![]() КОММЕНТАРИИЯ.Я.Рудзитис СКАЗАНИЕ ПЯТОЕ 6-10. ВИХРИ ЗАДРЕМАВШИЕ ВЗДЫМАТЬ... и далее /см. также Л V, 401-404/. Здесь использованы распространенные в прошлом народные поверья о ведьмах, которые умеют вызывать ветер и бурю, метель и град /LP VII, I, 662-663/. 25-37. ЛИШЬ ВДАЛИ ИЗ ВЫСТУЖЕННОЙ РОЩИ ПЕРЕКИНУТ БЫЛ ГОРБАТЫЙ МОСТ... и далее. В сказке богатырь с товарищами выходит к ши- рокой реке, через которую перекинут большой мост. За мостом - замок с могу- чими воротами или корчма /LP VI, 463; PS II, 51 и др./. В других вариантах замок стоит посредине реки /LP VI, 483, 545/: "В этом замке не было ни одного человека, а все равно все было прибрано и ухожено - кони в стойле накорм- лены, вычищены, столы в комнатах накрыты, постели взбиты - все как следует быть. Замок со всех сторон омывала река, через которую был перекинут краси- вый мост" /LP VI, 483/. Согласно сказке, замок этот принадлежит черту. 49-50. ЛАЧПЛЕСИС ОДИН ЗА ВСЕХ ОСТАЛСЯ В КАРАУЛЕ НА МО- СТУ БЕЗ СНА. В основе рассказа о борьбе Лачплесиса с йодами (в переводе Л. Копыловой - с драконами) лежит сказочный сюжет. По указателю Аарне- Томпсона он соответствует № 300. А, но встречаются контаминации и со сказ- ками другого типа /см. LP, 464-466; зап. М. Арон в 70-х годах XIX в.; 478-480, зап. П. Витолинь в 1889 г.; 483-485; 545-547; PS II, 46-50, зап. ок. 1923 г.; 50-58, зап. ок. 1895 г./. Поэт едва ли воспользовался каким-то одним текстом сказки. В изложении чувствуется хорошее знание сказки, умение разобраться в ее акцентах, великолепное чувство колорита. Все это заставляет думать, что Пумпур слышал сказку не единожды и все ее особенности воспринял органично. Фазы борьбы Лачплесиса и отдельные мотивы в той или иной мере соот- ветствуют латышским народным сказкам. В "Лачплесисе" борьба героя с йодами, или чертями, у моста тоже длится три ночи подряд, тяжесть ее последовательно возрастает. На третью ночь, отправляясь к мосту, богатырь оставляет товари- щам какой-нибудь предмет (стакан с водой, платок и т. д.), который способен дать знать, что герой нуждается в помощи. Сходно описывается облик много- главого йода, его появление (он едет на коне), поведение его коня при при- ближении к мосту (йод поносит своего коня, ему отвечает богатырь), начало со- стязания, его ход (йод предлагает сдуть окрестный лес, чтоб образовалось от- крытое место для ристалища, и дует первым; йод вгоняет героя в землю по колено или по пояс и т. д.). На третью ночь товарищи героя спят крепким сном, и ему приходится бросить какой-нибудь предмет в дом, чтобы они проснулись и увидели знак, призывающий их на подмогу. С помощью друзей герой побеждает йода. Старая колдунья, мать убитых йодов, превращается в колодец. Спидала (в сказках: дочери, сестры или жены чертей - ведьмы) - в яблоню. Но герой эпоса Пумпура не дает товарищам испить воды из этого колодца и съесть яблоки с этой яблони, он рубит "колодец", т. е. мать йодов (в сказке - и остальных ведьм), и расправляется с заколдованной яблоней /ср. LP VI, 464-466, 478-480, 483-485, 545-547; PS II, 46-54/. Поэт кое-что варьирует, но по большей части остается в пределах традици- онного повествования, только делает его более ярким, акцентирует самое важное, отбрасывает лишнее, концентрирует действие. Борьба Лачплесиса происходит на морском острове, в отличие от вариантов сказки, где богатырь расправляется с чертями "на материке". В латышском фольклоре имеются, правда, сказки о борьбе с чертями на морском острове, но сюжет их совсем другой, не имеющий отношения к сюжету эпоса /LP VI, 549, зап. в 70-х годах XIX в.; PS II, 123- 125/. Сильно видоизменен мотив с яблоней-ведьмой: в сказке богатырь уничто- жает яблоню, в эпосе Спидала отказывается от колдовства, от связи с силами тьмы и тем самым спасает себя. 570. МАТЬ МОРЕЙ (в оригинале: МАТЕРЬ МОРЯ) - латышское божество моря, упоминается в народных песнях /LD 30772-30775; 30910/, в заговорах /Латв. бур., I, 352, 388/ и редко в сказках /LP VII, I, 641-642, зап. ок. 1901 г., PS III, 390-392, зап. ок. 1891 г./. |