НазадОглавление     Каталог библиотеки

индивидуальную деятельность, выполняемую индивидуальным субъектом.

Коллективную деятельность, выполняемую коллективным субъектом, и в особенности - индивидуальным субъектом, подробно описал Владимир Библер в ряде своих работ. А вот срединная часть, кстати, в связи с идеями деятельности, идеального плана и воображения, хорошо выражена у Ильенкова. Обращение людей друг к другу и к самому себе тоже упоминается во многих работах, но сцепить это обращение в целостную клеточку деятельности пришлось только мне. Это не значит, что я изобретатель, но в целом схема такова.

Иногда говорят: индивидуальной деятельности не может быть, если в ее зародыше не было коллективной деятельности. А ведь мы видим коллективные виды деятельности, где момент индивидуальной деятельности обнаруживается. Правильно. Это сложные виды деятельности, коллективной деятельности - но сложные. А это абстрактная схема. Но любая индивидуальная деятельность имеет истоки в коллективной деятельности, во всяком случае, в онтогенезе. Но, мне кажется, и в истории.

Поэтому для выяснения единицы сознательной деятельности обязательно использование термина и серьезного понятия интериоризации. Этот термин ни к чему не обязывает, кроме одного: нужно проследить процесс превращения коллективной деятельности в индивидуальную. Такая ставится научная полидисциплинарная задача.

Следующий вопрос, на котором я остановлюсь, и очень кратко: а где же психологический момент в этой клеточке?

Психологический аспект нужно искать в другом месте. Я в некоторых экспериментальных работах со своими коллегами уже описывал бегло природу этого психологического аспекта, но сколько-нибудь подробно мне не удавалось на этом останавливаться, потому что я все время занят своей учебной деятельностью, кстати, тоже в полидисциплинарном плане.

Но момент психического нужно искать в процессе перехода от животных к человеку. Психическое, психика есть еще у животных. И суть психического, по-моему, в поиске животным или человеком того, что возможно. Психическое и психика, повторяю, и у животных, и у человека имеет единую природу: ориентация в мире возможностей и использование этих возможностей для достижения своих целей.

Но поиск осуществляется в процессе опробования. Опробование есть у животных, у человека опробование тоже есть, но вот в человеческой деятельности опробование осуществляется при обращении, в попытках решать задачу в идеальном плане, - все это опробование как способ поиска.

В отношении животных я не могу сказать, есть ли то, что я сейчас назову. Но у человека уж явно есть и изучено довольно подробно. Исходная закономерная функция психического (если исходная, значит, и у животных это есть; но для меня это только гипотеза): всегда осуществляется процесс перехода от сукцессивного к симультанному выполнению тех или иных операций или (у человека) - действий.

У нас это подробно изучено в направлении Ломова, в Психологическом институте Шехтера, на психологическом факультете подробно рассмотрено учеником Гальперина Подольским, в некоторых моих экспериментальных работах (они опубликованы), Зинченко подробно изучал эти закономерности при исследовании сенсорики, Андрей Владимирович Брушлинский в своих работах по мыслительным процессам. Я могу назвать еще и справа от меня сидящую Диану Борисовну Богоявленскую и ее изучение креативности.

Это, практически, есть у подавляющего большинства психологов, только одни специально выделяют этот аспект, а другие оставляют как бы фоном, важным, но фоном.

Например, мистер Шехтер, Марк Шехтер сделал из этого особый щит. Тех, кто не обращает внимания на его статьи, он обличает в том, что они не знают подвигов современного психолога Марка Шехтера. А это действительно подвиг, если на этом все время акцентировать внимание, но, правда, в результате можно, извините, сойти с ума; может, фон здесь действительно необходим. Подавляющая часть психологов, конечно, эту закономерность так или иначе описывает и с ума не сходит.

Конечно, во всех моментах клеточки деятельности - поиске, опробовании, превращении сукцессивного в симультанное - есть ведь сам индивидуальный субъект, это есть чистая симультанность в отношении к сукцессивности коллективного субъекта, коллективной деятельности. То, что иногда делает коллектив, в данном случае, отдельный существенный момент делает один человек. Но, повторяю, я постоянно настаиваю: проблема деятельности, понятие деятельности носит полидисциплинарный характер. Здесь нужно выделить философскую, социологическую, культурологическую, психологическую, физиологическую части. И поэтому разговор о деятельности вообще не обязательно связан с профессией психолога. Но, вместе с тем, связан, потому что так получилось в истории, что на деятельность особое внимание обращали, уже в Советском Союзе, наши выдающиеся психологи. Так получилось исторически.

Изучение природы психического, природы поиска, природы опробования, сукцессивного-симультанного, собственно психологического - это уже психологический аспект, который можно рассматривать в любой клеточке и в целом в деятельности.

Вот о чем я хотел вам сегодня рассказать, потом я все это расшифрую, максимально понятно, и отдам в "Психологический журнал". А особая статья будет о поиске, об опробовании, о сукцессивности_симультанности, - словом, о психологической стороне любой деятельности.


Назад     Оглавление     Каталог библиотеки