Назад | Далее Оглавление Каталог библиотеки |
никогда ничего плохого не сделали, не сказали и даже не подумали! На самом низу этой линеечки (ставит крестик внизу) стоят самые-самые-самые плохие люди на свете. Все, что они делали - очень плохо. Все, что они говорили - ужасно. Все, что они думали - безобразно. Ни одного хорошего дела или слова от них никто никогда не слышал и не видел. Посередине (ставит крестик в середине линеечки) стоят те, чьи дела, слова и мыли наполовину хорошие, наполовину плохие. А если человек почти совсем хороший, но что-то нехорошее все же сказал или сделал, где он нарисует свой крестик? (Дети высказываются, психолог с ними соглашается или не соглашаетс развернуто и аргументированно.) А теперь представьте себе человека, который всю жизнь был плохим, а сегодня решил измениться и уже сделал два хороших дела. Куда вы такого человека поставите на волшебной линеечке?
Отлично! Вы прекрасно поняли, как устроены эти линеечки. А теперь придвиньте к себе листы с линеечками и поставьте на первой линеечке свой собственный крестик. Напоминаю: сверху стоят самые-самые хорошие люди на свете, снизу - самые-самые плохие. Где стоишь ты? (Психолог проходит по классу, тщательно провер расположение листов, чтобы никто из детей не перепутал верх и низ линеечки, чтобы крестик ставился на первой, самой левой линеечке, а не на какой-либо другой.)
Замечательно. Теперь найдите вторую линеечку. Сверху написано "добрые", внизу "злые". На самом верху этой линеечки стоят самые-самые добрые люди на свете, которые ни одного злого дела не совершили, ни одного злого слова не сказали, ни одной злой мысли не подумали... А в самом низу стоят такие злодеи, от которых никто никогда добра не видел... Где стоишь ты? Поставь свой крестик..."
Так проводилась работа по 16 линеечкам, которая занимала в первом классе 20-25 минут, во 2-3 классах - меньше. После завершения этой работы психолог объяснял детям правила конфиденциальности психологического тестирования: "Я буду хранить ваши рассказы о себе много лет. Кому-то в будущем году захочетс посмотреть, каким он был в 1 классе. Тогда этот мальчик или девочка подойдет ко мне, я с удовольствием покажу этому ребенку его лист. Но только его лист! Чужие листы без разрешени автора я не буду показывать даже вашим родителям. Кто хочет, чтобы мама или друг посмотрели на эту работу, тот мне скажет: "Покажите мои линеечки моей маме!" А если Машина мама попросит мен показать линеечки ее дочери, я спрошу: "А Маша разрешила?"
Процедура измерения учительской оценки школьных добродетелей каждого ученика. Инструментом учительской оценки детей были те же самые "линеечки", по которым оценивали себя сами дети. Из 16 шкал, использованных для измерения детской самооценки, были выбраны четыре, которые
вляются расхожими и ежечасными объектами учительского оценивания на уроке: ПОСЛУШАНИЕ, АККУРАТНОСТЬ, УМ и интегральная характеристика, включающая успеваемость и прилежание ХОРОШИЙ УЧЕНИК. Каждый работающий в классе учитель оценивал по этим четырем параметрам каждого ученика своего класса. Для опытного учител процедура экспертной оценки 20-25 детей по четырем шкалам не занимает более получаса.
Для удобства последующей обработки все "линеечки" рисовались длиной в 100 мм. Уровень самооценки ребенка и учительской оценки был представлен интервалом от "0" до "100" при погрешности измерения не более 2%.
Характеристики экспериментальной выборки. Наши эксперименты проводились в двух московских школах, относительно уравненных по уровню требований к готовности детей при приеме в школу (в обе школы детей принимают на конкурсной основе, оценивая прежде всего уровень их интеллектуального и речевого развития) и по социальному составу родителей: большинство семей наших учеников - люди с высшим образованием, но не занимающие крупных постов и не имеющие высоких доходов. В одной школе практикуется традиционное обучение с отметками по пятибалльной системе. В другой - по системе Эльконина-Давыдова с безотметочной системой.
Всего в эксперименте принимало участие 268 учащихся 1-3 классов, из них 128 - из школы с отметочным обучением и 140 учеников из школы с безотметочным обучением.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Высота самооценки как показатель
эмоционального благополучия ребенка.
Подсчитав средние показатели детских самооценок по каждой шкале, мы обнаружили, что самооценки первоклассников, полгода получавших отметки, по 13 шкалам из 16 ниже самооценок первоклассников, не получавших отметок. Самооценки третьеклассников, два с половиной года получавших отметки, по 14 шкалам из 16 ниже самооценок их сверстников, не получавших отметок. (По критерию знаков различия значимы с вероятностью не менее 99,95%.)
Как можно содержательно интерпретировать эти количественные различия в высоте самооценок? Возможны два объяснения. С одной стороны, можно предположить, что обстановка в школе, где отметок не ставят, благоприятнее, дети чувствуют себ менее тревожно. С другой стороны, высока самооценка может быть показателем инфантильности, незрелости самооценки.
Выбрать между этими двумя гипотезами можно, сравнив детскую самооценку с учительской оценкой детей. Одним из ведущих показателей инфантильной самооценки является ее неадекватная завышенность (Басина, 1988). Адекватность детской самооценки принято определять через ее близость к реальным достижениям ребенка и (или) к оценке эксперта (Захарова, 1993).
Сравнив средние показатели детских самооценок и учительских оценок ума, послушания, аккуратности и учёбы детей каждого класса, мы обнаружили, что при безотметочном обучении по трем из четырех параметров ("умные", "послушные", "хорошие ученики") детска самооценка ниже по крайней мере одной учительской оценки как в 1, так и в 3 классе. Таким образом, гипотеза о том, что дети в школе с безотметочным обучением инфантильны, то есть склонны неадекватно завышать самооценку, не подтвердилась. (Несколько завышенная, действительно инфантильная самооценка детей из безотметочной школы по шкале "аккуратность" тоже весьма симптоматична: система Эльконина-Давыдова задает детям совершенно определенную систему ценностей, в которой аккуратность не является существенной мерой ученических добродетелей, а поощряется учителем лишь как желательное дополнение к более важным заслугам ребенка - таким как готовность высказывать свое мнение, задавать вопросы, спорить. Очевидно, по параметру "аккуратность" у школьников из безотметочной школы не сложились критерии самооценивания. Ученики, получавшие отметки, очень рано усваивают, что аккуратность существенно влияет на оценку любой письменной работы.)
ВЫВОД 1. Наиболее поверхностное различие самооценок учеников начальной школы, обучавшихся в разных системах оценивания, состоит в различии по высоте самооценки. Самооценки детей, привыкших к безотметочному обучению, выше, чем самооценки детей, получающих отметки, и это не обусловлено самооценочной инфантильностью детей, не знающих, что такое отметка. Мы полагаем, что описанный факт свидетельствует о большем эмоциональном благополучии детей, обучающихся без отметок.
Это предположение мы перепроверили трижды, так как понимали, что в усредненной самооценке, о которой шла речь выше, смешаны разнонаправленные самооценочные тенденции. Чтобы расчленить тенденции к занижению и завышению своих достоинств и увидеть более дифференцированную картину влияния разных типов оценивания детей в школе на становление их самооценки, необходимо рассмотреть наши экспериментальные данные более детально. Для этого мы разделили детей каждого класса на типологические группы, а затем сравнили самооценки детей, принадлежащих к одинаковым типологическим группам, но различающихся по характеру оценочных взаимоотношений с учителями.
Сравнение высоты самооценок мальчиков и девочек. Известно, что мальчики и девочки обладают разной чувствительностью к учительским оценкам и к системе ценностей, заложенной в каждой системе обучения (Бернс, 1986). В усредненно-бесполых показателях многих психологических экспериментов зачастую нейтрализуются противоположные тенденции поведения, обусловленные полом ребенка. В таблице 1 приведены данные о самооценках мальчиков и девочек при разных системах школьного оценивания.
Таблица 1. Число шкал (из 16 возможных), по которым дети из безотметочной школы оценили себ выше, чем дети, получавшие отметки
МАЛЬЧИКИ | ДЕВОЧКИ | |
1 КЛАСС | 15 | 12 |
3 КЛАСС | 15 | 15 |
По критерию знака все различия значимы с вероятностью не менее 99,5%.
ВЫВОД 2. Мы выясняли, как влияет разный тип оценочных взаимоотношений отдельно на мальчиков и девочек. Было обнаружено, что и те, и другие чувствуют себя эмоционально комфортней при безотметочном обучении. Девочки-первоклассницы обнаруживают чуть меньшую чувствительность к разнице в оценочных отношениях с учительницей. Таким образом, общий вывод о том, что отметка снижает детскую самооценку, удалось сделать более специфичным: показать, что он совершенно справедлив и для мальчиков, и для девочек.
Сравнение высоты самооценок учеников, чьи умственные способности учителя оценивают по-разному. Учительские ожидания - один из наиболее существенных факторов становлени самооценки у младших школьников. У ребенка, которого учитель воспринимает как способного, больше шансов стать успешным, для него ситуаци школьной жизни эмоционально более комфортна, чем для ребенка, которого учитель воспринимает как неспособного (Бернс, 1986).
На основе учительских оценок по "линеечке" УМНЫЕ - ГЛУПЫЕ, мы разделили всех учеников на 4
Далее... | Назад Оглавление Каталог библиотеки |