Назад | Далее Оглавление Каталог библиотеки |
по-разному оценены учителями.
самооценка по шкале "умные - глупые" | Обучение с отметками | Безотметочное обучение | ||
1 класс | 3 класс | 1 класс | 3 класс | |
дети, оцененные учителями как "наиболее умные" | ||||
заниженная | 67% | 40% | 27% | 33% |
завышенная | 0% | 0% | 0% | 0% |
дети, оцененные учителями как "умные" | ||||
заниженная | 13% | 27% | 19% | 31% |
завышенная | 0% | 13% | 0% | 0% |
дети, оцененные учителями как "менее умные" | ||||
заниженная | 0% | 0% | 0% | 0% |
завышенная | 12% | 7% | 8% | 15% |
дети, оцененные учителями как "наименее умные" | ||||
заниженная | 0% | 0% | 0% | 0% |
завышенная | 17% | 25% | 73% | 67% |
Данные, приведенные в таблице 5, показывают, что в двух школах просматривается одинакова тенденция: дети, которых учителя считают в этом классе "менее умными", завышают свои интеллектуальные способности, и наоборот: дети, которых учителя считают "более умными", занижают свои интеллектуальные способности. Однако школы значимо различаются по самооценочным тенденциям в группе "наименее умных", то есть в группе высокого педагогического риска. В безотметочной школе и в первом, и в третьем классе в этой группе преобладают дети с резко завышенной самооценкой. Их представление о своем уме просто радужное.
Получив такие данные, мы задались вопросом о том, культивирует ли безотметочное обучение неадекватность самооценки "наименее умных" учеников лишь в интеллектуальной сфере или более глобально. Посчитав степень адекватности самооценок детей из этой наиболее уязвимой группы по шкалам "послушные - непослушные", "аккуратные - неаккуратные", "хорошо учусь - плохо учусь", мы не обнаружили значимых (превышающих 5% уровень вероятности) различий в адекватности самооценок между детьми "наименее умными" (в глазах учителей) и их одноклассниками. Следовательно, самооценка детей из группы "наименее умные" (по учительским оценкам) надежно выполняет свою главную - защитную функцию: экранирует самосознание ребенка от излишне травматичной информации в сфере интеллектуальных достижений, оставаясь относительно адекватной в остальных сферах.
ВЫВОД 6. Мы не обнаружили сколько-нибудь значимых различий в адекватности самооценок учеников с разным опытом оценочных взаимоотношений с учителями там, где речь идет не только об интеллектуальной самооценке. Ученики, чей ум учителя оценивали "ниже среднего", при любой системе оценивания обнаруживают относительно сходную картину распределени адекватных и неадекватных самооценок во всех сферах, кроме сугубо интеллектуальной. Именно здесь, в сфере, где их наиболее низко оценивают учителя, дети, знакомые с отметками, уже ясно знают о своем отставании от сверстников в интеллектуальной сфере; дети, не вкусившие отметок, чувствуют себя относительно комфортно: их интеллектуальная самооценка продолжает выполнять защитную функцию. В остальных сферах самооценивания "наименее умные" гораздо более адекватны. Иными словами, самосознание этих детей не вовсе искажает реальность в угоду положительной "Я-концепции", но действует чрезвычайно избирательно.
4. Группы самооценочного риска
Говоря об оценочных взаимоотношениях учителя с учениками, мы должны особенно бережно относиться к детям, попадающим в группы оценочного риска. Прежде всего, это ученики, которых учителя оценивают как "наиболее и наименее умных" (то есть те школьники, которые, по мнению учителей, в своем умственном развитии обгоняют класс и нуждаются в более интенсивном обучении, и те, кого учителя определяют как интеллектуально "отстающих" от класса). У первых есть риск зазнаться и почить на лаврах или заскучать и тоже снизить активность на уроках, что через несколько лет может привести к серьезным учебным трудностям. Вторые могут слишком рано почувствовать себя безнадежными неудачниками (в учебе), забросить учебу и попытаться компенсироваться в других, неучебных сферах жизни.
Другую группу риска составляют ученики, которые сами себя оценивают крайне высоко или крайне низко. Первые склонны к самоуспокоению, они игнорируют любую информацию о неуспехе и не стремятся к совершенствованию. Вторые склонны слишком легко впадать в уныние, они опускают руки и отказываются от каких-либо усилий при малейшей, пустяковой неудаче.
Иными словами, дети из групп оценочного риска - это те, кто отказывается от учебной активности по различным самооценочным причинам. О том, какая система оценочных взаимоотношений в классе менее опасна для детей из групп риска, мы судили по данным лонгитюдинального исследовани одних и тех же детей, чьи самооценки измерялись дважды: в середине первого года обучения и ровно через год - во втором классе. В таблице 6 приведены данные о детях, которых их учител оценили и в первом, и во втором классе как "наиболее и наименее умных". Выше мы показали, что "наиболее умные" склонны к заниженной самооценке, а "наименее умные" - к завышенной.
Таблица 6. Количество шкал (из 16 возможных), по которым у "наиболее умных" детей общая самооценка выше, чем у "наименее умных" детей.
1 класс | 2 класс | |
безотметочное обучение | 5 | 6 |
обучение с отметками | 6 | 15* |
Из данных таблицы 6 видно, что год обучения в безотметочной школе не повлиял на уровень эмоционального благополучия тех детей, которых учителя оценивают как "наименее умных". Эти дети продолжают высоко себя оценивать, они не почувствовали себя плохими, нелюбимыми, отвергаемыми, существенно уступающими своим одноклассникам.
В ситуации обучения с отметками картина прямо противоположная: если в первом классе "наименее умные" оценивали себя в основном выше, чем "наиболее умные", то через год "наименее умные" оценивают себя намного хуже, чем "наиболее умные". Иными словами, дети, которых учителя оценивают как "наименее умных", пришли в школу, ощущая себя нормальными людьми, но через год их самоощущение изменилось: они ясно почувствовали свою второсортность. Трудно предположить, что это произошло без влияни отметок - этого главного инструмента публичного различения школьников на плохих, хороших и лучших.
ВЫВОД 7. При обучении с отметками возрастна динамика самооценок детей на первый взгляд больше соответствует реальности. Те, кого учителя считают "наименее умными", через год обучения тоже признают себя таковыми. Те, кого учителя считают "наиболее умными", через год обучения считают себя лучше своих одноклассников по всем характеристикам. Создается впечатление, что отметка очень быстро и очень успешно разрушает защитную функцию самооценки, делая ее более реалистичной. Открытым
Далее... | Назад Оглавление Каталог библиотеки |