Славянское Язычество - история, культура, философия, литература, поэзия, фото-, ... Орден Велес - информационная сеть. Магия, Традиция, Родноверие, Язычество. Более 150 статей + фотографии. Каталог ресурсов. Форум. Язычество, как оно есть! Ресурс волхва Рыбина Андрея Николаевича. Язычество без реконструкции. Материалы из личного архива, который пополняется благодаря помощи друзей и единомышленников. Союз Славянских Общин

 
 
 

Xлеб и обрядовое печенье
в быв. Перемышльском уезде Калужской губернии.


 

М. Е. Шереметева.


 

Оттиск "Известия Государственного Русского Географического Общества" 1929 г. вып. II.

 

 







1. Xлебопеченье в б. Перемышльском уезде.

Xлеб, вместе с различными видами хлебного печения, представляет в крестьянском быту один из основных видов пищи. Вопрос о хлебопечении в нашей деревне имеет важный хозяйственный интерес, так как тесным образом связан с вопросом о том, как питались и питаются широкие народные массы.

Традиционность же изготовления будничных и праздничных кушаний из муки, символизм обрядового фигурного печения, связь его с песнями и разнообразными обрядовыми действиями, имевшими, повидимому, в старину характер сакральных актов, придают описанию этой группы народных кушаний интерес этнографический.

Материалом для настоящей работы послужили записи, сделанные мною летом 1928 г. в районе экономических (монастырских) селений б. Перемышльского, теперь Калужского у. [ 1 ] во время командировки в этот район от Калужского Государственного музея на этнографическое обследование, и коллекция обрядового печенья, собранная мной и В. Г. Поповым летом 1927 и 1928 г. в том же районе [ 2 ].

Ржаная мука является основным элементом народного питания Калужской губ., что видно хотя бы из данных о хлебо-фуражном балансе губернии.






[ 1 ] Лютикову монастырю принадлежали селения: Корекозово, Горки, Ладыгино, Вороново, Голодская, Бушевка, Вольня, Рассудовая. Ермоловка и Заболотье; Успен-скому Шаровкину м-рю-Ильинское, Митино, Петровская, Варваренки, Кузменки, Погореловка, Нижнее Олопово; Успенскому Гремячеву м-рю - Гремячево и Мехово, Николаевскому Резванскому м-рю-Xохловка, Поляна и Жашково, Рождественскому Девичьему м-рю - Михайловское и Кудиново. Весь этот район называется - "Монастырщина".


[ 2 ] Коллекция печенья выставлена в этнографическом п/отделе Калужского музея.





216





Согласно этому балансу в 1926/27 г. потребность Калужской губ. в ржаной муке определялась в 183,000 т. [ 3 ] Что же касается пшеничной муки, то потребление ее хотя из года в год и увеличивается, но тем не менее размеры его в том же 1926/27 г. были еще сравнительно ничтожны (29 000 т), причем и из этого количества большая часть шла городскому населению.

В б. Перемышльском у. пшеничная мука потребляется в несколько большем количестве, чем в других крестьянских районах губернии, как усматривается из следующих данных о посевной площади.

В 1926 г. посевы пшеницы (озимой и яровой) составляли по всей губернии только 4,2 % по отношению к посевам ржи, а в б. Перемышльском у. этот процент поднимался в том же году до 7,5 %.

После ржи известное значение в крестьянском питании из хлебных злаков имеют гречиха, просо и бобовые, размеры потребления которых определяются хлебофуражным балансом губернии в следующих цифрах (1926/27 г. в т).

Гречиха ............... 25 000
Просо .................. 10400
Горох и чечевица......... 3 100

Что касается колебания размеров потребления хлебных продуктов по отдельным социальным категориям крестьянства, то по даным бюджетных обследований Калужского Губстатотдела в 1926/27 г., в общем выясняется такая картина: потребление муки, крупы, картофеля и растительного масла ниже всего у бедняцкого слоя крестьянства (беспосевных и малопосевных, с посевной площадью на хозяйство до 1,1 дес.). Потребление же всех прочих групп крестьянства, независимо от размеров посевной площади, стоит приблизительно на одном уровне.

Это видно из следующей таблицы.

Годовое потребление на душу в пудах (1926-27 г,).






Продукты

Беспосевные
и малопосев. хозяйства

Xозяйства
с посевом более 1,1 дес.

Мука

6,8-8,5

10,4-11,4

Крупа

0,8

1,0-1,8

Картофель

12,1

10,1-19,1

Масло растит.

0,07

0,1 - 0,2







[ 3 ] Н. А. Шереметьев. Калуга, как торговый центр. Стр. 105. Калуга 1927.





217




Принадлежностями хлебопечения в обследованном районе являются: "дежка"-большая диам. 36 см, высота 32 см, это деревянная кадка с деревянными обручами для ржаного теста; "дежка" деревянная еловая поменьше для теста на ситники; "дежечка" или "притворка" деревянная еловая для пирогов; "весло", "весёлка"-обделанная березовая палка (дл. 71 см), "плашшатая" на конце-для мешания теста; "ночвы" [ 4 ] - деревянное осиновое корыто (длина 86 см, ширина 34 см) для просевания муки (глубокие ночвы-для ржаной и мелкие-для пшеничной), глиняные и деревянные чашки для теста, решето, "подситок" мочальный -(чаще решета); "полусито" мочальное (чаще чем подситок), сито, скалка, сковороды.

Из всех видов хлебного печенья в обследованной местности, как и в других местах Калужской губ., больше всего выпекается ржаного кислого хлеба.

Ржаная мука для хлеба употребляется решотная, т. е. просеянная через решето. Сеют муку в деревянные глубокие "ночвы". В ржаное тесто подбавляют картофеля и "яшной" муки, от которой хлеб бывает "высоким", хорошо подымается. На 16 кг ржаной муки всыпают 4-6 кг ячневой.

Большею частью пекут хлеб "варавой" или - что то же - "на вару хлеб". Накануне выпечки утром варят два котла картофеля, вываливают его в дежку, толкут толкачом, "разделывают" его, чтобы он был "усё равно как тесто". Картофель выбирают не клёклый, а разваристый. Сыплют ржаной муки. "Взагрёють белым ключом" воду и льют немного кипятку в дежку. Мешают "веслом". "Акутывають" дежку шубами и к вечеру "притваряють", т. е. кладут гущи (при картофеле ее надо больше), сыплют ячневой муки ("притвор") и размешивают-"разбивають". "Скутають", и тесто за ночь поднимается. Утром прибавляют остальную муку-"на замёс", месят в дежке руками. В тесте "ноздри", оно высокое, пышное "на картошках". Тесто должно еще раз подойти; и если оно плохо подходит, то на него в дежке опрокидывают глиняную или деревянную "сталавую чашку", $5 которая втягивает в себя тесто и помогает ему подняться. Отмечаю, что кислое тесто для обыкновенной ржаной ковриги здесь не солят (в отличие от теста на ситники, которое принято солить). Обычай печь ржаной хлеб из несолёного теста является старым способом печения, унаследованным от того времени, когда в России соль ценилась высоко, как почти единственный продукт питания,






[ 4 ] Ночвы мелкие употреблялись и теперь еще употребляются для отсевания мякотины: ячмень "обталкивают" на крупу в ступе толчком и в сенцах отвевают, держа ночвы обеими руками, "палают", т. е. махают ими кверху и книзу. и мякина "воздухом отходит" (с. Варваренки, б. Перемышльского у.).


[ 5 ] Т е. чашку, из которой за обедом едят щи, картофель и пр.





218





который при господстве натурального хозяйства приходилось покупать. [ 6 ] Относительно печения ржаного хлеба без соли имеются сведения из юго- западной части Калужской губ. (Спас-Деменский у., районы Милятинский, Жерелевский и Спас-Деменский), из юго-восточной части губернии (Лихвинской у., Богдановская вол.) и из Гамаюнщины Калужского у.

Из дежки тесто выкладывают сначала в деревянную чашку (Поляна, Корекозово), а затем на лопату, подсыпанную "ватрубями". Но чаше тесто кладут прямо на лопату [ 7 ]-три пригоршни на одну ковригу и "сглаживають". Загладив первую ковригу, закрещивают ее и делают на ней пальцем "хрестик", который виден и на испеченном хлебе. Ковриги сажают в печь на поду, [ 8 ] "на кирпичи", осенью иногда на капустных листьях. Xлебы сидят в печи три часа. Готовы ли они, узнают по звуку, ударяют кулаком в нижнюю корку; если коврига "дрожит", "звенит"- значит испеклась. В Гамаюнщине (д. Колюпаново) ставят кусочек ржаного заглаженного теста в закрытой чашке на загнетку; когда это тесто начнет трескаться - хлеб готов. Или же кусочек сжатого в комок ржаного теста опускают в поставленную на загнетку махотку с водой; когда тесто поднимется со дна махотки и разойдется, "раскинется" по воде- пора вынимать из печки хлебы (с. Ромоданово).

Пекут зараз ковриг шесть, причем каждая "карвека" весит 15- 20 фун. Кусок, отрезанный от края, называется "краюха", а из середки- "скибка"-"ламотик"; в Лихвинском у. (д. Б. Сушки)-"касяк". Xлеб "вечорашний", который "становять" с вечера по пирожному на теплой воде, пекут редко, например, когда мука с мельницы запоздает. Этот хлеб твердый, "суровай", "яховай", быстро черствеет, кислый, "сырамятка". А хлеб на вару - "укуснай", "сладкай", "пакёле паядять усё мяхкай". По вопросу о печении хлеба на вару имею данные из Гамаюнщины Калужского у., из Лихвинского у. (Богдановская вол.), из Спас-Деменского у. (Жерелевский район), в Спас-Деменском районе предпочитают хлеб не варовой, считают, что он более "духовит".






[ 6 ] Д. К. Зеленин. "Russische (Ostslavische) Volks-Kunde". стр. 112, Берлин и Лейпциг, 1927.


[ 7 ] Ср. с частушкой Лихвинского у. д. Б. Сушки:

Атдала мене мамаша,
Не умела я хлеба печь,
А таперь я научилась -
На лапатку-да у печь.


[ 8 ] "Под" подметают "помелом". Оно представляет собой длинную палку, на конце которой привязаны либо тряпка (мешок), либо "листвянай" березовый веничек. Помело хранят под печкой вместе с кочергой. С помелом связан любопытный сельскохозяйстввнный обряд, совершавшийся на благовещенье (с. Покровское б. Перемышльский у.) С ним же ходят ряженые на масленой.





219





За голодные годы в тесто приходилось добавлять: мякину льняную, жмых конопляный, свеклу, овсяную муку, смолотый черный горох. Летом 1928 г. за недостатком муки и картофеля подмешивали в ржаное тесто молотую черную вику и вареный щавель. Вместо хлеба во многих дворах ели лепешки из черной вики. [ 9 ]

Кроме простого ржаного хлеба распространено печение ситников. Ситники, круглые кислые хлебцы, делаются из ржаной муки, просеянной на сито или на подситок; "становять" их на гуще в небольшой дежке,-пекут в вольном духу, обычно по воскресеньям.

В прежнее время ситники, как и пшеничные пироги, ставили на "хмелинах"-дрождях домашнего приготовления: их делали из сухого хмеля, который растирали руками до тех пор, пока он становился мелким, как чай; всыпали хмель в чашку, прибавляли воды, пшеничной муки и квасу; смесь начинала бродить и через три дня "хмелины" были готовы. На 4800 г. ситника наливали одну кружку хмелин. Жидкие хмелины покупали также в Перемышле. Покупные дрожди, употребляемые и сейчас, появились 20 лет тому назад (с. Варварёнки б. Перемышльского у.).

"Лепёшки поджаровые" пекут из того же теста, как и ситники на сковородах в "затопе", т. е. в то время как печь топится. Их иногда намазывают сверху толченым конопляным семенем. Это-"лепешки с семян", которые дают детям в праздники.

Пресные лепешки-"крутушки" делают ржаными и пшеничными. Ржаные "крутушки" пекут на сметане или кислухе с прибавлением соли и соды. Пшеничные "крутушки"-на молоке; в тесто прибавляют сметаны, масла, соли, соды; месят их очень круто-"накручивають" горстями (а не кулаком, как ржаное тесто в дежке), валяют на столе, раскатывают круглыми посредством скалки. Пшеничные "крутушки" готовят по большим праздникам.


II. Xлеб в обрядах б. Перемышльского у.

Xлеб, который служит основой народного питания, является в сельском быту эмблемой жизни, согласия, благополучия, обилия, богатства; оберегом и лекарством; в некоторых случаях-пережитком старинной жертвы божеству или духу. И обрядовый хлеб встречается настолько часто, что даже как бы застилает обрядные зерно и кашу, хотя последние, вероятно, и древнее его.






[ 9 ] В Лихвинском у., в районе д. Б. Сушки летом 1928 г. в тесто прибавляли жмых, мякину гречишную, семя льняное и молотую черную вику. Благодаря сравнительному обилию здесь своей гречишной муки - пекли гречишный хлеб: на 12 кг гречневой муки - три совка ржаной.





220





Из весьма разнообразных обычаев, связанных с употреблением хлеба, отмечу здесь только несколько.

Так, в селениях "Монастырщины" б. Перемышльского у. при закладке дома в середине того места, где возводится постройка, ставят накрытый столёшником стол с хлебом-солью. При проводах, молебнах в избах ("обход"), в начале сельскохозяйственных работ-засёве, зажине-зажигают лампады и на накрытый стол кладут ковригу со щепоткой соли наверху. При "обходе" священник берет себе приношение-хлеб. Последнее время в этом обычае коврига заменяется ржаным или пшеничным пирогом.

При выгоне скота накрытый стол с хлебом-солью ставят за деревней, где и бывает молебен; под столом в корзину хозяйки кладут для пастуха хлеб, лепешки, яйца (с. Корекозово).

Ежегодно весной бывает "богомолье" на ржи-"на зелени": на столе хлеб-соль; под столом прямо на земле-ситники, крутушки и скибки -хлеба; они идут священнику, а коврига-дьячку (Поляна, Варварёнки).

После венчания сперва родители невесты у себя, а затем родители жениха в своем доме встречают молодых с хлебом-солью. Гости, позванные на свадьбу, приходят в дом жениха с даром - ковригой ржаного хлеба; таковых набирается штук 12-14.

Во всех этих обычаях хлеб-знак благополучия и богатства. В других обрядах - хлеб, лепешка являются остатком древнего жертвоприношения.

К концу жатвы на последнем загоне ржи оставляют "hривачкю"- пучок колосьев, которые связывают наверху соломинкой-"Ильи на бараду аставляють", чтобы рожь рожалась хорошая; траву внизу под hривачкой" выпалывают и кладут на землю под пучком скибку хлеба с солью, приговаривая: "Илья прарок, вот табе хлебушка кладём". "За-ради, hоспади, батюшка Илья наделяшший, хлебушка на будущий hот" (Поляна. Гремячево, Варваренки б. Перемышльского у.).

Когда рожь выколосится (обычно на Троицкой неделе), старухи в прежнее время шли на свою полосу и на "начине" (т. е. на краю загона) завязывали пучок колосьев ленточкой любого цвета, но еще не бывшей в употреблении; в середину пучка вкладывали посоленный кусочек хлеба. Это делалось от русалок; если им хлеба не класть, то они рожь перепутают и у женщин отымут силу во время жатвы (д. Сокорево б. Перемышльского у.).

Обряд с приношением хлеба русалкам и сейчас бытует в Спас-Деменском у. На Троицкой неделе, которая здесь называется "страшной" и "кривой", так как в это время "речной" по воде плавает, "лесавой" по лесу бродит, а по ржи ходят, согнувшись, волосы "незаплетёмши"-"калдуньи" (русалки) и нарочно путают рожь,-старухи носят в поле и





221





кладут на росстаня, на землю посоленную скибку хлеба, завернутую в тряпочку; при этом говорят: "Калдунья, калдунья, выйди са ржи вон. Не путай рожь. Она нам hадитца. Нам ее жать. Мы будем с ею путатца-долhа будем жать. А скорее сажнем-табе скарее новины принясём". Это делается на первый день Троицы. "На Илью" смолотят, испекут нового хлеба и, освятив ковригу в церкви, несут ее в поле; на росстанях перерезают пополам и половину хлеба оставляют "колдунье", а другую половину несут домой. [ 10 ]

Ежели со скотиной неблагополучно, то рано утром, "да свету" кличут на дворе дворового: "Дваравой, иди на свой двор! без тебе скатине скучна!" и кладут под "паветь" [ 11 ] лепешку или скибку хлеба. Днем оказывается, что "хлеба нетути: ион возьмёть" (с. Варварёнки 3апис. от Марии Емельяновны Фоминой, 62 л.).

В старину утром в день жен-мироносиц, после ночного ежегодного Опахивания деревни, участвовавшие в этом обряде девушки ходили по дворам и собирали яйца, ломти хлеба и свечки. Свечки ставили в церкви, а хлеб святили и возвращали хозяевам. Этот "девичий хлеб наслужонай" являлся целебным средством, его прибирали для скотины и давали ей в случае болезни (с. Гремячево б. Перемышльского у. [ 12 ]

Xлеб служит необходимой принадлежностью некоторых гаданий. Когда старухи ворожат на воде-"на воду смотрють", чтобы узнать судьбу больного - то пускают кусочек воску в чашку с водой, а на край посудины, "на бережок", кладут хлеба, отрезок свечки и на отлёте -кусок глины. Смотрят, где остановится воск; хлеб и свечка-"на живьё". глина-к смерти. [ 13 ] Гадая об исходе болезни "на решете", ставят решето стойком, подвешивают к краю нитку с иголкой, на кончике которой для тяжести прикреплен шарик из воску. На ободке решета кладут кусочки хлеба и глины. Качнут нитку, смотрят, в какую сторону будет качаться игла: "к хлебу-на живо, на глину-на смерть".[ 14 ] Xлеб-символ жизни.


III Ритуальные и праздничные кушанья из муки.

Некоторые кушанья из муки приготовляют в определенные дни. Они являются ритуальными и праздничными блюдами.






[ 10 ] Запис. от крест. Спас-Деменского у. Жерелевской вол., дер. Козловка 2-я Феклы Дмитриевны Артеменковой, 32 л. Ее тетка, 75 л., исполняет и теперь эти обряды.


[ 11 ] Соломенная крыша.


[ 12 ] Теперь девицы в этот день собирают только яйца, чтобы жарить в поле яишницу.


[ 13 ] Гамаюнщина, с. Ромоданово - запис. от А. И. Юрковой, 84 л. Ср. В. Смирнов "Народные гаданья в Костромском крае". Отд. оттиск из XLI вып. "Тр. Костр. научн. об-ва. Стр. 56, Кострома, 1927.


[ 14 ] С. Ромоданово, Калужского у.-запис. от бабушки Варвары Захарьевны Власовой, 67 л.





222





Всю масленицу едят кислые блины, в начале недели ржаные, поставленные на гуще, к концу-пшеничные на хмелинах (дрождях). [ 15 ] Сковороды для них смазывают маслом или салом. [ 16 ] Готовые блины маслят и посыпают "сухим сыром", т. е. творогом (д. Поляна). В некоторых селениях сыр теперь заменяется сахарным песком (Корекозово). К блинам подают налитое в глиняную чашку сквашенное топленое молоко - "кислушку", в которую их и макают. Особенно заботится теща об угощении на масленице блинами молодого зятя; перед ним ставится горшочек с растопленным маслом. Блины пекут также "на радителей" (в родительские субботы), на "троицких радителей" и пр. Три блина носят в церковь священнику, один крошат, "ламають" на могилах; остальные едят дома. В субботу на первой неделе поста пекут ржаные блины. На похоронах и поминах (в 40-й день) этого кушанья не готовят.

Блины упоминаются в колядках, которые ребята-колядовщики лет 10-12 тому назад ранним утром в сочельник распевали под окнами:

Коляда, коляда,
Пришла коляда
Наперед Рождества,
Прежде масленицы!
Подай коляде
Блин да лепешку
В заднее окошко.
Коледа, коледа,
Пришла коледа
Накануне Рождества,
Мы ходили, мы искали коледу
И нашли коледу
У Петрова двора.
Блин да лепешку
Выкинь за окошко.
Кто не даст пирога,
То корову за рога;
Кто не даст орехов,
То кобылу за вихор;
Кто не даст орехов,
То кобылу за вихор.
Кто не даст пирога,
То корову за рога,
Кто не даст табака,
То и бабку за бока! [ 17 ]
Кто не даст табаку,
То жену сволоку.
Шел мужичишко
В рваном пиджачишке,
Нашел топоришко,
Срубил два дубишка,
Помостил мостишко.
Как по этому мостишку
Три святителя прошли:
Первый святитель -
Иван Креститель,
Второй-Иван Богослов,
А третий - Григорий Двоеслов. [ 18 ]






[ 15 ] В Малоярославецком у. в понедельник на масленице считается необходимым печь блины, чтобы коровы не "яловели". А. Толмачев. Этнографический очерк. "Калужск. Губ. Вед.", к № 45, стр. 209, 1863.


[ 16 ] Сковороды хранят в "сковородне", т. е. углублении в печи между загнедкой и "бутом"-подпечкой (с Варваренки). Ржаные блины делают большого размера- 19-20 см в диаметре. Их иногда пекут и по будням.


[ 17 ] Запис. в 1928 г. Тат. Ард. Добромысловой со слов Агафьи Антоновны Уко-ловой 45 л., крест. д. Xохловка, б. Перемышльского у. Подавали детям хлебом, а изредка деньгами. Xлеб они продавали, а деньги делили между собой.


[ 18 ] Запис. в 1928 г. в с. Гремячеве б. Перемышльского у. священником Алекс-Алекс. Соколовым.





223





Так же, как и блины, оладьи представляют собой старинное ритуальное блюдо. В "Монастырщине" их обязательно пекут под Петров день к вечеру и едят с постным маслом. Бабы, работающие под Петров день в поле, завидя около 5 часов дым, поднимающийся на деревне из труб, бросают дело и спешат сами домой затоплять печи "под оладья". В с. Ильинском б. Перемышльского у. девушки готовят это кушанье первобытным способом на угольях костров в вершине за деревней. Угощение оладьями открывает собой целый ряд обрядов и забыв, которые наполняют собой всю ночь под Петров день, а именно загораживание улицы, наряживанье "болванов" - чучел, катанье с гор к Оке и к озерам зажженных колес (д. Горки и другие селенья "Монастырщины" б. Перемышльского у.).

В праздничные дни принято печь пироги.

В Калужской губ. крестьяне не употребляют выражения "белый хлеб". Пшеничный хлеб здесь, как и в Белоруссии, называют "пирох". Пшеничные пироги эти делают обычно без начинки. Тесто для них "становять" с вечера в "притворке" или дежечке на хмелинах; утром солят, месят, разваливают на столе в виде круглых лепешек и сгибают, так что они выходят длинными. К свадьбе пироги приготовляют всегда без начинки. Когда отобедают после венца в доме молодой, мать соединяет головы новобрачных, разламывает над ними пирог и дает каждому из них поцеловать по концу (с. Варварёнки б. Перемышльского у.). [ 19 ] На почестных перед молодыми кладут на стол один пирог, что обозначает единение, согласие. [ 20 ]

По воскресеньям пекут ржаные пироги с начинкой. Тесто для них ставят с вечера на гуще из муки, просеянной на сито: их чинят - свеклой, которую натирают, отжимают и пережаривают с маслом и с луком, толченым белым горохом и кислой капустой - "крошевом". Считается, что свежая капуста в пироги не идет. Пироги с рыбой едят только "поповские" (семья священника).

В большие праздники двунадесятые, престольные и семейные пекут пшеничный каравай. [ 21 ] Его ставят с вечера, сдобят маслом, сметаной и яйцами утром, пекут в глиняной, смазанной маслом "каравайнице"; едят, нарезав кусочками с маслом, чаще подсолнечным, и с сахарным песком






[ 19 ] Ср. Н. Ф. Сумцов. Xлеб в обрядах и песнях. Стр. 65 и 127, Xарьков. 1885. Поднятие хлеба, пирога Сумцов считает остатком внешней обрядовой стороны жертвоприношения.


[ 20 ] Примета в Малоярославецком у.: женщинам надо всегда есть конец пирога, чтобы родить сыновей. А. Толмачев. Этнографический очерк. "Калужск. Губ. Вед.", № 45, стр. 210, 1863.


[ 21 ] Праздничные караваи, пшеничные и ржаные для менее почетных гостей. упоминаются в статье П. Ламетри, Этнографический очерк Мещовского у. "Калужск. Губ. Вед.", к № 27, стр. 349, 1860.





224





(см. приложение 1). Молодым пекут каравай в воскресенье на масленой - "на прашшонай день".

К праздничному чаю пекут пресное печенье из пшеничной муки своего размола - "кренделюшки", "баранки",. "клубчики".

Отмечу здесь еще несколько кушаний из муки, хотя они, собственно, не пекутся, а готовятся иначе.

На "Сороки" готовят "соковники" или "соковушки". Пресное ржаное или пшеничное тесто раскатывают, подсушивают в печке, режут кусками вершка в 1 1/2 длиной и кипятят в воде с соком от тол-ченого конопляного семени (без "жемерики"-шелухи). В с. Варварёнки "соковушки" раньше служили обыденным кушаньем постом-филипповками. Соковниками, называемыми в д. Поляне "бркони", "буркони", [ 22 ] угощают "прихожих" портных ; они любят это кушанье и как наработаются, так кричат хозяйке: "Ну, бабка, давай-ка тваих бурконей" (см. приложение 2).

В будни делают "саламату". В "устьях" печки нажарят в котле, помешивая, ржаной муки - по пригоршне на каждого члена семьи. Когда мука готова, ее солят. Мужчина садится на пол, ставит котел с мукой между ног и мешает ее веселкой, в то время как баба наливает туда кипятку. Замешивают таким образом густое тесто. Разогревают на жару сковороду, растапливают на ней коровьего масла или наливают конопляного и выкладывают на сковороду саламату, заглаживая ее, "затаптывая" ложкой. Сверху смачивают ее маслом и посыпают сухим сыром. В печь больше не ставят (Поляна, Корекозово).

Саламата является в б. Перемышльском у. и обрядовым блюдом на весенней земледельческой братчине. Изготовляется это кушанье архаичным способом на кострах, разведенных в ямах. Когда отсеются и капусту уже посадят, девушки, парни, молодые бабы и молодые "мужики" (молодое поколение в сельской общине) готовят саламату на берегу Оки, а именно: выкапывают в горе две ямы, в которых разводят огонь; над одним костром жарят в котле ржаную муку, собранную для этой цели по дворам "бедовыми" бабами; над другим огнем кипятят воду. Пережаренную муку замешивают с кипятком в густое тесто, кладут его ложками на лист, посыпанный толченым конопляным семенем, и закатывают каточками. Эту саламату с "семям" едят у реки. Тут же из заранее припасенных ведер парни обливают водой баб и девок, а также насильно купают их в Оке, чтобы вызвать желанный после посева и посадки капусты дождь.

На свадьбах едят лапшу с салом. На похоронах и на поминах (в 40-й день) также обязательно подают лапшу ("пёрво кушанье" в эти







[ 22 ] Ср. "буркать" - хлебать поспешно. В. Даль. Толковый словарь. СПБ, 1912





225





дни, т. е. самое главное) и пшеничный кисель с сытой. Кисели из овсяной, чечевичной муки и пшеничных отрубей варят постом.

Тесто, одно из древних жидких хлебных кушаний, также едят постом, Оно приготовляется следующим способом: в поливной горшок кладут 1/2 фун. солоду, две горсти калины и фунта два ржаной муки; размешивая, наливают кипятку (4 чайных чашки) и ставят накрытый горшок в печь часов на 6. Тесто едят ложками или обмакивают в него хлеб.

В дер. Константиновке, Лихвинского у. приготовляя тесто, заваривают муку кипятком, прибавляют калины и ставят закрытый горшок на лавку, чтобы тесто солодело. Затем разбавляют его до густоты сметаны горячим квасом и, укутав горшок, оставляют солодеть на лавке до следующего дня; тогда накрывают сковородой и ставят в печь после того как загребут жар. Калину заготовляют с осени-подвешивают ее в пучках под крышей; на морозе она делается мягче.



IV. Обрядовое фигурное печенье.

Перейду теперь к фигурному обрядовому печению, которое и сейчас бытует в селениях "Монастырщины". "Старины не решились, как делали деды, так и мы делаим". По большей части оно готовится из пресного теста и в этом, вероятно, сказывается вековая традиция: пресный хлеб, выпекаемый в золе или на горячем камне, возник ранее заквашенного. Приготовление этого печения приурочивается или к календарным праздникам, и тогда оно стоит в связи с сельскохозяйственными обрядами (покрестники, коточки, плетёночки, жаворонки, засеванные просфоры); или же-к семейным торжествам-свадьба, поминам (свадебное печенье, лесенки).




Рис. 1. Покрестник из д. Горки (1/3 нат. вел.)




Покрестники. [ 23 ]

На 4-й неделе Великого поста, называемой "середахресной" ("сердахрёсной"), в среду, т. е. в тот день, когда "пост папалам ламаитца", пекут из ржаного пресного теста три покрестника; форма их-лепешка с ниложенным на нее из того же теста четырехконечным крестом (рис. 1). Покрестники эти, как знаки благополучия и урожая, засушивают и берегут; один из них дают ребятам в первый день выгона овец или вообще скотины; другой берет с собой хозяин, когда едет запахивать, и съедает его на загоне. Третий несут в поле вместе с куском пасхи и просфорой






[ 23 ] Ср. Л. Китицына. Xлеб. Отд. оттиск из XLI вып. Тр. Костромск. научн. об-ва. стр. 6 и 7, Кострома, 1927.





226





в день засева ярового (д. Поляна). В д. Зимницы б. Перемышльского у. один из поскрестников дают лошади, когда запахивают. В Гамаюнщине на покрестниках делают отпечатки медной иконкой и едят их с чаем. Кроме того, здесь выпекают один большой покрестник в 1/2 арш. и оделяют им скотину - разламывают его на дворе лошадям, коровам и овцам. Покрестники иногда пекут и на Сороки (д. Поляна). [ 24 ]


Каточки

На Сороки (д.д. Поляна, Горки) или же на Вербное воскресенье (Варварёнки, Кузмёнки) пекут шарики из пресного ржаного теста-"каточки" или "бобки"; их делают круглыми, маленькими, "как мечик" (мячик), "как желток" и закатывают в них "вербачки" - пушистые почки по одной или по две в шарик. "Бобки" дают скотине на дворе в тот же день, как их выпекут (в Вербное воскресенье-вернувшись от обедни), причем овцам по два, чтобы не ходили холостыми, а котили по паре, а коровам и кобылам по одному. В тот же день для свиньи пекут "рюшку" или "плетеначкю": раскатают кусок пресного теста жгутом, перегнут попалам и "нарубють нажом 12 рубачек". (т.е. сделают 12 надрезов). "Рюшку" дают свинье для того, чтобы она принесла 12 поросят. (Поляна, Варварёнки) (рис. 2).




Рис 2. Плетеночка (рюшка) из с. Варваренки (1/3 нат вел.).



В с. Карачеве, Бабынинской вол., Мещовского у. на "сердахресной" недели готовят "рюшкин пирох" длиной в 0,53 м с 12 рубочками. Там же овцам делают пирожки с двумя зарубочками.

Отмечу, что одно и то же обрядовое печенье (покрестники, каточки) иногда приурочивается к разным праздникам, стоящим недалеко друг от друга-то к Сорокам, то к Средокрестью, то к Вербному воскресенью. Некоторая неустойчивость в сроках обычна в сельском ритуале; течение и смысл обряда от этого не меняется.

На Сороки, 9 марта, к обряду закликания весны, в котором теперь принимают участие одни дети, пекут из пресного ржаного или пшеничного теста жаворонки (рис. 3); в головки им втыкают "хохольчики" из перьев или цвет-







[ 24 ] В селении Полотняный Завод, Калужского у , мещанки до сих пор на "средохрестье" пекут 5 крестов и запекают в них копейку (к богатству), щепку (к стройке), тряпочку (к смерти, болезни), зерно (к сытой жизни), один делают пустым (пустая жизнь). Раздают кресты членам семьи по жребию, гадают по ним (Запис. В. Г. Поповым летом 1928 г)





227





ной бумаги. С этими птичками ребята ходят на огороды к сараям, или к речке, где кличут весну и птиц:

Жаворонки, жаворонки,
Летите к нам в Кузменки;
Из-за синева моря
Несите нам здаровья,
Каму кусок, каму кусок,
А мне цельный кузавок,
Каму лошку, каму крошку,
А мне цельную лепешку [ 25 ]

Поиграв с жаворонками, ребята съедают их.


Засеванная просфора.

На Благовещенье пекут дома из пре-ного ржаного или пшеничного теста просфоры (рис. 4) - числом столько, сколько членов в семье и две лишних - для выгона скотины и засева (Поляна).[ 26 ] В с. Варваренки пекут еще одну лишнюю-угоднику. На просфорах делают отпечаток крестиком (крестик на них "атличаетца").

В одну из просфор, предназначенных для членов семьи, запекается "троешка", т. е. копейки, либо "семерка", т. е. две копейки. [ 27 ]





Рис. 3 Жаворонок из д. Горки (1/3 нат вел.).



Испеченные просфоры кладут в решето, накрывают столешником; все "се-мейские" берут себе по одной из-под холста и подымают "hалофки". Тот, у кого оказывается денежка, считается самым счастливым в роду. В с. Варваренки ему и дают засевать. "И нонешнай весной (1928) так делали: Доньки вышла рассевать". Иногда просфоры разбирают по жребию: справляють жеребьёчки" из соломинок. Если просфора с копейкой достанется угоднику-значит год будет урожайный.

Две просфоры хранят засушенными в божничке. Одну из них дают скотине в стаде в день первого выгона. Другую берегут до засева и берут с собой на загон в белом "рукафчике" (мешочке) вместе с покрестником, святой водой, четвертушкои пасхи и красным "утринским" яйцом (от пасхальной заутрени). Все это кладется в поле на землю на разостланной





Рис. 4 Засеванная просфора из с Варварёнки 1/5 нат вел ).








[ 25 ] Запис. в д. Кузменки б. Перемышльского у. Обряд этот описан подробно в моей приготовленной к печати работе "Закликание весны в Калужском и Лихвин-ском уездах".


[ 26 ] Ср П Ламетри Этнографический очерк Мещовского уезда "Калужк Губ. Вед, к № 26, стр. 338, 1860


[ 27 ] Старый счет на ассигнации, когда 1 коп сер. =. 6/ 12 коп асс, а две коп. сер= 7 коп. асс (Денежная реформа 1939-1843 г)





228





"пелёнке" и съедается после того, как рассеют первые 3 - 4 горсти. - Затем посев идет своим чередом.

В Лихвинском у. (д. Игнатовское, Желовской вол.) вокруг благовещенской просфоры в прежнее время прилепляли сделанных из того же теста птичек с глазками из ягод можжевельника (птички - символ счастья, обилия). В Гамаюнщине .Калужского у. благовещенскую просфору берут с собой в платочке в путь-для благополучия.


Клубцы. Кружки.

Отдельно от всех этих видов фигурного печенья, так или иначе связанных с сельскохозяйственными обрядами, стоит следующий обычай.

Лет 10 -15 тому назад девицы, собравшись в одну хату, пекли вскладчину ко второму дню Рождества печенье из сдобного, пресного ("рассыпучева") теста: "клубцы" [ 28 ] (рис. 5) в виде удлиненных перевитых полосками теста колец (Поляна, Корекозово) и "кружки" (рис. 6) в виде двойных завитков; каждая штучка последнего печенья называлась "пара кружек" (Корекозово). Парни "женихи" приходили в избу угощаться и приносили девушкам леденцов, пряников. В старину этого печенья готовили очень много: девицы покупали к Рождеству "пятерик" пшеничной муки (мешок в 5 пуд.), чтобы напечь "женихам" клубцов, кружек, а также пирогов. В некоторых селениях девицы пекли "клубцы" на Духов день (Корекозово) и на весенний Николин день. [ 29 ]






Рис. 5. Кружки из с. Корекозово.






Рис. 6. Клубцы (2/5 нат. вел.).



Обрядовое печенье, изготовляемое к определенным семейным празд-никам или, вернее, семейным торжественным дням, составляют в "Мона-стырщине" поминальные лесенки и свадебные хлебы.


Сороковая лесенка.

Накануне сорокадневного поминовения в семье покойника пекут две лесенки [ 30 ] из пшеничного пресного теста, заготовленного на поминальную






[ 28 ] Это слово, вероятно, того же корня, как и клуб, клубок - смотанное, свитое тело.


[ 29 ] Ср. о клубцах в б. Перемышльском у. у Д. К. 3еленина. "Описание руко-писей учен. Арх Геогр. 0-ва", вып. II, стр. 585, СПБ. 1915.


[ 30 ] Ср. Д. К. Зеленин. "Описание рукописей учен. Арх. Геогр. о-ва". вып. II,
стр. 572 (Лихвин), 597 (Жиздринск. у.) 602, 603 (Мещовск. у.), 606 (Малояросл. у.) СПБ 1915.





229





лапшу [ 31 ] (рис. 7). Число ступенек ("парожики") колеблется (Варварёнки 6-4, Горки, Поляна-4; Б. Сушки Лихвинского у. 3-4). Одну лесенку разламывают в церкви, и кусочки ее разбирают присутствующие на пани-хиде; куски другой лесенки получают те, кто проходит помянуть покой-ника на дому (см. приложение 3).

На вопрос, для чего готовят это печенье, я получала такие ответы: "Пайдёть иа шестой неделе на лесеньки куды кто заслужить, куды кто падлежить" (д. Поляна). "Будта чирез 6 недель палезеть па лесеньки на небо" (с. Варварёнки). "Да трёх дён душа на бажнице, а потом сверх трёх дён пакойника выносють, и он атправляитца из дому, и шесть недель не бываеть душа на спакое; и вот па усем местам её водють, иде ана жила, пака-зывають ей, иде ана што делала, иде hрех тварила; а сверх сараку дён-куды ана, к Анhелу ли надлежить али к злому духу, тут её апределють на спакой. И пайдёть па лесеньки душа..." (с Варварёнки). "Па лесеньки душа вздираетця на нябяса" (д. Б.Сушки, Лих-виского у.). [ 32 ]






Рис. 7. Лесенки из д. Горки и с. Варварёнки(1/8 нат. вел.).



Народная погребальная обрядность состояла и состоит в том, чтобы облегчить умершему доступ в другую жизнь. А понятие о переходе в загробный мир издавна соединялось с представлением о лестнице. Житие Константина Муромского свидетельствует, что у язычников вместе с усопшим в могилу полагались "ременная плетения древолазная", т. е. лестницы, при помощи которых душа могла взбираться в рай. [ 33 ]


Свадебное печенье. Круглый пирог или роща.
К свадьбе, в ритуале который хлеб вообще играет значительную роль, в "Монастырщине" б. Перемышльского у. приготовляют в доме невесты свадебное печенье, украшенное ветками и называемое "круглый пирох" или "роща" (рис. 8).

Свадебный хлеб с воткнутыми в него изукрашенными деревцами ветками имеет широкий район распространения. Такое печенье известно не только в южной Великороссии (Калужская губ., Курская губ. [ 34 ] ), но и






[ 31 ] В д. Болдырево Козельского у. в лесенки запекают мак.


[ 32 ] Ср. Р. С. Данковская. Кулик и лестничка- обрядовое печенье Фатежского уезада. "Этн. обозр. № 2-3, стр. 174, 1909.


[ 33 ] В. Ф. К а р с к и й. Белоруссы. Т. III, стр. 304 и 307, М. 1916.


[ 34 ] Р. С. Данковская. Малороссийские обрядовые печенья Курской губ. "Этн. обозр.", №1, стр. 23-24,1909.





230





в Белоруссии (Витебская губ., [ 35 ] Смоленская губ. [ 36 ] ), отчасти и у северно-великоруссов (Владимирская губ ). [ 37 ]

В Перемышльском у "рощу" печет мать невесты иэ крутого пресного теста в виде большой лепешки, в которой, пока она еще сырая, делают сучком дырочки ("натыкають норачек"); в эти дырочки, когда, пирог уже испечен, вставляют украшенные ветки-"ражки" Наряжают хлеб, "справляють рошшу" девушки - подруги невесты. [ 38 ] В старину сучки обматывали полосками пшеничного теста, но со времени голодных лет ("чирез hалодныи hада"), из экономии пшеничной муки, ветки стали обертывать цветной и золоченой бумагой. Такую бумагу девицы режут полосками, заворачивают с продольного края раза 3 гармонией и надрезывают здесь ножницами, и бумага, когда ее расправят, выходит пушистой, курчавой. На концы украшенных рожков сажают по старине фигурки из пресного теста: "кренделюшки", "кружалочки", "вертушки", "птушки-соловейчики", связанный узлом жгутик из теста с хохолком





Рис 8. "Роща" из с Варваренки



пару конеи, пару свиней (знаки богатства) и, наконец, символические из пера фигурки "мужучкя" и "бабочки"- изображения жениха и невесты, кото-






[ 35 ] Н Я Никифоровский Простонародные приметы и поверья в Витебской Белоруссии стр 57 Втебск 1897


[ 36 ] В коллекции обрядов, печенья Центр музея народоведения в Москве имеется курник с деревьями Смоленск губ Сычевск у, 1910 г


[ 37 ] Свадебный пирог "роща" Юртенского у, Владимирской губ, украшен деревцами, обмотанными резаной бумагой Среди деревьев поставлена избушка, В. Н Xарузина Свадебное печенье "роща" "Этн обозр ", №3 - 4, стр. 179, 1914. "Роща"- дар В Н Xарузиной выставлена в коллекции обрядов печенья Центр музея народов в Москве


[ 38 ] Ср Д.К.3еленин "Описание рукописей", вып II, стр 586, СПБ. 1915 О свадебном каравае в селениях близ Перемышля, рукоп 1853 г.





231





рые укрепляют рядышком на одной ветке с двумя рожками-на "двойчатке" (рис. 9). Фигурки одевают в пестрое платье - невесту в сарафан" рубаху и фартук, с покрывалом на лице, жениха - в рубаху и штаны. Иногда же сажают их на рожки неодетыми; у женской фигурки вылепливают из теста высокие груди (рис. 10). Xарактерно, что теперь в домах "иде харошии люди"-не разрешают делать изображения молодых ("хлеб-божий дар"). Можно предположить, что "мужик" и "бабочкя"- лишь остатки тех более откровенных символов брачного союза и плодо-родия, которые в прежнее время лепили из теста и помещали на свадебные хлебы. [ 39 ]

Украшая "рощу", девушки играют величальные невесте песню: "Стой, моя роща", которая приведена ниже. Самую лепешку-пирог помещают в деревянную чашку и закрывают верхнюю корку между сучками бумагой; кверху же высится большой, пышный разноцветный куст, который опоясывают широкой лентой, чтобы он не рассыпался. ("Роща", приобретенная мной для Калужского Гос-музея со свадьбы в с. Варваренки летом 1927 г , имеет высоты - 60 см, а в окружности-184 см). Такой пирог приготовляют и теперь в селениях района "Монастырщина" б. Перемышльского у. к каждой свадьбе.

Готовую "рощу" выносят в холодную хату или, если в избе у невесты тесно, к соседям, где она и стоит до пропой. На пропоях, в то время как девицы сидят на лавках и поют величальные жениху и невесте, "роща" красуется на столе. Когда приезжает жених со своим народом, дружки и полудружье "акупають" рощу-дают девицам три рубля,





Рис. 9 Фигурки "мужичка" и "бабочки" на свадебном пироге "роще" (с Варваренки) (1/з нат. вел.).







[ 39 ] Ср со свадебной плясовой в Гамаюнщине Калужского у ;"Аржаные муде паплыли па ваде, даhнали п .. на Живом масту" (д Верховая). Грубые изображения помещались на свадебном каравае в Гродненской губ Довнар Запольский (Ритуальное значение коровайного обряда у белоруссов Исследования и статьи, т. I, Киев, 1909) считает эти украшения остатком приапического культа, с которым автор связывает каравайный обряд





232





бутылку вина, "кусок" мяса и три пирога, приговаривая: "Ваш лес хароший, hонкий, hадитца нам на стройкю". Девицы гостинцы берут и уходят с пирогом, освобождая место для поезда жениха. Когда утром невесту собирают к венцу, пирог опять стоит на столе "для красы".

После венца в доме невесты девушки вновь поют, "абыhрывають" рощу и получают деньги. На почестные "круглый пирог" везет женщина из невестиной родни вместе с наряженными девицами -"пакручальницами" или "пакручалками". В доме жениха на почестных "рощу" ставят на стол и обыгрывают в самом конце беседы, когда уже поедят "сальники". [ 40 ] (На свадьбе в с. Варварёнки летом 1927 г. девицы начали






Рис. 10. Фигурки "бабочки" и "мужичка" на свадебном пироге - "роще" (с. Варварёнки) (2/з нат. вел.).


пляску и песни с рощей на рассвете, когда уже пастухи заиграли в рожки). Тут девушка запевала, наряженная в рубаху с шелковыми рукавами, атласный сарафан с шелковым фартуком и большой венок из фольговых цветов, берет "круглый пирог" и, высоко приподняв его обеими руками, "ходит"-пляшет с ним посреди избы (рис. 11). Танцуя с "рощей", она






[ 40 ] В прежнее время (лет 25 тому назад в с. Варваренки) это кушанье готовили из гречневой каши, перемешанной с рубленой печенкой, которую запекали в форме, выстланной бараньим сальником. Но теперь поставить на свадьбе "свойские" гречишные сальники считается недостойным признаком скупости, поступком позорным для хозяев. Старым именем „сальники" называются сейчас три подаваемых на почестные пшеничных или пшенных каравая на яйцах. „Запечные старушки", ставя их на стол, играют песню:

Я у лесике была,
hрыбки, яhатки брала,
Паддубенчик я нашла
Да и вам принесла.
"Вот и приhадился, кушайте на здоровье" (д. Поляна).





233





поет песни, а другие "покручальницы", в таких же блестящих уборах, стоят вокруг, хлопают в ладоши и подтягивают хором. Девушки поют:

Стой ты, мая рошша,
Да стой, зеленая,
Стой ты, мая рошша.
Да стой зеленая. [ 41 ]
Па этай па рошше
Xадила, hуляла,
Па этай па рошше
Xадила, hуляла.
Купеческа дочкя -
Xараша девочкя, [ 42 ]
Купеческа дочкя -
Xараша девочкя.
Вела дефка коня,
Коня выранова,
Вела дефка коня,
Коня выранова,
Уздой замуздала,(медленно)
Уздой замуздала,
Сидло накладала,
Уздой замуздала,
Сидло накладала,
Милава сажала, [ 43 ] (медленно)
Милава сажала,
Два слова сказала,
Милова сажала,
Два слова сказала. 2
Лити мая слова
Ды маво милова 2
Вани хыластова.2
Стой, мая рошша,
Да стой зеленая.
Стой, не расходися, (к хороводу)
Шире расступися,
Шире шириною,
Доле далиною.
Па этой па рошше
Молодец hулял, 2
Скакал и плясал, 2
Сам кудри чисал,
Чешет он кудерьки,
Чешет он русыи
Частым hребешком,
Ачёски брасал
Вдоль па реке.
"Плывити, ачёски,
Вдоль па реке,
Штобы вас, ачёски,
Сокол не паймал 2
hнизда не свивал,
hнёздушка не вил.
Детак не вадил. [ 44 ]






Рис. 11. Покручальница с "рощей" из с. Варварёнки.








[ 41 ] Второй раз строчка поется медленнее.


[ 42 ] Вар.:- хараша не очень".


[ 43 ] Запис. с голоса Надежды Ларионовны Кошелевой, 19 л., д. Горки б. Перем.у.


[ 44 ] Запис. с голоса Арины Сергеевны Разумовской, 42 л., крест. д. Кузменки б. Перемышльского у. Ср. с песней "Стой, моя роща..." у А. И. Соболевского "Великорусские народные песни", т. IV, стр. 112-113, СПБ 1898.





234




Пайду у сад. я у самый зад,
Ныламаю хмелю крупныва.

Ай рябина мая,
Раскудрявая, зеленая была. [ 45 ]

Ныламаю хмелю крупныва.
Настаю я вина хмельныва,
Ай рябина...

Настаю я вина хмельныва,
Напаю я мужа пьяныва.

Напаю я мужа пьяныва,
Пылажу ва серёд двара.

Пылажу ва серёд двара,
Затрушу ево саломыкаю.

3атрушу ево саломыкаю,
Пыдажьгу ево лучиныкаю.

Сама выбегу на уляцу, [ 46 ]
Закричу я hромкым hолысам,

Закричу hромкым голысам:
Мава мужа та hром убил.

Мава мужа та hром убил,
Мыланьём та ево сажhло.

Мыланьём та ево сажhло.
А мене та бох памилывал.

Он за то мене памилывал,
Я сидела на заhнетачки.

Я сидела на заhнетачки,
Качерhой боhу малилыся [ 47 ]

Качерhой богу малилыся,
Памелом ты я хата мела. [ 48 ]

Иногда в конце этой песни поют:
Уся пеня да канца,
Усем па рюмачки винца,
Каму рюмку, каму две,
Каму бутылкой .па hалаве.



Сеяла хмель па тычинушкам,[ 49 ] 2
А што же тебе, хмелюшка, не родила,
А hорькае пивушка не ворилась, 2
Што ж вы, молодцы, не женитясь, 2
Красныи девушки замуж нейдуть.
Вздумала Наталью . ка замуж пайтить,2
Всех сваих падружек hульбой удивить. 2
А тешша пра затя пирох испекла, 2
Соли да муки на четыре рубли,
Сахару, изюму на восемь рублей,
Стал пиражок за двенадцать рублей.
Тешша думала, hадала -
Семерым ево не съесть,
Тешша думала, hадала, -
Семерым ево не съесть.
Зятюшка батюшка сел,
За присест пирох съел,
Зятюшка батюшка сел,
За присест пирох съел.
Тешша па hоренки пахаживала, 2
Леhонечка затюшку паруhливыла, 2
Што ж тебе, затюшка, не розарвыла. 2
- А што ж тебе, тешше язык та не атсох. 2
Прихади ка, тешша, на масленицу, 2
Я ж тебя, тешша, не так уhашшу. 2






[ 45 ] Строчки:
"Ай, рябина, рябина мая,
Раскудрявая, зеленая была".
являются припевом.


[ 46 ] Вар.: "Как я вышила на улицу..."


[ 47 ] Вар :
"Я сидела на заhнетачки,
Разжиhала я засветачкю, (2)
Качерhой богу малилыся" и пр.


[ 48 ] Запис. с голоса крест. Марии Васильевны Терениной, 16 л,, с Варварвнки б. Перемышльского у.


[ 49 ] Ср. А. И. Соболевский. Великорусские народные песни. Т. VII, стр. 196 и 197; 198. СПБ. 1902.





235





" - А hлядите, ребята, не идеть ли зять.
Зять у варот на пахмелье завёть 2
Пайдём ка мне, тешша, пахмелимся, 2
Апять с табой, тешша, памеримся,
Бежала, бежала, насилу ушла. 2
Прибежала тешша к сваему двару, 2
Ай ударилась тешша середи двара,
Ударилась тешша середи двара.
hлядите, ребята, не идёть ли мой зять. 2
Зять у варот на пахмелье завёть: 2
Пайдем ка-ся, тешша, пахмелимся. 2
Апять с табой, тешша, померимся. 2
А ж тебя, тешша, не так уhашшу. 2
Четыри дубинки березавыи, 2
Пятай кнут па заказу вьют. 2
Ат двери да двери тешшу за касы вели, 2
Ат кута да кута у четыри кнута. 2 [ 50 ]


Вслед за этой песней в с Варварёнки обычно поют с "круглым пирогом" песню "В Таhанроhе". Сюжет ее: в то время как жена "hуляла", ее мужа-казака убили; весть об этом принесли ей соколы. Песню эту старшее поколение называет старинною, [ 51 ] но на свадьбах девицы вставляют в нее, "прибрехають ат себе", новые прибаутки, дисгармонирующие с ее основным содержанием. [ 52 ] Привожу песню в том виде как ее поют в "рощей" "покручальницы" на почёстных:


Э ох в Таhанроhе, 2
В Таhанроhе салучилыся беда. 2
Я на печке малатила,
У печурке веяла,
Дома мерку позабыла,
Полсапожкам мерила.
Э ох да там убили, 2
Там убили мыладова казака. 2
Я надену бела платье,
А какой жа эт наряд.
hалубую я надену,
Завлеку я усех ребят.
Э ох да хыранили.2
Эх хыранили при hлубокай маhиле.
Я надену бела платье
И сама буду бела,
Рана, рана ты, падрушка,
Ухажораф завела.
Э ох паминали, 2
Э паминали при широкай далине. 2
Учерась я напилась
Малака халоднава.
Адна дефка палюбила
Мужука разводнава.
Э ох да там летели, 2
Э там летели два ясныва сокыла. 2
Панева мая непадрубленная,
Не любити вы мене-я палюбленная.
Э ох да ани сели, 2
Э ана сели юдовушки на дваре. 2
Не судити, hаспада,
Што плясать нелофка,
Запишуся в Р. К. П.
Буду камсомолка! .
Э ох да крылышками 2
Широк дварок размели. 2
Некрасива, некрасива.
Не взыщи ты, милый мой,
На памаду денех нету,
Умываюся вадой.
Э ох да hыласами,2
Э hыласами юдовушку збудили. 2
С hарочки спускалыся,
За елычку держалыся,
В мальчишку я влюблялыся,
Измены не баялыся.
Э ох да стань, праснися, 2
Э стань, праснися, юдовушка мылада. 2
Бабы дуры, бабы дуры, -
Бабы - бешанай нарот,






[ 50 ] Запис. с голоса крест. Надежды Ларионовны Кошелевой,19л.,д.Горки, 6. Перемышльского у. .


[ 51 ] Вероятно, перв. полов. XIX в.


[ 52 ] Основную песню поют медленно, заунывно; вставки-прибаутки - быстро.





236





Как завидють дефку с парнем,
Разевають на них рот.
Э ох да пади, выйди. 2
Э пади, выйди за навыи варата. 2
Пайду у лес, наставлю хрес,
Кто-нибудь памолитца,
Усе ребята камсамолы -
Не с кем познакомитца
Э ох да ты послушай, 2
Э да ты послушай, пра што люди hаварять. 2

Э ох да люди бають, 2
Э люди бають - юдовушку ругають. 2

Э ох да дура баба, 2
Э дура баба любить чужих мужукоф. [ 53 ] 2

Последней песней поют с "рощей" следующую:

Было у тешши пять затьеф: 2
И Тишка зять, и Микишка зять,
И Захарка зять, и Макарка зять,
Ванюшечка душечка первый зятёк.
Стала их тешша у hости звать-2
И, Тишка, иди, и, Микишка, иди,
И, Захарка, иди, и, Макарка, иди,
Ванюшечка, душечка, иди передом.
Стала их тешша за стол сажать: 2
И, Тишка, садись...
Ванюшечка душечка, садись передом.
Стала их тешша пираhами аделять: 2
И Тишке кусочек…
Ванюшечке душечке цельнай пиражок.
Стала их тешша вином абносить: 2
И Тишке рюмку...
Ванюшечке душечке цельнай стаканчик.
Стала их тешша спать укладать; 2
И Тишку пад лафку…
Ванюшечку душечку на краваточку
Стала их тешша усех адевать. 2
И Тишку саломкой…
Ванюшечку душечку адеялицем.
Стала их тешша прабуживать: 2
И Тишку метелкой …
Ванюшечку душечку дубиначкай.
Стала их тешша дамой праважать: 2
И Тишку ву hорб...
Ванюшечку душечку па цельнай hалаве.


Привожу эти песни для полноты описываемого обряда; их нельзя яазвать собственно обрядовыми; по своему содержанию они не имеют прямого отношения к обыгрываемому "пирогу"; впрочем, в двух из них в запеве упоминается роща, [ 54 ] а в третьей поется про тещин пирог. Песня же "В Таганроге" прикреплена к "роще" совершенно случайно, просто как любимая или модная в данной местности.

После песен одна из девиц снимает с "рощи" ту ленту, которой она опоясана, и обвязывает ею головы молодым, чтобы дружнее жили. в то время как кто-либо из родных приговаривает: "Как рошша стаяла- де расходилась, так штобы маладыи не расхадились". [ 55 ] Затем начинают сломать" рощу. Около нее становятся дружок от жених и полудружье. Первый вытаскивает "рожки" из круглого пирога, а полудружье раздает их гостям-"пада усякава человека становять па ветачки", т. е. втыкают






[ 53 ] Запис. с голоса Марии Васильевны Терениной, 19 л, крестьянки с. Варварёнки б Перемышльского у


[ 54 ] Песня, начинающаяся словами: "Стой, моя роща, стой, зеленая, стой, мил корогодец, стой, не расходися" пелась в Мещовском у. в Троицын день при завивании венков. Статья П. Ламетри "Этноград. очерк Мещовск. у" в "Калужск. Губ. Вед.", к № 27, стр. 352, 1860.


[ 55 ] Примечание старух: "А таперь, бываеть, не связывають - ну и расходятца!"





237





ее в тот пирог, который лежит перед каждым гостем на столе. Држок начинает шуткой: "Нада свадить рошшу; харош лес, ровный". [ 56 ] Молодым он выбирает "дваешку" или "двойчатку" с фигурками мужика и бабы;. полудружье передает им эту ветку с приговором: "Вот вас сейчас парочкя: а вот на лето вас будить трое" и дает им еще ветку с тремя рожками-"трайчатку"„ "Вот табе, обращается он какой-либо бабе,- "толстая ветка на балку, хату строить. А это табе (к другой бабе)- на вилы", и т. д. При этом гостей обносят вином. "Асталися ат рошши" адни карешики",-говорит дружок. "Старушки будуть пни капать, да печки тапить. Ну, старушки, ваши пни тут: капайте, как хочете, сами". Запечные старушки, которые стряпают к свадьбе, а на пиру подают чашки, с харчами, стоят возле печки... "Што ж,-говорят они,-спасибо и на етам"

Каждый гость, уезжая домой и сидя на повозке, держит ветку от "рощи" в руке перед собой напоказ, чтобы все видели, что едет со свадьбы. Дома кренделюшки и другие фигурки из теста с рожков отдает детям.

Круглый пирог, повидимому, является символом счастья. Вероятно,. вследствие этого старухи на свадьбе в Варварёнках и были так возмущены девицами, которые еще на пропоях запродали мне "пирог" для Калужского госуд. музея, а сваты за этот поступок собирались даже "повыкидать" девушек из-за стола на почестных. Продажа "рощи" на сторону будто бы предвещала молодым, беды и невзгоды.[ 57 ]

"Круглый пирог" или "роща" имеет много общего с украшенны" свадебным деревцом-елочкой, возникшей под западным влиянием. С другой стороны, украшенный ветками свадебный хлеб представляет отзвук старых славянских верований, как остаток культа земледелия и как пережиток еще более древнего лесного культа-поклонения деревьям и рощам - старой языческой Руси. Подтверждением этому служит и то, что в прежнее время в Перемышльском у. такой же "круглый пирог", как к свадьбе, украшенный ветками и птичками (только без фигурок жениха и невесты) пекли к Троицыну дню, празднику цветущих трав и деревьев; и девицы ходили с этим печеньем в лес, где под связанными березками,- "под венком" угощались вместе с парнями "пирогом" и сластями.






[ 56 ] Ср. В Н. Харузина. Свадебное печенье "роща" "Этн. обозр." №/3 - 4-стр 180, 1914.


[ 57 ] Ср. с воззрением на "куст" в д. Лядное Темкинской вол., Юхновского у, "Куст" представляет собой свадебное деревцо-сухую яблонку, которую уже 80 лет берегут от свадьбы до свадьбы и наряжают к девишнику Мнение старух: "Прада-дите куст - прададите и свое девичье счастье". "Куст" хранят в нежилой избе,-(Сообщ. крестьянин Г. Н. Пальцев.)





238





Каравай.

Обрядовое употребление хлеба на свадьбе в обследованном районе не ограничивается одним "круглым пирогом". В доме жениха готовят еще каравай, круглый как коврига из пшеничной муки на хмелинах или из ржаной ситной на гуще. Его печет мать жениха вместе с несколькими старухами, родственницами и соседками, которых зовут перед свадьбой помочь в стряпне. В прежнее, довоенное время приготовление каравая сопровождалось особыми обычаями и приговорами. Пекли его женщины в пятницу, когда проводят мужей на базар: "бабы эта усе работали без мужукоф". Это был какой-то бабий или, вернее, старушечий праздник. Из мужчин при печении каравая присутствовал только жених, которого усаживали на лавку "пад акно" на вывернутой шубе, для благополучия. Старуха из его родни сажала каравай на лопате в печку и при этом приговаривала:


Каравай каробитця,
По столу катаиця.
И у печкю сажаитця,
Узайди, узайди каравай,
Выше печи, выше брусу,
Выше заднева акошка (д. Поляна).


Гиперболическое представление о размерах каравая, мотив об особенном росте каравайного теста имеется и в белорусских каравайных песнях. [ 58 ]

Когда каравай был готов, его ставили на накрытый стол; кругом садились старухи; они угощались водкой, селедкой, лапшой и пели песни, чаще всего: "Тешша пра зятя пирох испекла..." (приведена выше). После закуски хозяйка брала заслонку и начинала бить в нее. "И тут старухи узыhраютця и бьють у заслонку и скочуть, и пають:

Сударhи, дударhи дадоры,.
А дерhи, дерhи дадоры,
А дерhи, дерhи дадоры .
Сударhи, дударhи, дадоры!"

В некоторых селениях (д. Поляна) "бедовые старушки" придерживались обычая-после выпечки свадебного каравая обязательно, даже зимой, выйти на улицу и продолжать пляску и песни около двери, перед избой ("идуть скочки"), что, вероятно, представляло собой отголоски старого свадебного ритуала.

Когда перед венцом поезд жениха сбирается ехать к невесте, - каравай кладут в белую "пелёнку", и сваха с дружком одновременно






[ 58 ] Довнар-Запольский. Ритуальное значение каравайного обряда у белоруссов. "Исследования и статьи", т. I. стр. 152. Киев, 1909.





239





затягивает концы платка узлом. У невесты во время традиционного хождения "крух стала",[ 59 ] как вокруг древнего жертвенника, в шествии участвуют: вечерник,[ 60 ] дружок с караваем, полудружье, дядька, молодые сваха (каравай-на втором месте). Вообще носить и возить каравай поручается дружке. Он вносит его в церковь, везет на обед к молодой, где он лежит на брусу, а затем на пир к молодому; там к караваю приступают в самом конце почестных, когда поедят все перемены, разберут "рощу" и отойдет вся гульба. Часть гостей расходится, остаются одни свои. Начинается раздача каравая и даров. Мать невесты покрывает головы дружка и полудружья рушниками - "дарами", и под полотенцем дружок начинает "кроить" каравай, т. е. резать его на куски. В это .время девицы и все кто помоложе из сидящих в беседе поют песню:

Друженькя каравай кроить,
А палдружья сыр калупаить,
Сватунькя маслам паливаить,
Малоденькяя маслам паливаить.
Заинькя реку бредёть,
А серинькяй hлубокаю. [ 61 ]

Эту короткую песню повторяют несколько раз, пока дружок режет каравай скибками. Мать продолжает раздавать родственникам "дары" от невесты (мужчинам-полотенца с "вырезами", "свое изделие"; женщинам-полотенца с покупными кружевами). Дар подносят на деревянном блюде и на каждый рушник кладут от жениха кусок каравая, посыпанный сухим намасляным сыром. [ 62 ] Дружка подает гостю стакан вина, и тот (или та) выпивает вино, закусывает караваем, утирается полотенцем и целуется с обоими молодыми. Во время одаривания поется песня:

По hарадам званы званять,
Па теремам дары дарять,
Дары дарять, дары дарять
Татьянушки Лукьянавнай" (с. Варварёнки).






[ 59 ] Обряд хождения всем поездом вокруг стола отмечается в документах XVII в. См. Ф. Вуслаев, "Исторические записки русс. нар. слов. и искусства", т. I, стр. 47. СПБ. 1861.


[ 60 ] Родственник невесты, который носит икону и везет невесту к венцу.


[ 61 ] Запис. с. голоса Арины Сергеевны Разумовской, 42 л., крест, д. Кузменки, б. Перемышльского у. Сыр, политый маслом, упоминается в каравайной песне Курской губ.:

Хороший каравай бають,
Сырой посыпають, маслом поливають.

Р. С. Данковская. Малороссийские обрядовые печенья Курской губ. "Этн. Обозр." № 1, 1909.


[ 62 ] Ср. с употреблением хлеба, сыра и раздачей даров на царской свадьбе XVII в. Гр. Котошихин. О России в царствование Алексея Михайловича. Стр. 7. СПб, 1859.





240





На почестных в районе "Монастырщины" б. Перемышльского у. до сих пор совершается, с соответствующей обрядовой песней, торжественная раздача свадебного каравая; "сухой сыр" подавался к нему до самой войны. [ 63 ]

Народная традиция, притаившаяся по деревням и селам, сохраняет до наших дней отголоски старины, передает обрядные формы от поколе­ния к поколению, речения и песни из уст в уста.

Века тому назад у племен, живших преимущественно хлебопашеством, вера была сельскохозяйственной, и на этой основе наслаивались, вырастали прочие верования и обычаи. Многообразные причудливые культы преследовали чисто практические цели, связаны были с жизненными проблемами об урожае, приплоде скота, благополучии в брачном сближении. Поэтому-то и оказались они так живучи, так вросли в сельский быт и сельский уклад. И как крестьянин-земледелец, доныне борющийся с природой, наполнен все теми же заботами о ниве и пастбище, так и современные народные обряды, хотя и затуманен их лик, таят в себе первобытный смысл магических действий, предохраняющих от хозяйственных невзгод и обеспечивающих удачу в ежедневном обиходе семьи или сельской общины. К таким важным, утилитарным по характеру, освященным традицией действиям относятся и хлебные обряды, теснейшим образом связанные и с кругом земледельческого года, хлебопашеством и скотоводством, и с некоторыми семейными торжествами.

От выпекания и обрядового употребления всех этих "засованных" просфор, покрестников, каточков ожидают хозяйственной пользы. В некоторых случаях сюда присоединяется элемент гадания. Выполнение ритуала со свадебным печением дает надежды на счастливый половой союз и хозяйственное благополучие молодых". И даже "сороковая лесенка" по которой поднимается душа, чтобы найти себе место успокоения, превращает умерших из страшных и опасных покойников в "умоляшших родителей", которые помогают потомкам во всех их житейских делах.

В обследованной местности песни частью отделились от действия, заменились новыми (напр., песни к "роще"), так как вообще в народной обрядности слово оказывается менее устойчивым, чем самые акты; но скрытый смысл связанных с хлебом обрядов, хотя бы в форме отмирающей, почти угасшей веры, остался прежним,-это все те же пожелания и надежды, опасения и заботы древнего славянина-земледельца.






[ 63 ] Этот сыр заготовляют Великим постом и Петровками: отекший сухой тво­рог, иногда даже подсушенный на солнце, складывают, пересыпая солью, в кадку; накладывают сверху гнет и наливают сыворотки, которую меняют каждые две недели. Сыр может стоять, не портясь, целые месяцы. Когда пойдут морозы, сыворотку сливают и кадку ставят в сенцах. "Сухой сыр" и теперь едят с саламатой, с блинами на масленице, с "поджаровыми" лепешками.





241




ПРИЛОЖЕНИЯ.
1. Пшеничный каравай.
"С вечера у кумачкю налью вадицы, разведу хмелины, надаю парнова малака и станавлю каравай у hлинянай банке али у дайнику. А на утри бью туды тройкю яиц, лотку али дне кладу сметаны, маслица, солюшки; ежели у банке тесна, начинаю кручить теста на стале; ана разойдётця. Наливаю теста у черепёнькю, заhадя; ана апять узайдёть, и с пираhами на середину печки у харошае местечкя наставлю. Сидит полчиса; вынимаю ис печки, апракину на лафке и накрою мокрай тряпкай - атайдёть лутше". (Запис. от Анны Алексеевны Ковалевой, 68 л. с. Варваренки б. Перем. у.).

2 Бркони.
"На Сороки делають бркони: у hлиняную чашку насыпють муки пшенишнай валы льють, замешають; натирають, как лапшу, крута; раскатають склакай на стале-потом у печкю лепешкай сажають - ана паспееть, сухая станеть. Потом ламають ее кусочкями шырокими у чуhун. Насушать канапи наталкуть эта семя и у чашку потом кипятком семя разбалтывають и льють у чуhун у кусочки. Нальють вады накроють скварадой и у печь". (Запис. от Матрены Нестеровны Жарковой, 70 л. д. Поляна б. Перем. у.)

3. Саракавая лесенькя.
"На саракавой день лесеньки делають, ат лапши теста атделяють; две долечки раскатають и паложать на них 4 парожика. С адной лесенькяй идем у церкаф, а друhую на даму аставляим. Бате несем три пироhа, а лесенькю разламываим: расстёлять дли канона па сталу скатерачкю и разламывають лесенькю и пираhоф наламають. Ежли .есть народушка, как приходитца день васкрёснай, hулевой, то нарот падходить, береть кусочки лесеньки и пираhоф и паминаеть. Приходють из церкви, на варотах служуть панахиду. Паставять скамью, [ 64 ] пастелять скатерачкю и разложать кусочки лесеньки и наложать на скамье у ришато кусочки пираhоф и паставять у чашке сыты и кутью из ржи. И пайдуть повещать па деревни к скликають нарот пад акошкам, увесь парядок сзывають, и идут паминать; и беруть па две ложачки кутьи и сыты и па кусочкю пираhа и лесеньки и паминають". (Запис. от Анны Алексеевны Ковалевой, 68 л. с. Варваренки б. Перем. у.).

4. Указатель местных народных слов [ 65 ].
Баранки
Бережок (край посуды)
Блины
Бобки
Богомолье
Болваны (чучела)
бркони
Буркони
Варовой
Вёрбочки
Вертушка
Весёлка, весло
Вечорашний (хлеб)
Вершина
Взагреть
Вырезы
Головка (просфоры)
Гривочка
Гуща
Девичий (хлеб)
Дёжечка, дёжка
Двойчатка
Дворовой
Дрожит (коврига)
Ежовый (хлеб)
Жемерйка
Загон






[ 64 ] На дворе против ворот.


[ 65 ] Слова, напечатанные в разрядку, употребляются в ином значении, чем у Даля. Слов, напечатанных в разрядку и помеченных звездочкой, не имеются у Даля.





242





Зажин
Запечные старушки
Засев
З а с е в а н н а я п р о с ф о р а *
Затоп
Звенит (коврига)
Каравай
Каравайница
Каточки
Кисель
Кислушка
К л у б ц ы *
К л у б ч и к и *
Коврига
Колдунья (русалка)
Коляда
Косяк
Кранца
Кренделюшки
Кривая (неделя)
Кроить (коровай)
Крошево
Круглый пирог
К р у ж у л о ч к а
К р у ж к и
К р у т у ш к и
Кумка, кумочка
К у с т
Лапша
Лепёшка
Лесенка
Лесовой
Ломать (блин)
Ломотик
На вару
На живо
На живье
На замес
Н а к р у ч и в а т ь
Н а с л у ж о н ы й (хлеб)
Н а ч и н
Новина
Ноздри (в тесте)
Н о р о ч к и
Ночвы
Обход
Обыгрывать (рощу)
Окупать
Оладья
Отруби
Палать, полать (отвевать)
Пеленка
Пирог
Плетёночка
Поветь
Под венком
Поддружье
П о д ж а р о в ы е * (лепёшки)
Подситок
П о к р ё с т н и к
П о к р у ч а л к а *
П о к р у ч а л ь н и ц а *
Полдружье
П о л у с и т о *
Помины
Порожик (у лесенки)
Притвор
П р и т в о р к а
Притворять
Прихожие (портные)
Птушки
П я т е р и к
Рассыпучее (тесто)
Р е ч н о й *
Решето
Решотная (мука)
Рожки
Росстаня
Р о щ а
Р у б о ч к и
Р у к а в ч и к (мешочек)
Р ю ш к а
Рюшкин пирог
Саламата
Сальники
Сглаживать (ковригу)
С е м е р к а (монета)
Середокрёстная (неделя)
Середокрёстье
Ситник
Сито
Скалка
Скибка
Скочки
Скупать
Соковники
С о к о в у ш к и *
Соловейчики
Сороки
Сороковая (лесенка)
Справить (рощу)
Становить
Столешник
Столовая (чашка) I
Страшная (неделя)
Суровый (хлеб)
Сухой сыр
Сыр
Сыромятка
Тесто
Т р о ё ш к а (монета)
Троицкие родители
У т р и н с к о е * (яйцо)
Х м е л и н ы
Хохольчики
Чашка
Черепенька
Яшная (мука)



 
 
 





материал из своего архива предоставил:
Казаков Вадим Станиславович
e-mail: vadimstan@kaluga.ru
ресурс: http://www.rodnovery.ru




МАТЕРИАЛЫ

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ГЛАВНАЯ
страница

новости
обновления


ССЫЛКИ
на иные
материалы
и сайты