Назад | Оглавление Каталог библиотеки |
школе локализована только в интеллектуальной сфере. В других сферах они гораздо более адекватны. Это означает, что самосознание этих детей не вовсе искажает реальность в угоду положительной "Я-концепции", но действует чрезвычайно избирательно, экранируя их от болезненных уколов реальности только в наиболее уязвимой сфере интеллектуальной (не)успешности. Иными словами, самооценка этих детей продолжает выполнять свою защитную функцию только в той сфере, где дети действительно нуждаются в защите. Продолжая высоко себя оценивать, они не почувствовали себя плохими, нелюбимыми, отвергаемыми, существенно уступающими своим одноклассникам. В ситуации обучения с отметками картина прямо противоположна: если в 1 классе "наименее умные" оценивали себя в основном выше, чем "наиболее умные", то через год они уже ощущают себя людьми "второго сорта".
Рассмотрение самооценок в этой группе оценочного риска привела нас к неожиданному заключению: говоря о необходимости воспитывать АДЕКВАТНУЮ самооценку у младших школьников, педагоги и психологи не уточняют, о каких именно младших школьниках идет речь. Если речь идет о детях, которых учителя считают наиболее "слабыми", чья успеваемость действительно дает основания для таких мнений, то надо ясно понимать, что означает адекватность их самооценки. Оценивая себя адекватно, эти дети будут ясно сознавать, насколько они отстают от своих одноклассников, насколько они не соответствуют ожиданиям учителей и родителей... Следует ли стремиться к такой адекватности?
ЛИТЕРАТУРА
Назад Оглавление Каталог библиотеки |