В 1970 г. мелкий издатель в Моабе, штат Юта, выпустил книгу малоизвестного автора, Хью Пратера. Без продавцов, без рекламы - только благодаря молве - ЗАМЕТКИ ДЛЯ СЕБЯ в скором времени были распроданы почти в миллионе экземпляров.
Чтение "Заметок для себя" является одним из тех редких опытов, что случается только однажды за много-много лет. Издатель, который натолкнулся на эту книгу, сказал: "Я впервые читал рукопись Пратера поздней ночью, будучи уставшим, но к моменту окончания ее чувствовал себя отдохнувшим и оживленным. С тех пор я перечитал ее много раз, и она говорит мне сейчас даже еще больше". Эта книга служит основой для исследования читателем свой собственной жизни и сокровищем полных мысли и прозорливости подсказок.
(С) 1970 Real People Press
(С) 1995 Е. Н. Волков - перевод на русский
язык, редакция.
*** Она может умереть до утра. Но я был с ней четыре года. четыре года. Я нисколько не буду чувствовать себя обманутым, если ее не будет у меня на следующий день. Я не заслужил ее и на одну минуту, знает бог. И я могу умереть до утра. что я должен сделать, так это умереть сейчас. Я должен принять справедливость смерти и несправедливость жизни. Я прожил хорошую жизнь - продолжительнее, чем многие, лучше, чем большинство. Тони умер, когда ему было двадцать. Мне уже тридцать два года. Я не могу просить для себя еще один день. что я сделал, чтобы заслужить рождение? Это был подарок. Я есть я - это чудо. Я не имею права ни на одну минуту. Некоторым дается единственный час. А мне уже тридцать два года. Немногие могут выбрать, когда им умирать. Я выбираю принять смерть сейчас. С этого момента я отказываюсь от моего "права" жить. И я отказываюсь от моего "права" на ее жизнь. Но уже утро. Мне дан следующий день. Еще один день, чтобы слышать, читать, вдыхать запахи, ходить пешком, любить и восхищаться. Я живу еще один день. Я думаю о тех, кто не дожил.
*** Сегодня я все хочу делать только для того, чтобы делать это, не делая ничего другого. Я не хочу делать что-либо хорошее для других, чтобы быть самому "хорошим". Я не хочу работать, чтобы делать деньги, я хочу работать, чтобы работать. Сегодня я не хочу жить для чего-то, я хочу жить.
*** Моя молитва такова: я буду тем, что я буду, и я буду делать то, что я буду делать. Все, что я хочу делать, что мне нужно делать, - это оставаться в ритме с самим собой. Все, что я хочу, так это делать то, что я делаю, и не пытаться делать то, что я не делаю. Только делать то, что я делаю. Только хранить мир с самим собой. Только быть тем, чем я буду. "Я буду тем, чем я буду, - но я сейчас есть то, что я есть, и именно здесь я буду прилагать свою энергию. Мне нужна вся моя энергия, чтобы быть тем, что я есть сегодня. Сегодня я буду работать в ритме с самим собой, а не с тем, чем я "должен быть". И чтобы работать в ритме с самим собой, я должен сохранять настроенность на себя. Бог открыл свое имя Моисею, и оно было: Я ЕСТЬ ТОТ, КТО Я ЕСТЬ.
*** Я убежден в том, что эта тревога возникает в моей жизни из напряжения между тем, чем я "должен быть" и тем, что я есть. Моя тревога происходит не от размышления о будущем, а от желания контролировать его. Кажется, это начинается каждый раз, как только я допускаю мысль "Я хочу стать" в свое сознание. Это напряжение между моим желанием контролировать то, чем я буду, и признанием того, что я это не смогу. "Я буду тем, чем я буду" - где здесь тревога? Тревога - результат того, что я могу не достичь той мысленной планки, которую установил только что для себя. Наиболее сильно я чувствую смерть, когда почти достигаю того, что другие ожидают от меня; тогда смерть грозит отчленением меня от меня самого, потому что "меня" еще нет.
*** Я не могу "давать мою оценку" на все времена - эти концепции вообще исключены. "Длящийся эффект" - противоречащий себе термин. В будущем не существует ни значения (смысла), ни меня. Ничто не имеет смысла (значения) "окончательно". Ничто даже завтра не значит то же самое, что значило сегодня. Значение меняется с контекстом. Мой смысл находится здесь. Достаточно, что я ценю что-то сегодня. Достаточно, что я отличаю (выделяю) (что-то) сейчас.
*** "Что я хочу сделать в жизни?". "Что является моей целью?". Я предполагаю, что у меня есть причина для жизни, что моя жизнь имеет направление (цель). Но возможно, мы двигаемся в том же одном-единственном направлении, что и история [у нас нет других направлений движения, кроме того, в котором движется история]. Предположение, что я направлен к чему-то, подталкивает меня к желанию оправдать мои прошлые действия и не планировать будущее [игнорировать, устранять]. Причина, по которой я не хочу вести машину, ждать в очереди, быть на побегушках и т.д., в том, что подсознательно я верю, будто у меня есть судьба и что, следовательно, эта мирская забота является потерей времени, поскольку не вносит вклад в ту "важную работу", которую я должен сделать до того, как умру.
*** Для меня способ жить - не иметь никакого способа. Моя единственная привычка должна быть отсутствие привычки. Потому что я поступил таким образом прежде, то это достаточная причина не делать так сегодня.
*** Время есть изменение, следовательно, когда я делаю нечто непривычное, то буквально расходую больше времени в час. Привычное означает меньше времени, потому что содержит меньше изменений. Следовательно, я могу удлинить мою жизнь, пребывая вне доктрин и привычек.
*** Исповедь - это часто бегство от изменения. Если я в чем-то исповедуюсь, я не должен принимать ответственность за изменение этого: "Я исповедуюсь. Это вне моего контроля". Так подменяется бремя: "Вы услышали об этом и что вы теперь собираетесь делать с этим?"
*** Почему я сужу о своем дне по тому, как много я "совершил"?
***Я живу не в лаборатории: у меня нет способов узнать, какие результаты
будут иметь мои действия. Проживать свою жизнь для результатов означало бы
приговорить себя к постоянной фрустрации и повесить над своей головой угрозу,
что смерть может в любой момент сделает мое проживание напрасным. Мое
единственное надежное вознаграждение находится в моих действиях, а не
появляется после них. Качество моего вознаграждения заключается в глубине
моего отклика, важности той части меня, исходя из которой я действую.
Поскольку результаты непредсказуемы, ни одна из моих попыток не обречена
на неудачу. И даже неудача (ошибка) не принимает ту форму, которую я
воображаю. Самая реалистическая установка для меня по отношению к будущим
последствиям, которую мне стоит иметь, такая: "интересно будет увидеть, что
случится". Возбуждение, уныние и скука предполагают знание о результатах,
которого у меня не может быть.
***Прошлое закончилось, а будущего еще нет - поэтому мои желания должны
быть направлены на и для настоящего. "Я надеюсь, что сброшу вес" означает, что
именно сейчас я испытываю чувство неудовлетворенности, потому что реальность
моего тела и образ, в котором я представляю себе себя, кон-фликтуют.
Представление, что мои желания относятся к чему-то в будущем, препятствует мне
принять ответственность за них сейчас, а что еще хуже, заставляет меня не
планировать свое завтра.
Часто желания, что я отношу к будущему,
базируются на нереалистических концепциях меня самого, которые я хочу
осуществить. "Я хочу разработать теорию реальности, основанную на предзнании"
- это желание быть собой или желание осуществить некий желательный образ себя?
Я есть все то, что я есть в настоящем. Чем я желал быть или думал, что обязан
быть, должно быть рассмотрено в будущем.
***Перфекционизм (стремление к совершенству) есть медленная смерть. Если
все оказывалось бы именно тем, что мне хотелось, именно так, как я
спланировал, то я никогда бы не испытал ничего нового; моя жизнь была бы
бесконечным повторением банальных успехов. Когда я совершаю ошибку, то
приобретаю опыт чего-то неожиданного.
Иногда я реагирую на совершение
ошибки как на измену самому себе. Мой страх совершения ошибки кажется
основанным на скрытом предположении, что я потенциально совершенен и что если
я всего лишь буду очень осторожен, то не упаду с небес.
Но "ошибка" есть
проявление способа моего бытия собой, толчок к тому пути, которым я хочу
следовать, напоминание о том, что я не согласуюсь с фактами. Когда я
прислушивался к своим ошибкам, я рос.
***Когда я вижу, что делаю нечто неправильно, то обнаруживается часть меня, которая желает действовать прежним способом и даже начинает выискивать основания, чтобы оправдать такое продолжение.
***Верный способ для меня столкнуться с бедственным опытом - сделать что-то потому, что "это будет хорошо для меня".
***Когда я впервые стал пробовать быть собой, то временами чувствовал себя
в ловушке своих чувств. Я думал, что примирился с чувствами, которые у меня
были, что я не смогу изменить их, и не попытаюсь изменить, даже если смогу. Я
видел много негативных чувств в себе, которых не хотел, и при этом чувствовал,
что я должен выражать их, если собираюсь быть самим собой.
С тех пор я
обнаружил, что мои чувства изменились и что я могу руководить их изменением.
Они изменились просто потому, что я стал о них беспокоиться. Когда я признал
свои чувства, они стали более позитивными. И они изменяются, когда я выражаю
их. Например, если я говорю человеку, что он мне не нравится, я обычно
отношусь к нему лучше (после этого).
Вторая вещь, которую я обнаружил, что
мое нежелание выражать негативное чувство является чувством в себе, частью
меня, и если я больше хочу не выражать негативное чувство, чем хочу это
сделать, тогда я более буду самим собой, не выражая его.
***Принять то, что есть. Это то, что требуется. Принять реальность такой, как она существует для меня сейчас. До недавнего времени я беспокоился по каждому малейшему решению - чтобы мне одеть? - чего мне не стоит есть? - закрыл ли я дверь? - не волнуюсь ли я слишком много? Теперь же эта тревога является моей реальностью.
***Не борись с фактом, сообразуйся с ним.
***Способ быть наиболее полезным другим людям заключается для меня в том, чтобы делать то, что именно сейчас было бы наиболее полезно мне.
***Критика, которая осуждает почти всех, есть критика, отражающая мое самоосуждение.
***
"Все, что я хочу от тебя - принять меня таким, какой я есть".
"Да, и все, что я хочу от тебя - принять меня, не принимающего тебя".
***Я не могу предположить, что эта женщина хочет секса со мной просто
потому, что я хочу секса с ней, но я могу открыть свои глаза и увидеть, есть
ли у нее желание, и обоснованно рискнуть и спросить ее - не пытаясь
предопределить ее ответ построением моего вопроса.
Если она может выбрать
любого мужчину, которого пожелает, то, вероятно, не выберет меня, но я был
весьма привлекателен для многих женщин, далеких от идеала и знавших об этом.
Вопрос не в том, каков я на фоне всех мужчин. Вопрос в том, являюсь ли я
сексуально привлекательным для этой женщины в это время. "Сексуален ли я как
черт, или полноват?" - на этот вопрос нет ответа, но "Как я ей кажусь?" ответ
может иметь. Чтобы получить ответ, я должен смотреть на нее, а не на себя.
***Если мое сексуальное желание женщины столь сильно и устойчиво, что нарушает мое общение с ней, тогда я могу доставить и ей, и себе удовольствие, сказав об этом. Я делал так несколько раз в своей жизни и в каждом случае чувствовал, что женщина принимает это (хотя однажды это не понравилось мужу). Некоторые удивляли меня тем, что говорили о таком же чувстве ко мне, некоторые не испытывали ко мне влечения, одна женщина промолчала. Но во всех случаях, кроме последнего, наше общение казалось намного свободнее после этого.
***Я ощущаю себя чувственно привлеченным к Лие, когда она входит в дверь с Биллом. Теперь, если я открыт, если я расширил свое осознание, включив присутствие Билла, присутствие Гэйл, мои эмоции и т. д., тогда мой ответ будет в ритме с ситуацией как целым. Только пока я ментально (психически) близорук, мои действия (поступки) становятся чрезмерными или ограниченными.
***Мне не нравиться, как я веду себя по отношению к Алисе. Я видел перед собой очень привлекательную женщину и, однако, постоянно вел себя как бесполый "хороший парень". Когда я чувствую, как мужчина, я хочу и действовать, как мужчина, а не как вежливый евнух.
***Ты говоришь, что хочешь быть мне другом. Я знаю, что ты подразумеваешь, что хочешь иметь от-ношения с моим сознанием, но не с моим телом. Я могу понять это и не буду просить тебя, чтобы ты относилась ко мне так, как ты не хочешь. Но я также отказываюсь кастрировать себя ради твоей претензии. Если ты хочешь иметь меня в качестве друга, ты должна принять и мой пенис вместе со мной.
***Какая разница между "Я хочу пищу" и "Я хочу секса"?
Согласие.
***Пока я тебе что-то даю (даже "любовь"), у меня нет необходимости тебя замечать.
***Дело не в том, что нет зла, несчастных случаев, уродств, мелочности, ненависти. Дело в том, что есть более широкий взгляд. Зло существует в частности. Совершенство существует в целом. Противоречие видится при близорукости. И я могу выбрать этот широкий взгляд - не потому, что я всегда должен, - но я всегда могу.
![]() |
![]() |