![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
|||||||||
Список разделов Урок № 3 - Имя существительное Урок № 4 - Существительные мужского рода, оканчивающиеся – ος Урок № 5 - Существительные мужского рода, оканчивающиеся на –ης Урок № 7 - Существительные женского рода, оканчивающиеся на –η и на -α Урок № 8 - Существительные среднего рода, оканчивающиеся на –ο и на -ι |
|||||||||||
![]() |
![]() |
||||||||||
Copyright©2000 Константин Апазиди. All rights reserved. Design-"Kety studio" by Alex Kazantsev. Support-"Anri Education Systems" |
Введение Этот курс рассчитан на изучение живого новогреческого языка. И это не так трудно для русскоговорящих, как кажется на первый взгляд. На самом деле греческий язык во многом похож на русский: нет строгого порядка слов в предложении (как, например, в английском языке), кроме того, в русском языке есть масса слов, заимствованных из греческого (как, впрочем, и в других языках). Научиться читать можно за 1-2 урока, а затем главное - выучить основные грамматические конструкции и пополнять словарный запас. Курс динамичный, и будет формироваться под заинтересовавшихся изучением языка, в зависимости от того, для каких целей проводится обучение. В первых уроках проводится обучение чтению и объяснение правил произношения в новогреческом языке. Затем мы начнем изучение грамматики и параллельно будем развивать устную речь, для чего в каждом уроке будут приводиться идиоматические выражения, различные пословицы и поговорки с приведением русского аналога или с переводом. Кроме того, для лучшего понимания культуры и мировоззрения современного греческого общества, будет приводиться соответствующий материал для чтения, который я буду отбирать из греческих СМИ и адаптировать, если потребуется. Я постараюсь сделать все возможное, чтобы курс был интересным и полезным. К УРОКАМСкачать учебники бесплатно www.EKNIGI.TEN.LT
|
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
|||||||||
Урок № 1 Греческий алфавит имеет 24 буквы, и большинством букв похож на русский. Читаются буквы почти везде так, как и пишутся. Звуки, произношение которых непривычно русскоговорящему человеку, обозначены. Удвоенные на письме согласные произносятся как один звук: Άννα (ана), πρόγραμμα (програма). * Строчная буква Σ имеет 2 варианта написания: σ - в начале и середине слова, ς - в конце слова. ** Примечания к обозначаемым звукам: Δ δ произносится как среднее между русскими звуками [д] и [з] (как английское th в слове the). Θ θ произносится как среднее между русскими звуками [т] и [с] (как английское th в слове thin). Γ γ произносится с придыханием, как русское [г] в слове «ага», или как украинское «г». Перед буквами, обозначающими звуки [э] и [и] буква Г произносится как [й]: γιατί, γιαούρτι, γιορτή. Кроме того, в греческом языке имеется ряд диграфов, то есть двух букв, обозначающих один звук: Если над второй буквой диграфа стоят две точки, то он читается побуквенно: αθηναϊκός [aθинайкос]. Обобщая, заметим, что звук (и) в греческом языке обозначается пятью способами: ι, η, υ, ει, οι (ещё υι, но такие слова встречаются крайне редко: υιοθέτηση); звук (э) - двумя способами: ε, αι; звук (у) - одним способом: ου. Сочетания Сочетание αυ произносится как [ав] перед гласными и звонкими согласными (αυγό), и как [аф] перед глухими согласными (αυτοκίνητο). Сочетание ευ произносится как [эв] перед гласными и звонкими согласными (ευγένεια), и как [эф] перед глухими согласными (ευτυχία). Сочетание μπ в начале слова произносится как русское [б] (μπύρα), в середине слова - как русское [мб] (εμπρός). Сочетание ντ в начале слова произносится как русское [д] (ντάμα), в середине слова - как русское [нд] (άντρας). Сочетание τσ передает русское [ц] (τσάϊ). Сочетание τζ передает русское [дз] (τζάκι). Во всех греческих словах, кроме односложных, всегда ставится ударение! (если оно приходится на сочетание или диграф, то ставится над второй буквой: εύκολα произносится как [`эвкола]). Упражнения 1) Для тренировки произношения
прочитайте вслух следующие слова: 2) Прочитайте четверостишие,
акцентируя внимание на произношении,
особенно на звуки [θ] и [δ]. Ставьте
правильно ударения!: Μια πόλη άλλη θα βρεθεί, καλύτερη από αυτή. Κάθε προσπάθειά μου μια καταδίκη είναι γραφτή, Και είν' η καρδιά μου - σαν νεκρός - θαμμένη (из стихотворения Константиноса Кавафиса "Город") Словарик к уроку для справки в будущем: είπες сказал (прош. вр. от λέω) πάω иду άλλη -ος, -ο другая (другой, другое) γη земля θάλασσα море μια -ένας, -ένα одна (один, одно) (неопред. артикль) πόλη город καλύτερη -ος, -ο лучшая (лучший, лучшее) (сравнит. степень от καλή ος ο) κάθε каждый, каждая, каждое προσπάθεια попытка μου моя καταδίκη мука, мучение γραφτή здесь: очевидное, предопределенное καρδιά сердце σαν как νεκρός мёртвый θαμμένη погребённая |
|||||||||||
![]() |
![]() |
||||||||||
Copyright©2000 Константин Апазиди. All rights reserved. Design-"Kety studio" by Alex Kazantsev. Support-"Anri Education Systems" |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
|||||||||
Урок № 2 Закрепляем чтение. Как вы уже, наверное, заметили, во всех греческих словах (кроме односложных) ставится ударение. Это правило значительно облегчает правильное произношение написанного. Писать грамотно значит и ставить грамотно ударения. Вопросительный знак в греческом языке ставится как точка с запятой (;), тогда как вместо точки с запятой употребляется верхняя точка (к сожалению, нет такого знака на клавиатуре; представьте себе двоеточие без нижней точки). Ниже приводятся тренировочные упражнения для чтения. Упражнения. 1) Прочитайте полностью вслух стихотворение Константиноса Кавафиса «Город». Ничего, что смысл скорее всего непонятен (кстати, насколько я знаю, Бродский в свое время сделал очень хороший перевод этого стихотворения). Главное - следить за ударением и произношением. Не торопитесь! Старайтесь замечать диграфы и произносить их правильно: Η Πόλη Καινούριους
τόπους
δε΄θα βρείς,
δε θά βρείς
άλλες
θάλασσες, 2) Рекомендую Вам прочитать вслух еще один текст о красивом древнегреческом городе Кавала. Следите за ударением и произношением: Καβάλα: εύκολος
προορισμός
που δύσκολα
εγκαταλείπεις! из брошюры, выпущенной к 8 промышленной выставке в Кавале в сентябре-октябре 2000 года по заказу муниципалитета города Кавалы
Общение. Приветствие. При встрече греки обычно общаются следующим образом: Γειά σού! (Γειά σας!) Τι κάνεις; (Τι κάνετε;) Здравствуй! (Здравствуйте!) Как поживаешь? (Как поживаете?) Καλά. Εσύ; Καλά. Εσείς; Хорошо. А ты? (Хорошо. А вы?) Причем на вопрос «Как поживаешь?» подробного ответа обычно не ожидают. Знакомые при встрече обычно целуются два раза в щеки, особенно если они долго друг друга не видели. Выражение "Γειά σου" используется и как прощальное. Другие варианты приветствия: -
Καλημέρα - Доброе утро! |
|||||||||||
![]() |
![]() |
||||||||||
Copyright©2000 Константин Апазиди. All rights reserved. Design-"Kety studio" by Alex Kazantsev. Support-"Anri Education Systems" |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
|||||||||
Урок № 3 Имя существительное (Το ουσιαστικό). Артикль (Το άρθρο). Существительные в греческом языке, так же как и в русском, изменяются по родам, лицам и падежам. Это выражается изменением артиклей и, как и в русском языке, окончаний в словах. Так, большинство существительных женского рода имеют окончание -η (η αδελφή) или -α (η χαρά), тогда как существительные мужского рода главным образом имеют окончание -ης (ο φοιτητής), -ας (ο αρακάς) или - ος (ο καλόγερος), причем окончание - ος характерно и для некоторых существительных женского рода: η οδός. Существительные среднего рода в основном оканчиваются или на - ο (το εμπόριο), или на - ι (το μπαλκόνι), или на -υ (το βράδυ). Изменение существительных различных родов по лицам и падежам будет рассмотрено позже, а сейчас уделим внимание артиклю. Наряду с окончанием, артикль указывает на род, число и падеж существительного. В греческом языке существует определенный и неопределенный артикль. Неопределенный артикль употребляется, когда предмет неизвестен и не определяется: Ο Παύλος κρατούσε στο χέρι του ένα τριαντάφυλλο Павел держал в руке розу. – неизвестно, о какой розе идет речь. Определенный артикль употребляется, когда речь идет об уже определенном предмете. Продолжим наш пример: Το τριαντάφυλλο μοσχοβολούσε δυνατά – Роза сильно пахла. – речь о розе, которую держал в руке Павел. Неопределенный артикль не имеет множественного числа. В греческом языке имеется четыре падежа: именительный, родительный, винительный и звательный (заметим, что артикль не употребляется в звательном падеже). Ниже приведено изменение артиклей по родам, числам и падежам: Неопределенный артикль: Определенный артикль:
Что касается буквы (ν) в артиклях винительного падежа, здесь действует следующее правило: Буква (ν) ставится, если следующее за артиклем слово начинается с гласной буквы, или с согласной, которую можно произнести мгновенно (κ, π, τ, γκ, π, ντ, τζ, τσ) или с согласной, обозначающей двойной звук (ξ ψ): Τον Αύγουστο, την πόλη, τον ξύλο, έναν κόσμο, έναν ξένο. Буква (ν) не ставится, если следующее за артиклем слово начинается с согласной, которую можно произносить продолжительно (β , γ, δ ζ, θ, λ, , ν, ρ, σ, φ, χ) Το δρόμο, τη μάνα, τη βρύση, τη γραμματεία, ένα βράδυ, ένα σταφύλι. Это же правило действует в отношении частицы не»: Δεν ξέρω - я не знаю. Δε σε ξέρω - я тебя не знаю. Δε μου αρέσει αυτό - мне это не нравится. Μη μου κάνεις αυτό – не делай мне этого. Μην τολμήσεις να μου το πείς – не вздумай мне это говорить! Об употреблении частицы «не» мы еще поговорим, когда речь пойдет о глаголах. Сейчас мы просто обобщили употребление конечной согласной ν в служебных словах. Упражнения. 1) Прочитайте и обратите внимание на артикли: Oι μαθητές ηγαίνουν στην* τάξη - Ученики идут в класс Ο Παύλος διαβάζει το βιβλίο - Павел читает книгу Η Ελένη μαθαίνει ελληνικά – Лена учит греческий язык Τα παιδιά παίζουν στην αυλή – Дети играют во дворе Η Αγία Πετρούπολη είναι η συμπρωτεύουσα* της Ρωσίας – Санкт-Петербург – вторая столица России. Η Θεσσαλονίκη είναι η συμπρωτεύουσα της Ελλάδας Салоники – вторая столица Греции. Примечания (*): (*) Сочетание στην есть слитное ε + την. В греческом языке довольно часто встречаются такие сочетания предлога и артикля, или предлога и местоимения: Πάμε στο σπίτι - Пошли домой Γι' αυτό = Για + αυτό – поэтому, и т.п. В процессе общения такое слитное произношение достигается практически автоматически. (*) Слово "столица" по-гречески звучит как πρωτεύουσα. Слово συμπρωτεύουσα дословно переводится как «со-столица», так обычно называют второй по значению город страны.
2) Прочитайте вслух, обращая
внимание на произношение буквы ν в
артиклях и в частицах «не»: Το
τραγούδι που
νίκησε |
|||||||||||
![]() |
![]() |
||||||||||
Copyright©2000 Константин Апазиди. All rights reserved. Design-"Kety studio" by Alex Kazantsev. Support-"Anri Education Systems" |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
|||||||||
Урок № 4 Существительные мужского рода, оканчивающиеся на – ος. В греческом языке на –ος оканчиваются существительные мужского рода (ο γιατρός, ο φαντάρος, ο ανθρωπος, ο ουρανός), а также некоторые существительные женского рода (η οδός, η Λέσβος), о которых поговорим позже. Сейчас давайте рассмотрим на примерах изменение по падежам существительных мужского рода (обратите внимание и на артикли): Именительный падеж ед.ч.: Ο ουρανός είναι πολύ καθαρός σήμερα - Небо сегодня очень чистое. Именительный падеж мн.ч.: Οι άνθρωποι δεν ξέρουν τι kάνουν - Люди не знают, что делают. Родительный падеж ед.ч.: Το σπίτι του γιατρού είναι κοντά – Дом доктора находится близко. Родительный падеж мн.ч.: Οι φωνές των ανθρώπων κυκλοφορούν στον αέρα - Голоса людей витают в воздухе. Винительный падеж ед.ч.: Ένας γλάρος πετάει στον ουρανό – Чайка летит в небе. Винительный падеж мн.ч.: Η κίνηση στους δρόμους είναι τρομερή – На дорогах ужасное движение. Звательный падеж ед.ч.: - Έλα, γιατρέ, πάμε απο δώ – Давай, врач, пошли отсюда. Звательный падеж мн.ч.: - Άνθρωποι! Βοήθεια! – Люди! На помощь! Итак, существительные мужского рода с окончанием –ος склоняются следующим образом: Слова с ударением на последнем и предпоследнем слоге, как видим, не меняют ударения при склонении (ο καιρός, ο λογαριασμός, ο ταχυδρόμος, ο Βόλος). В словах же с ударением на третьем от конца слоге ударение в родительном падеже и в винительном падеже множественного числа сдвигается на соседний справа слог (предпоследний) (ο δήμαρχος, ο έμπορος, ο κίνδυνος, ο Ιούλιος): Примечания: 1) Многие сложные слова сохраняют ударение на третьем от конца слоге во всех падежах (ο αυλόγυρος, ο αχλαδόκαμπος, ο αντίλαλος, ο λαχανόκηπος, ο πλάτανος и др.): 2) Некоторые существительные, главным образом двусложные имена собственные, образуют звательный падеж при помощи окончания –ο, а не - ε (Πέτρο, Σπύρο, Χρίστο, γέρο). Общение. Прощание. При прощании греки обычно, как и при приветствии, говорят «Γειά σου!» или «Γειά σας» Упражнения. 1) Прочитайте вслух, обращая внимание на произношение. Просклоняйте выделенные существительные. ...Μια μέρα του έκτου αιώνα π.Χ., ενας σοφός ήρθε στην αυλή του Κροίσου. Ο έλληνας αυτός έλεγε πως ήταν ο πλουσιότερος άνθρωπος της γης. Ο μονάρχης φιλοξένησε τον επισκέπτη και του έδειξε τα βασιλικά θησαυροφυλάκια. «Γιά πές μου», τον ρώτησε, «εσύ, που έχεις ταξιδέψει πολύ και έχεις δεί πολλά. Ποιός είναι ο πιό τυχερός άνθρωπος που συνάντησες ως τώρα;» «Μα ασφαλώς ο Τέλλος ο Αθηναίος», απάντησε ο επισκέπτης. Ο Κροίσος σάστισε. Ποιός ήταν αυτός ο Τέλλος που ήταν πιό τυχερός από τον Κροίσο; Και σοφός εξήγησε. Ο Τέλλος ήταν ένας ελεύθερος πολίτης της Αθήνας, μιας πόλης-κράτους με καλή διοίκηση. Οι γιοί του ήταν γενναίοι και ενάρετοι και του χάρισαν πολλά καλά εγγόνια. Στο τέλος, ύστερα από μια μακρά και γόνιμη ζωή, ο Τέλλος πέθανε ηρωικά πολεμώντας για τους συμπολίτες του Αθηναίους, που τον θυμούνταν με τιμή και ευγνωμοσύνη. Τι μπορούσε να επιθυμήσει περισσότερο;... |
|||||||||||
![]() |
![]() |
||||||||||
Copyright©2000 Константин Апазиди. All rights reserved. Design-"Kety studio" by Alex Kazantsev. Support-"Anri Education Systems" |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Урок пятый. Существительные мужского рода, оканчивающиеся на –ης. Существительные, оканчивающиеся на –ης, обычно определяют род деятельности, профессию или статус: ο χασάπης, ο πολίτης, ο φοιτητής, ο στρατιώτης, ο νικητής. Рассмотрим на примерах, как существительные этой группы склоняются по падежам и числам: Именительный падеж ед.ч.: Ο
χασάπης
κόβει τα
κρέατα – Мясник
режет мясо. Именительный падеж мн.ч.: Οι φοιτητές μένουν στις φοιτητικές εστίες – Студенты живут в студенческих общежитиях. Родительный падеж ед.ч.: Η
φωνή του
τραγουδιστή
είναι ωραία – Голос
певца прекрасен. Родительный падеж мн.ч.: Τα
γραφεία των
καθηγητών
είναι στον
πρώτο όροφο – Офисы
преподавателей
на первом
этаже. Винительный падеж ед.ч.: Αγοράζουμε τα λαχανικά απ’το μανάβη της γειτονιάς – Мы покупаем овощи у зеленщика нашего района. Винительный падеж мн.ч.: Ο καθηγητής ρωτούσε τους φοιτητές – Профессор спрашивал студентов. Звательный падеж ед.ч.: - Γειά σου, Βασίλη! Τι κάνεις; - Здравствуй, Василий! Как дела? Звательный падеж мн.ч.: - Αγαπητοί ακροατές! Καλή σας ακρόαση! – Дорогие радиослушатели! Хорошего Вам прослушивания! Итак, рассматриваемые существительные склоняются следующим образом:
Если существительное на –ης имеет ударение не на последнем слоге (ο πολίτης, ο ναύτης, ο εργάτης), то в родительном падеже множественного числа ударение смещается на последний слог:
Кроме того, существует большая группа существительных мужского рода на –ης, которые во множественном числе прибавляют еще один слог: ο βαρκάρης, ο καφετζής, ο φούρναρης, ο μανάβης, ο Βασίλης. Рассмотрим, как склоняются такие слова:
Упражнения. 1) Просклоняйте
существительные: ο
φοιτητής, ο
σπουδαστής, ο
εργάτης, ο
καθηγητής, ο
στρατιώτης, ο
πελάτης, ο
ψεύτης, ο
δανειστής 2) Просклоняйте
существительные: ο
βαρκάρης, ο
καφετζής, ο
Βασίλης, ο
φούρναρης, ο
μανάβης, ο
Δούναβης 3) Прочитайте вслух о знаменитом древнегреческом поэте Еврипиде. Ο
Ευριπίδης (480-406 π.Χ.)
ήταν
αθηναίος
τραγικός
ποιητής και
κύριος
εκπρόσωπος
της ποίησης
των χρόνων
του Περικλή. Ο
Ευριπίδης
έγραφε
τραγωδίες
για την κόρη
του
Αγαμέμνονα
Ιφιγένεια,
για τη
φόνισσα
Μήδεια, καθώς
και για τον
Ιππόλυτο, γιό
του Θησέα, ο
οποίος άδικα
κατηγορήθηκε
ότι
προσπαθούσε
να
σαγηνεύσει
τη μητριά του.
Αλλά το πιό
θαυμαστό και
πιό
τρομακτικό
ίσως έργο του
αναφέρεται
στο θεό που
ήταν
προστάτης
της τέχνης
του. Το έργο
αυτό ήταν οι «Βάκχες»,
που ο
Ευριπίδης το
έγραψε προς
το τέλος της
ζωής του. Словарик к уроку: τραγικός трагический, трагик ο
ποιητής
поэт η
ποίηση
поэзия κύριος главный, основной ο εκπρόσωπος представитель έγραφε прош. вр. от γράφω - писать η
τραγωδία
трагедия η
κόρη
дочь η φόνισσα убийца (если женского пола) άδικα несправедливо κατηγορήθηκε прош. вр. от κατηγορούμαι - осуждаться προσπαθούσε
прош. вр.
от
προσπαθώ - пытаться σαγηνεύω
соблазнять,
обольщать η
μητριά
мачеха αλλά
но θαυμαστός,
-η, -ο чудесный,
чудесная, чудесное
τρομακτικός, -η, -ο страшный, страшная, страшное το έργο творение, произведение αναφέρεται посвящается (от αναφέρομαι – посвящаюсь) ο
προστάτης защитник η
τέχνη
искусство το τέλος конец
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright©2000 Константин Апазиди. All rights reserved. Design-"Kety studio" by Alex Kazantsev. Support-"Anri Education Systems" |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Урок № 6 Глагол. В греческом языке, как и в русском, глаголы изменяются по лицам, временам, залогам и наклонениям. Глаголы можно разделить на две большие группы: 1) Глаголы I спряжения. Имеют ударение на предпоследнем слоге: μαθαίνω, διαβάζω 2) Глаголы II спряжения. Имеют ударение на последнем слоге: αγαπώ, μπορώ Глаголы первого спряжения изменяются по лицам в настоящем времени следующим образом:
Примечание: местоимения взяты в скобки, поскольку они часто опускаются в разговорной речи. Глагол-связка είμαι - быть хоть и относится к первому спряжению, спрягается немного по-особенному:
Глаголы второго спряжения подразделяются на две подгруппы, и спрягаются в зависимости от того, к какой подгруппе принадлежат:
Способ изменения по лицам глаголов второго спряжения необходимо запоминать вместе со значением самого глагола. В словарях новогреческого языка после глаголов второго спряжения первой подгруппы обычно в скобках стоит буква альфа (α), а после глаголов второй подгруппы - эпсилон (ε). В дальнейшем в словариках к урокам я буду указывать на подгруппы, к которым принадлежат глаголы второго спряжения, показывая в скобках окончание во 2 лице единственного числа: 1 подгруппа: ρωτώ (-άς); 2 подгруппа: απειλώ (-είς) Некоторые глаголы второго спряжения могут спрягаться обоими способами (βοηθώ, κολουθώ). Общение Обращение.
Согласие. Отрицание.
Упражнения 1) Проспрягайте глаголы: διαβάζω, μαθαίνω, γράφω, ξέρω, προστατεύω, υπάρχω, μαγειρεύω 2) Проспрягайте глаголы (II спряжение 1 подгр., ώ, -άς): αγαπώ, συναντώ, παρακαλώ, σταματώ, ξυπνώ, μελετώ 3) Проспрягайте глаголы (II спряжение 2 подгр., ώ, -είς): μπορώ, επιθυμώ, απειλώ, απεργώ, συντελώ Словарик к уроку:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright©2000 Константин Апазиди. All rights reserved. Design-"Kety studio" by Alex Kazantsev. Support-"Anri Education Systems" |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Урок №7. Существительные женского рода, оканчивающиеся на –η и на -α. Большая часть существительных женского рода в греческом языке оканчивается на –η и на -α, например: η χαρά, η δουλειά, η φωνή, η αγάπη, η τέχνη, η ζωή, η κούραση, η ομάδα, η ελπίδα, η εφημερίδα и многие другие. Рассмотрим на примерах, как существительные этой группы склоняются по падежам и числам: Именительный падеж ед.ч.: Η
ομορφιά
θα σώσει τον
κόσμο - Красота спасёт
мир. Именительный падеж мн.ч.: Οι ομάδες φοιτητών βγήκαν στους δρόμους – Группы студентов вышли на улицы.
Родительный падеж ед.ч.: Της
νύχτας
τη δουλειά τη
βλέπει η μέρα
και γελά – День видит
работу ночи и смеется (Утро
вечера мудренее). Родительный падеж мн.ч.: Στην Αρχαία Ελλάδα η παρουσία των γυναικών στους Ολυμπιακούς αγώνες απαγορευόταν αυστηρά – В Древней Греции присутствие
женщин на
Олимпийских играх строго запрещалось.
Винительный падеж ед.ч.: Η μοναξιά μάργωσε την καρδιά της – Одиночество заморозило её сердце. Винительный падеж мн.ч.: Ο Αρχιμήδης είναι γνωστός για τις ανακαλύψεις του – Архимед известен своими открытиями.
Звательный падеж ед.ч.: - Γειά σου, Φωτεινή! - Здравствуй, Фотини (женское имя; рус. аналог - Света)! Звательный падеж мн.ч.: - Κυρίες και κύριοι! – Дамы и господа!
Итак, рассматриваемые существительные склоняются следующим образом: 1) Если ударение падает на последний слог, то оно не изменяется во всех падежах (η καρδιά - сердце, η περιοχή - район, η προσευχή - молитва, η χαρά - радость, κ.τ.λ.):
2) Если ударение падает не на последний слог (η χώρα - страна, η λέσχη - клуб, η αγάπη - любовь, η θάλασσα - море, η ημέρα - день, η γλώσσα - язык, κ.τ.λ.), то в родительном падеже множественного числа ударение смещается на последний слог:
Кроме того отметим, что существительное η ζάχαρη - сахар вообще не имеет формы родительного падежа множественного числа:
Упражнения. 1) Прочитайте
статью: Δορυφορική ενέργεια. Μια νέα μορφή παραγωγής ενέργειας θα δοκιμάσει σύντομα η Ιαπωνία. Η χώρα του Ανατέλλοντος Ηλίου σχεδιάζει να θέσει σε τροχιά δορυφόρο που θα συλλέγει ενέργεια από τον Ηλιο και θα τη στέλνει πίσω στη Γη για κατανάλωση. Η έρευνα για την αποστολή ενός τέτοιου ενεργειακού δορυφόρου πρόκειται να αρχίσει μέσα στο έτος, με στόχο την ολοκλήρωση του προγράμματος το 2040. Ο προτεινόμενος δορυφόρος θα έχει βάρος γύρω στους 20000 τόνους, θα φθάσει στην τροχιά του περνώντας από διάφορα στάδια και θα διαθέτει δύο φωτοβολταϊκές επιφάνειες με μήκος τρία χιλιόμετρα και πλάτος ένα χιλιόμετρο! Ο ενεργειακός αυτός σταθμός θα μετατρέπει την ηλιακή ενέργεια σε μικροκύματα και θα την εκπέμπει στη Γη με τη βοήθεια κεραίας μήκους ενός χιλιομέτρου. Οι ιάπωνες επιστήμονες βεβαιώνουν ότι η διαδικασία αυτή δεν θα δημιουργεί προβλήματα στις γήινες τηλεπικοινωνίες. Από το περιοδικό ΒηMagazino, 18 Φεβρουαρίου 2001. 2) Найдите в тексте существительные женского рода, оканчивающиеся на -η или на -α, и просклоняйте их. Словарик к уроку:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright©2000 Константин Апазиди. All rights reserved. Design-"Kety studio" by Alex Kazantsev. Support-"Anri Education Systems" |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Урок №8. Существительные среднего рода, оканчивающиеся на –ο и на -ι. Существительные среднего рода в греческом языке оканчиваются на -ο (το βιβλίο), -ι (το φεγγάρι), -ος (το άνθος), -μα (το στρώμα), -σιμο (το δέσιμο), -ας (το κρέας), -ως (το φως). В этом уроке рассмотрим существительные, оканчивающиеся на -ι и на -ο, которые, кстати говоря, довольно часто встречались и в текстах предыдущих уроков (το εγγόνι, το τραγούδι, το έργο, το βιβλίο и другие). Существительные этой группы склоняются по падежам и числам следующим образом: Именительный падеж ед.ч.: Το
καρναβάλι
στην Ελλάδα
γίνεται πρίν
τη μεγάλη
σαρακοστή -
Карнавал в Греции проводится перед
великим постом. Именительный падеж мн.ч.: Τον ζώσανε τα φίδια - Его опоясали змеи (его охватило беспокойство, он почувствовал опасность).
Родительный падеж ед.ч. Το φώς του
φεγγαριού
χυνόταν στη
θάλασσα
– Свет луны лился в море. Родительный падеж мн.ч.: Η
Πρωτομαγιά
είναι γιορτή των
λουλουδιών
– Первое мая - праздник цветов.
Винительный падеж ед.ч.: Βάζω νερό στο κρασί μου – Добавляю воду в своё вино (контролирую свои потребности, знаю меру) Винительный падеж мн.ч.: Ο σκοπός αγιάζει τα μέσα – Цель освящает средства (Цель оправдывает средства).
Звательный падеж ед.ч.: - Τι κάνεις, κορίτσι μου; - Как поживаешь, моя девочка? (широко распространенное обращение к девочке или девушке) Звательный падеж мн.ч.: - Αγόρια! Εμπρός! – Парни! Вперёд!
Запомним, как склоняются существительные среднего рода с окончанием -ο: 1) У всех существительных с ударением на последнем или на предпоследнем слоге ударение при склонении не меняется (το βουνό, το φτερό, το χωριό, το γραφείο, το δέντρο, το θηρίο). Это же действует для большинства существительных с ударением на третьем от конца слоге (το τριαντάφυλλο - роза, το σύννεφο - облако, το τετράδιο - тетрадь, το δάχτυλο - палец, το κάρβουνο - уголь, το λυκόσκυλο - овчарка и другие, главным образом это слова, которые в греческом языке являются сложными, например, λυκόσκυλο = λύκος (волк) + σκύλος (собака), "волкособака", другими словами ;о):
2) У прочих существительных с ударением на третьем от конца слоге ударение в родительном падеже в единственном и во множественном числе сдвигается на слог к окончанию:
У существительных с окончанием -ι ударение при склонении не изменяется, за исключением родительного падежа единственного и множественного числа, где оно перемещается на последний слог:
Упражнения. 1) Прочитайте выдержку из статьи о ежегодном карнавале в Патрах: Πάτρα: Η βασίλισσα του καρναβαλιού Το Καρναβάλι της Ευρώπης επιβεβαίωσε την κυριαρχία του, με τη μεγαλειώδη παρέλαση της Κυριακής. Το φετινό καρναβάλι, η προετοιμασία του οποίου στοίχισε περισσότερα από τριακόσια εκατομμύρια δραχμές, ήταν αφιερωμένο στην Ευρωπαϊκή Ένωση. Όλα τα εντυπωσιακά άρματα, που κατασκευάστηκαν από το καρναβαλικό εργαστήριο, ήχαν θέμα το σήμα κατατεθέν των χωρών της Ένωσης και γι'αυτό ο βασιλιάς Καρνάβαλος ήταν ο Δίας, σύμφωνα με το μύθο της αρπαγής της Ευρώπης. Η παρέλαση άρχισε με την αυτού μεγαλειότητα, το βασιλιά Καρνάβαλο, τον οποίο ακολούθησαν 16 άρματα, 220 πληρώματα και περίπου 40000 καρναβαλιστές. Οι επισκέπτες ξεπέρασαν, σύμφωνα με εκτιμήσεις, τους 300000. Το καρναβάλι ολοκληρώθηκε με την τελετή λήξης, στης 9.30 το βράδυ, στο μόλο του Αγίου Νικολάου, όπου και ο Βασιλιάς Καρνάβαλος παραδόθηκε στην πυρά από τους "υπηκόους" του. Στο μόλο του Αγίου Νικολάου κάηκε ο Δίας και το άρμα του, όπως απαιτεί το έθιμο που διατηρείται εδώ και 160 χρόνια. Η τελετή ήταν φαντασμαγορική, με εκατοντάδες βεγγαλικά και πυροτεχνήματα, που πρόσφεραν ένα ξεχωριστό θέαμα στους χιλιάδες μασκαράδες. Σύμφωνα με την παράδοση, το κάψιμο του Καρνάβαλου σηματοδοτεί για τους Πατρινούς την προετοιμασία του επόμενου. Στην καρναβαλική ατμόσφαιρα όμως προστέθηκαν και... παρατράγουδα. Επτά άτομα συνελήφθησαν αφού στην κατοχή τους βρέθηκαν ναρκωτικές ουσίες και χάπια. Αλγεινή εντύπωση δημιούργησαν ορισμένοι "καρναβαλιστές" που προκάλεσαν φθορές σε βιτρίνες καταστημάτων και αυτοκίνητα, ενώ πετούσαν όπου έβρισκαν τα άδεια μπουκάλια μαυροδάφνης, με συνέπεια να γεμίζουν οι περισσότεροι δρόμοι με "παγίδες"... Μαρίνος Γραψάς, από την εφημερίδα "Ελευθεροτυπία", 27 Φεβρουαρίου 2001 2) Просклоняйте существительные: το καρναβάλι, το εργαστήριο, το έθιμο, το παρατράγουδο, το χάπι, το αυτοκίνητο, το μπουκάλι, το γλέντι 3) Просклоняйте существительные: η παρέλαση, η Πάτρα, η Ευρώπη, η εκδήλωση, η αρπαγή, η Ολλανδία, η Γερμανία, η Βενετία, η τουλίπα, η παράδοση, η προετοιμασία Словарик к уроку:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright©2000 Константин Апазиди. All rights reserved. Design-"Kety studio" by Alex Kazantsev. Support-"Anri Education Systems" |