![]() |
![]() ![]() |
![]() |
Xлеб и обрядовое печенье
|
1. Xлебопеченье в б. Перемышльском уезде.Xлеб, вместе с различными видами хлебного печения, представляет в крестьянском быту один из основных видов пищи. Вопрос о хлебопечении в нашей деревне имеет важный хозяйственный интерес, так как тесным образом связан с вопросом о том, как питались и питаются широкие народные массы. Традиционность же изготовления будничных и праздничных кушаний из муки, символизм обрядового фигурного печения, связь его с песнями и разнообразными обрядовыми действиями, имевшими, повидимому, в старину характер сакральных актов, придают описанию этой группы народных кушаний интерес этнографический. Материалом для настоящей работы послужили записи, сделанные мною летом 1928 г. в районе экономических (монастырских) селений б. Перемышльского, теперь Калужского у. [ 1 ] во время командировки в этот район от Калужского Государственного музея на этнографическое обследование, и коллекция обрядового печенья, собранная мной и В. Г. Поповым летом 1927 и 1928 г. в том же районе [ 2 ]. Ржаная мука является основным элементом народного питания Калужской губ., что видно хотя бы из данных о хлебо-фуражном балансе губернии. |
Согласно этому балансу в 1926/27 г. потребность Калужской губ. в ржаной муке определялась в 183,000 т. [ 3 ] Что же касается пшеничной муки, то потребление ее хотя из года в год и увеличивается, но тем не менее размеры его в том же 1926/27 г. были еще сравнительно ничтожны (29 000 т), причем и из этого количества большая часть шла городскому населению. В б. Перемышльском у. пшеничная мука потребляется в несколько большем количестве, чем в других крестьянских районах губернии, как усматривается из следующих данных о посевной площади. В 1926 г. посевы пшеницы (озимой и яровой) составляли по всей губернии только 4,2 % по отношению к посевам ржи, а в б. Перемышльском у. этот процент поднимался в том же году до 7,5 %. После ржи известное значение в крестьянском питании из хлебных злаков имеют гречиха, просо и бобовые, размеры потребления которых определяются хлебофуражным балансом губернии в следующих цифрах (1926/27 г. в т). Гречиха ............... 25 000 Просо .................. 10400 Горох и чечевица......... 3 100 Что касается колебания размеров потребления хлебных продуктов по отдельным социальным категориям крестьянства, то по даным бюджетных обследований Калужского Губстатотдела в 1926/27 г., в общем выясняется такая картина: потребление муки, крупы, картофеля и растительного масла ниже всего у бедняцкого слоя крестьянства (беспосевных и малопосевных, с посевной площадью на хозяйство до 1,1 дес.). Потребление же всех прочих групп крестьянства, независимо от размеров посевной площади, стоит приблизительно на одном уровне. Это видно из следующей таблицы. Годовое потребление на душу в пудах (1926-27 г,).
|
Принадлежностями хлебопечения в обследованном районе являются: "дежка"-большая диам. 36 см, высота 32 см, это деревянная кадка с деревянными обручами для ржаного теста; "дежка" деревянная еловая поменьше для теста на ситники; "дежечка" или "притворка" деревянная еловая для пирогов; "весло", "весёлка"-обделанная березовая палка (дл. 71 см), "плашшатая" на конце-для мешания теста; "ночвы" [ 4 ] - деревянное осиновое корыто (длина 86 см, ширина 34 см) для просевания муки (глубокие ночвы-для ржаной и мелкие-для пшеничной), глиняные и деревянные чашки для теста, решето, "подситок" мочальный -(чаще решета); "полусито" мочальное (чаще чем подситок), сито, скалка, сковороды. Из всех видов хлебного печенья в обследованной местности, как и в других местах Калужской губ., больше всего выпекается ржаного кислого хлеба. Ржаная мука для хлеба употребляется решотная, т. е. просеянная через решето. Сеют муку в деревянные глубокие "ночвы". В ржаное тесто подбавляют картофеля и "яшной" муки, от которой хлеб бывает "высоким", хорошо подымается. На 16 кг ржаной муки всыпают 4-6 кг ячневой. Большею частью пекут хлеб "варавой" или - что то же - "на вару хлеб". Накануне выпечки утром варят два котла картофеля, вываливают его в дежку, толкут толкачом, "разделывают" его, чтобы он был "усё равно как тесто". Картофель выбирают не клёклый, а разваристый. Сыплют ржаной муки. "Взагрёють белым ключом" воду и льют немного кипятку в дежку. Мешают "веслом". "Акутывають" дежку шубами и к вечеру "притваряють", т. е. кладут гущи (при картофеле ее надо больше), сыплют ячневой муки ("притвор") и размешивают-"разбивають". "Скутають", и тесто за ночь поднимается. Утром прибавляют остальную муку-"на замёс", месят в дежке руками. В тесте "ноздри", оно высокое, пышное "на картошках". Тесто должно еще раз подойти; и если оно плохо подходит, то на него в дежке опрокидывают глиняную или деревянную "сталавую чашку", $5 которая втягивает в себя тесто и помогает ему подняться. Отмечаю, что кислое тесто для обыкновенной ржаной ковриги здесь не солят (в отличие от теста на ситники, которое принято солить). Обычай печь ржаной хлеб из несолёного теста является старым способом печения, унаследованным от того времени, когда в России соль ценилась высоко, как почти единственный продукт питания, |
За голодные годы в тесто приходилось добавлять: мякину льняную, жмых конопляный, свеклу, овсяную муку, смолотый черный горох. Летом 1928 г. за недостатком муки и картофеля подмешивали в ржаное тесто молотую черную вику и вареный щавель. Вместо хлеба во многих дворах ели лепешки из черной вики. [ 9 ] Кроме простого ржаного хлеба распространено печение ситников. Ситники, круглые кислые хлебцы, делаются из ржаной муки, просеянной на сито или на подситок; "становять" их на гуще в небольшой дежке,-пекут в вольном духу, обычно по воскресеньям. В прежнее время ситники, как и пшеничные пироги, ставили на "хмелинах"-дрождях домашнего приготовления: их делали из сухого хмеля, который растирали руками до тех пор, пока он становился мелким, как чай; всыпали хмель в чашку, прибавляли воды, пшеничной муки и квасу; смесь начинала бродить и через три дня "хмелины" были готовы. На 4800 г. ситника наливали одну кружку хмелин. Жидкие хмелины покупали также в Перемышле. Покупные дрожди, употребляемые и сейчас, появились 20 лет тому назад (с. Варварёнки б. Перемышльского у.). "Лепёшки поджаровые" пекут из того же теста, как и ситники на сковородах в "затопе", т. е. в то время как печь топится. Их иногда намазывают сверху толченым конопляным семенем. Это-"лепешки с семян", которые дают детям в праздники. Пресные лепешки-"крутушки" делают ржаными и пшеничными. Ржаные "крутушки" пекут на сметане или кислухе с прибавлением соли и соды. Пшеничные "крутушки"-на молоке; в тесто прибавляют сметаны, масла, соли, соды; месят их очень круто-"накручивають" горстями (а не кулаком, как ржаное тесто в дежке), валяют на столе, раскатывают круглыми посредством скалки. Пшеничные "крутушки" готовят по большим праздникам. II. Xлеб в обрядах б. Перемышльского у.Xлеб, который служит основой народного питания, является в сельском быту эмблемой жизни, согласия, благополучия, обилия, богатства; оберегом и лекарством; в некоторых случаях-пережитком старинной жертвы божеству или духу. И обрядовый хлеб встречается настолько часто, что даже как бы застилает обрядные зерно и кашу, хотя последние, вероятно, и древнее его. |
Из весьма разнообразных обычаев, связанных с употреблением хлеба, отмечу здесь только несколько. Так, в селениях "Монастырщины" б. Перемышльского у. при закладке дома в середине того места, где возводится постройка, ставят накрытый столёшником стол с хлебом-солью. При проводах, молебнах в избах ("обход"), в начале сельскохозяйственных работ-засёве, зажине-зажигают лампады и на накрытый стол кладут ковригу со щепоткой соли наверху. При "обходе" священник берет себе приношение-хлеб. Последнее время в этом обычае коврига заменяется ржаным или пшеничным пирогом. При выгоне скота накрытый стол с хлебом-солью ставят за деревней, где и бывает молебен; под столом в корзину хозяйки кладут для пастуха хлеб, лепешки, яйца (с. Корекозово). Ежегодно весной бывает "богомолье" на ржи-"на зелени": на столе хлеб-соль; под столом прямо на земле-ситники, крутушки и скибки -хлеба; они идут священнику, а коврига-дьячку (Поляна, Варварёнки). После венчания сперва родители невесты у себя, а затем родители жениха в своем доме встречают молодых с хлебом-солью. Гости, позванные на свадьбу, приходят в дом жениха с даром - ковригой ржаного хлеба; таковых набирается штук 12-14. Во всех этих обычаях хлеб-знак благополучия и богатства. В других обрядах - хлеб, лепешка являются остатком древнего жертвоприношения. К концу жатвы на последнем загоне ржи оставляют "hривачкю"- пучок колосьев, которые связывают наверху соломинкой-"Ильи на бараду аставляють", чтобы рожь рожалась хорошая; траву внизу под hривачкой" выпалывают и кладут на землю под пучком скибку хлеба с солью, приговаривая: "Илья прарок, вот табе хлебушка кладём". "За-ради, hоспади, батюшка Илья наделяшший, хлебушка на будущий hот" (Поляна. Гремячево, Варваренки б. Перемышльского у.). Когда рожь выколосится (обычно на Троицкой неделе), старухи в прежнее время шли на свою полосу и на "начине" (т. е. на краю загона) завязывали пучок колосьев ленточкой любого цвета, но еще не бывшей в употреблении; в середину пучка вкладывали посоленный кусочек хлеба. Это делалось от русалок; если им хлеба не класть, то они рожь перепутают и у женщин отымут силу во время жатвы (д. Сокорево б. Перемышльского у.). Обряд с приношением хлеба русалкам и сейчас бытует в Спас-Деменском у. На Троицкой неделе, которая здесь называется "страшной" и "кривой", так как в это время "речной" по воде плавает, "лесавой" по лесу бродит, а по ржи ходят, согнувшись, волосы "незаплетёмши"-"калдуньи" (русалки) и нарочно путают рожь,-старухи носят в поле и |
Так же, как и блины, оладьи представляют собой старинное ритуальное блюдо. В "Монастырщине" их обязательно пекут под Петров день к вечеру и едят с постным маслом. Бабы, работающие под Петров день в поле, завидя около 5 часов дым, поднимающийся на деревне из труб, бросают дело и спешат сами домой затоплять печи "под оладья". В с. Ильинском б. Перемышльского у. девушки готовят это кушанье первобытным способом на угольях костров в вершине за деревней. Угощение оладьями открывает собой целый ряд обрядов и забыв, которые наполняют собой всю ночь под Петров день, а именно загораживание улицы, наряживанье "болванов" - чучел, катанье с гор к Оке и к озерам зажженных колес (д. Горки и другие селенья "Монастырщины" б. Перемышльского у.). В праздничные дни принято печь пироги. В Калужской губ. крестьяне не употребляют выражения "белый хлеб". Пшеничный хлеб здесь, как и в Белоруссии, называют "пирох". Пшеничные пироги эти делают обычно без начинки. Тесто для них "становять" с вечера в "притворке" или дежечке на хмелинах; утром солят, месят, разваливают на столе в виде круглых лепешек и сгибают, так что они выходят длинными. К свадьбе пироги приготовляют всегда без начинки. Когда отобедают после венца в доме молодой, мать соединяет головы новобрачных, разламывает над ними пирог и дает каждому из них поцеловать по концу (с. Варварёнки б. Перемышльского у.). [ 19 ] На почестных перед молодыми кладут на стол один пирог, что обозначает единение, согласие. [ 20 ] По воскресеньям пекут ржаные пироги с начинкой. Тесто для них ставят с вечера на гуще из муки, просеянной на сито: их чинят - свеклой, которую натирают, отжимают и пережаривают с маслом и с луком, толченым белым горохом и кислой капустой - "крошевом". Считается, что свежая капуста в пироги не идет. Пироги с рыбой едят только "поповские" (семья священника). В большие праздники двунадесятые, престольные и семейные пекут пшеничный каравай. [ 21 ] Его ставят с вечера, сдобят маслом, сметаной и яйцами утром, пекут в глиняной, смазанной маслом "каравайнице"; едят, нарезав кусочками с маслом, чаще подсолнечным, и с сахарным песком |
(см. приложение 1). Молодым пекут каравай в воскресенье на масленой - "на прашшонай день". К праздничному чаю пекут пресное печенье из пшеничной муки своего размола - "кренделюшки", "баранки",. "клубчики". Отмечу здесь еще несколько кушаний из муки, хотя они, собственно, не пекутся, а готовятся иначе. На "Сороки" готовят "соковники" или "соковушки". Пресное ржаное или пшеничное тесто раскатывают, подсушивают в печке, режут кусками вершка в 1 1/2 длиной и кипятят в воде с соком от тол-ченого конопляного семени (без "жемерики"-шелухи). В с. Варварёнки "соковушки" раньше служили обыденным кушаньем постом-филипповками. Соковниками, называемыми в д. Поляне "бркони", "буркони", [ 22 ] угощают "прихожих" портных ; они любят это кушанье и как наработаются, так кричат хозяйке: "Ну, бабка, давай-ка тваих бурконей" (см. приложение 2). В будни делают "саламату". В "устьях" печки нажарят в котле, помешивая, ржаной муки - по пригоршне на каждого члена семьи. Когда мука готова, ее солят. Мужчина садится на пол, ставит котел с мукой между ног и мешает ее веселкой, в то время как баба наливает туда кипятку. Замешивают таким образом густое тесто. Разогревают на жару сковороду, растапливают на ней коровьего масла или наливают конопляного и выкладывают на сковороду саламату, заглаживая ее, "затаптывая" ложкой. Сверху смачивают ее маслом и посыпают сухим сыром. В печь больше не ставят (Поляна, Корекозово). Саламата является в б. Перемышльском у. и обрядовым блюдом на весенней земледельческой братчине. Изготовляется это кушанье архаичным способом на кострах, разведенных в ямах. Когда отсеются и капусту уже посадят, девушки, парни, молодые бабы и молодые "мужики" (молодое поколение в сельской общине) готовят саламату на берегу Оки, а именно: выкапывают в горе две ямы, в которых разводят огонь; над одним костром жарят в котле ржаную муку, собранную для этой цели по дворам "бедовыми" бабами; над другим огнем кипятят воду. Пережаренную муку замешивают с кипятком в густое тесто, кладут его ложками на лист, посыпанный толченым конопляным семенем, и закатывают каточками. Эту саламату с "семям" едят у реки. Тут же из заранее припасенных ведер парни обливают водой баб и девок, а также насильно купают их в Оке, чтобы вызвать желанный после посева и посадки капусты дождь. На свадьбах едят лапшу с салом. На похоронах и на поминах (в 40-й день) также обязательно подают лапшу ("пёрво кушанье" в эти |
дни, т. е. самое главное) и пшеничный кисель с сытой. Кисели из овсяной, чечевичной муки и пшеничных отрубей варят постом. Тесто, одно из древних жидких хлебных кушаний, также едят постом, Оно приготовляется следующим способом: в поливной горшок кладут 1/2 фун. солоду, две горсти калины и фунта два ржаной муки; размешивая, наливают кипятку (4 чайных чашки) и ставят накрытый горшок в печь часов на 6. Тесто едят ложками или обмакивают в него хлеб. В дер. Константиновке, Лихвинского у. приготовляя тесто, заваривают муку кипятком, прибавляют калины и ставят закрытый горшок на лавку, чтобы тесто солодело. Затем разбавляют его до густоты сметаны горячим квасом и, укутав горшок, оставляют солодеть на лавке до следующего дня; тогда накрывают сковородой и ставят в печь после того как загребут жар. Калину заготовляют с осени-подвешивают ее в пучках под крышей; на морозе она делается мягче. IV. Обрядовое фигурное печенье.Перейду теперь к фигурному обрядовому печению, которое и сейчас бытует в селениях "Монастырщины". "Старины не решились, как делали деды, так и мы делаим". По большей части оно готовится из пресного теста и в этом, вероятно, сказывается вековая традиция: пресный хлеб, выпекаемый в золе или на горячем камне, возник ранее заквашенного. Приготовление этого печения приурочивается или к календарным праздникам, и тогда оно стоит в связи с сельскохозяйственными обрядами (покрестники, коточки, плетёночки, жаворонки, засеванные просфоры); или же-к семейным торжествам-свадьба, поминам (свадебное печенье, лесенки). ![]() Покрестники. [ 23 ]На 4-й неделе Великого поста, называемой "середахресной" ("сердахрёсной"), в среду, т. е. в тот день, когда "пост папалам ламаитца", пекут из ржаного пресного теста три покрестника; форма их-лепешка с ниложенным на нее из того же теста четырехконечным крестом (рис. 1). Покрестники эти, как знаки благополучия и урожая, засушивают и берегут; один из них дают ребятам в первый день выгона овец или вообще скотины; другой берет с собой хозяин, когда едет запахивать, и съедает его на загоне. Третий несут в поле вместе с куском пасхи и просфорой |
в день засева ярового (д. Поляна). В д. Зимницы б. Перемышльского у. один из поскрестников дают лошади, когда запахивают. В Гамаюнщине на покрестниках делают отпечатки медной иконкой и едят их с чаем. Кроме того, здесь выпекают один большой покрестник в 1/2 арш. и оделяют им скотину - разламывают его на дворе лошадям, коровам и овцам. Покрестники иногда пекут и на Сороки (д. Поляна). [ 24 ] КаточкиНа Сороки (д.д. Поляна, Горки) или же на Вербное воскресенье (Варварёнки, Кузмёнки) пекут шарики из пресного ржаного теста-"каточки" или "бобки"; их делают круглыми, маленькими, "как мечик" (мячик), "как желток" и закатывают в них "вербачки" - пушистые почки по одной или по две в шарик. "Бобки" дают скотине на дворе в тот же день, как их выпекут (в Вербное воскресенье-вернувшись от обедни), причем овцам по два, чтобы не ходили холостыми, а котили по паре, а коровам и кобылам по одному. В тот же день для свиньи пекут "рюшку" или "плетеначкю": раскатают кусок пресного теста жгутом, перегнут попалам и "нарубють нажом 12 рубачек". (т.е. сделают 12 надрезов). "Рюшку" дают свинье для того, чтобы она принесла 12 поросят. (Поляна, Варварёнки) (рис. 2). ![]() В с. Карачеве, Бабынинской вол., Мещовского у. на "сердахресной" недели готовят "рюшкин пирох" длиной в 0,53 м с 12 рубочками. Там же овцам делают пирожки с двумя зарубочками. Отмечу, что одно и то же обрядовое печенье (покрестники, каточки) иногда приурочивается к разным праздникам, стоящим недалеко друг от друга-то к Сорокам, то к Средокрестью, то к Вербному воскресенью. Некоторая неустойчивость в сроках обычна в сельском ритуале; течение и смысл обряда от этого не меняется. На Сороки, 9 марта, к обряду закликания весны, в котором теперь принимают участие одни дети, пекут из пресного ржаного или пшеничного теста жаворонки (рис. 3); в головки им втыкают "хохольчики" из перьев или цвет- |
ной бумаги. С этими птичками ребята ходят на огороды к сараям, или к речке, где кличут весну и птиц: Жаворонки, жаворонки, Летите к нам в Кузменки; Из-за синева моря Несите нам здаровья, Каму кусок, каму кусок, А мне цельный кузавок, Каму лошку, каму крошку, А мне цельную лепешку [ 25 ] Поиграв с жаворонками, ребята съедают их. Засеванная просфора.На Благовещенье пекут дома из пре-ного ржаного или пшеничного теста просфоры (рис. 4) - числом столько, сколько членов в семье и две лишних - для выгона скотины и засева (Поляна).[ 26 ] В с. Варваренки пекут еще одну лишнюю-угоднику. На просфорах делают отпечаток крестиком (крестик на них "атличаетца"). В одну из просфор, предназначенных для членов семьи, запекается "троешка", т. е. копейки, либо "семерка", т. е. две копейки. [ 27 ] ![]() Испеченные просфоры кладут в решето, накрывают столешником; все "се-мейские" берут себе по одной из-под холста и подымают "hалофки". Тот, у кого оказывается денежка, считается самым счастливым в роду. В с. Варваренки ему и дают засевать. "И нонешнай весной (1928) так делали: Доньки вышла рассевать". Иногда просфоры разбирают по жребию: справляють жеребьёчки" из соломинок. Если просфора с копейкой достанется угоднику-значит год будет урожайный. Две просфоры хранят засушенными в божничке. Одну из них дают скотине в стаде в день первого выгона. Другую берегут до засева и берут с собой на загон в белом "рукафчике" (мешочке) вместе с покрестником, святой водой, четвертушкои пасхи и красным "утринским" яйцом (от пасхальной заутрени). Все это кладется в поле на землю на разостланной ![]() |
"пелёнке" и съедается после того, как рассеют первые 3 - 4 горсти. - Затем посев идет своим чередом. В Лихвинском у. (д. Игнатовское, Желовской вол.) вокруг благовещенской просфоры в прежнее время прилепляли сделанных из того же теста птичек с глазками из ягод можжевельника (птички - символ счастья, обилия). В Гамаюнщине .Калужского у. благовещенскую просфору берут с собой в платочке в путь-для благополучия. Клубцы. Кружки.Отдельно от всех этих видов фигурного печенья, так или иначе связанных с сельскохозяйственными обрядами, стоит следующий обычай. Лет 10 -15 тому назад девицы, собравшись в одну хату, пекли вскладчину ко второму дню Рождества печенье из сдобного, пресного ("рассыпучева") теста: "клубцы" [ 28 ] (рис. 5) в виде удлиненных перевитых полосками теста колец (Поляна, Корекозово) и "кружки" (рис. 6) в виде двойных завитков; каждая штучка последнего печенья называлась "пара кружек" (Корекозово). Парни "женихи" приходили в избу угощаться и приносили девушкам леденцов, пряников. В старину этого печенья готовили очень много: девицы покупали к Рождеству "пятерик" пшеничной муки (мешок в 5 пуд.), чтобы напечь "женихам" клубцов, кружек, а также пирогов. В некоторых селениях девицы пекли "клубцы" на Духов день (Корекозово) и на весенний Николин день. [ 29 ] ![]() ![]() Обрядовое печенье, изготовляемое к определенным семейным празд-никам или, вернее, семейным торжественным дням, составляют в "Мона-стырщине" поминальные лесенки и свадебные хлебы. Сороковая лесенка.Накануне сорокадневного поминовения в семье покойника пекут две лесенки [ 30 ] из пшеничного пресного теста, заготовленного на поминальную стр. 572 (Лихвин), 597 (Жиздринск. у.) 602, 603 (Мещовск. у.), 606 (Малояросл. у.) СПБ 1915. |
лапшу [ 31 ] (рис. 7). Число ступенек ("парожики") колеблется (Варварёнки 6-4, Горки, Поляна-4; Б. Сушки Лихвинского у. 3-4). Одну лесенку разламывают в церкви, и кусочки ее разбирают присутствующие на пани-хиде; куски другой лесенки получают те, кто проходит помянуть покой-ника на дому (см. приложение 3). На вопрос, для чего готовят это печенье, я получала такие ответы: "Пайдёть иа шестой неделе на лесеньки куды кто заслужить, куды кто падлежить" (д. Поляна). "Будта чирез 6 недель палезеть па лесеньки на небо" (с. Варварёнки). "Да трёх дён душа на бажнице, а потом сверх трёх дён пакойника выносють, и он атправляитца из дому, и шесть недель не бываеть душа на спакое; и вот па усем местам её водють, иде ана жила, пака-зывають ей, иде ана што делала, иде hрех тварила; а сверх сараку дён-куды ана, к Анhелу ли надлежить али к злому духу, тут её апределють на спакой. И пайдёть па лесеньки душа..." (с Варварёнки). "Па лесеньки душа вздираетця на нябяса" (д. Б.Сушки, Лих-виского у.). [ 32 ] ![]() Народная погребальная обрядность состояла и состоит в том, чтобы облегчить умершему доступ в другую жизнь. А понятие о переходе в загробный мир издавна соединялось с представлением о лестнице. Житие Константина Муромского свидетельствует, что у язычников вместе с усопшим в могилу полагались "ременная плетения древолазная", т. е. лестницы, при помощи которых душа могла взбираться в рай. [ 33 ] Свадебное печенье. Круглый пирог или роща.К свадьбе, в ритуале который хлеб вообще играет значительную роль, в "Монастырщине" б. Перемышльского у. приготовляют в доме невесты свадебное печенье, украшенное ветками и называемое "круглый пирох" или "роща" (рис. 8).Свадебный хлеб с воткнутыми в него изукрашенными деревцами ветками имеет широкий район распространения. Такое печенье известно не только в южной Великороссии (Калужская губ., Курская губ. [ 34 ] ), но и |
рые укрепляют рядышком на одной ветке с двумя рожками-на "двойчатке" (рис. 9). Фигурки одевают в пестрое платье - невесту в сарафан" рубаху и фартук, с покрывалом на лице, жениха - в рубаху и штаны. Иногда же сажают их на рожки неодетыми; у женской фигурки вылепливают из теста высокие груди (рис. 10). Xарактерно, что теперь в домах "иде харошии люди"-не разрешают делать изображения молодых ("хлеб-божий дар"). Можно предположить, что "мужик" и "бабочкя"- лишь остатки тех более откровенных символов брачного союза и плодо-родия, которые в прежнее время лепили из теста и помещали на свадебные хлебы. [ 39 ] Украшая "рощу", девушки играют величальные невесте песню: "Стой, моя роща", которая приведена ниже. Самую лепешку-пирог помещают в деревянную чашку и закрывают верхнюю корку между сучками бумагой; кверху же высится большой, пышный разноцветный куст, который опоясывают широкой лентой, чтобы он не рассыпался. ("Роща", приобретенная мной для Калужского Гос-музея со свадьбы в с. Варваренки летом 1927 г , имеет высоты - 60 см, а в окружности-184 см). Такой пирог приготовляют и теперь в селениях района "Монастырщина" б. Перемышльского у. к каждой свадьбе. Готовую "рощу" выносят в холодную хату или, если в избе у невесты тесно, к соседям, где она и стоит до пропой. На пропоях, в то время как девицы сидят на лавках и поют величальные жениху и невесте, "роща" красуется на столе. Когда приезжает жених со своим народом, дружки и полудружье "акупають" рощу-дают девицам три рубля, ![]() |
бутылку вина, "кусок" мяса и три пирога, приговаривая: "Ваш лес хароший, hонкий, hадитца нам на стройкю". Девицы гостинцы берут и уходят с пирогом, освобождая место для поезда жениха. Когда утром невесту собирают к венцу, пирог опять стоит на столе "для красы". После венца в доме невесты девушки вновь поют, "абыhрывають" рощу и получают деньги. На почестные "круглый пирог" везет женщина из невестиной родни вместе с наряженными девицами -"пакручальницами" или "пакручалками". В доме жениха на почестных "рощу" ставят на стол и обыгрывают в самом конце беседы, когда уже поедят "сальники". [ 40 ] (На свадьбе в с. Варварёнки летом 1927 г. девицы начали ![]() ![]() пляску и песни с рощей на рассвете, когда уже пастухи заиграли в рожки). Тут девушка запевала, наряженная в рубаху с шелковыми рукавами, атласный сарафан с шелковым фартуком и большой венок из фольговых цветов, берет "круглый пирог" и, высоко приподняв его обеими руками, "ходит"-пляшет с ним посреди избы (рис. 11). Танцуя с "рощей", она Я у лесике была, hрыбки, яhатки брала, Паддубенчик я нашла Да и вам принесла. "Вот и приhадился, кушайте на здоровье" (д. Поляна). |
" - А hлядите, ребята, не идеть ли зять. Зять у варот на пахмелье завёть 2 Пайдём ка мне, тешша, пахмелимся, 2 Апять с табой, тешша, памеримся, Бежала, бежала, насилу ушла. 2 Прибежала тешша к сваему двару, 2 Ай ударилась тешша середи двара, Ударилась тешша середи двара. hлядите, ребята, не идёть ли мой зять. 2 Зять у варот на пахмелье завёть: 2 Пайдем ка-ся, тешша, пахмелимся. 2 Апять с табой, тешша, померимся. 2 А ж тебя, тешша, не так уhашшу. 2 Четыри дубинки березавыи, 2 Пятай кнут па заказу вьют. 2 Ат двери да двери тешшу за касы вели, 2 Ат кута да кута у четыри кнута. 2 [ 50 ] Вслед за этой песней в с Варварёнки обычно поют с "круглым пирогом" песню "В Таhанроhе". Сюжет ее: в то время как жена "hуляла", ее мужа-казака убили; весть об этом принесли ей соколы. Песню эту старшее поколение называет старинною, [ 51 ] но на свадьбах девицы вставляют в нее, "прибрехають ат себе", новые прибаутки, дисгармонирующие с ее основным содержанием. [ 52 ] Привожу песню в том виде как ее поют в "рощей" "покручальницы" на почёстных: Э ох в Таhанроhе, 2 В Таhанроhе салучилыся беда. 2 Я на печке малатила, У печурке веяла, Дома мерку позабыла, Полсапожкам мерила. Э ох да там убили, 2 Там убили мыладова казака. 2 Я надену бела платье, А какой жа эт наряд. hалубую я надену, Завлеку я усех ребят. Э ох да хыранили.2 Эх хыранили при hлубокай маhиле. Я надену бела платье И сама буду бела, Рана, рана ты, падрушка, Ухажораф завела. Э ох паминали, 2 Э паминали при широкай далине. 2 Учерась я напилась Малака халоднава. Адна дефка палюбила Мужука разводнава. Э ох да там летели, 2 Э там летели два ясныва сокыла. 2 Панева мая непадрубленная, Не любити вы мене-я палюбленная. Э ох да ани сели, 2 Э ана сели юдовушки на дваре. 2 Не судити, hаспада, Што плясать нелофка, Запишуся в Р. К. П. Буду камсомолка! . Э ох да крылышками 2 Широк дварок размели. 2 Некрасива, некрасива. Не взыщи ты, милый мой, На памаду денех нету, Умываюся вадой. Э ох да hыласами,2 Э hыласами юдовушку збудили. 2 С hарочки спускалыся, За елычку держалыся, В мальчишку я влюблялыся, Измены не баялыся. Э ох да стань, праснися, 2 Э стань, праснися, юдовушка мылада. 2 Бабы дуры, бабы дуры, - Бабы - бешанай нарот, |
Как завидють дефку с парнем, Разевають на них рот. Э ох да пади, выйди. 2 Э пади, выйди за навыи варата. 2 Пайду у лес, наставлю хрес, Кто-нибудь памолитца, Усе ребята камсамолы - Не с кем познакомитца Э ох да ты послушай, 2 Э да ты послушай, пра што люди hаварять. 2 Э ох да люди бають, 2 Э люди бають - юдовушку ругають. 2 Э ох да дура баба, 2 Э дура баба любить чужих мужукоф. [ 53 ] 2 Последней песней поют с "рощей" следующую: Было у тешши пять затьеф: 2 И Тишка зять, и Микишка зять, И Захарка зять, и Макарка зять, Ванюшечка душечка первый зятёк. Стала их тешша у hости звать-2 И, Тишка, иди, и, Микишка, иди, И, Захарка, иди, и, Макарка, иди, Ванюшечка, душечка, иди передом. Стала их тешша за стол сажать: 2 И, Тишка, садись... Ванюшечка душечка, садись передом. Стала их тешша пираhами аделять: 2 И Тишке кусочек… Ванюшечке душечке цельнай пиражок. Стала их тешша вином абносить: 2 И Тишке рюмку... Ванюшечке душечке цельнай стаканчик. Стала их тешша спать укладать; 2 И Тишку пад лафку… Ванюшечку душечку на краваточку Стала их тешша усех адевать. 2 И Тишку саломкой… Ванюшечку душечку адеялицем. Стала их тешша прабуживать: 2 И Тишку метелкой … Ванюшечку душечку дубиначкай. Стала их тешша дамой праважать: 2 И Тишку ву hорб... Ванюшечку душечку па цельнай hалаве. Привожу эти песни для полноты описываемого обряда; их нельзя яазвать собственно обрядовыми; по своему содержанию они не имеют прямого отношения к обыгрываемому "пирогу"; впрочем, в двух из них в запеве упоминается роща, [ 54 ] а в третьей поется про тещин пирог. Песня же "В Таганроге" прикреплена к "роще" совершенно случайно, просто как любимая или модная в данной местности. После песен одна из девиц снимает с "рощи" ту ленту, которой она опоясана, и обвязывает ею головы молодым, чтобы дружнее жили. в то время как кто-либо из родных приговаривает: "Как рошша стаяла- де расходилась, так штобы маладыи не расхадились". [ 55 ] Затем начинают сломать" рощу. Около нее становятся дружок от жених и полудружье. Первый вытаскивает "рожки" из круглого пирога, а полудружье раздает их гостям-"пада усякава человека становять па ветачки", т. е. втыкают |
ее в тот пирог, который лежит перед каждым гостем на столе. Држок начинает шуткой: "Нада свадить рошшу; харош лес, ровный". [ 56 ] Молодым он выбирает "дваешку" или "двойчатку" с фигурками мужика и бабы;. полудружье передает им эту ветку с приговором: "Вот вас сейчас парочкя: а вот на лето вас будить трое" и дает им еще ветку с тремя рожками-"трайчатку"„ "Вот табе, обращается он какой-либо бабе,- "толстая ветка на балку, хату строить. А это табе (к другой бабе)- на вилы", и т. д. При этом гостей обносят вином. "Асталися ат рошши" адни карешики",-говорит дружок. "Старушки будуть пни капать, да печки тапить. Ну, старушки, ваши пни тут: капайте, как хочете, сами". Запечные старушки, которые стряпают к свадьбе, а на пиру подают чашки, с харчами, стоят возле печки... "Што ж,-говорят они,-спасибо и на етам" Каждый гость, уезжая домой и сидя на повозке, держит ветку от "рощи" в руке перед собой напоказ, чтобы все видели, что едет со свадьбы. Дома кренделюшки и другие фигурки из теста с рожков отдает детям. Круглый пирог, повидимому, является символом счастья. Вероятно,. вследствие этого старухи на свадьбе в Варварёнках и были так возмущены девицами, которые еще на пропоях запродали мне "пирог" для Калужского госуд. музея, а сваты за этот поступок собирались даже "повыкидать" девушек из-за стола на почестных. Продажа "рощи" на сторону будто бы предвещала молодым, беды и невзгоды.[ 57 ] "Круглый пирог" или "роща" имеет много общего с украшенны" свадебным деревцом-елочкой, возникшей под западным влиянием. С другой стороны, украшенный ветками свадебный хлеб представляет отзвук старых славянских верований, как остаток культа земледелия и как пережиток еще более древнего лесного культа-поклонения деревьям и рощам - старой языческой Руси. Подтверждением этому служит и то, что в прежнее время в Перемышльском у. такой же "круглый пирог", как к свадьбе, украшенный ветками и птичками (только без фигурок жениха и невесты) пекли к Троицыну дню, празднику цветущих трав и деревьев; и девицы ходили с этим печеньем в лес, где под связанными березками,- "под венком" угощались вместе с парнями "пирогом" и сластями. |
Каравай.Обрядовое употребление хлеба на свадьбе в обследованном районе не ограничивается одним "круглым пирогом". В доме жениха готовят еще каравай, круглый как коврига из пшеничной муки на хмелинах или из ржаной ситной на гуще. Его печет мать жениха вместе с несколькими старухами, родственницами и соседками, которых зовут перед свадьбой помочь в стряпне. В прежнее, довоенное время приготовление каравая сопровождалось особыми обычаями и приговорами. Пекли его женщины в пятницу, когда проводят мужей на базар: "бабы эта усе работали без мужукоф". Это был какой-то бабий или, вернее, старушечий праздник. Из мужчин при печении каравая присутствовал только жених, которого усаживали на лавку "пад акно" на вывернутой шубе, для благополучия. Старуха из его родни сажала каравай на лопате в печку и при этом приговаривала: Каравай каробитця, По столу катаиця. И у печкю сажаитця, Узайди, узайди каравай, Выше печи, выше брусу, Выше заднева акошка (д. Поляна). Гиперболическое представление о размерах каравая, мотив об особенном росте каравайного теста имеется и в белорусских каравайных песнях. [ 58 ] Когда каравай был готов, его ставили на накрытый стол; кругом садились старухи; они угощались водкой, селедкой, лапшой и пели песни, чаще всего: "Тешша пра зятя пирох испекла..." (приведена выше). После закуски хозяйка брала заслонку и начинала бить в нее. "И тут старухи узыhраютця и бьють у заслонку и скочуть, и пають: Сударhи, дударhи дадоры,. А дерhи, дерhи дадоры, А дерhи, дерhи дадоры . Сударhи, дударhи, дадоры!" В некоторых селениях (д. Поляна) "бедовые старушки" придерживались обычая-после выпечки свадебного каравая обязательно, даже зимой, выйти на улицу и продолжать пляску и песни около двери, перед избой ("идуть скочки"), что, вероятно, представляло собой отголоски старого свадебного ритуала. Когда перед венцом поезд жениха сбирается ехать к невесте, - каравай кладут в белую "пелёнку", и сваха с дружком одновременно |
На почестных в районе "Монастырщины" б. Перемышльского у. до сих пор совершается, с соответствующей обрядовой песней, торжественная раздача свадебного каравая; "сухой сыр" подавался к нему до самой войны. [ 63 ] Народная традиция, притаившаяся по деревням и селам, сохраняет до наших дней отголоски старины, передает обрядные формы от поколения к поколению, речения и песни из уст в уста. Века тому назад у племен, живших преимущественно хлебопашеством, вера была сельскохозяйственной, и на этой основе наслаивались, вырастали прочие верования и обычаи. Многообразные причудливые культы преследовали чисто практические цели, связаны были с жизненными проблемами об урожае, приплоде скота, благополучии в брачном сближении. Поэтому-то и оказались они так живучи, так вросли в сельский быт и сельский уклад. И как крестьянин-земледелец, доныне борющийся с природой, наполнен все теми же заботами о ниве и пастбище, так и современные народные обряды, хотя и затуманен их лик, таят в себе первобытный смысл магических действий, предохраняющих от хозяйственных невзгод и обеспечивающих удачу в ежедневном обиходе семьи или сельской общины. К таким важным, утилитарным по характеру, освященным традицией действиям относятся и хлебные обряды, теснейшим образом связанные и с кругом земледельческого года, хлебопашеством и скотоводством, и с некоторыми семейными торжествами. От выпекания и обрядового употребления всех этих "засованных" просфор, покрестников, каточков ожидают хозяйственной пользы. В некоторых случаях сюда присоединяется элемент гадания. Выполнение ритуала со свадебным печением дает надежды на счастливый половой союз и хозяйственное благополучие молодых". И даже "сороковая лесенка" по которой поднимается душа, чтобы найти себе место успокоения, превращает умерших из страшных и опасных покойников в "умоляшших родителей", которые помогают потомкам во всех их житейских делах. В обследованной местности песни частью отделились от действия, заменились новыми (напр., песни к "роще"), так как вообще в народной обрядности слово оказывается менее устойчивым, чем самые акты; но скрытый смысл связанных с хлебом обрядов, хотя бы в форме отмирающей, почти угасшей веры, остался прежним,-это все те же пожелания и надежды, опасения и заботы древнего славянина-земледельца. |
ПРИЛОЖЕНИЯ.1. Пшеничный каравай."С вечера у кумачкю налью вадицы, разведу хмелины, надаю парнова малака и станавлю каравай у hлинянай банке али у дайнику. А на утри бью туды тройкю яиц, лотку али дне кладу сметаны, маслица, солюшки; ежели у банке тесна, начинаю кручить теста на стале; ана разойдётця. Наливаю теста у черепёнькю, заhадя; ана апять узайдёть, и с пираhами на середину печки у харошае местечкя наставлю. Сидит полчиса; вынимаю ис печки, апракину на лафке и накрою мокрай тряпкай - атайдёть лутше". (Запис. от Анны Алексеевны Ковалевой, 68 л. с. Варваренки б. Перем. у.).2 Бркони."На Сороки делають бркони: у hлиняную чашку насыпють муки пшенишнай валы льють, замешають; натирають, как лапшу, крута; раскатають склакай на стале-потом у печкю лепешкай сажають - ана паспееть, сухая станеть. Потом ламають ее кусочкями шырокими у чуhун. Насушать канапи наталкуть эта семя и у чашку потом кипятком семя разбалтывають и льють у чуhун у кусочки. Нальють вады накроють скварадой и у печь". (Запис. от Матрены Нестеровны Жарковой, 70 л. д. Поляна б. Перем. у.)3. Саракавая лесенькя."На саракавой день лесеньки делають, ат лапши теста атделяють; две долечки раскатають и паложать на них 4 парожика. С адной лесенькяй идем у церкаф, а друhую на даму аставляим. Бате несем три пироhа, а лесенькю разламываим: расстёлять дли канона па сталу скатерачкю и разламывають лесенькю и пираhоф наламають. Ежли .есть народушка, как приходитца день васкрёснай, hулевой, то нарот падходить, береть кусочки лесеньки и пираhоф и паминаеть. Приходють из церкви, на варотах служуть панахиду. Паставять скамью, [ 64 ] пастелять скатерачкю и разложать кусочки лесеньки и наложать на скамье у ришато кусочки пираhоф и паставять у чашке сыты и кутью из ржи. И пайдуть повещать па деревни к скликають нарот пад акошкам, увесь парядок сзывають, и идут паминать; и беруть па две ложачки кутьи и сыты и па кусочкю пираhа и лесеньки и паминають". (Запис. от Анны Алексеевны Ковалевой, 68 л. с. Варваренки б. Перем. у.).4. Указатель местных народных слов [ 65 ].БаранкиБережок (край посуды) Блины Бобки Богомолье Болваны (чучела) бркони Буркони Варовой Вёрбочки Вертушка Весёлка, весло Вечорашний (хлеб) Вершина Взагреть Вырезы Головка (просфоры) Гривочка Гуща Девичий (хлеб) Дёжечка, дёжка Двойчатка Дворовой Дрожит (коврига) Ежовый (хлеб) Жемерйка Загон |
Зажин Запечные старушки Засев З а с е в а н н а я п р о с ф о р а * Затоп Звенит (коврига) Каравай Каравайница Каточки Кисель Кислушка К л у б ц ы * К л у б ч и к и * Коврига Колдунья (русалка) Коляда Косяк Кранца Кренделюшки Кривая (неделя) Кроить (коровай) Крошево Круглый пирог К р у ж у л о ч к а К р у ж к и К р у т у ш к и Кумка, кумочка К у с т Лапша Лепёшка Лесенка Лесовой Ломать (блин) Ломотик На вару На живо На живье На замес Н а к р у ч и в а т ь Н а с л у ж о н ы й (хлеб) Н а ч и н Новина Ноздри (в тесте) Н о р о ч к и Ночвы Обход Обыгрывать (рощу) Окупать Оладья Отруби Палать, полать (отвевать) Пеленка Пирог Плетёночка Поветь Под венком Поддружье П о д ж а р о в ы е * (лепёшки) Подситок П о к р ё с т н и к П о к р у ч а л к а * П о к р у ч а л ь н и ц а * Полдружье П о л у с и т о * Помины Порожик (у лесенки) Притвор П р и т в о р к а Притворять Прихожие (портные) Птушки П я т е р и к Рассыпучее (тесто) Р е ч н о й * Решето Решотная (мука) Рожки Росстаня Р о щ а Р у б о ч к и Р у к а в ч и к (мешочек) Р ю ш к а Рюшкин пирог Саламата Сальники Сглаживать (ковригу) С е м е р к а (монета) Середокрёстная (неделя) Середокрёстье Ситник Сито Скалка Скибка Скочки Скупать Соковники С о к о в у ш к и * Соловейчики Сороки Сороковая (лесенка) Справить (рощу) Становить Столешник Столовая (чашка) I Страшная (неделя) Суровый (хлеб) Сухой сыр Сыр Сыромятка Тесто Т р о ё ш к а (монета) Троицкие родители У т р и н с к о е * (яйцо) Х м е л и н ы Хохольчики Чашка Черепенька Яшная (мука) материал из своего архива предоставил: Казаков Вадим Станиславович e-mail: vadimstan@kaluga.ru ресурс: http://www.rodnovery.ru
![]() |