МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
Впервые напечатано в виде трех отдельных произведений:
1 Воспоминания детства. “Русское слово”, 1864, кн. X, кн. XI.
2. Между людьми. “Русское слово”, 1865:
кн. I (часть первая, 1—10 главы),
кн. II (часть первая, 11—21 главы),
кн. III (часть вторая, 1—11 главы).
3. Похождения бедного провинциала в столице. “Современник”, 1865, кн. Х—ХI.
Во всех трех публикациях подпись: Ф. Решетников. В объединенном виде, в сокращенной и измененной редакции под заглавием “Между людьми. Записки канцеляриста” впервые напечатано в: Сочинения Ф. Решетникова. Т. I—II. Изд. К. И. Плотникова. Спб. 1869. Т. I. Повести. Рукопись сохранилась частично. Включалось во все посмертные собрания сочинений. В советский период вошло в указ. Полн. собр. соч. Т. II, 1937; в книгу; Решетников Ф. М. Избранные произведения. Свердлгиз, 1939.
Осенью 1864 г., после повестей “Ставленник” и “Макся” (напечатанных вслед за “Подлиповцами” в том же году журналом “Современник”), молодой писатель начал работать над рассказами “о себе”, дав этому циклу заглавие “Между людьми”.
26 декабря 1864 г. он записывает в Дневнике: “Отдавал я туда (в “Современник” — Т. Я.) и рассказы “Между людьми”, но и их не приняли. Теперь я отдал “Воспоминания детства” “Русскому слову”, где уже и напечатано в октябрьской — и будет продолжено в ноябрьской книжке” (Поли. собр. соч., т. 6, с. 279).
Опубликовав и вторую часть серии “Между людьми”, журнал “Русское слово” отклонял, однако, третью, завершающую, названную по совету Н. В. Благовещенского “Похождениями бедного провинциала в столице”. Запись в Дневнике от 3 декабря 1865 г.: “Благовещенский назвал ее великолепной, только не захотел ее напечатать, потому что тут дело идет о литераторе.
В сентябре... я прочитал ее Некрасову, он хотел напечатать ее в октябрьской книжке” (Полн. собр. соч., т. 6, с. 287). В “Современнике” она и появилась в конце 1865 г.
Жизненный итог героя повествования сначала виделся автору оптимистическим: “... герой явится впоследствии, когда разовьется” (Из литературного наследия, с. 236).
В письме к Н. В. Благовещенскому от 10 июля 1865 г. Решетников уточнил этот замысел: “Конец мне хочется оставить на том месте, где Кобылятников (первоначально так именовался герой-рассказчик. — Т. П.) поступает в типографию...” (Из литературного наследия, с. 342).
Но собственный горький жизненный опыт, “полное знание народной жизни, умение понимать ее глубоко и правдиво” (Г. Успенский) подсказывали писателю другое: “Бедному человеку с ничтожным званием, — отмечал Федор Михайлович в Дневнике в пору создания повести, — нечего и думать о свободе. Пример этому я — отставной канцелярский служитель” (Полн. собр. соч., т. 6, с. 287). Петербургские трущобы стали уделом судьбы талантливого человека из народа: здесь погибает Кузьмин, проклиная “парикмахерскую цивилизацию".
Для первого прижизненного собрания сочинений (1869) Решетников объединил опубликованные рассказы цикла в повесть, сохранив первоначальное название “Между людьми”. Повесть получила подзаголовок “Записки канцеляриста”. При этом была существенно изменена композиция и отчасти сюжет, произведены сокращения, изменены и названия частей: “Детство”, “Провинциальный служака”, “Столичное житье”. Автобиографический герой стал называться Кузьмин Петр Иванович. Автором была проделана и художественная доработка текста.
На страницах Дневника (в конце декабря 1864 — начале января 1865) Решетников сам сформулировал главную мысль повести, владевшую им идею и указал на жизненные источники замысла: “... писал я не со злобы, но чтобы показать, как развиваются люди в провинции при дрянном воспитании... мне ужасно как неловко писать свое прошлое: как-то не хочется задевать живые личности. А гадости в каждом лице очень много” (Полн. собр. соч., т. 6, с. 282).
На близость “Записок канцеляриста” к фактам и обстоятельства жизни писателя обращали внимание и его биографы, и первым из них — Г. И. Успенский: “В повести Ф. М. “Между людьми” автор, поместивший в ней множество случаев своей жизни, рисует картины своего детства весьма подробно и обстоятельно” (Успенский Г., т. 4, с. 414). Первый биограф писателя и сам (особенно в “Некрологе”) во многом исходил из содержания повести. Более поздний биографический очерк Г. Успенского, написанный для первого посмертного издания сочинений Решетникова (1874), существенно обогащен материалами Дневника (сохранившиеся фрагменты Дневника в письма из архива Ф. М. Решетникова станут доступными много времени спустя после смерти писателя: наиболее полно опубликованы в Полн. собр. соч., т. 6, 1948 с.) и архива писателя, с которыми ему была предоставлена возможность ознакомиться.
Однако многие жизнеописания Ф. М. Решетникова и в более позднее время основывались на повести, как документальном источнике (см.: Полянская М. Федор Михайлович Решетников. Жизнь и сочинения. Спб., 1899; Филиппова К. В. Между людьми. Повесть о писателе Ф. М. Решетникове. Свердловск, 1952).
С. А. Венгеров в “Критико-биографическом словаре русских писателей и ученых” полемически отметил это обстоятельство: “Автобиографический интерес представляют очерки “Между людьми”. В связи с немногими сохранившимися биографическими данными они дают ключ к пониманию того, почему все, что писал Решетников, так мрачно и безнадежно. Кто прожил такую жизнь, как Решетников, тому трудно было стать оптимистом” (т. VI (1897—1904 гг.), с. 187—188).
В свое время тот же Г. И. Успенский сделал очень точное замечание для тех, кто будет читать Решетникова, судить о нем: “... повесть “Между людьми” печаталась как повесть, а не биография...” (Успенский Г. И., т. 4, с. 555).
Объективное сходство судеб героя и автора повести реакционная критика (Авсеенко, Суворин) использовала для всякого рода фальсификаций и измышлений в борьбе с демократической литературой, стремилась дискредитировать творчество и личность писателя, одного из самых ярких и талантливых представителей новой литературы, открыто выражающей идеологию трудовых масс.
В литературных манифестах демократической критики 60—70-х годов повесть рассматривалась как наиболее типическая художественная исповедь разночинца и провозглашалась знамением времени, о котором В. И. Ленин писал:
“Падение крепостного права вызвало появление разночинца, как главного, массового деятеля и освободительного движения вообще и демократической, бесцензурной печати в частности” (Ленин В. И. Полн. собр. соч., изд. V, т. 25, с. 94).
В своей статье “Литературные и журнальные заметки” Н. К. Михайловский говорил о новой морали, эстетике, социально-политическом идеале, которые разночинцы несли в общественную жизнь и литературу. При этом Михайловский исходил из личности и судьбы писателя-демократа Решетникова, убедительно запечатленных, по мнению критика, в повести “Между людьми”.
П. Н. Ткачев считал, что “Подлиповцы” и “Между людьми” бесспорно стоят во всех отношениях выше последних его (Решетникова. — Т. П.) произведений. Именно потому, что в первых двух он только рассказывает, а в последних пытается и сочинять” (Ткачев П., Н., т. II, с. 218).
Называя Решетникова среди имен “литературных разночинцев” Помяловского, Левитова, Г. Успенского, Ткачев высоко ценил их сопричастность нужде и горю народному, которые они знают не понаслышке: “... в их лице обездоленные люди могли говорить от собственного имени, не прибегая к посредничеству “барственного художника”; в их лице они нашли себе “своих” адвокатов” (там же, с. 231; курсив автора).
В своих суждениях о Решетникове Н. В. Шелгунов подчеркивал принципиальную новизну его произведений, и прежде всего новизну характера воспроизведения действительности. Новая демократическая точка зрения, по мнению критика, позволила Решетникову увидеть во вчерашнем “маленьком человеке” героя и раскрыть его характер, как новое явление в общественной жизни и литературном развитии. Кузьмин в ряду других ярких героев очерков, рассказов, повестей писателя рассматривается как главное олицетворение нового народного типа, положительный образ “прорывающихся к свободе новых людей” (Помяловский).
“Кузьмин у Решетникова — наиболее полная характеристика стремящейся личности, окруженной тупостью и всякими помехами. Говорят, что это сам Решетников. Тем лучше, тем дороже этот рассказ по своей неизмышленности и неподдельной правде. Здесь впечатление не то, как в выдуманном, эстетическом обобщении, а сам живой человек, к которому нельзя относиться как к хорошо нарисованному страданию, потому что перед вами настоящее живое страдание”. (Шелгунов Н. В. Литературная критика. Л., “Худож. литература”, 1974, с. 300).
Т.А. Полторацкая.
Примечания к изданию: Ф.М. Решетников. Между людьми. Повести, рассказы и очерки. Изд. “Современник”, М., 1985 г.
Комментарии Т.А. Полторацкой к повести "Между людьми":
Он отдал меня в бурсу... — этот факт художественной биографии героя повести многие исследователи жизни и творчества Решетникова, начиная с Г. Успенского, объявляли фактом реальной биографии писателя: “Десяти лет дядя отдал его в бурсу...” (Успенский Г., т. 4, с. 557). Но были и иные достаточно убедительные свидетельства о том, что начальной школой юного Решетникова было приходское училище (см. “К биографии Федора Михайловича Решетникова”. Казань, 1897).
Мне бы грамотку послать. — Грамотой, грамоткой называлось всякое письмо.
Дядя ждал первого чина... — Согласно введенной Петром I “Табели о рангах”, первым низшим чином (14 кл.) был чин коллежского регистратора.
... буду почтмейстером. — Почтмейстер — управляющий почтовой конторой.
... в “Петербургские ведомости”... — “Санкт-Петербургские ведомости” — старейшая русская официальная газета, издававшаяся в Петербурге в 1728—1917 гг. “... послал я в “Северную пчелу”... — политическая и литературная газета охранительного направления, издававшаяся в Петербурге в 1825—1864 гг. Издатель — редактор Ф. В. Булгарин (в 1831—1859 совм. с Н. И. Гречем), с 1860 г. — П. С. Усов.
“Современник” — литературный и общественно-политический журнал, основанный А. С. Пушкиным в 1836 г. С 1847 г. издавался Н. А. Некрасовым и И. И. Панаевым. В 1847 г. — нач. 1848 г. идейным руководителем журнала был В. Г. Белинский. В 60-е годы “Современник” стал органом революционной демократии; наряду с Н. А. Некрасовым руководящую роль играли Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов. Закрыт в 1866 г.
“Отечественные записки” — литературно-политический журнал, издавался в Петербурге с 1818 г.; в 40-е годы при В. Г. Белинском самый передовой демократический журнал (вместе с “Современником”); с 1868 г. при Н. А. Некрасове и М. Г. Салтыкове-Щедрине — орган революционной демократии. Закрыт в 1884 г.
... меня сделали столоначальником... — “Столом” в канцеляриях государственной службы назывался разряд дел, находившийся в ведении одного ответственного чиновника — столоначальника — с помощником и писцами.
Где заседатель? — Присяжные заседатели — судьи-профессионалы, участвующие в уголовном процессе, выносят вердикт о виновности или невиновности подсудимого.
Ратман — член магистрата, городского распорядительного и судебного учреждения.
Податные сословия — в России XVIII — перв. пол. XIX в. — группы населения (крестьяне, мещане), платившие подушную подать (налог), подвергавшиеся телесным наказаниям, выполнявшие рекрутскую и другие натуральные повинности.
... А там палата... — Палаты — государственные органы по рассмотрению гражданских и уголовных дел, введенные судебной реформой 1864 г.
Другие — были поверенные. — Присяжный поверенный. — адвокат на государственной службе при окружном суде или судебной палате.
Мировой посредник — должностное лицо в России в период проведения крестьянской реформы 1861 г. Назначался из дворян для разбора споров между крестьянами и помещиками, обладая судебно-полицейской властью над крестьянами.
Казенные палаты—губернские органы Министерства финансов в России 1775—1917 гг. ведали сбором налогов, государственными имуществами, винными откупами и другими финансовыми делами; в их подчинении были губернские и уездные казначейства.
... я написал статью для губернских ведомостей... — Здесь воспроизведены обстоятельства публикации первого очерка Решетникова “Библиотека для чтения чиновников Пермской казенной палаты” в “Пермских губернских ведомостях” (1861, № 52 от 29 декабря).
... и только одну из них напечатал... — Вторым очерком молодого Решетникова, напечатанным в той же газете, были “Святки в Перми” (там же, № 3 от 13 января и № 4 от 26 января 1861 г.).
“Сын отечества” — исторический, политический и литературный журнал, основанный Н. И. Гречем в 1812 г. в Петербурге; в 1856—1861 гг. издавался А. В. Старчевским.
“Воскресный досуг” — иллюстрированный еженедельник” выходивший в Петербурге с 1863 по 1878 г.
Клеврет (лат.) — приверженец, приспешник:
... картинки, прилагаемые при воскресных ну мерах “Сына отечества”. — “Сын отечества” — здесь: ежедневная газета, выходившая в Петербурге с 1862 по 1905 г. (с перерывом в 1900—1904 гг.).
Перебрал я все газеты, ничего в них нет хорошего и надумал отдать в “Насекомую”... — “Насекомая” — эту едкую кличку придумал Решетников в повести для газеты “Северная пчела”, о кратковременном сотрудничестве в которой рассказано в третьей части. Первые петербургские очерки Решетникова “На палубе”, “Складчина”, “Лотерея”, “Горнозаводские люди”, “С Новым годом” опубликованы в “Северной пчеле” в 1863—1864 гг.
Экзекутор — чиновник, ведавший хозяйственной частью учреждения.
Съезжая — место, где производилась полицейская расправа.