КОММЕНТАРИИ

Я.Я.Рудзитис

     
СКАЗАНИЕ ПЯТОЕ

6-10. ВИХРИ ЗАДРЕМАВШИЕ ВЗДЫМАТЬ... и далее /см. также Л V,
401-404/. Здесь использованы распространенные в прошлом народные поверья
о ведьмах, которые умеют вызывать ветер и бурю, метель и град /LP VII, I,
662-663/.
  25-37. ЛИШЬ ВДАЛИ ИЗ ВЫСТУЖЕННОЙ РОЩИ ПЕРЕКИНУТ БЫЛ
ГОРБАТЫЙ МОСТ... и далее. В сказке богатырь с товарищами выходит к ши-
рокой реке, через которую перекинут большой мост. За мостом - замок с могу-
чими воротами или корчма /LP VI, 463; PS II, 51 и др./. В других вариантах
замок стоит посредине реки /LP VI, 483, 545/: "В этом замке не было ни одного
человека, а все равно все было прибрано и ухожено - кони в стойле накорм-
лены, вычищены, столы в комнатах накрыты, постели взбиты - все как следует
быть. Замок со всех сторон омывала река, через которую был перекинут краси-
вый мост" /LP VI, 483/. Согласно сказке, замок этот принадлежит черту.
  49-50. ЛАЧПЛЕСИС ОДИН ЗА ВСЕХ ОСТАЛСЯ В КАРАУЛЕ НА МО-
СТУ БЕЗ СНА. В основе рассказа о борьбе Лачплесиса с йодами (в переводе
Л. Копыловой - с драконами) лежит сказочный сюжет. По указателю Аарне-
Томпсона он соответствует № 300. А, но встречаются контаминации и со сказ-
ками другого типа /см. LP, 464-466; зап. М. Арон в 70-х годах XIX в.; 478-480,
зап. П. Витолинь в 1889 г.; 483-485; 545-547; PS II, 46-50, зап. ок. 1923 г.;
50-58, зап. ок. 1895 г./. Поэт едва ли воспользовался каким-то одним текстом
сказки. В изложении чувствуется хорошее знание сказки, умение разобраться в
ее акцентах, великолепное чувство колорита. Все это заставляет думать, что
Пумпур слышал сказку не единожды и все ее особенности воспринял органично.
  Фазы борьбы Лачплесиса и отдельные мотивы в той или иной мере соот-
ветствуют латышским народным сказкам. В "Лачплесисе" борьба героя с йодами,
или чертями, у моста тоже длится три ночи подряд, тяжесть ее последовательно
возрастает. На третью ночь, отправляясь к мосту, богатырь оставляет товари-
щам какой-нибудь предмет (стакан с водой, платок и т. д.), который способен
дать знать, что герой нуждается в помощи. Сходно описывается облик много-
главого йода, его появление (он едет на коне), поведение его коня при при-
ближении к мосту (йод поносит своего коня, ему отвечает богатырь), начало со-
стязания, его ход (йод предлагает сдуть окрестный лес, чтоб образовалось от-
крытое место для ристалища, и дует первым; йод вгоняет героя в землю по
колено или по пояс и т. д.). На третью ночь товарищи героя спят крепким сном,
и ему приходится бросить какой-нибудь предмет в дом, чтобы они проснулись и
увидели знак, призывающий их на подмогу. С помощью друзей герой побеждает
йода. Старая колдунья, мать убитых йодов, превращается в колодец. Спидала
(в сказках: дочери, сестры или жены чертей - ведьмы) - в яблоню. Но герой
эпоса Пумпура не дает товарищам испить воды из этого колодца и съесть яблоки
с этой яблони, он рубит "колодец", т. е. мать йодов (в сказке - и остальных
ведьм), и расправляется с заколдованной яблоней /ср. LP VI, 464-466, 478-480,
483-485, 545-547; PS II, 46-54/.
  Поэт кое-что варьирует, но по большей части остается в пределах традици-
онного повествования, только делает его более ярким, акцентирует самое важное,
отбрасывает лишнее, концентрирует действие. Борьба Лачплесиса происходит
на морском острове, в отличие от вариантов сказки, где богатырь расправляется
с чертями "на материке". В латышском фольклоре имеются, правда, сказки о
борьбе с чертями на морском острове, но сюжет их совсем другой, не имеющий
отношения к сюжету эпоса /LP VI, 549, зап. в 70-х годах XIX в.; PS II, 123-
125/. Сильно видоизменен мотив с яблоней-ведьмой: в сказке богатырь уничто-
жает яблоню, в эпосе Спидала отказывается от колдовства, от связи с силами
тьмы и тем самым спасает себя.
  570. МАТЬ МОРЕЙ (в оригинале: МАТЕРЬ МОРЯ) - латышское божество
моря, упоминается в народных песнях /LD 30772-30775; 30910/, в заговорах
/Латв. бур., I, 352, 388/ и редко в сказках /LP VII, I, 641-642, зап. ок. 1901 г.,
PS III, 390-392, зап. ок. 1891 г./.

  	
Главная страница