135
ИЗ СТАТЬИ «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ»
Рядом с Пушкиным стоит другой поэт — его младший современник,
потомок одного из виднейших родов русской аристократии1. Как и большинство русских дворян, он с юных лет
служил в гвардии. Стихотворение, написанное им на смерть Пушкина, повлекло за
собою ссылку на Кавказ: Лермонтов так глубоко полюбил тот край, что в известном
смысле его можно считать певцом Кавказа.
Жизнь Лермонтова, хотя он обладал полной материальной
независимостью — этим редким для поэтов даром судьбы, — была тем не менее
сплошной цепью страданий, о чем достаточно красноречиво говорят его
стихотворения. Преданный и открытый в дружбе, непоколебимый и бесстрашный в ненависти,
он не раз должен был испытать горечь разочарования. Слишком часто отторгали его
от друзей истинных, слишком часто предавали его друзья ложные. Выросший в
обществе, где невозможно было открыто высказать все, что переполняло его, он
был обречен выносить тягчайшую из человеческих пыток — молчать при виде
несправедливости и угнетения. С душою, горевшей любовью к прекрасному и
свободному, он был вынужден жить в обществе, которое прикрывало свое раболепие
и разврат
136
фальшивым блеском показного великолепия. Первая же попытка
открыто выразить бурлившее в его душе яростное возмущение — ода на смерть
Пушкина — навлекла на него изгнание. Путь активной борьбы для него был закрыт,
единственное, чего у него не могли отнять, был его поэтический гений, и теперь,
когда душа его переполнялась, он обращался к поэзии, вызывая к жизни полные
мучительной боли звуки, патетические мелодии, язвительную сатиру или любовную
песнь. Его произведения — это всегда правдивое выражение глубоко пережитого и
до конца прочувствованного, всегда внутренняя необходимость, порожденная
какой-то особой ситуацией, особым импульсом, что, как заметил Гете, всегда
служило отличительным признаком истинной поэзии.
Лермонтов находился под сильнейшим влиянием гения Пушкина, с
чьим именем, как мы уже сказали, связано начало его литературной известности.
Но Лермонтов никогда не был подражателем Пушкина. В отличие от Пушкина
Лермонтов никогда не искал мира с обществом, в котором ему приходилось жить: он
смертельно враждовал с ним — вплоть до дня своей гибели. День 14 декабря 1825
г., который завершил собою период относительно мягкого царствования Александра,
допускавшего некоторые ростки либерализма, и кровавым террором возвестил
становление деспотического режима Николая, стал переломным днем в жизни России,
в русской литературе. Пушкин в то время находился в зените славы; Лермонтов
только вступал в литературу. <...>2
Лермонтов принадлежит к числу поэтов, которых принято называть
«субъективными». Его произведения отражают прежде всего его собственный
внутренний мир — его радости и печали, его надежды и разочарования. Герои
Лермонтова — часть его самого; его стихотворения — самая полная его биография.
Все это отнюдь не следует понимать в том смысле, что он был лишен качеств
объективного поэта. Ничего подобного. Многие его произведения — «Песня про царя
Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», например, —
доказывают, что он в полной мере обладал умением создавать характеры, никак не
подсказанные его собственным. Но он принадлежал к тем натурам, в чьих сердцах
все струны, связывающие их с эпохой, звучат с такой неистовой силой, что
137
их творческий гений никогда не может полностью освободиться от
личных переживаний, впечатлений, раздумий.
Подобные натуры обычно появляются в периоды упадка устоявшихся
форм общественной жизни, в переходное время, когда в обществе господствует
скептицизм и нравственное разложение. Кажется, что в такие времена в них одних
находят убежище чистейшие идеалы человечества; только их устами они
провозглашаются. Они клеймят пороки общества, обнажая свои собственные раны,
ошибки и внутреннюю борьбу, и в то же время они искупают и исцеляют этот
прогнивший мир, раскрывая красоту и совершенство человеческой натуры, в тайны
которой может проникнуть только гений. В их творчестве слиты воедино эпос и
лирика, действие и размышление, повествование и сатира. Барбье и более всего
Байрон представляют этот тип поэта; оба они, как и Пушкин, оказали на
Лермонтова немалое влияние. Пушкин научил его тайнам русского стиха; подобно
Байрону он глубоко презирал общество; у Барбье он учился сатире и чеканным
формам ее выражения. Но влияния эти ни в малейшей степени не подавили его
самобытности, скорее, напротив, они лишь усилили и отточили ее.
Что, однако, особенно примечательно в творчестве Лермонтова —
это реализм, который, как мы уже говорили в нашей статье о Пушкине, составляет,
пожалуй, наиболее характерную черту русской литературы вообще. Обладая живой и
впечатлительной натурой, громадной наблюдательностью, удивительной способностью
впитывать в себя впечатления других, русские обладают, по-видимому, всеми
необходимыми свойствами, чтобы реализм — эта несомненная основа сегодняшнего
искусства — получил широкое развитие в их литературе. Лермонтов, куда бы он ни
обращал мысль, всегда остается на твердой почве реальности, и этому-то мы и
обязаны исключительной точности, свежести и правдивости его эпических поэм,
равно как и беспощадной искренности его лирики, которая всегда есть правдивое
зеркало его души.