицу, предвещающую беду (чаще всего ворону, сороку, кукушку). Вещуном считали ворона: «Также равно вещунье сороке и черному ворону в моем стаде не вещевати» (Арх.).
Особая, «вещая», роль птиц не случайна: они поднимаются высоко в небо, вездесущи и всезнающи, особенно те, что живут долго (вороны).
«Повсеместно ворон считается зловещей птицей, предвестником смерти. <...> Коршун на кресте (могильном или церковном. M. B.) тоже к покойнику. Кукушка на доме или пожар или смерть кого-нибудь из семьи. <...> Дятел долбит стену к покойнику. О всякой птице, если она стучит клювом в крышу, в стену или в окно дома, говорят, что она выживает кого-нибудь из дому. Куры весной кричат до солнышка на гнездах к покойнику... и т. п.» (Костр.). Карканье ворона предсказывает непогоду или несчастье (Орл., Симб., Курск.); непременно кто-то должен умереть, если сыч закричит на избе (Курск.); сова и филин летят в деревню и кричат перед пожаром (Арх.). Сорока, щекочущая на дворе, предвещает гостя (Арх., Орл., Курск.); «для девушки-невесты сватов. Когда же она вскочит на порог дома с щекотом, непременно в дом прибудет что-нибудь новое и хорошее» (Орл.).
Согласно поверьям, облик птицы могли принимать и душа, «пернатый двойник человека», и покойник (также вещающие, воплощающие несчастья), и смерть.
«Три дни, говорят, душа бьется около своих телесов. Летает она по избе как пташка, али маленький цыпленок. Ей охота скорее к Богу. Надо тожно открывать двери и трубу чтобы могла лететь» (Сиб.); до 40-го дня душа «витает около жилища или в виде человека, каким он был при жизни, или в виде птички» (Костр.). «Если птичка влетит в избу, то это душа недавно умершего или хотя и давно умершего, но особенно жалеющего своих домочадцев» (Енис.); белый голубь душа незаконнорожденного младенца, крещенного бабкой, задушенного и не похороненного на кладбище (Влад.): «Когда воробей влетит в комнату, то, чтобы не было покойника, нужно его накормить, напоить и выпустить в противоположную его влету сторону» (Ворон.). «В Средней России по сие время говорят, когда влетит зимой в дом птица, упокойничек озяб, пичужкой погреться прилетел, резюмирует А. Н. Соболев. Верят на Руси и в то, что душа часто летает голубем и пребывает на месте своего погребения, и у нас от древнего времени сохранился обычай строить на могилах особые постройки, для отдохновения души и для защиты ее от ненастья, носящие названия голубцов» <Соболев, 1913>.
В Сургутском крае считали, что смерть может принять вид птицы (по большей части сороки). Сорока-оборотень залетает в дом через окно или трубу. В русских сказках и причитаниях (а также в загадках. M. B.) смерть прямо называется птицею.
В России и сейчас верят, что бьющаяся в окно (пли залетевшая в дом), кружащая и кричащая возле дома птица пророчит, приносит несчастья.
Текст печатается по книге: *Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. СПб.: Азбука, 2000. 672 с.* В комментариях в HTML-документе указаны страницы.
На главную
О Тэффи
Карта сайта
Форум
Ссылки
Вещель, Вещевременец, Вещевременник, Вещец, Вещий, Вещун
Русские суеверия: Энциклопедический словарь
Вещица-сорока, Вешица
|