Назад | Далее Оглавление Каталог библиотеки |
группы. "Наиболее умными" здесь будут условно называться те ученики, чей ум учител оценили как существенно превышающий средний уровень класса.2 "Умными" мы назвали тех, чьи умственные способности учител оценили как превышающие средний уровень класса3, "менее умными" - тех, чьи умственные способности учителя сочли ниже среднего в классе4. "Наименее умными" мы условно назвали тех, кого учителя оценили как существенно уступающих по уму своим одноклассникам5. Данные таблицы 2 показывают, что практически все группы учеников чувствуют себя эмоционально комфортней в ситуации безотметочного обучения. Исключение составляют "наименее умные" первоклассники. Впрочем, именно эта группа детей имеет наиболее высокую самооценку в своих классах, то есть вовсе не чувствует себя хуже других (см. таблицу 5).
Таблица 2. Число шкал (из 16 возможных), по которым дети из безотметочной школы оценили себ выше, чем дети, получавшие отметки
учительская оценка умственных способностей детей | 1 класс | 3 класс |
"наиболее умные" | 11* | 14* |
"умные" | 12* | 14* |
"менее умные" | 15* | 12* |
"наименее умные" | 8 | 15* |
По критерию знака отмеченные звездочкой различия значимы с вероятностью не менее 95%.
ВЫВОД 3. Учительские оценки, как имплицитные, так и эксплицитные, безусловно влияют на самооценку 7-10-летних детей. Приведенные выше данные говорят о том, что большее эмоциональное благополучие детей в условиях безотметочного обучения ощущают все дети, вне зависимости от того, как учителя оценивают их умственные способности. Особенно четко эта тенденци прослеживается в 3 классе, когда накоплен уже значительный опыт оценочных взаимоотношений с учителем.
Сравнение высоты самооценок учеников, которые по-разному оценивают собственные умственные способности. Гипотеза о большем эмоциональном благополучии детей в системе безотметочного обучения подтверждается и в том случае, если каждый класс разделить на группы по тому, как сами дети оценивают свои умственные способности, то есть по уровню самооценки по шкале УМНЫЕ - ГЛУПЫЕ (см. таблицу 3). На основе самооценок детей по этой шкале каждый класс был разделен на следующие четыре группы:
дети, у которых очень высокая самооценка по шкале "умные -глупые" (выше чем m + s );
дети, у которых высокая самооценка по шкале "умные -глупые" (выше m , ниже m +s );
дети, у которых низкая самооценка по шкале "умные -глупые" (ниже m , выше m -s );
дети, у которых очень низкая самооценка по шкале "умные -глупые" (ниже чем m -s ).
Таблица 3. Число шкал (из 16 возможных), по которым дети из безотметочной школы оценили себ выше, чем дети, получавшие отметки
самооценка ребенка по шкале "умные - глупые" | 1 класс | 3 класс |
очень высокая | 11 | 13 |
высокая | 14 | 13 |
низкая | 15 | 14 |
очень низкая | 14 | 13 |
По критерию знака все различия значимы с вероятностью не ниже 95 %.
ВЫВОД 4. Самооценка своих умственных способностей существенно влияет на эмоциональное благополучие человека в ситуации обучения. Мы показали, что при безотметочном обучении эмоциональное благополучие детей выше вне зависимости от того, как они сами оценивают свои умственные способности.
2. Адекватность интеллектуальных самооценок младших школьников.
Адекватность самооценок или их соответствие реальным достижениям ученика, поступкам и/или мнению экспертов об этих достижениях считается едва ли не главным признаком здоровой, развитой самооценки (Захарова, 1993).
Для того, чтобы выделить в каждом классе группы детей с адекватной и неадекватной самооценкой, вычислялись два показателя: (1) m - среднее значение разницы между детской самооценкой по шкале "умные -глупые" и учительской оценкой ребенка по той же шкале, (2) s - стандартное отклонение от среднего. Дети, у которых разница между учительской оценкой и самооценкой не выходила за границы стандартного отклонения от среднего по классу, относились к ученикам с "адекватной самооценкой". Остальные дети были отнесены в группу учеников с "неадекватной самооценкой". В таблице 4 приведены данные об отношении учителей к детям с адекватной самооценкой своих умственных способностей.
Таблица 4. Число детей с адекватной самооценкой по шкале "умные - глупые", чьи умственные способности по-разному оценены учителями.
класс | тип оценивания | учителя оценивают ребенка с адекватной самооценкой по шкале "умные - глупые" | |
выше среднего | ниже среднего | ||
1-ый | без отметок | 64% а | 36% |
1-ый | с отметками | 25% в | 75% |
3-ий | без отметок | 61% а | 39% |
3-ий | с отметками | 38% в | 62% |
Разными буквенными индексами обозначены показатели, достигающие значимых различий по критерию c 2.
Для первых классов различия между разными системами оценивания значимы с вероятностью не менее 99,5%, для третьих - 92%. В третьих классах высоко значимы различия только по группе учеников, оцениваемых учителями как "наименее умные": при безотметочном обучении лишь 7% третьеклассников, отнесенных учителями в эту низшую группу, оценивают себя адекватно, то есть понимают степень своего отставания от одноклассников. При обучении с отметками таких детей 31%.
ВЫВОД 5. При безотметочном обучении дети, которых учителя считают "более умными", оценивают свои умственные способности более адекватно, чем "менее умные" (то есть знают о том, что они умны и что таковыми их считают учителя). При безотметочном обучении дети, оцененные учителями как "менее умные" оценивают свои умственные способности менее адекватно (то есть не знают о том, что они не особенно умны или что их учителя считают их не слишком умными). Данные таблицы 5 показывают, что в этой проблемной группе учащихся преобладают завышенные самооценки, то есть представлени этих детей о своем уме оптимистично.
При обучении с отметками вырисовываетс обратная тенденция: дети, которых учител считают "более умными", склонны (особенно в первом классе) оценивать свои умственные способности неадекватно низко, они не знают о том, что они умны и что таковыми их считают их учителя (см. таблицу 5). Дети, оцененные учителями как "менее умные" оценивают свои умственные способности более адекватно (то есть знают о том, что они не особенно умны и что их учител считают их не слишком умными).
3. Неадекватно завышенные и заниженные интеллектуальные самооценки младших школьников.
О склонности детей занижать или завышать свои умственные способности можно судить по данным таблицы 5. Цифры, приведенные в этой таблице, указывают процент детей с неадекватно заниженной или завышенной самоооценкой своих умственных способностей в группах, выделенных на основе учительских оценок детей по шкале "умные - глупые".
Таблица 5. Число детей с неадекватно завышенной или заниженной самооценкой по шкале "умные - глупые", чьи умственные способности
Далее... | Назад Оглавление Каталог библиотеки |